План по ознакомлению с родным городом. Перспективный план по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ.
Разработала и составила Гвоздикова С.П., учитель-дефектолог
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ЭКСКУРСИИ
Сентябрь
1.Район, в котором ты живешь.
2.Новороссийск и явления общественной жизни. День города.
Закрепить представления детей о районе, в котором они живут. Вспомнить названия близлежащих улиц. Воспитывать умение ориентироваться на улице.
Учить принимать участие в общественной жизни города. Формировать коммуникативные навыки и умения. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества.
Беседы, наблюдения.
Участие в конкурсах, концертах, рассказы педагога о праздничных мероприятиях, рассматривание иллюстраций.
По ул. Энгельса, Л.Толстого, Исаева.
По празднично украшенной улице, посещение парадов и других праздничных мероприятий.
1.Улица полна неожиданностей.
2.Район, в котором ты живешь.
Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья детей.
Познакомить детей с другими близлежащими к детскому дому районами, их достопримечательностями и особенностями. Учить наблюдать, сопоставлять. Развивать любознательность.
Рассматривание иллюстраций, дорожных знаков. Чтение стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход». Чтение и беседа по содержанию учебного пособия В.Рублях «Правила дорожного движения». Сравнение зданий по назначению и внешнему виду (библиотека, магазины различного назначения, аптека, музей, школа, почта и т.д.).
На перекресток, к светофору.
По главной улице – Советов.
Ноябрь
1.Мы живем в городе
2.История моего города
Закрепить знания о происхождении названия города, знакомых улиц. Познакомить с особенностями расположения города. Познакомить с панорамой города. Воспитывать любовь к городу. Развивать любознательность, умение наблюдать.
Познакомить с историей основания города, с историей становления, с гербом, флагом и гимном. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Беседы с научными сотрудниками «Исторического музея-заповедника», наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий.
По городу, на Мархотский хребет (панорама города).
Исторический музей-заповедник в зал «Археология», «Старый Новороссийск»
Новороссийск – город-труженик
Дать знания о том, чем славится родной город. Промышленность: от прошлого к настоящему. Знакомство с новыми профессиями. Воспитание чувства уважения к людям труда.
Цементный завод «Пролетарий», музей цементной промышленности, элеватор, НМТП.
Январь
Мой любимый город.
Познакомить детей с культурными и спортивными центрами. Учить видеть красоту родного города. Учить любить и желание беречь свой город.
Беседы, наблюдения, рассматривание фотографий.
Театр, стадион «Труд», парк им В.И.Ленина, аквапарк, детская спортивная школа.
Февраль
Воинские части города
Дать представления о службе солдат в мирное время. Воспитывать чувство уважения к людям в военной форме; стремление защищать Родину.
В/ч «ВДД», «Пограничников»
Моя малая родина - Новороссийск
Познакомить детей с богатством родного города (полезные ископаемые, сельское хозяйство). Воспитывать чувство уважения к людям труда. Показать значимость их труда для жизни людей.
Наблюдения, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание фотоальбома «Мы и окружающий мир».
Элеватор, хлебопекарня, хлебозавод, Черномортранснефть, цементный завод.
Апрель
Все профессии важны, все профессии нужны.
Расширять представления о различных видах профессий. Показать значимость каждой профессии для жизни людей.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Знакомимся с профессиями»
Мебельная фирма «Черноморец», магазины различного назначения, поликлиника, школа, детский сад, парикмахерская, аптека и т.д.
Военное прошлое города.
Дать знания о том, как воины-солдаты защищали наш город в годы ВОВ. Познакомить с тем, как люди хранят память о воинах-освободителях (называние улиц в честь героев, открытие памятников т.д.)
Встречи с ветеранами, рассматривание альбома «Победа», чтение художественной литературы, просмотр телепередач.
Возложение цветов к памятникам, панорамы исторического музея-заповедника, памятник-ансамбль «Малая Земля», батарея Зубкова, Аллея Героев, памятник Л.И.Брежневу.
Июнь
Транспорт города
Познакомить детей с видами городского и междугородного транспорта
Рассматривание фотоальбома «Виды транспорта»
Троллейбусное депо, автовокзал, железнодорожный и морской вокзалы.
Приложенные файлы
Авторы:
Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт:
город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации:
12.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
во 2 ой младшей группе
Форма работы
Цели
Сентябрь
1.Беседа на тему: «Кто ты?»
тему: «Кто
рядом с нами»
3.Беседа на тему: «Мой дом - моя
Сюжетно-ролевая
5. Дидактическая игра «Мое имя»
6.Фотовыставка «Моя семья»
1 . В о с п и т ы в а т ь
дружелюбное
отношение
общаться, дружить.
Обогащать представление детей
о себе и своих сверстниках; учить
различать людей по полу, возрасту,
индивидуальным
особенностям.
вспомнить,
семья это все, кто живет вместе с
ребенком.
3.Повторить с
р од с т в е н н и ко в
(р о д и т е л е й,
Воспитывать
любовь и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4.Продолжать повторять с
б л и з к и х
р о д с т в е н н и к о в,
воспитывать
своей семьи.
5.Содействовать
облегчению
адаптационного периода, создание
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциона льной
о б с т а н о в к и.
Закреплять знания детей имен.
блегчение
адапт ационного
периода, создание благоприятной,
социально-эмоциональной
обстановки.
Закреплять
называть
р о д с т в е н н и ко в,
Воспитание любви к членам своей
мои соседи»
Рассматривание иллюстраций.
2. Беседа на тему: «Нас окружают
разные дома»
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»
1.Формирование представлений об
улице, ознакомление с различными
видами улиц.
представление
больших и маленьких постройках
(домах различных конструкций).
3.Развивать
распределять
обязанности
дому (убирать
4. Выставка фотографий «Улица
на которой я живу»
Составление
(Фотографии
детей у себя дома, во дворе.)
5. Рисование на тему: «Моя
игрушки, помогать накрывать на
стол и т. д.)
4 .Развит.
коммуникативных
ф о т о г р а ф и и.
П р о д о л ж а т ь
знакомить детей с таким понятием
как улица.
5.Воспитывать в детях гуманные
чувства по отношению к своему
дому, улице.
1. Беседа на тему: «Мой детский
2 . Б е с е д а
домашний адрес»
3. Прогулка «Двор детского сада»
4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я
«Детский сад»
5.Создание коллажа: «Домик –
сад" (с фотографиями
воспитанников)
1.Познакомить детей с некоторыми
помещениями
детского
рассказать об их назначении; дать
профессиях
работающих в детском саду, учить
ценить их труд и заботу.
2.Беседа о необходимости знания
домашнего адреса, а также адреса
детского сада: в городемного улиц
название,
каждого дома свой номер.
Знакомить
участками
дет ского
в о с п и т ы в ат ь
желание поддерживать порядок на
участках,
относится
оборудованию
участков,
4.Воспитывать
уважения к людям труда, интерес к
профессиям.
5.В о с п и т а н и е
д р у ж е с к и х
отношений между детьми, а также
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциональной обстановки.
в городе»
Экскурсия «Природа зимой»
3. Беседа на тему: «Праздничное
украшение города»
4. «Зимние забавы»
1.Объяснить
к о т о р ы е
называются " горожане",
… которым необходимо следить за
ч и с т о т о й
к р а с о т о й
нашего города.
Знакомить
растительным миром зимой.
3.Беседа о том, как выглядит город
праздничные
новогоднее представление.
4. Организовывать вместе с детьми
подвижные игры с правилами на
Побуждать
участвовать в катании с горки на
Создание коллажа «Наш город
зимой»
украшении
построек.
Развивать
надевать
П р о д о л ж а т ь
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
характерных особенностях зимы.
наиболее
впечатлений
закрепить
представления
время года.
Беседа на тему: «Транспорт
вгороде»
2.Целевые
прогулки
р о д и т е л я м и
достопримечательным
местам города.
Беседа «Мой родной город»
Проигрывание и рассматривании
ситуации «Мы в городе»
Рассматривание
в городе».
Фотовыставка
место в городе».
1.Знакомить
транспорта.
Наблюдение
прогулке за транспортом в городе.
добраться
конца города
другого(показ
ф о т о г р а ф и й) автобусами,
маршрутными
Фотографии
транспорта в городе.
Воспитывать любовь к своему
дому, улице, городу. Воспитание у
к родному
чувства гордости за его красоту.
Беседа на тему: «День
защитника Отечества»
2.Экскурсия
комнату-музей
3.Ц е л е в а я
п р о г у л к а
б л и з л е ж а щ е й
«Экскурсия по микрорайону»
строительным материалом
«Улица, улица родная»
1. Воспитывать любовь к Родине,
з н а к о м и т ь
в о е н н ы м и
профессиями.
Р а з в и т и е познавательных
интересов
детей,
знакомство
видами военной одежды.
3.Познакомить д е т е й
микрорайоном, его объектами.
4. Развитие фантазии и творческих
с п о с о б н о с т е й
конструктивных
способностей.
Расширить и уточнить некоторые
п р е д с т а в л е н и я
расположении
улиц. (Построить
у к р а с и т ь
название.)
1.«Достопримечательности
города» - рассматривание
иллюстраций, альбомов.
первое слово»
Рассматривание фотографий
наших мам.
Пословицы и поговорки о семье.
стихотворения
Прививать
2.Средствами
э с т е т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
ф о рм и р о ват ь
сознании
с а м о г о
д о б р о г о
ч е л о в е к а.
Побуждать
восхищаться
красотой, добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о своей
Воспитывать
нравственные чувства.
1.Беседа на тему: «Труд взрослых
в родном городе
2. Прослушивание на СD гимна
1. Познакомить детей с названиями
профессий
взрослых жителей родного города.
Формировать
уважение
направленному
Формировать
Беседа на тему: «В городе День
Победы»
2 . Б е с е д а
нашего города»
Создание
нашего города»
1.Рассказать детям о нашей стране,
название.
отмечает
Р а с с м о т р е т ь
и з о б р а ж е н и я
страны, родного города.
п р е д с т а в л е н и е
реках города,
растительном
животном мире. Учить соблюдать
правила поведения возле реки.
3.Закрепить
реках города, их обитателях.
Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.
Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном городе, крае.
- Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
- Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
- Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.
Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.
В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Осень. Овощи. Фрукты |
Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года |
1) Игра «Чудесное лукошко» 2) Игра «Фрукты и овощи» 3) Смотр-конкурс «Дары осени» 4) Беседа «Осень - пора золотая» 5) Чтение худ. Литературы: А.Плещеев «Осень - пора золотая» Бальмонт «Осень» 6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень» |
Октябрь Растительный мир Марийского края |
Формирование элементарных представлений о растениях родного края |
1) Занятие: «Путешествие в марийский лес» 2) Чтение художественной литературы 3) Рассмотрение серийных открыток |
Ноябрь Животный мир Марийских лесов |
Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках |
1) Игра «Где мой дом?» 2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы) 3) Игра «Кого встретил Степка?» 4)Загадки марийского края 5) Оформление альбома «Обитатели леса» 6) Игра «Летает, плавает» |
Декабрь Марийского края |
Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним |
1) Игра «Что за птицы?» 2) Оформление альбома 3) Изготовление кормушек для зимовки птиц 4) Наблюдение за птицами 5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?» 6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках» |
Январь Праздничное украшение города |
Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках |
1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм» 2) Праздничное украшение елки 3) Рассмотрение альбома «Маски» 4) Изготовление игрушек 5) Совместная прогулка с родителями 6) Рассмотрение построек изо льда |
Февраль Зимние забавы, место отдыха детей |
Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах |
1) Оформление альбома «Зима» 2) Оформление газеты: «Мой выходной день» 3) Конкурс: «Лучший снеговик» 4) Чтение стихов, сказок про зиму 5) Рассмотрение иллюстраций |
Март Йошкар-Ола - любимый город |
Учить детей называть и любить родной город |
1) Игра «Путешествие по городу» 2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом» 3) Чтение стихов о городе |
Апрель Выходной день в родном городе |
Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…) |
1) Оформление альбома «Мой выходной день» 2) Рассматривание фото «Красивые места в городе» |
Выходной день на даче |
Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде |
1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода» 2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче» 3) Рассмотрение фото «Растения сада» |
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительный мир Марийского края |
Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей |
1) Беседа «Лесная аптека на службе человека» 2) Проект «Очаровательный сорняк» 3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» 4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края» |
Октябрь Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов |
Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни |
1) Конкурс загадок о животных 2) Настольная игра «Животные и их детеныши» 3) Рассмотрение иллюстраций 4) Классификация диких и домашних животных 5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним 6) Игра «У медведя во бору» |
Ноябрь Йошкар-Ола, знакомство с городом |
Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем |
1) Рассказ детей: «Мой выходной день» 2) Игра-путешествие по городу 3) Настольная игра «Строим город» |
Декабрь Улица, на которой расположен детский сад |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах |
1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад» 2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные» 3) Красивые уголки улицы |
Январь Улица, на которой расположен дом |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети |
1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает? 2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу» |
Февраль Государственные праздники |
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках |
1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто» 2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья 3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок |
Март Достопримечатель ности города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях |
1) Знакомство с бульварами 2) Киноафиша города 3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам» 4) Заочное путешествие к музею |
Апрель Самые красивые места города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города |
1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе» 2) Игра «Путешествие по родному городу» 3) Разучивание стихов о любимом городе |
Знакомство с рекой Кокшага |
Расширить представление детей о водоемах своего региона |
1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» 2) Рассмотрение иллюстраций 3) Прогулки по набережной реки 4) Знакомство с правилами поведения на воде |
Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительность Красной книги |
Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу |
1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу» 2) Оформление альбома «Защити растения» 3) Конкурс знатоков природы 4) Разгадай кроссворд 5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги» 6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности |
Октябрь Правила поведения на природе |
Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней |
1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину» 2) Инсценировка «Правила поведения в природе» 3) Рассмотрение знаков поведения в природе 4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу» 5)Составление правил поведения в природе с детьми 6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу» |
Ноябрь Животные Красной книги |
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека |
1) Проект: «Красная книга» 2) Игра «Мы из Красной книги» |
Декабрь Река Кокшага - легенда |
Расширить представление детей о реке |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок» 3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей 4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская» 5) Оформление альбома «Правила поведения на воде» 6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город» |
Январь Флаг и герб г. Йошкар-Ола |
Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город |
1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы» 2) Беседа «Триколор флага республики» 3) Игра «Собери герб» (пазлы) 4) Конкурс «Семейный герб» |
Февраль Знакомство с достопримечатель ностями города |
Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости |
1) Игра «Такси» 2) Аппликации «Наш город» 3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе» |
Март Народные традиции, обычаи |
Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине |
1) Знакомство с марийскими народными играми 2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем» 3) Аппликации «Марийский национальный костюм» 4) Разучивание марийских народных загадок 5) Прослушивание марийских песен |
Апрель Знакомство с марийскими писателями |
Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке 3) Конкурс стихов 4) Рассмотрение портретов марийских писателей 5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам |
Государственные праздники |
Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине |
1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества» 2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто» 3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями 5) Парк Победы |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
Перспективный план
по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом
Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
Г.Брянск-2015 г.
Тема
Программные задачи
Пути достижения программных задач
Литература
Дидактические игры, схемы, модели
Литературно-художественный и музыкальный ряд
Сентябрь
«Что такое детский сад?»
Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.
Обогащение словаря: детский сад, воспитатель, друг, дружба, «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, до свидания).
* Дидактическая игра
«Давайте познакомимся»
Цель: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.
* Дидактическая игра « Что есть в нашей группе»
Цель: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, ориентироваться в новой обстановке.
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Что такое детский сад?», А.Кузнецов «Ссора»
*Пословицы о дружбе: «Один в поле не воин», «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»
*Слушание песни В.Шаинский «Дружба»
*Рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Детский сад»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 19
Октябрь
1. «Путешествие по детскому саду»
Труд взрослых в детском саду
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада. Развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить названий профессий сотрудников детского сада.
Обогащение словаря: медицинский кабинет, медсестра, воспитатель, кухня, повар, физкультурный зал, музыкальный зал, дворник.
*Дидактическая игра « Клубочек»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.
* Дидактическая игра
«Ищем клад»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению детского сада.
* Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», Б.Заходер «Стихи о профессиях»
*Загадки о профессиях
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.60
2. «Осенние приметы»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года.
Обогащение словаря: осенний пейзаж, листопад, разноцветные листочки.
*Дидактическая игра
«Что растёт на грядке»
Цель: используя карточки-схемы загадывать и разгадывать загадки об овощах и фруктах.
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени.
*Чтение стихотворения Л.Полек «Осень в России»
*Загадки об осени, овощах, фруктах.
*Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением леса летом и осенью
*Музыка П.Чайковский «Времена года. Октябрь»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.50
Ноябрь
1. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сформировать представление об осени как времени года, о приметах осени. Формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.
Активизация слова: похолодало, листопад, разноцветные листочки: берёзовые, кленовые, дубовые, берёза – символ России.
*Дидактическое упражнение
« Путаница»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о деревьях.
* Подвижная игра
«Осенние листочки»
*Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ветром с помощью султанчиков и вертушек».
*Чтение стихотворения Н.Найдёнова «Листья золотые», Е.Трутнева «Осень»
*Загадывание загадок по теме «Осень», «Деревья».
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 29
2. Интегрированное занятие
«Мой дом»
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.
Обогащение словаря: домашний очаг, родной дом, домашний адрес.
*Дидактическая игра
«Кто где живёт?»
Цель: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.
*Дидактическая игра
«Кошка – член нашей семьи»
Цель: используя карточки-схемы составить рассказ о домашнем любимце.
* Чтение стихотворения Т.Кузовлёва «Семья», М.Тахистова «Мой дом»
*Пословицы о доме
*Рассматривание фотовыставки «Я дома»
*Организовать выставку детских рисунков «Мой дом»
* Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 27
«Дошкольное воспитание» №4 2002 стр. 69
3. «Моя семья»
Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи. Формировать этические эталоны поведения в семье. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье
Обогащение словаря: семья, родные, дорогие люди, родители, родственники.
*Дидактическая игра
«Моя семья»
Цель: с помощью геометрических фигур на коврографе изобразить свою семью и рассказать о ней.
Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласковыми суффиксами.
Составление рассказа по схеме «Какая моя мама» (используя модели)
*Поговорки и пословицы о семье
*Рассматривание альбомов «Моя семья»
*Музыка из мультфильмов на тему «Мама», «Семья»
*Пальчиковая игра - потешка «Моя семья»
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 100
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.135
Декабрь
1. «Родной город»
Формировать понятие «малая родина». Расширить знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.
Обогащение словаря: Родина, «малая родина», жилые дома, горожане, асфальтная дорога.
*Дидактическая игра
«Радио эфир»
Цель: в игровой форме закрепить знания домашнего адреса.
*Чтение стихотворения о родном городе:, Н.Грибачёв «Над десной»
*Рассматривание иллюстраций, фотоальбома о родном городе.
*Записи песен о родном городе.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 15
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 57
*Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
Январь
1.Транспорт родного города
Закрепить название родного города. Уточнить и расширить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».
Обогащение словаря:
*Дидактическая игра «Светофор» (используем макет улицы)
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения
* Дидактическая игра
«На чём едем, летим, плывём»
Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
Дидактическое упражнение «Опиши»
Цель: используя карточки-схемы составить небольшой описательный рассказ про самолёт, автобус, поезд.
*Загадывание загадок о транспорте
*Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта и автомобилей разных видов.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 17
Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
2. Прогулка по улицам города к проезжей части, светофору
«Улица полна неожиданностей»
Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: пешеходы, тротуар, мостовая для машин, проезжая часть, светофор.
Обогащение словаря: зебра, обочина (сбоку), дорожные знаки.
* Дидактическая игра
«Как быть?»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре.
*Чтение стихотворения И.Лешкевич «Светофор»
*Загадывание загадок о транспорте и светофоре
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 21
Февраль
1.Труд взрослых в родном городе
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города. Формировать уважение к труду людей направленному на благо родного города. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Обогащение словаря: профессии: учитель, рабочий, пожарный, врач, продавец, водитель, завод, фабрика.
*Дидактическая игра
«Кто что делает?»
Цель: поиск соответствующего понятия: учитель- учит детей, пожарный – тушит пожар.
* Дидактическое пособие «Назови профессию»
Цель: составить небольшой рассказ о профессии (с чем работает, и что делает?)
* Чтение стихотворения В.Берестов «Я расту», С.Чертков «Стихи о профессиях»
*Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессии.
*Пословицы и поговорки о труде.
*Загадывание загадок о профессиях.
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.58
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.61
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения»стр.68
1. Экскурсия в детскую областную библиотеку
Познакомить детей с библиотекой: для чего нужна библиотека, с её интерьером, оформлением, кто работает в библиотеке. Развивать наблюдательности и ассоциативное мышление. Воспитывать любовь и любовь к книге.
Обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, газеты, журналы, каталог, картотека.
*Дидактическая игра
«Что такое библиотека»
Цель: знакомство с библиотекой, его функциями, кто и что делает в библиотеке.
* Рассказать детям о правилах поведения в библиотеке (правила в виде пиктограмм)
*Чтение стихотворения Б.Заходер «Стихи о профессии».
**Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 107
Март
1. « Мама – первое слово »
Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная
*Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
*Дидактическое упражнение
«Какая моя мама»
Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.
*Дидактическое упражнение
«Назови чей?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
* Модель изображения лица человека «Фоторобот»
*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»
*Рассматривание фотографий наших мам
*Пословицы и поговорки о семье.
*Музыка из мультфильмов на данную тему.
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100
2. Прогулка в весенний парк
Познакомить детей с изменениями в природе. Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках весны. Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна»
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах весны.
Подвижная игра «Горелки»
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Весна», Г.Граубли «Кораблик»
*Загадывание загадок на тему «Весна»
*Приметы, поговорки, пословицы о весне.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 85
Май
1. Занятие «Экскурсия по родному городу»
Закрепить и расширить знания детей о городе (улицы, жилые дома, общественные здания и их назначения). Уточнить знания детей о правила поведения на улице, о правилах дорожного движения. Воспитывать чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: Брянск, Брянцы, земляки, светофор, дорожные знаки.
* Словесная игра «Веди себя правильно»
Цель: Закрепить знания правил дорожного движения
*Чтение стихотворений Брянских поэтов: И.Швец «Наш Брянск»,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группыПояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры
А.Н. Толстой
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.
Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.
К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.
Сентябрь
Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома района.
2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.
3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».
Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».
2 Прослушивание гимна города
3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.
4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».
Тема «Наша Родина-Красноярский край».
Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».
2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)
3 Прослушивание гимна Красноярского края
4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.
5. Разучивание национальных игр коренных народов края.
Октябрь
Тема «Осенний лес».
Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.
Планы работы:
1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»
2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».
3. Изготовления гербария.
4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.
5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».
Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.
2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»
2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.
3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».
Ноябрь
Тема «Достопримечательности нашего города и края».
Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.
2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».
3. Рисование «Высотные дома на улице».
Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».
Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»
2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.
3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.
4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».
Декабрь
Тема «Новый год».
Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.
2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».
3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».
4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.
Тема «Столица России - Москва».
Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.
Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.
План работы:
1. Беседа по географической карте России.
2. Рассматривание символики (герб, флаг).
3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».
4. Рисование «Красная площадь».
Январь
Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.
План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»
2. Цикл бесед «Где работают наши родители»
3. Творческие рассказы по картине «Металлург».
4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».
Февраль
Тема «Защитники Отечества».
Цель: познакомить детей с военными профессиями.
Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.
План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»
2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.
3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.
4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».
5. Утренник «День защитника Отечества».
Тема «Народные промыслы».
Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус
План работы:
1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.
2. Предметы быта.
3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».
5. Развлечение «В гостях у бабушки».
Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»
2. ИКТ «Весна».
3. Картины серии «Природа», «Весна».
4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».
5. Праздник «Масленица».
Апрель
Тема «Цветы» «Лекарственные растения».
Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.
План работы:
1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».
2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».
3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».
4. Рассматривание посадочного материала цветов.
Тема «Мир насекомых».
Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.
План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».
2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».
3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.
4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».
Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».
Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.
Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны
План работы:
1. Встречи с ветеранами.
2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».
4. Рисования «Защитник Родины».
Итоговое занятие – «Мой край».
Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.
Планы работы:
1. Цикл бесед о родном крае.
2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».