План по ознакомлению с родным городом. Перспективный план по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ.
Разработала и составила Гвоздикова С.П., учитель-дефектолог

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ЭКСКУРСИИ

Сентябрь

1.Район, в котором ты живешь.

2.Новороссийск и явления общественной жизни. День города.
Закрепить представления детей о районе, в котором они живут. Вспомнить названия близлежащих улиц. Воспитывать умение ориентироваться на улице.

Учить принимать участие в общественной жизни города. Формировать коммуникативные навыки и умения. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества.
Беседы, наблюдения.

Участие в конкурсах, концертах, рассказы педагога о праздничных мероприятиях, рассматривание иллюстраций.
По ул. Энгельса, Л.Толстого, Исаева.

По празднично украшенной улице, посещение парадов и других праздничных мероприятий.

1.Улица полна неожиданностей.

2.Район, в котором ты живешь.
Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья детей.

Познакомить детей с другими близлежащими к детскому дому районами, их достопримечательностями и особенностями. Учить наблюдать, сопоставлять. Развивать любознательность.
Рассматривание иллюстраций, дорожных знаков. Чтение стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход». Чтение и беседа по содержанию учебного пособия В.Рублях «Правила дорожного движения». Сравнение зданий по назначению и внешнему виду (библиотека, магазины различного назначения, аптека, музей, школа, почта и т.д.).

На перекресток, к светофору.

По главной улице – Советов.

Ноябрь

1.Мы живем в городе

2.История моего города
Закрепить знания о происхождении названия города, знакомых улиц. Познакомить с особенностями расположения города. Познакомить с панорамой города. Воспитывать любовь к городу. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Познакомить с историей основания города, с историей становления, с гербом, флагом и гимном. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы с научными сотрудниками «Исторического музея-заповедника», наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий.
По городу, на Мархотский хребет (панорама города).

Исторический музей-заповедник в зал «Археология», «Старый Новороссийск»

Новороссийск – город-труженик
Дать знания о том, чем славится родной город. Промышленность: от прошлого к настоящему. Знакомство с новыми профессиями. Воспитание чувства уважения к людям труда.

Цементный завод «Пролетарий», музей цементной промышленности, элеватор, НМТП.

Январь

Мой любимый город.
Познакомить детей с культурными и спортивными центрами. Учить видеть красоту родного города. Учить любить и желание беречь свой город.
Беседы, наблюдения, рассматривание фотографий.
Театр, стадион «Труд», парк им В.И.Ленина, аквапарк, детская спортивная школа.

Февраль

Воинские части города

Дать представления о службе солдат в мирное время. Воспитывать чувство уважения к людям в военной форме; стремление защищать Родину.

В/ч «ВДД», «Пограничников»

Моя малая родина - Новороссийск
Познакомить детей с богатством родного города (полезные ископаемые, сельское хозяйство). Воспитывать чувство уважения к людям труда. Показать значимость их труда для жизни людей.
Наблюдения, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание фотоальбома «Мы и окружающий мир».
Элеватор, хлебопекарня, хлебозавод, Черномортранснефть, цементный завод.

Апрель

Все профессии важны, все профессии нужны.
Расширять представления о различных видах профессий. Показать значимость каждой профессии для жизни людей.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Знакомимся с профессиями»
Мебельная фирма «Черноморец», магазины различного назначения, поликлиника, школа, детский сад, парикмахерская, аптека и т.д.

Военное прошлое города.
Дать знания о том, как воины-солдаты защищали наш город в годы ВОВ. Познакомить с тем, как люди хранят память о воинах-освободителях (называние улиц в честь героев, открытие памятников т.д.)
Встречи с ветеранами, рассматривание альбома «Победа», чтение художественной литературы, просмотр телепередач.
Возложение цветов к памятникам, панорамы исторического музея-заповедника, памятник-ансамбль «Малая Земля», батарея Зубкова, Аллея Героев, памятник Л.И.Брежневу.

Июнь
Транспорт города
Познакомить детей с видами городского и междугородного транспорта
Рассматривание фотоальбома «Виды транспорта»
Троллейбусное депо, автовокзал, железнодорожный и морской вокзалы.


Приложенные файлы

Авторы: Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по ознакомлению с родным городом

во 2 ой младшей группе

Форма работы

Цели

Сентябрь

1.Беседа на тему: «Кто ты?»

тему: «Кто

рядом с нами»

3.Беседа на тему: «Мой дом - моя

Сюжетно-ролевая

5. Дидактическая игра «Мое имя»

6.Фотовыставка «Моя семья»

1 . В о с п и т ы в а т ь

дружелюбное

отношение

общаться, дружить.

Обогащать представление детей

о себе и своих сверстниках; учить

различать людей по полу, возрасту,

индивидуальным

особенностям.

вспомнить,

семья это все, кто живет вместе с

ребенком.

3.Повторить с

р од с т в е н н и ко в

(р о д и т е л е й,

Воспитывать

любовь и заботливое отношение к

членам своей семьи.

4.Продолжать повторять с

б л и з к и х

р о д с т в е н н и к о в,

воспитывать

своей семьи.

5.Содействовать

облегчению

адаптационного периода, создание

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциона льной

о б с т а н о в к и.

Закреплять знания детей имен.

блегчение

адапт ационного

периода, создание благоприятной,

социально-эмоциональной

обстановки.

Закреплять

называть

р о д с т в е н н и ко в,

Воспитание любви к членам своей

мои соседи»

Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа на тему: «Нас окружают

разные дома»

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»

1.Формирование представлений об

улице, ознакомление с различными

видами улиц.

представление

больших и маленьких постройках

(домах различных конструкций).

3.Развивать

распределять

обязанности

дому (убирать

4. Выставка фотографий «Улица

на которой я живу»

Составление

(Фотографии

детей у себя дома, во дворе.)

5. Рисование на тему: «Моя

игрушки, помогать накрывать на

стол и т. д.)

4 .Развит.

коммуникативных

ф о т о г р а ф и и.

П р о д о л ж а т ь

знакомить детей с таким понятием

как улица.

5.Воспитывать в детях гуманные

чувства по отношению к своему

дому, улице.

1. Беседа на тему: «Мой детский

2 . Б е с е д а

домашний адрес»

3. Прогулка «Двор детского сада»

4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я

«Детский сад»

5.Создание коллажа: «Домик –

сад" (с фотографиями

воспитанников)

1.Познакомить детей с некоторыми

помещениями

детского

рассказать об их назначении; дать

профессиях

работающих в детском саду, учить

ценить их труд и заботу.

2.Беседа о необходимости знания

домашнего адреса, а также адреса

детского сада: в городемного улиц

название,

каждого дома свой номер.

Знакомить

участками

дет ского

в о с п и т ы в ат ь

желание поддерживать порядок на

участках,

относится

оборудованию

участков,

4.Воспитывать

уважения к людям труда, интерес к

профессиям.

5.В о с п и т а н и е

д р у ж е с к и х

отношений между детьми, а также

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциональной обстановки.

в городе»

Экскурсия «Природа зимой»

3. Беседа на тему: «Праздничное

украшение города»

4. «Зимние забавы»

1.Объяснить

к о т о р ы е

называются " горожане",

… которым необходимо следить за

ч и с т о т о й

к р а с о т о й

нашего города.

Знакомить

растительным миром зимой.

3.Беседа о том, как выглядит город

праздничные

новогоднее представление.

4. Организовывать вместе с детьми

подвижные игры с правилами на

Побуждать

участвовать в катании с горки на

Создание коллажа «Наш город

зимой»

украшении

построек.

Развивать

надевать

П р о д о л ж а т ь

р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

характерных особенностях зимы.

наиболее

впечатлений

закрепить

представления

время года.

Беседа на тему: «Транспорт

вгороде»

2.Целевые

прогулки

р о д и т е л я м и

достопримечательным

местам города.

Беседа «Мой родной город»

Проигрывание и рассматривании

ситуации «Мы в городе»

Рассматривание

в городе».

Фотовыставка

место в городе».

1.Знакомить

транспорта.

Наблюдение

прогулке за транспортом в городе.

добраться

конца города

другого(показ

ф о т о г р а ф и й) автобусами,

маршрутными

Фотографии

транспорта в городе.

Воспитывать любовь к своему

дому, улице, городу. Воспитание у

к родному

чувства гордости за его красоту.

Беседа на тему: «День

защитника Отечества»

2.Экскурсия

комнату-музей

3.Ц е л е в а я

п р о г у л к а

б л и з л е ж а щ е й

«Экскурсия по микрорайону»

строительным материалом

«Улица, улица родная»

1. Воспитывать любовь к Родине,

з н а к о м и т ь

в о е н н ы м и

профессиями.

Р а з в и т и е познавательных

интересов

детей,

знакомство

видами военной одежды.

3.Познакомить д е т е й

микрорайоном, его объектами.

4. Развитие фантазии и творческих

с п о с о б н о с т е й

конструктивных

способностей.

Расширить и уточнить некоторые

п р е д с т а в л е н и я

расположении

улиц. (Построить

у к р а с и т ь

название.)

1.«Достопримечательности

города» - рассматривание

иллюстраций, альбомов.

первое слово»

Рассматривание фотографий

наших мам.

Пословицы и поговорки о семье.

стихотворения

Прививать

2.Средствами

э с т е т и ч е с ко го

в о с п и т а н и я

ф о рм и р о ват ь

сознании

с а м о г о

д о б р о г о

ч е л о в е к а.

Побуждать

восхищаться

красотой, добротой матери, ценить

ежедневную заботу мамы о своей

Воспитывать

нравственные чувства.

1.Беседа на тему: «Труд взрослых

в родном городе

2. Прослушивание на СD гимна

1. Познакомить детей с названиями

профессий

взрослых жителей родного города.

Формировать

уважение

направленному

Формировать

Беседа на тему: «В городе День

Победы»

2 . Б е с е д а

нашего города»

Создание

нашего города»

1.Рассказать детям о нашей стране,

название.

отмечает

Р а с с м о т р е т ь

и з о б р а ж е н и я

страны, родного города.

п р е д с т а в л е н и е

реках города,

растительном

животном мире. Учить соблюдать

правила поведения возле реки.

3.Закрепить

реках города, их обитателях.

Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.

С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.

Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.

Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.

Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе, крае.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.

Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.

В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Осень. Овощи. Фрукты

Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года

1) Игра «Чудесное лукошко»

2) Игра «Фрукты и овощи»

3) Смотр-конкурс «Дары осени»

4) Беседа «Осень - пора золотая»

5) Чтение худ. Литературы:

А.Плещеев «Осень - пора золотая»

Бальмонт «Осень»

6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень»

Октябрь

Растительный мир Марийского края

Формирование элементарных представлений о растениях родного края

1) Занятие: «Путешествие в марийский лес»

2) Чтение художественной литературы

3) Рассмотрение серийных открыток

Ноябрь

Животный мир Марийских лесов

Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках

1) Игра «Где мой дом?»

2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы)

3) Игра «Кого встретил Степка?»

4)Загадки марийского края

5) Оформление альбома «Обитатели леса»

6) Игра «Летает, плавает»

Декабрь

Марийского края

Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним

1) Игра «Что за птицы?»

2) Оформление альбома

3) Изготовление кормушек для зимовки птиц

4) Наблюдение за птицами

5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?»

6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках»

Январь

Праздничное украшение города

Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках

1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм»

2) Праздничное украшение елки

3) Рассмотрение альбома «Маски»

4) Изготовление игрушек

5) Совместная прогулка с родителями

6) Рассмотрение построек изо льда

Февраль

Зимние забавы, место отдыха детей

Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах

1) Оформление альбома «Зима»

2) Оформление газеты: «Мой выходной день»

3) Конкурс: «Лучший снеговик»

4) Чтение стихов, сказок про зиму

5) Рассмотрение иллюстраций

Март

Йошкар-Ола - любимый город

Учить детей называть и любить родной город

1) Игра «Путешествие по городу»

2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом»

3) Чтение стихов о городе

Апрель

Выходной день в родном городе

Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…)

1) Оформление альбома «Мой выходной день»

2) Рассматривание фото «Красивые места в городе»

Выходной день на даче

Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде

1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода»

2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче»

3) Рассмотрение фото «Растения сада»

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительный мир

Марийского края

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Проект «Очаровательный сорняк»

3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма»

4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

Октябрь

Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

2) Настольная игра «Животные и их детеныши»

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

6) Игра «У медведя во бору»

Ноябрь

Йошкар-Ола, знакомство с городом

Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад»

2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные»

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает?

2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»

Февраль

Государственные праздники

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март

Достопримечатель

ности города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях

1) Знакомство с бульварами

2) Киноафиша города

3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам»

4) Заочное путешествие к музею

Апрель

Самые красивые места города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города

1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе»

2) Игра «Путешествие по родному городу»

3) Разучивание стихов о любимом городе

Знакомство с рекой Кокшага

Расширить представление детей о водоемах своего региона

1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства»

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной реки

4) Знакомство с правилами поведения на воде

Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительность

Красной книги

Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу

1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу»

2) Оформление альбома «Защити растения»

3) Конкурс знатоков природы

4) Разгадай кроссворд

5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги»

6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности

Октябрь

Правила поведения на природе

Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней

1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину»

2) Инсценировка «Правила поведения в природе»

3) Рассмотрение знаков поведения в природе

4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу»

5)Составление правил поведения в природе с детьми

6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу»

Ноябрь

Животные Красной книги

Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека

1) Проект: «Красная книга»

2) Игра «Мы из Красной книги»

Декабрь

Река Кокшага - легенда

Расширить представление детей о реке

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок»

3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей

4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская»

5) Оформление альбома «Правила поведения на воде»

6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город»

Январь

Флаг и герб

г. Йошкар-Ола

Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город

1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы»

2) Беседа «Триколор флага республики»

3) Игра «Собери герб» (пазлы)

4) Конкурс «Семейный герб»

Февраль

Знакомство с достопримечатель

ностями города

Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости

1) Игра «Такси»

2) Аппликации «Наш город»

3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе»

Март

Народные традиции, обычаи

Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине

1) Знакомство с марийскими народными играми

2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем»

3) Аппликации «Марийский национальный костюм»

4) Разучивание марийских народных загадок

5) Прослушивание марийских песен

Апрель

Знакомство с марийскими писателями

Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке

3) Конкурс стихов

4) Рассмотрение портретов марийских писателей

5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам

Государственные праздники

Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине

1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества»

2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто»

3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны

4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями

5) Парк Победы

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

Перспективный план

по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом

Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.

МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»

Г.Брянск-2015 г.

Тема

Программные задачи

Пути достижения программных задач

Литература

Дидактические игры, схемы, модели

Литературно-художественный и музыкальный ряд

Сентябрь

«Что такое детский сад?»

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.

Обогащение словаря: детский сад, воспитатель, друг, дружба, «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, до свидания).

* Дидактическая игра

«Давайте познакомимся»

Цель: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.

* Дидактическая игра « Что есть в нашей группе»

Цель: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, ориентироваться в новой обстановке.

*Чтение стихотворения Л.Осипова «Что такое детский сад?», А.Кузнецов «Ссора»

*Пословицы о дружбе: «Один в поле не воин», «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»

*Слушание песни В.Шаинский «Дружба»

*Рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Детский сад»

* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 19

Октябрь

1. «Путешествие по детскому саду»

Труд взрослых в детском саду

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада. Развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить названий профессий сотрудников детского сада.

Обогащение словаря: медицинский кабинет, медсестра, воспитатель, кухня, повар, физкультурный зал, музыкальный зал, дворник.

*Дидактическая игра « Клубочек»

Цель: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.

* Дидактическая игра

«Ищем клад»

Цель: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению детского сада.

* Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», Б.Заходер «Стихи о профессиях»

*Загадки о профессиях

*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.60

2. «Осенние приметы»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года.

Обогащение словаря: осенний пейзаж, листопад, разноцветные листочки.

*Дидактическая игра

«Что растёт на грядке»

Цель: используя карточки-схемы загадывать и разгадывать загадки об овощах и фруктах.

*Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени.

*Чтение стихотворения Л.Полек «Осень в России»

*Загадки об осени, овощах, фруктах.

*Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением леса летом и осенью

*Музыка П.Чайковский «Времена года. Октябрь»

* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.50

Ноябрь

1. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сформировать представление об осени как времени года, о приметах осени. Формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.

Активизация слова: похолодало, листопад, разноцветные листочки: берёзовые, кленовые, дубовые, берёза – символ России.

*Дидактическое упражнение

« Путаница»

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о деревьях.

* Подвижная игра

«Осенние листочки»

*Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ветром с помощью султанчиков и вертушек».

*Чтение стихотворения Н.Найдёнова «Листья золотые», Е.Трутнева «Осень»

*Загадывание загадок по теме «Осень», «Деревья».

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 29

2. Интегрированное занятие

«Мой дом»

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Обогащение словаря: домашний очаг, родной дом, домашний адрес.

*Дидактическая игра

«Кто где живёт?»

Цель: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.

*Дидактическая игра

«Кошка – член нашей семьи»

Цель: используя карточки-схемы составить рассказ о домашнем любимце.

* Чтение стихотворения Т.Кузовлёва «Семья», М.Тахистова «Мой дом»

*Пословицы о доме

*Рассматривание фотовыставки «Я дома»

*Организовать выставку детских рисунков «Мой дом»

* Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 27

«Дошкольное воспитание» №4 2002 стр. 69

3. «Моя семья»

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи. Формировать этические эталоны поведения в семье. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье

Обогащение словаря: семья, родные, дорогие люди, родители, родственники.

*Дидактическая игра

«Моя семья»

Цель: с помощью геометрических фигур на коврографе изобразить свою семью и рассказать о ней.

Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласковыми суффиксами.

Составление рассказа по схеме «Какая моя мама» (используя модели)

*Поговорки и пословицы о семье

*Рассматривание альбомов «Моя семья»

*Музыка из мультфильмов на тему «Мама», «Семья»

*Пальчиковая игра - потешка «Моя семья»

*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 100

*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.135

Декабрь

1. «Родной город»

Формировать понятие «малая родина». Расширить знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

Обогащение словаря: Родина, «малая родина», жилые дома, горожане, асфальтная дорога.

*Дидактическая игра

«Радио эфир»

Цель: в игровой форме закрепить знания домашнего адреса.

*Чтение стихотворения о родном городе:, Н.Грибачёв «Над десной»

*Рассматривание иллюстраций, фотоальбома о родном городе.

*Записи песен о родном городе.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 15

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 57

*Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108

Январь

1.Транспорт родного города

Закрепить название родного города. Уточнить и расширить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».

Обогащение словаря:

*Дидактическая игра «Светофор» (используем макет улицы)

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения

* Дидактическая игра

«На чём едем, летим, плывём»

Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.

Дидактическое упражнение «Опиши»

Цель: используя карточки-схемы составить небольшой описательный рассказ про самолёт, автобус, поезд.

*Загадывание загадок о транспорте

*Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта и автомобилей разных видов.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 17

Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108

2. Прогулка по улицам города к проезжей части, светофору

«Улица полна неожиданностей»

Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Формировать у детей чувство любви к своему городу.

Активизация словаря: пешеходы, тротуар, мостовая для машин, проезжая часть, светофор.

Обогащение словаря: зебра, обочина (сбоку), дорожные знаки.

* Дидактическая игра

«Как быть?»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре.

*Чтение стихотворения И.Лешкевич «Светофор»

*Загадывание загадок о транспорте и светофоре

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 21

Февраль

1.Труд взрослых в родном городе

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города. Формировать уважение к труду людей направленному на благо родного города. Формировать у детей чувство любви к своему городу.

Обогащение словаря: профессии: учитель, рабочий, пожарный, врач, продавец, водитель, завод, фабрика.

*Дидактическая игра

«Кто что делает?»

Цель: поиск соответствующего понятия: учитель- учит детей, пожарный – тушит пожар.

* Дидактическое пособие «Назови профессию»

Цель: составить небольшой рассказ о профессии (с чем работает, и что делает?)

* Чтение стихотворения В.Берестов «Я расту», С.Чертков «Стихи о профессиях»

*Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессии.

*Пословицы и поговорки о труде.

*Загадывание загадок о профессиях.

* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.58

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.61

*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения»стр.68

1. Экскурсия в детскую областную библиотеку

Познакомить детей с библиотекой: для чего нужна библиотека, с её интерьером, оформлением, кто работает в библиотеке. Развивать наблюдательности и ассоциативное мышление. Воспитывать любовь и любовь к книге.

Обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, газеты, журналы, каталог, картотека.

*Дидактическая игра

«Что такое библиотека»

Цель: знакомство с библиотекой, его функциями, кто и что делает в библиотеке.

* Рассказать детям о правилах поведения в библиотеке (правила в виде пиктограмм)

*Чтение стихотворения Б.Заходер «Стихи о профессии».

**Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 107

Март

1. « Мама – первое слово »

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная

*Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

*Дидактическое упражнение

«Какая моя мама»

Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.

*Дидактическое упражнение

«Назови чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

* Модель изображения лица человека «Фоторобот»

*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»

*Рассматривание фотографий наших мам

*Пословицы и поговорки о семье.

*Музыка из мультфильмов на данную тему.

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100

2. Прогулка в весенний парк

Познакомить детей с изменениями в природе. Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках весны. Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна»

*Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах весны.

Подвижная игра «Горелки»

*Чтение стихотворения Л.Осипова «Весна», Г.Граубли «Кораблик»

*Загадывание загадок на тему «Весна»

*Приметы, поговорки, пословицы о весне.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 85

Май

1. Занятие «Экскурсия по родному городу»

Закрепить и расширить знания детей о городе (улицы, жилые дома, общественные здания и их назначения). Уточнить знания детей о правила поведения на улице, о правилах дорожного движения. Воспитывать чувство любви к своему городу.

Активизация словаря: Брянск, Брянцы, земляки, светофор, дорожные знаки.

* Словесная игра «Веди себя правильно»

Цель: Закрепить знания правил дорожного движения

*Чтение стихотворений Брянских поэтов: И.Швец «Наш Брянск»,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группы

Пояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры
А.Н. Толстой

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.

Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.

К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.

Сентябрь

Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома района.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.

3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».

Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».

2 Прослушивание гимна города

3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».

Тема «Наша Родина-Красноярский край».

Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».

2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)

3 Прослушивание гимна Красноярского края

4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.

5. Разучивание национальных игр коренных народов края.

Октябрь

Тема «Осенний лес».

Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.

Планы работы:

1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»

2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».

3. Изготовления гербария.

4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.

5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».

Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.

2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»

2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.

3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».

Ноябрь

Тема «Достопримечательности нашего города и края».

Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

План работы:

1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.

2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».

3. Рисование «Высотные дома на улице».

Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»

2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.

3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».

Декабрь

Тема «Новый год».

Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.

2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».

3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».

4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.

5. Новогодний утренник.

Тема «Столица России - Москва».

Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.

Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.

План работы:

1. Беседа по географической карте России.

2. Рассматривание символики (герб, флаг).

3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».

4. Рисование «Красная площадь».

Январь

Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.

План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»

2. Цикл бесед «Где работают наши родители»

3. Творческие рассказы по картине «Металлург».

4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».

Февраль

Тема «Защитники Отечества».

Цель: познакомить детей с военными профессиями.

Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.

План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»

2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.

3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.

4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».

5. Утренник «День защитника Отечества».

Тема «Народные промыслы».

Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус

План работы:

1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.

2. Предметы быта.

3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».

5. Развлечение «В гостях у бабушки».

Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»

2. ИКТ «Весна».

3. Картины серии «Природа», «Весна».

4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».

5. Праздник «Масленица».

Апрель

Тема «Цветы» «Лекарственные растения».

Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.

План работы:

1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».

2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».

3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».

4. Рассматривание посадочного материала цветов.

Тема «Мир насекомых».

Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.

План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».

2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».

3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.

4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».

Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».

Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.

Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны

План работы:

1. Встречи с ветеранами.

2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».

4. Рисования «Защитник Родины».

Итоговое занятие – «Мой край».

Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.

Планы работы:

1. Цикл бесед о родном крае.

2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».