Педагогические взгляды и деятельность по дошкольному воспитанию л. к

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти. После окончания Саратовской женской гимназии с педагогическим классом она с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской начальной школе Тамбова. Затем училась на Московских высших женских курсах, после чего работала в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “Сетлемент” (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики. Деятельность общества была направлена на то, чтобы облегчить тяжелую участь детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите детям их детство были его девизом. Члены общества стремились провести в жизнь идею “защиты детства”, организовать “новое воспитание детей, без принуждения и наказаний, царивших в казенной школе. Увлеченные этой утопической идеей, они пытались на практике создать своеобразные оазисы - воспитательно-образовательные учреждения, стоящие вне существующей системы школьного образования. Члены общества понимали, что тяжелое положение детей трудящихся обусловлено государственным строем царской России, однако считали, что улучшить жизнь народа, в том числе “защитить детство”, можно путем просвещения и правильного воспитания. В конце 1907 г. общество “Сетлемент” было закрыто правительством “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”, хотя члены общества не были связаны с революционными рабочими Москвы.После закрытия “Сетлемента” эта же группа педагогов возобновила свою деятельность во вновь созданном ими в 1909 г. обществе “Детский труд и отдых”. Они уже значительно меньше занимались социальными проблемами, а главным образом углубленно разрабатывали методические вопросы, усиленно изучали литературу и опыт зарубежной педагогики. Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей. Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал - “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность. От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы в играх и занятиях. Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма. Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией педоцентризма, что отражено в отчетах детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были принуждены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, стали вводиться так называемые “предложенные занятия по плану воспитательницы и даже “обязательные занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно вступали на путь преодоления педоцентризма, все более и более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной организации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми дошкольного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь. Чтобы обеспечить семилетним детям народного детского сада естественный и незаметный переход в начальную школу, а также чтобы расширить опыт отыскивания “новых путей воспитания и образования детей школьного возраста, при обществе “Сетлемент” в 1907 г. была открыта экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек. На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок. В “Материалах для бесед с маленькими детьми были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, как развивать их наблюдательность, как проводить в тесной связи с беседами коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся своеобразным “языком детей”), как рассказывать детям, приноравливаясь к их степени развития и возрасту, и др. Это пособие получило значительное распространение в России, вызвало одобрительный отзыв зарубежных педагогов, хотя в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма. Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась “Практическая работа в детском саду, представляющая собой краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по Наиболее важным разделам воспитательной работы. Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”. Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее”. Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими занятиями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодеятельности, замечала Шлегер. Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение. “Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер.- Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться”. В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала, чтобы воспитательница вела свою группу начиная с младшей и до перехода детей в школу; это обеспечивает, указывала она, углубленное изучение индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к ним на практике. В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном воспитании детей. Этим она выгодно отличается от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой). В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников. Однако, несмотря на то что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”. Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов общества “Детский труд и отдых предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.

Главная > Документ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Л. К. ШЛЕГЕР (Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.После окончания Саратовской женской гимназии с педагогическим классом она с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской начальной школе Тамбова. Затем училась на Московских высших женских курсах, после чего работала в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики.Деятельность общества была направлена на то, чтобы облегчить тяжелую участь детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите детям их детство были его девизом. Члены общества стремились провести в жизнь идею “защиты детства”, организовать “новое воспитание детей, без принуждения и наказаний, царивших в казенной школе. Увлеченные этой утопической идеей, они пытались на практике создать своеобразные оазисы - воспитательно-образовательные учреждения, стоящие вне существующей системы школьного образования. Члены общества понимали, что тяжелое положение детей трудящихся обусловлено государственным строем царской России, однако считали, что улучшить жизнь народа, в том числе “защитить детство”, можно путем просвещения и правильного воспитания.В конце 1907 г. общество “Сетлемент было закрыто правительством “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”, хотя члены общества не были связаны с революционными рабочими Москвы.После закрытия “Сетлемента эта же группа педагогов возобновила свою деятельность во вновь созданном ими в 1909 г. обществе “Детский труд и отдых”. Они уже значительно меньше занимались социальными проблемами, а главным образом углубленно разрабатывали методические вопросы, усиленно изучали литературу и опыт зарубежной педагогики.Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей.Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал - “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность.От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы в играх и занятиях.Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма.Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией педоцентризма, что отражено в отчетах детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были принуждены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, стали вводиться так называемые “предложенные занятия по плану воспитательницы и даже “обязательные занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно вступали на путь преодоления педоцентризма, все более и более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной организации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми дошкольного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь.Чтобы обеспечить семилетним детям народного детского сада естественный и незаметный переход в начальную школу, а также чтобы расширить опыт отыскивания “новых путей воспитания и образования детей школьного возраста, при обществе “Сетлемент в 1907 г. была открыта экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок.В этих пособиях нет текста самих бесед, а имеются только вопросы к содержанию по темам бесед (“лето”, “осень”, “зима”, “весна”, “фрукты и т. д.). Л. К. Шлегер не ставила себе задачу отразить полностью все содержание занятий детского сада, а выделила лишь одни беседы с детьми и связанные с ними ручные детские работы.В “Материалах для бесед с маленькими детьми были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, как развивать их наблюдательность, как проводить в тесной связи с беседами коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся своеобразным “языком детей”), как рассказывать детям, приноравливаясь к их степени развития и возрасту, и др. Это пособие получило значительное распространение в России, вызвало одобрительный отзыв зарубежных педагогов, хотя в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма.Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась “Практическая работа в детском саду, представляющая собой краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по Наиболее важным разделам воспитательной работы.Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”.Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее”. Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими занятиями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодеятельности, замечала Шлегер.Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.В книге “Практическая работа в детском саду были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения.В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение. “Кукла.- живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер.-Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться”.В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала, чтобы воспитательница вела свою группу начиная с младшей и до перехода детей в школу; это обеспечивает, указывала она, углубленное изучение индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к ним на практике.В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном воспитании детей. Этим она выгодно отличается от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой).Книга “Практическая работа в детском саду получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. Ею пользовались дошкольные работники и в первые. годы Советской власти.В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.Однако, несмотря на то что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”.Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов общества “Детский труд и отдых предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.Глава 19 ШКОЛА И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЕ XX в. (1907-1917 гг.) Состояние начального и среднего образования После поражения революции 1905-1907 гг. в истории России наступил один из самых тяжелых периодов. Это были годы реакции, когда правительство, стремясь укрепить царскую власть, постепенно уничтожало революционные завоевания, расправлялось с рабочими и крестьянами, преследовало пролетарские организации. В школу возвращались реакционно настроенные педагоги, многие из революционно настроенных учителей были арестованы, исключались учащиеся, не желавшие подчиняться вводимым в школу дореволюционным порядкам.Однако поражение революции не означало полного разгрома революционного движения. Большевистская партия считала дальнейшее развитие этого движения залогом сохранения завоеваний 1905 г. “На деле все, что отвоевано у врагов, писал В. И. Ленин,- все, что прочно в завоеваниях, отвоевано и держится только в той мере, в какой сильна и жива революционная борьба... . Не прекращающаяся, хотя и стихшая на время, революционная борьба под руководством большевиков заставляла помещичье-буржуазное правительство проводить некоторые мероприятия демократического характера, в том числе и по улучшению народного образования, вынуждала его считаться до некоторой степени с возросшей тягой народа к просвещению.Министерство народного просвещения приступило к разработке проекта введения всеобщего обязательного обучения. В этом также была заинтересована и буржуазия, которой требовались на фабриках и заводах грамотные рабочие. Проект обсуждался государственными думами, но до Октябрьской социалистической революции 1917 г. так и не получил силы закона.Более решительно действовали в это время различные общественные организации: фабричные, железнодорожные, земские. Благодаря их деятельности в России увеличилось количество начальных школ, особенно в центральных губерниях. Во многих школах удлинялись сроки обучения, с тем чтобы дать детям народа более широкое образование. В программу школы были введены география, история, начальный курс природоведения. По положению 1912 г. в городах и сельской местности стали открываться высшие начальные училища, пришедшие на смену устаревшим городским училищам по положению 1872 г. Они имели четырехгодичный курс обучения и уже не были школами-тупиками, а давали право поступления в V класс гимназии при условии сдачи экзаменов по иностранным языкам.Под влиянием национально-освободительного движения народов России, поддерживаемого русским пролетариатом, руководимым партией большевиков, царское правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки в школьном деле нерусским национальностям: в школах нерусских народов было разрешено преподавание на родном языке учащихся в первые годы их обучения. Однако, разрабатывая проект введения всеобщего обучения, правительство не имело в виду охватить им народы окраин России.В период промышленного подъема в России значительно увеличилось количество реальных училищ (в 1908 г. их было 190, в 1913 г.-276), коммерческих училищ (в 1908-1910 гг. их было 344, в 1914 г.-511), профессиональных низших и средних учебных заведений, содержащихся на средства разных ведомств и казны.В то же время в средней школе усилился реакционно-полицейский режим, был введен надзор за поведением и чтением учащихся, запрещалось организовывать кружки самообразования.Только в годы первой мировой войны правительство под давлением общественности приступило к изменению программ средней школы. Велась подготовка также к улучшению организации, содержания и методов преподавания, но верное себе царское правительство, как правило, не доводившее до конца намечаемые мероприятия, не провело в жизнь и этих проектов.Состояние школьного дела в России продолжало оставаться на низком уровне и не могло удовлетворить потребности экономического развития страны, запросы народа.В. И. Ленин назвал Россию страной, в которой массы народа “были ограблены в смысле образования, света и знания помещиками и правительством. Указывая, что детей школьного возраста в России 22% всего населения, а количество учащихся равно 4, 7% населения, Ленин говорил: “Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России 2 .По Всероссийской школьной переписи 1911 г., в России было 100 295 начальных школ с общим количеством учащихся б 180510, в том числе около 2 миллионов училось в церковноприходских школах, являвшихся наиболее реакционным типом начальной школы.Деятельность общественных организации по развитию дошкольного воспитания В рассматриваемый период царское правительство по-прежнему не считало нужным вводить общественное дошкольное воспитание в общую систему народного образования. Правительственные ассигнования на дошкольное воспитание составляли ничтожную сумму - в среднем около 1 копейки на одного ребенка дошкольного возраста в год.Однако в крупных промышленных центрах возникали организации, проводящие большую работу по пропаганде идей общественного дошкольного воспитания, по внедрению в семейное воспитание требований педагогической науки. Некоторые общественные организации занимались подготовкой кадров для дошкольных учреждений, а также открывали дошкольные учреждения.В Москве с 1905 по 1917 г. работало несколько общественно-педагогических организаций. Например, в Московском педагогическом кружке под председательством Н. В. Чехова, насчитывавшем более 400 членов, 50 человек составляли отдел дошкольного воспитания. Они обсуждали на своих заседаниях важнейшие вопросы теории дошкольного воспитания: о дисциплине, об изучении грамоты, математики в детских садах и т. п.С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов, объединявшая всех дошкольных практических работников города.В Москве в 1909-1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов при Женских курсах имени Д. И. Тихомирова. В учебный план этих курсов входили следующие предметы: физиология человека, психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание (с практическими занятиями в детском саду), подвижные игры и гимнастика (практические занятия), гигиена, детская литература, рисование (практические занятия), пение (практические занятия), ручной труд (практические занятия). Эти курсы подготовили несколько сотен квалифицированных специалистов не только для Москвы, но и для провинции.Большую роль в развитии общественного дошкольного воспитания играл в это время Петербург - центр революционного движения. В 1908 г. было организовано Петербургское общество содействия дошкольному воспитанию. Оно оказало помощь рабочим-металлистам в открытии при их клубе “Знание в 1908 г. первого в России народного детского сада для детей фабричных рабочих. В 1910 г. общество открыло второй и в 1911 г. третий народный детский сад для детей рабочих. Кроме того, общество вело работу по организации домашних детских садов на средства родителей. В 1909 г. таких садов было 16. Члены общества вели большую пропагандистскую работу среди населения Петербурга и его окрестностей: они выступали с лекциями, беседами о воспитании детей дошкольного возраста. Петербургское общество оказывало влияние на деятельность челябинских, нижегородских, иваново-вознесенских организаций по дошкольному воспитанию, находившихся с ним в тесном контакте.На юге России пользовалась известностью в области дошкольного воспитания деятельность Киевского общества народных детских садов. Оно издавало журнал “Дошкольное воспитание (1911-1917) и имело в своем ведении в 1914 г. 11 народных и 10-13 платных детских садов. Общество старалось добиться от правительства принятия закона о введении детских садов в систему народного образования, им был разработан проект сети дошкольных учреждений в России. Общество ставило также перед правительством вопрос о внесении в бюджет Министерства народного просвещения особой суммы на учреждение и содержание детских садов и учебных заведении для подготовки детских “садовниц и требовало преобразования детских приютов в народные детские сады. Выставляя такие требования, члены этого общества, как и других подобных обществ, надеялись на то, что их проекты будут осуществлены посредством реформ, они не считали, что для этого необходимо революционное изменение социального строя.В Киеве с 1908 г. начало свою работу Фребелевское общество, издававшее литературу по вопросам дошкольного воспитания (“Летние детские площадки для игр”- 1914 г.; “Парижские детские сады”- 1914 г. и т. д.); им же был создан Киевский женский педагогический институт с трехгодичным курсом обучения. Институт являлся одним из самых крупных учебных заведений, готовивших дошкольных работников: в 1910/11 учебном году в нем обучалось 217 человек, в 1913/14 учебном году - 338 человек. В основном это были девушки из среды интеллигенции, духовенства, купечества. Обучение в институте было платным. Институт проводил также консультации по вопросам дошкольного воспитания, организовывал учительские курсы (в 1911 г.-550 человек, в 1912 г.-850 человек). Он давал хорошую по тому времени общеобразовательную и специальную педагогическую подготовку. В институте слушательниц знакомили с различными системами дошкольного воспитания. Однако такой якобы объективный подход к их образованию носил ярко выраженный буржуазный характер. Слушательницы изучали “богословие и “введение в философию”, но в курсе философии даже не упоминалось о материалистических системах. В курсе педагогики и теории дошкольного воспитания уделялось большое внимание вопросам религиозного воспитания детей.Разные общественные организации, возникшие во время и после революции 1905 г., как-то: общества народных университетов, общественные клубы и другие культурно-просветительные организации, а также кооперативные объединения - тоже открывали в крупных городах России детские дошкольные учреждения и вели среди населения разъяснительную работу по вопросам дошкольного воспитания. Но, не имея твердой материальной базы и государственной поддержки, эти учреждения, просуществовав совсем недолго, закрывались.Работу по созданию детских учреждений в селах и деревнях вели некоторые земства. Но открытые ими ясли, летние детские площадки, подготовительные школы не удовлетворяли ни в какой степени существующей потребности в организации дошкольного воспитания крестьянских детей. Иногда земства вводили в план занятий на летних учительских курсах лекции по дошкольному воспитанию, практические занятия по подвижным играм и занятиям на детской площадке. Учительницы, окончившие эти курсы, в дальнейшем открывали иногда в селах и деревнях летние детские площадки.Попытки буржуазно-либеральных и демократических организаций заставить правительство обратить внимание на дошкольные учреждения оказались безуспешными. В 111 Государственной думе, наряду с обсуждением проекта введения всеобщего начального обучения, был разработан ряд документов, направленных на улучшение дела дошкольного воспитания. Так, существовавшая при этой Думе подкомиссия по начальному образованию 20 мая 1908 г. внесла на обсуждение депутатов Думы законопроект “Об учебно-воспитательных учреждениях для детей дошкольного возраста”, но его обсуждение так и не состоялось. 20 апреля 1912 г. некоторые депутаты Думы предложили увеличить ассигнования на дело дошкольного воспитания, ибо “вопрос о правильной постановке дошкольного воспитания и образования детей составляет предмет чрезвычайной важности”. Министерство просвещения высказалось за необходимость отложить рассмотрение этого вопроса до обсуждения законопроекта о внешкольном образовании, т. е. отнесло систему общественного дошкольного воспитания к “внешкольным мероприятиям”. Правительственные органы выдумывали различные препятствия, лишь бы только затормозить решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.Весьма слабое участие в организации дошкольных учреждении принимали городские думы. Только отдельные городские самоуправления отпускали средства на организацию общественных подвижных игр в городских садах и скверах (Киев), на открытие детских садов для своих служащих (Москва и другие города).Иногда открывались частные детские сады или как самостоятельные учреждения, или при частных средних учебных заведениях. В некоторых из них была хорошо поставлена педагогическая работа, имелось специальное оборудование (детские сады М. С. Свентицкой, Е. И. Залесской и др. в Москве). Однако многие организаторы платных детских садов преследовали главным образом предпринимательские цели.Вопросы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста подвергались обсуждению на многих съездах по народному образованию, в частности на I Всероссийском съезде по семенному воспитанию, проходившем в Петербурге с 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. Газета “Правда писала 6 января 1913 г. о результатах работы этого съезда: “Печать бессилия и робости лежит на всех работах съезда, на всех прениях и резолюциях сто. Слабые попытки поставить вопрос о школьном и семенном воспитании па широкую почву, в связи е общими экономическими и политическими условиями русской Жизни, как-то старательно обходились на съезде или оставались в тени, а масса времени и вниманияуделялась сравнительно второстепенным вопросам. Большая часть резолюций съезда содержит только разные благопожелания... бессильные бороться с фактором разрушения семьи, причины которого лежат в социально-экономических условиях.

  1. История педагогики часть 1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в

    Учебное пособие

    Гуманизация и демократизация воспитания, отказ от ав­торитарно-догматических подходов к нему стали знамением времени. Переосмысление современных педагогических реа­лий требует их ретроспективного изучения, анализа и обоб­щения.

  2. Общество, политика и право Общественная (социальная) власть и социальные нормы в первобытном обществе

    Документ

    Характеристика общественной (социальной) власти как способности и возможности оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью различных средств (принуждения, авторитета, морали, богатства, знания).

  3. Культурные факторы динамики народонаселения в первобытном обществе и древних цивилизациях востока

    Автореферат

    Защита состоится «24» декабря 2009 года в 14.00 часов на заседании совета Д.212.232.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.

  4. План Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции. Спартанская и Афинская системы воспитания

    Методические указания

    История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред.

  5. Семинарское занятие №1 тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Семинар

    Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Педагогические идеи Л.К.Шлегер

Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна

Воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ №84 «Искорка» г.Якутск Республики Саха(Якутия)


Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .


Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.



, Биография

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.




Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада .


В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .



Л.К. Шлегер разработала принципы свободного дошкольного воспитания: 1) дети имеют право на собственную жизнь ; 2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст ; 3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре; 4) свободная работа служит нам показателем роста; 5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; 6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; 7) наша роль – помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая» .



Наряду с воспитательно‐учебной деятельностью Луиза Карловна разработала формы и методы работы по организации детского сада. В 1906 г. она организовала кружок педагогов‐дошкольниц, а в 1914 г. начала широко пропагандировать дошкольное дело, став одним из лидеров в этой области. Шлегер преподавала «дошкольное дело» на. Шлегер считала, что дошкольная педагогическая работа должна проводиться так, чтобы теория непрерывно проверялась на практике, чтобы практика непременно обосновывалась теорией. Луиза Карловна настаивала на том, чтобы на курсы приходили мотивированные слушатели, имеющие опыт практический работы.



Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.


Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

  • - Черный ход еще не заперт, - Мина Карловна сидит. - Извиняюсь... не нарочно... Я и сам тому не рад.....

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Минска, Н. Новгорода. Гастролировала по городам России и Украины, в Смоленске, Воронеже...
  • - сов. математик. Окончила Моск. ун-т. С 1926 работает там же. Осн. работы относятся к теории функций действительного переменного...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная драматическая актриса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательн.-переводч. под псевдонимом "Аполлонская"; р. в СПб. 1811 г. 3 февр., † 1874 г. 19 ноября в Гельсингфорсе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотрудница журнала "Северный Меркурий" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотр. "Северн. Меркурия" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - педагог-дошкольница. Совместно с Шацким руководила, начиная с 1908, постановкой дошкольного воспитания в московском обществе "Детский труд и отдых"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Брошель, Александра Карловна - известная драматическая артистка. Брошель воспитывалась в петербургском театральном училище и развитием своего таланта была обязана выдающейся Вере Васильевне Самойловой...

    Биографический словарь

  • - известная драматическая актриса, родилась в 1845 году; воспитывалась в СПб. театральном училище, откуда выступила на сцену 9-го февраля 1864 г., дебютировав, не особенно успешно, в драме Каменской: "Лиза Фомина"...
  • - писательница, внучка известного немецкого писателя и публициста Меркеля, содействовавшего своими статьями освобождению латышей при Александре I. Род. в 1840 году. В семидесятых годах получила от Моск....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий нумизмат...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский математик, доктор физико-математических наук. В 1921 окончила Московский университет, с 1926 работала там же, профессор...
  • - первая русская женщина-статистик, деятель в области профессионального образования, писательница народнического направления...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский математик, доктор физико-математических наук, профессор. Труды по теории функций, в т. ч. по теории рядов...
  • - Горбуно́ва Минна Карловна, первая российская женщина-статистик, экономист. Изучала женское профессиональное образование за границей, вела переписку с Ф. Энгельсом...

    Большой энциклопедический словарь

"Шлегер, Луиза Карловна" в книгах

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна 1879–1966Издавала журнал «Мир Божий» (с 1906 – под назв. «Современный мир»). Первая жена А. Куприна. Автор книги воспоминаний «Годы молодости».«Муся была странная девушка. Очень хорошенькая. Стройная, с правильным лицом, с

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846), ур. гр. Шернваль фон Валлен, баронесса - дочь выборгского губернатора К. Шернваля, шведка, младшая сестра Авроры Шернваль, жена (с 1828) графа В. А. Мусина-Пушкина, участника декабристского

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853),

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853), жена М. Ю. Виельгорского, графиня, урожденная герцогиня Бирон, фрейлина императорского двора. Была дружна с Гоголем, в котором видела учителя жизни.26 марта н. ст. 1844 г., только что покинув В. в Ницце, Гоголь писал ей из Страсбурга: «Никак

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902)

Из книги автора

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902) Дочь выборгского губернатора, шведка. Смуглая брюнетка, отличалась исключительной красотой, строгой и пластичной. Пушкин не раз встречался с ней в свете. Баратынский писал к ней: Выдь, дохни нам упоеньем Соименница зари! Всех румяных

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846)

Из книги автора

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846) Сестра предыдущей. В 1828 г. жена богача графа В. А. Мусина-Пушкина. Как и сестра, знаменитая красавица. В свете производили фурор ее белокурые волосы, синие глаза и черные брови. Влюбленный в нее Лермонтов писал: Графиня

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Тайны дома Романовых автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА

Из книги 100 знаменитых женщин автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА Урожденная Яниш(род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица. Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Ливен, единственной в русской

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Дивен, единственной в русской

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица.Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Бари Нина Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Павлова Каролина Карловна

БСЭ

Павловская Эмилия Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Горбунова Минна Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

ПАВЛОВА, Каролина Карловна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ПАВЛОВА, Каролина Карловна (1807–1893), поэтесса, переводчик 10 Одно, чего и святотатство Коснуться в мире не могло; Моя напасть! мое богатство! Мое святое ремесло! «Ты, уцелевший в сердце нищем…» (1854) ? Павлова К. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л., 1964, с.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “ Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма. Результаты своего опыта работы Л.К. Шлегер оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду» , которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России.

Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

“Материалы для бесед с маленькими детьми”. Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных

Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. « Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: «Мы пришли к следующим выводам -дети имеют право на собственную жизнь; -каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст; - детям нужно дать полную свободу в работе и игре; - свободная работа служит нам показателем роста; - материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; -думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы для этого возраста, невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; - наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. 1. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях. 2. И ндивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях. 3. В нимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии. 4. П оиски новых форм педагогического воздействия на детей, -развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь. 5. П остоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми. В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. « Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Очень важным в воспитательном отношении является, ручной труд (особенно работы по дереву). « .. Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей Ритмические движения под музыку П одвижные игры Ручной труд Деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

В книге “Практическая работа в детском саду” были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.) В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы. « Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер. Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою жизнь, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться».

Заключение Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Спасибо за внимание