Выступление на педагогическом совете «Индивидуальный подход в дошкольном образовании. Индивидуальный подход к ребенку в доу Индивидуальный подход в обучении детей раннего возраста

Введение

Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

1 Характеристика детей дошкольного возраста, их психологические особенности

2 Понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста

3 Методы и приемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

4 Проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании

Заключение


Введение

На современном этапе основным направлением перестройки образовательной работы с детьми является ориентация на каждого воспитанника детского сада. Это, в свою очередь, требует преобразования педагога из "провозглашателя истин" в "реформатора всей жизни ребенка", способного организовывать жизнедеятельность юной личности так, чтобы она комфортно чувствовала среди других и приобрела индивидуальный опыт жизни.

Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физических и духовных своеобразий личности каждого ребенка, что обусловлено некоторыми врожденными различиями (тип высшей нервной деятельности и т. д.) или теми, которые возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании.

В индивидуальном подходе к ребенку в процессе воспитания можно вычленить два аспекта - психологический и педагогический. Психологический заключается в установлении неповторимого своеобразия воспитанника, в определении его отношение к окружающим и себе самому, особенностей субъективного восприятия внешних воздействий и специфики реагирования. Педагогический аспект индивидуального подхода заключается в выборе таких средств и форм воздействия на воспитанника, которые наиболее соответствуют его психологическим особенностям, психическим состояниям, настроениям в данный момент и благодаря этому обеспечивают оптимальный воспитательный эффект.

Осуществление индивидуального подхода в процессе воспитания означает прежде всего выявление общей направленности личности детей, их склонностей и содержания интересов. Учет этого помогает воспитателю поддерживать и стимулировать развитие положительных сторон личности детей.

Необходимость индивидуального подхода обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый ребенок реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера, возникших раньше того, как складываются его отношения с окружающими детьми, с воспитателем на данном этапе. Все это вызывает существенные индивидуальные различия в отношении каждого воспитанника к самым воспитательных воздействий. Игнорирование этого факта снижает эффективность воздействий воспитателя на ребенка, а иногда дает нежелательные последствия.

Главной тенденцией системы образования в России является формирование ценностного отношения личности к социальной и природной среде и самого себя. Социализация личности "эффективно осуществляется в коллективе, через коллектив и для коллектива" (А.С. Макаренко). Однако это не означает, что индивидуальные особенности ребенка в коллективе не принимаются. "Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, предпочтений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания", - отмечал В.А. Сухомлинский. При всей важности воспитательной роли коллектива личность каждого ребенка всегда была и остается в центре внимания педагога, главным объектом и целью воспитания.

В прошлом рождались как зарубежные (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Ж. Пиаже, И.Г. Песталоцци, С. Френе), так и отечественные (С.Ф. Русова, А.И. Дорошенкова, Н.Д. Лубенец и пр.) теории индивидуального воспитания детей, в которых значительное внимание уделялось учету индивидуальных потребностей, интересов и возможностей ребенка.

Проблема индивидуальных особенностей учащихся, необходимость их учета и дальнейшего развития в учебно-воспитательном процессе была предметом внимания И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта, К.Д. Ушинского. Именно в их трудах находим идею о том, что "без учета природы ребенка" нельзя достичь успехов в педагогической деятельности.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд работ ученых-методистов В.П. Беспалько, А.А. Кирсанова, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, а также предложены пути и средства ее решения.

Признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок индивидуальных заданий.

Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для повышения знаний дошкольников.

Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически изучить и обосновать эффективность индивидуального подхода в процесс воспитания детей в ДОУ.

Объектом исследования является индивидуальный подход к воспитанию.

Предметом исследования является процесс организации индивидуального подхода в ДОУ.

Задачи исследования:

Дать характеристику детям дошкольного возраста и раскрыть их психологические особенности.

Изучить понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Рассмотреть методы и приема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.

Проанализировать проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании.

Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода; доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.

Методы исследования: методы качественного и количественного описания; теоретический анализ научной литературы по педагогике, психологии; синтез, сравнение, обобщение, систематизация и классификация теоретических и исследовательских данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, одного раздела, четырех подразделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 31 источник. Основной текст работы изложен на 30 страницах.

1. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

1 Характеристика детей дошкольного возраста, их психологические особенности

Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще несколько месяцев 7-го года жизни). На этом этапе складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к школе.

В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет (от трех до шести лет продолжается интенсивное созревание организма ребенка). Быстро формируется и созревает его мозг, нервная система. Однако их функциональные особенности еще не сложились и возможности пока ограничены. Например, дети в возрасте 3-6 лет подвижны и грациозны, у них хорошо развита способность постоянно перемещаться, выразительные жесты. Однако такое богатство моторики возможно наблюдать лишь в свободных движениях. Достаточно трудно заставить ребенка воссоздавать точные движения, или жесты и он легко устает. Неспособность к точности в движениях обусловлена недоразвитостью корковых структур. Поражающая взрослых детская подвижность и неутомимость объясняется тем, что ребенок не выполняет производительных рабочих движений (которые нужны для выполнения конкретного задания: нарисовать, построить корабль и тому подобное).

Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если формы и методы воспитания выбираются в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать возраст от 3 до 6 лет. Кроме того выделяют младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет) дошкольный возраст. Поэтому рассмотрим их более детально.

Стремительное увеличение роста и веса, которое наблюдалось в раннем возрасте, несколько замедляется и приобретет ускоренное развитие опять в конце дошкольного возраста. К особенностям физического развития следует отнести окостенение скелета (при сохранении хрящевого строения отдельных его звеньев), увеличение веса мышц (но развитие общей мускулатуры опережает формирование функций мелких мышц рук). Совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы.

Происходят последовательные морфологические изменения в строении головного мозга, увеличивается его вес, усиливается регулятивное влияние коры больших полушарий на функционирование подкорки, возникают сложные условные рефлексы, в которых ведущую роль играет слово, то есть интенсивно формируется вторая сигнальная система. Это создает необходимые предпосылки для большей самостоятельности, усвоение новых форм социального опыта, приобретения собственного элементарного практического опыта в процессе воспитания и учебы.

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития. У ребенка уже очерчивается круг элементарных обязанностей (помыть зубы, убрать игрушки, сложить, упорядочить обувь и тому подобное). Изменяются взаимоотношения с взрослыми: через взаимодействие (общие действия) ребенок готов к постепенному самостоятельному выполнению поручений взрослого.

Внутренняя позиция дошкольника относительно других людей характеризуется" прежде всего" осознанием собственного "Я", своего значения для близких родственников и своих поступков. Ребенок чувствует огромную потребность в любви, хочет ее получить от близких людей. Ради этого готов к добрым поступкам, хорошим делам.

Особенности социальной ситуации развития дошкольников проявляются в характерных для них видах деятельности, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, которая создает благоприятные условия для доступного в этом возрасте освоения внешнего мира, практического жизненного опыта.

Игра - явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, предопределенна развитием общества, его культурой. Это особенная форма жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой дети в игровых условиях выполняют роли взрослых, воссоздавая их жизнь, труд и отношения.

Постепенно восприятия выделяются в относительно самостоятельные действия, направленные на познание предметов и явлений окружающего мира, выполнения первых перцептивных задач.

В тесной связи с усовершенствованием восприятия развивается и мышление ребенка. В конце раннего детства на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма. В дошкольном возрасте имеет место ее дальнейшее развитие. Мышление становится образно-речевым, то есть таким, что опирается на образы воображения и осуществляется с помощью слов. Все это является свидетельством того, что мышление приобретает определенную самостоятельность, постепенно отделяется от практических действий, в которые было вплетено раньше, становится умственным действием, направленным на решение познавательного умственного задания.

Уже в дошкольном возрасте начинает реально формироваться личность ребенка. Этот процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, приобретением жизненно важных навыков. На формирование личности ребенка влияет социальное окружение, взаимоотношения с родными, друзьями, другими взрослыми.

Источником эмоциональных переживаний ребенка является его деятельность, общение с окружающим миром. Освоение в дошкольном детстве новых, более содержательных видов деятельности содействует развитию глубинных и стойких эмоций, связанных не только с близкими, но и с отдаленными целями, не только с теми объектами, что ребенок воспринимает, но и теми, что представляет.

Деятельность порождает, прежде всего, позитивные эмоции, причем как своей целью, смыслом, который она приобретает для ребенка, так и самим процессом ее выполнения. Поэтому этот период следует считать сенситивным для формирования фундамента развития творческих способностей ребенка, развития неосознанных компонентов умственной активности - фантазии, интуиции, творческого воображения.

Растет потребность дошкольника в обществе ровесников, в результате чего интенсивно развиваются социальные эмоции (симпатии, антипатии, склонности и тому подобное). Возникают интеллектуальные эмоции. В процессе общения ребенка со взрослыми формируются его моральные чувства. Разнообразнее становятся проявления чувства собственного достоинства: развивается как самолюбие, так и чувство стыда, стеснения.

Важное значение в формировании моральных чувств имеют детские представления о позитивных эталонах, которые позволяют предусматривать эмоциональные последствия собственного поведения. Ребенок заблаговременно может переживать удовольствие от одобрения его действий и поступков, или же тревогу, недовольство от ожидания негативной оценки. Такое эмоциональное предвидение играет решающую роль в формировании морального поведения дошкольника.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности. Играя, ребенок сочетает в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника. В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни. В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладение первыми формами саморегуляции.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что обусловливает важные изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учение (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит переход ребенка к следующей стадии развития - этапу младшего школьного возраста.

В свое время российский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) отметил, что причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольника заключается в расширении осознаваемого ею предметного мира. К нему относятся не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, которым он сам может действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и компьютер), но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недоступны (автомобиль и т.п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами и т.п.

Следовательно, при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству основой трансформации игры является усложнение предметной среды, овладение которым становится для дошкольника главной задачей.

Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними.

В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых. Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. Она разворачивается, по утверждению Д.Б. Эльконина, от конкретной предметной действия к обобщенному ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематически путь к ролевой игре.

Основной единицей развернутой формы игровой деятельности является роль и органически связанные с ней действия. В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности, которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится ребенком как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) игры.

В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника. Типичным для этого возраста является художественная деятельность, которая дифференцируется на рисование, лепку, конструирование, изготовление аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушание сказок, чтение стихов, драматизацию. Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирования является продуктивной, направленной на получение конечного продукта (картинки, слепленной фигурки и т.д.) деятельностью.

2 Понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста

Творческий поиск всегда обязывает человека отказаться от общих схем и шаблонов, сосредоточив свое внимание на личности ребенка, авансом воспринимая ее как творчески одаренную. Такой подход к личности ребенка должно быть ведущим в работе воспитателей, психологов и социальных педагогов ДОУ.

Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физического и духовного своеобразия личности каждого ребенка, что обусловлено некоторыми врожденными различиями (тип высшей нервной деятельности и т. д.) или теми, которые возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании.

Воспитание в широком смысле этого понятия определяют как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом смысле его можно разделить на обучение - процесс передачи и усвоения системы знаний, умений и навыков - и собственно воспитание - формирование физических, моральных, умственных, эстетических и трудовых качеств ребенка. Воспитание - это главный фактор в формировании личности ребенка, благодаря которому реализуется социальная программа его развития и развиваются природные задатки и способности.

Индивидуальное воспитание - такая организация педагогического процесса, при которой воспитатель взаимодействует с ребенком на уровне "личность - личность". Цель индивидуального воспитания детей расслаивается на два одинаково важных направления: внешнее, очевидное для взрослых и детей, - деловое, которое положено в основу общения, и внутреннее, скрытое, духовно-нравственное, педагогическое.

Внешняя, деловая цель состоит в том, что воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успеха такой парного взаимодействия - овладение детьми конкретными знаниями, умениями, навыками.

Внутренняя, собственно педагогическая цель исходит из того, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей и интересов.

Учитывая определение понятия "воспитания", можем сделать вывод, что любой воспитательный процесс направлен на развитие личности. Поскольку личность - это социальное лицо, свободно и ответственно определяющее свою позицию среди других, которое выступает активным субъектом собственной жизнедеятельности, творчески относится к окружению и самому себе, то воспитание по своей сути и является индивидуальным. Воспитание дошкольника не сводится к исправлению возможных отклонений поведения или предупреждению средствами внушения, наставления, различных форм наказания. Воспитывать - значит создавать развивающую среду, способствующую полноценной реализации потенциальных сил ребенка.

Проанализировав существующие принципы воспитания, можем сделать вывод, что в центре воспитательного процесса находится ребенок; воспитательный процесс направлен на развитие личности, а оно, в свою очередь, на учет индивидуальных особенностей ребенка, планирование и реализацию индивидуальных программ развития ребенка, создание благоприятного среды для развития индивидуальности; совокупность воспитательных процессов различных социальных институтов; технологизацию воспитательного процесса.

Определим ведущие принципы индивидуального воспитания детей дошкольного возраста:

принцип гуманизма, отношения к ребенку как к ценности, признание права на свободное развитие и реализацию своих природных способностей, уважение к уникальному своеобразию каждого ребенка и его семьи. Соблюдение этого принципа обеспечивает сохранение и поддержку тех особенностей индивидуальной и семейной культуры, носителями которой является ребенок. Реализация данного принципа заключается в безусловном принятии индивидуальности каждого ребенка и его родителей, их действенной поддержке и понимании, предоставлении возможности выбора посильной и интересной для ребенка деятельности, различных ролей, материалов, отказе от жесткой регламентации жизни, категорических оценок;

принцип активности, развития в дошкольном возрасте самостоятельности, творческого отношения к жизни и различных видов деятельности, формирования у ребенка критичности, способности делать собственные выборы, принимать решения и отвечать за их последствия, саморазвития;

принцип культуросообразности, органическое сочетание индивидуального развития с формированием у дошкольника базиса личностной культуры, его сбалансированность с национальной культурой русского народа, родным языком, традициями, обычаями, обеспечение преемственности и наследственности поколений;

принцип вариативности программных задач, учебно-воспитательной среды, материальной среды, развивающего оборудования имеет очень большое значение не только для учета индивидуальных различий, но и для развития системообразующих свойств индивидуальности. Именно в процессе создания разнообразной среды, обогащения методического, дидактического арсенала у каждого педагога возникает возможность варьирования содержания воспитательной работы, поиска и использования методов и приемов работ, максимально эффективных для обучения и воспитания каждого ребенка;

принцип технологизации, согласно которому и воспитательный процесс предусматривает научно обоснованные действия педагога и соответственно организованные им действия воспитанников, подчиненные достижению специально спроектированной системы воспитательных целей;

принцип индивидуального подхода, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: содержание, формы и методы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему. Реализация этого принципа предполагает создание педагогом благоприятных условий для естественного и постепенного развития ребенка.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного учета их в процессе воспитания и обучения. Эти положения подтверждают исследования психологов, которые занимались определенными аспектами индивидуализации воспитания детей старшего дошкольного возраста. По мнению А.А. Кирсанова, "... Учебно-воспитательная работа в детском саду-это прежде всего общая деятельность взрослого и ребенка, и задача воспитателя состоит в том, чтобы увидеть, понять, как дети воспринимают знания и их усваивают, как они общаются, сопереживают, проявляют эмоциональную чувствительность, он должен посочувствовать им при необходимости, помочь, поддержать".

О.Г. Кутеева пишет: "Определить пути и средства развивающей работы с ребенком возможно лишь при условии осознания педагогами и родителями прогноза развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей его развития (специфики познавательной, моторной, эмоциональной, коммуникативной, волевой, личностной сферы, поведения в целом)". М.В. Ермолаева акцентирует внимание педагогов на том, что работа по развитию творчества ребенка может быть плодотворной только при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Считается, что индивидуальный подход в воспитании базируется на знании и понимании личностных свойств детей, учете этих знаний при выборе стиля педагогического общения, средств воспитания, обеспечении помощи ребенку в развитии наиболее ценных сторон его индивидуальности, что позволяет компенсировать отрицательные свойства путем формирования индивидуальных стилей, реализации индивидуализированных коррекционных программ.

3 Методы и приемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. С помощью индивидуального подхода можно найти "ключ" к каждому воспитаннику. Стержнем индивидуального подхода к дошкольникам должны стать внимание и любовь взрослых, соблюдение диалога в общении с ребенком.

Воспитатель для установления контактов с ней имеет учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его настроение и чувства. Если у ребенка складываются теплые, искренние отношения с людьми, он становится более уравновешенным, поддается воспитательному влиянию. Л.И. Ковальчук, анализируя практическую работу воспитателей в этом направлении и показывая типичные трудности, с которыми они сталкиваются, видит одну из распространенных ошибок в поверхностном ознакомлении с разработками и рекомендациями ученых и методических служб и отмечает, что, наблюдая ожидаемый эффект, значительная часть педагогов отказывается от дальнейшего использования рекомендуемых методов и приемов для повышения эффективности воспитательного воздействия различных видов детской деятельности на личность ребенка.

Помешать этому можно, повысив уровень психолого-педагогических знаний воспитателей: "Педагог должен уметь психологически правильно объяснить замеченные индивидуальные проявления поведения, определить, что именно лежит в его основе. Он должен стать ребенку близким человеком, иначе осуществлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы будет очень трудно".

Воспитательная работа в детском саду - это прежде всего совместная деятельность взрослого и ребенка, которая предусматривает личностно ориентированную модель взаимодействия, по которой ребенок - не объект воспитательных воздействий, а субъект, партнер взаимодействия. Воспитатель действует здесь не рядом, не над, а вместе с воспитанником. Его задача состоит в том, чтобы увидеть, понять, как дети воспринимают информацию и ее усваивают, как они общаются, сопереживают, проявляют эмоциональную чувствительность. В частности, это предполагает поиски резервов роста детской личности как самоценности, определение психолого-педагогических условий реализации индивидуального подхода в образовательном процессе дошкольных учебных заведений.

Одним из основных условий реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста является знание воспитателями закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач дошкольного образования на современном этапе развития государства, овладение формами и методами работы с детьми дошкольного возраста. При изучении возрастных особенностей дошкольников воспитатель преимущественно опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных особенностей воспитания отдельных детей, то ему приходится полагаться только на материал, полученный в процессе собственного изучения воспитанников. Поэтому следующим условием является владение воспитателями методами изучения индивидуальных особенностей детей, к которым относятся, в первую очередь, наблюдение и педагогический эксперимент. Сюда также относятся беседы с детьми, изучение продуктов детской деятельности, психологические тесты, моделирование педагогических ситуаций.

Для того чтобы получить больше информации об индивидуальных особенностях воспитанника, следует также понять специфику социальной ситуации развития ребенка, которая является одним из решающих факторов индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.

С этой целью следует изучать условия семейного воспитания: иметь общее представление о семье воспитанника; знать изменения, которые произошли в жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Ведь привлечение родителей в образовательный процесс детского сада также является одним из главных условий реализации индивидуального подхода. Воспитательное воздействие, осуществляющее семьей, имеет решающее значение в дальнейшем развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Вся система дошкольного образования должна быть направлена на формирование физических, эмоциональных и познавательных сил ребенка, которые составляют основу гармоничного развития личности. Воспитатели дошкольных учреждений должны создавать такое развивающую среду, в которой будут учитываться индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка. Только умелое руководство различными видами детской деятельности, подбор эффективных форм и методов работы с детьми будет способствовать полноценному развитию дошкольника как личности. С этой целью следует создавать индивидуальные программы развития каждого ребенка с учетом его психологических особенностей, задатков и способностей, интересов и предпочтений.

Важное значение в осуществлении индивидуального подхода к детям имеет педагогическая оценка их деятельности и поведения. При этом объектом оценки должны быть прежде всего мотивы действий и поступков, а не только их результаты.

Одним из требований индивидуального подхода является четкая дифференциация методов и форм воспитательного воздействия на учащихся. Поощрение как средство стимуляции нужно применить к каждому ребенку, но в первую очередь к тем детям, в которых воспитатель замечает такие черты, как нерешительность, отсутствие интереса. Поощрение по-разному влияет на детей. На самоуверенного ребенка похвала может повлиять отрицательно: побудить к самоуспокоенности, зазнайству, а на скромного - положительно.

Такта и чувства меры требует также применения воспитателем и наказаний как форм воспитательного воздействия. Если у воспитанника недостаточно развиты чувство собственного достоинства или самокритичность, то в случае нарушения им норм поведения или невыполнения поручения, если это случается с данным ребенком очень редко, достаточно ограничиться осуждающим взглядом или замечанием. Что касается другого ребенка, то такая форма наказания может оказаться слишком мягкой и безрезультатной. Но и самое суровое наказание не должно оскорблять воспитанника, унижать чувство его собственного достоинства.

Одним из важных аспектов индивидуального подхода является учет особенностей темперамента дошкольников, что обусловлено типом их нервной системы. дошкольный воспитание индивидуальный

Например, по отношению к ребенку-сангвинику целесообразно проявлять больше требований к устойчивости предпочтений, устойчивости реакций на явления окружения. Меланхолик нуждается в частом ободрении, одобрении, благодаря чему можно повысить уровень его уверенности в собственных силах. В контактах с флегматиком воспитатель должен учитывает медлительность его реакций, а вместе с тем преодолевает его инертность, тактично стимулируя скорость движений речи, вариацию чувств. У холерика, учитывая его неуравновешенность, следует формировать сдержанность и саморегуляцию своих действий и поступков. Учет этих индивидуальных различий тем важнее, чем младше ребенок.

Важную роль в индивидуальном подходе играет также учет психических состояний ребенка, настроения, общего физического самочувствия, утомляемости в процессе воспитания. Общим и важным условием обеспечения результативности индивидуального подхода является органическое сочетание воздействий воспитателя на отдельного ребенка с влияниями на него коллектива сверстников. Как показывает практика, подавляющее большинство воздействий воспитателя на самого ребенка достигает своей цели при условии широкого использования воспитательных возможностей детского коллектива.

Таким образом, индивидуальный подход имеет положительное влияние на формирование личности при условии осуществления его в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

4 Проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании

Большое значение для реализации воспитателями индивидуального подхода в работе с детьми имеет контакт с семьей воспитанника. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, который проявляется в различных формах влияния, диапазоне ценностей, которые усваивает растущая личность.

Семья - это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Если с момента существования семьи значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.

В своей эволюции семья прошла путь от расширенного типа (состояла из представителей нескольких поколений) к современной нуклеарной (ядерной), что включает супругов и детей.

Различают семьи с разным воспитательным потенциалом:

воспитательно сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой семьи;

воспитательно стойкие, где создаются в целом благоприятные возможности для воспитания, а трудности, которые возникают в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы;

воспитательно неустойчивые, для которых характерна неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при довольно высоком общем воспитательном потенциале семьи;

воспитательно слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (из-за плохого здоровья, перегруженности работой, низкого уровня образования и психолого-педагогической компетентности) не способны правильно воспитывать детей, уступив в своем влиянии группе ровесников.

С психолого-педагогической точки зрения отрицательно влияют на становление личности ребенка семьи воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой, воспитательно слабые с агрессивной отрицательной атмосферой, в которых властвуют агрессивность и жестокость, маргинальные с алкогольной и сексуальной деморализацией, преступные, психически нестабильные.

Семейное воспитание обусловливается законами общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов, выражается в личностных проявлениях членов семьи и является двусторонним процессом, когда происходит взаимодействие родителей и детей, их взаимовлияние. Следовательно, способность и готовность родителей к воспитанию ребенка - это интегрированное единство личностных качеств родителей и детей и условий их реализации в воспитательном процессе.

Избранный стиль отношений к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителей, то есть от значения, которое человек пределяет миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование стиля жизни ребенка, потому что жизненный стиль формируется слишком рано (до пяти лет).

Выделяют три основных стиля родительского поведения: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль - решение принимают родители, которые считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запрещениями, выговорами и физическими наказаниями. В любом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети упираются и бунтуют, становятся очень агрессивными и нередко оставляют родной дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания внешне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антисоциальным. Авторитарные отношения исключают искреннюю близость с детьми, потому между детьми и родителями редко возникает чувство благосклонности, которая ведет к подозрительности, постоянной строгости и даже враждебности к окружающему.

Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их вековыми возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мысли и советы родителей. Родители требуют от детей обдуманного поведения и пытаются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители выявляют твердость, заботясь о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, которая формирует правильное, ответственно социальное поведение.

Либеральный стиль - ребенок действующим образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерное неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Для ребенка семья является естественной воспитательной средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает настолько сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям в наследство.

Бесспорно, окружающая среда, особенно условия домашнего обихода, влияют на формирование личности ребенка. Но все-таки ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

В исследованиях В.Я. Титаренко систематизированы факторы, определяют силу и стойкость семейного воспитания:

Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. "Проводником" семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

Семья имеет объективные возможности для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение "дети - это зеркало семьи" точно передает содержание ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Следуя за близкими, любимыми людьми, следуя их "урокам жизненной философии", ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, чир проявляется в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семье не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Работа воспитателя с семьей - работа не легкая, но необходима. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предупреждения негативных проявлений в характере малыша. В воспитании дошкольника многое зависит от формирования положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это можно достичь только совместными усилиями всех взрослых, окружающих ребенка, единства их требований.

Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада, наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, - это посещение семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские сборы, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Работа как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и педагогами достигнуто единство требований в отношении детей и все работы проводится по плану и систематически.

Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях и хорошее, и плохое, при этом анализировать их поступки.

Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющих сходные условия воспитания детей.

Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их в различных видах деятельности.

Заключение

Индивидуальный подход - принцип, предусматривающий всестороннее изучение индивидуальных особенностей ребенка, истории его развития, который ставит ребенка в центре педагогического процесса. Он заключается в использовании педагогом интегрированной системы воспитательной и учебной работы, обеспечивающей полноценный развитие и саморазвитие личности.

Анализ психолого-педагогический литературы показал, что проблема индивидуального подхода к детям является не новой, но достаточно сложной и многогранной, поэтому в современных условиях обновления и реформирования системы образования приобретает актуальность и остроту. Наряду с положительными сдвигами в решении данной проблемы существует и ряд недостатков: неупорядоченность и различие исследуемых понятий, отсутствие четкого определения этих понятий в учебно-методической литературе; организация образовательной и воспитательной работы значительной частью педагогов без ориентации на индивидуальность. Это приводит к непониманию сущности индивидуального подхода, требует научной разработки проблемы, дальнейшего изучения и благоустройства.

Таким образом, можно сделать выводы, что воспитание - это главный фактор в формировании индивидуальности ребенка дошкольного возраста. Осуществляя индивидуальное воспитание детей, мы реализуем социальную программу развития личности и развиваем природные задатки и способности. Воспитателям дошкольных учебных заведений только следует придерживаться следующей стратегии поведения:

принять и поверить в каждого ребенка, уважать и любить его;

познавать ребенка - открывать путь к пониманию особенностей его внутреннего мира;

поддержать каждого воспитанника в трудностях самопознания и саморазвития, дать возможность почувствовать свою уникальность и ценность.

Следовательно, реализация индивидуального подхода в работе с дошкольниками может осуществляться при следующих условиях:

глубокое овладение воспитателями знаниями общих закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психического развития дошкольников;

овладение методами изучения особенностей и социальной ситуации развития детей;

пнализ полученной информации, установления причин возникновения пробелов в развитии детей, благоприятных условий для развития каждого ребенка;

разработка и комплектование индивидуализированных программ развития, воспитания и обучения;

активное включение родителей в образовательный процесс с целью обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания;

отношение взрослых к ребенку как к неповторимой индивидуальности, переориентация стиля взаимодействия воспитателя с детьми от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным общениям;

подбор в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей игрового материала и учебного оборудования, его педагогически целесообразное расположение.

В заключение необходимо отметить, что проблема подготовки будущих воспитателей к реализации индивидуального подхода к детям является актуальной и требует обстоятельного исследования с целью разработки методических материалов для внедрения их в образовательный процесс высших учебных заведений.

Список использованной литературы

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полол. - Ростов - на - Дону; Феникс, 2010. - 312 с.

Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. (Психолого - педагогические очерки). - М.: Педагогика, 2011. - 288 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009. -192 с.

Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2011. - 456 с.

Боровиков Л. И. Личностно-созидающий подход в воспитании / Л. И. Боровиков // Классный руководитель. - 2010. - №5 . -С. 54-61.

Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Составитель и научный редактор В.С.Мухина. - М.: Академия, 2009. - 453 с.

Волина В. В. Учимся, играя. - М.: Новая школа, 2011. - 254 с.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 376 с.

Гербова В.В. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада./ В.В.Гербова, Р.Г.Казакова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение,2012 .- 224 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2009. -336 с.

Гольдберг В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие.- М.: Новая школа, 2011.- 176с.

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Наука, 2011. - 434 с.

Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2011. - 573 с.

Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 2011. - 288 с.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. - 224 с.

Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение: Уч. пособие для вузов. - М.: Наука, 2010.- 376 с.

Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.

Кулик Л. А., Берестов Н.А. Семейное воспитание. - М.: Просвещение, 2009. - С. 82-84.

Кутеева О. Г., Редя Г. П., Смирнова И. Ф. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного подхода //Классный руководитель. -2010. - №1. - С. 55-65.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 450 с.

Личностно-ориентированный подход в воспитании // Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе.- М.: Педагогический поиск,2009. - С. 105-112.

Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

Разделы: Работа с дошкольниками

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода мы найдем “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребенка – это основное в работе педагогов и психологов. Основной документ в котором фиксируются индивидуальные особенности детей – это психолого-педагогическая характеристика, она же является и формой изучения индивидуальных особенностей.

Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Так, муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка-Детский сад № 21” особую роль отводит индивидуальному подходу в воспитании детей.

Этапы планирования индивидуальной работы с детьми:

I этап.

Составление паспорта группы.

Цель: Провести анализ контингента родителей и детей.

В паспорте группы отражается:

  1. Количество детей
  2. Состав семьи
  3. Возраст родителей
  4. Образование родителей
  5. Место работы родителей

II этап.

Изучение педагогом основ личностно-ориентированного воспитания, установление контакта с детьми. Наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: игровой, трудовой, творческой.

III этап.

Составление индивидуально-образовательных маршрутов на детей.

По результатам педагогической и психологической диагностики выявляются дети с низким и высоким уровнем освоения программы. Педагог вместе со специалистами подбирают игры и задания для детей. Для детей с высоким уровнем освоения программы подбирают игры и задания повышенной сложности. Большую часть обследуемых детей составляют дети со средним уровнем освоения программы. Для них используют план психопрофилактической работы, разработанный педагогом-психологом детского сада.

Большую роль на этом этапе играет ПМПк дошкольного учреждения. Отслеживает детей с низким уровнем освоения программы, проводит с ними определенную работу, подключает к участию родителей воспитанников, дает рекомендации как педагогам так и родителям.

IV этап.

Включение специалистов в индивидуальную работу с детьми. Специалисты оказывают адресную помощь педагогам. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где специалисты дают рекомендации по каждому конкретному ребенку.

V этап.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.

Формы работы с родителями:

  1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.
  2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  3. Индивидуальные беседы с родителями.
  4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.
  5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.
  6. Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.
  7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.

В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.

Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

Список литературы

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1981.

Исламова Флюса Бариевна, старший воспитатель
МБДОУ №82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны, РТ

НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На нихуточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе НОД у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их. К таким детям в нашей группе можно отнести: Эльвиру, Алешу С., Марата. Некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют на занятиях. Это у нас Света С.

Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.

Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны. К таким детям можно отнести Свету С. . Девочка пассивна на занятиях, но очень исполнительная, любит помогать взрослым, очень доброжелательная по отношению к своим сверстникам.

В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.

На занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.

Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.

Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.

Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омская гуманитарная академия
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • РЕБЕНОК
  • ПЕДАГОГ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ

В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

  • Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Оценка функционального состояния нервно-мышечной системы баскетболистов 12-13 лет различных типов темперамента

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность .

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными .

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов . Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем :

  • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
  • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
  • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
  • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
  • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
  • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

  • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
  • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей .

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

  • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
  • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
  • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
  • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
  • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик .

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
  2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят :

  • Общие сведения о ребенке;
  • Данные о физическом состоянии;
  • Положительные проявления ребенка;
  • Отношения к коллективу;
  • Отношение к труду;
  • Особенности умственного развития;
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность . Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» .

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка , он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
  2. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. 2002.
  3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.
  4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с.
  5. Дубровина И.В. Практическая психология образования/– СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников\-2-е изд., ипр.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-192с.
  7. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.
  8. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
  9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/.– М.: Учитель, 2009.–118с.
  11. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
  12. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.
  13. Минкина Е.В. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. –Волгоград: учитель, 2012.-132с.
  14. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  15. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
  16. Шамис В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 51-53.
  17. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
  18. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ)// диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005

В семьях, где растет "трудный" ребенок, можно услышать: "И в кого только он такой? Вот дочка совсем другая.
Ведь живут они в одних условиях, у одних родителей, и отношение к ним одинаковое..." Вот в этом-то чаще всего и кроется главный секрет подобной родительской беды - одинаковое отношение! Каждый ребенок - своеобразная личность, т.е. неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов.

Можно ли встретить течение своей жизни человека с совершенно таким же лицом, как свое? Даже у близнецов, похожих как две капли воды, есть расхождения: в овале лица, форме губ, бровей, носа, глаз. И по характеру близнецы во многом разные.
Личность - это не только характер, но и особенности ума, склонности, темперамент и даже внешность. Некоторые черты внешности делают обидчивым, мнительным, замкнутым, например маленький рост, полнота, другие могут вызвать зазнайство, высокомерие. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Также и в семье сколько детей, столько и личностей.

Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одна и та же обстановка, одни и те же разговоры, одни и те же приемы воспитательного воздействия накладывают на них разный отпечаток.
Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.

Ведут себя сын или дочь, с точки зрения взрослых, хорошо: не провинились ни в школе, ни дома, совершили что-то приятное - им дают деньги на кино, покупают обновку. Сделали что-то не так, получили неважные отметки, жалуются на них окружающие - их подолгу ругают, чего-то лишают, что-то не дают, а кое-где по старинке берутся и за ремень.

Между тем один и тот же хороший поступок, так же как и плохой, может быть вызван разными мотивами - причинами, связанными именно с особенностями личности ребенка. Например, два ребёнка получили двойки за контрольную работу по математике. Но один много занимается математикой: она ему трудно дается, а другой, способный, однако ленится учиться. Равноценны ли эти двойки? Справедливо ли в подобных случаях родительское негодование выражать в одной форме? Робость, неуверенность в себе - чаще всего проявление темперамента человека, т. е совокупность психических свойств, которая проявляется в быстроте возникновения чувств, в их силе, а также в особенностях деятельности.

Темперамент меланхолика характеризуется сильными чувствами. У меланхолика чувства на лице не прочтешь, в движениях не уловишь. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании. У младших детей труднее, чем у взрослых, определить, какие именно черты какого темперамента проявляются в большей степени. В период детства жизнерадостность, подвижность, неумение сдерживать бурные эмоции свойственны почти всем детям. Но, один ребенок, например, получив подарок, проявляет свой восторг очень бурно: закружится, запрыгает, а потом, повозившись часок с купленной игрушкой, бросает ее. Другой же - только разрумянится от волнения, поблагодарит улыбкой, но зато долгое время будет с увлечением заниматься новой игрой. Обычно, родителям, у которых тихие дети завидуют: с ними меньше хлопот, волнений, они послушнее. Однако послушание послушанию рознь. Если в нем проявляются осознанные требования к своему поведению - это хорошо. Но если послушание является следствием внутреннего безволия и жизненной немощи, что бывает у детей с ярко выраженным флегматическим темпераментом,- это уже плохо. Из таких детей, если не обращать внимания на развитие волевых качеств, могут вырасти люди, которые не будут хозяевами своей судьбы, которые не смогут осуществить все возможности своей личности, а следовательно, быть вполне счастливыми. Так вот, раз черты темперамента накладывают своеобразный отпечаток на поведение детей, значит и мы, взрослые, должны учитывать это. Прежде всего необходимо знать, что темперамент изменить нельзя. Да это и не нужно. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом.

Ребенок подвижный, горячий в своих чувствах - увлекающаяся натура, в которой жизнь бьет ключом, имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный "человек с огоньком". Однако взрослым необходимо строго следить за тем, чтобы сын или дочь брались за такое количество дел, с которым в силах справиться, и чтобы каждая работа была сделана не наспех, доведена до конпа. Там, где на ото мало обращают внимания, начинают проявляться неприятные черты сангвинического темперамента: ребенок растет легкомысленным, суетливым, несерьезным, поверхностным человеком и в работе, и в отношении к окружающим, и в своих чувствах.

Дети-сангвиники, а также холерики очень возбудимы, вспыльчивы, крикливы, дерзки. Конечно, взрослых это возмущает, и они часто сами начинают кричать, раздражаться, вместо того чтобы заставить себя ответить сдержанно на "пылкое" поведение сына или дочери и тем самым переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не быть добавочным раздражителем.

Родителям мальчиков и девочек с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится увлекать подвижными играми, сдружить с резвыми ребятами, давать побольше заданий.

Обидчивые, застенчивые ребята тоже требуют особого подхода. На поведении этих детей сказываются черты меланхолического темперамента.

Однако если темперамент человек получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить под влиянием окружающей среды, под воздействием воспитания. Темперамент может быть очень благоприятной почвой для формирования одних черт характера и затруднять (если человек не умеет им управлять) развитие других качеств.

Уже в дошкольном возрасте, когда характер еще только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза учителям, родителям, учащимся. Трудолюбие и лень, активность и равнодушие к общественным делам, доброта и жадность, правдивость, честность и ложь. Поэтому правильная действенная воспитательная реакция на то или иное поведение ребят обязательно требует учета тех особенностей характера, которые его вызвали. В индивидуальном подходе нуждаются дети и в зависимости от возраста.

Очень важно, чтобы в форме общения ребёнок чувствовал уважение к своей личности.

Взрослые, строя взаимоотношения с детьми должны учитывать возраст, темперамент, и черты характера. Надо хорошо знать своего ребенка, правильно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он поведет себя. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, т. к в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно.