Верность и измена в произведениях художественной литературы. Как правильно написать сочинение верность и измена

Инга Маяковская


Время на чтение: 12 минут

А А

Сколько книг о любви существует? Наверное, никто и не возьмется пересчитать. Но еще более увлекательными и остросюжетными они становятся, если путь к любви автор проложил через измены и предательства главных героев.

Вашему вниманию — самые интересные и популярные произведения о любви и предательстве!

Мир Эммы Бовари слишком идеальный — нет остроты чувств и взрыва эмоций. И умный, красивый муж, что в ней души не чает — лишь часть этого скучного мира.

Что ждет Эмму, вдруг свернувшую с ровной дороги стабильности и семейного счастья?

Один из лучших романов о любви, не потерявший актуальности — классика жизни и жанра.

В сравнении с другими романами автора, этот не оставляет тяжелого осадка, являясь красивой и талантливо созданной историей любви.

Франческа — прекрасная мать, домохозяйка, жена. Судьба бросила ее в объятья путешествующего фотографа лишь на мгновение, а любовь поселилась в сердце навсегда. Останется ли Франческа с мужем и детьми? Или, переступив через чувство долга, уйдет с Робертом?

Роман, державшийся в списке бестселлеров 90 недель. Время — шелестеть страницами!

Разве может быть интересной книга о банальном любовном треугольнике?

Еще как может, ведь эту историю читателю рассказывают участники любовной драмы (через автора, конечно). Причем, каждый по-своему — раскрывая душу нараспашку и не отпуская читателя ни на секунду.

Классический тривиальный сюжет в оригинальном исполнении Барнса с неожиданным финалом — вы не сможете оторваться!

«Толстокожий» муж, нежная хрупкая супруга и… сплошные разочарования в семейной жизни. А в интернете — Он. Такой близкий, внимательный, желанный. Тот, который все понимает, тонко чувствует, поддерживает и… ждет встречи за пределами монитора.

Состоится ли эта встреча, и смогут ли герои переломить ход своей постылой, но привычной жизни?

Роман, в который можно нырять с головой — буря эмоций после прочтения гарантирована. Читаем и наслаждаемся!

Уолтер — интеллигентный доктор, ученый, влюбленный в свою жену до умопомрачения. Китти — его капризная и легкомысленная супруга. А Чарли — лишь эпизод в ее судьбе, который окончательно перевернет обыденную жизнь с ног на голову.

За все в этом мире надо платить. Но героиня поймет это слишком поздно.

Одна из лучших книг (прим. — экранизированная, фильм — «Разрисованная вуаль») автора — никто не останется равнодушным.

Запутанная и «многоходовая» история, написанная французской писательницей в возрасте менее 19-ти лет. Один из самых популярных психологических романов.

Жизнь журналиста, не обласканного фортуной, кардинально меняется после встречи с замужней женщиной. Для кого из них связь станет фатальной?

Добрый, красивый и лиричный роман, изданный на 36-ти языках и собравший немало литературных премий.

Только позитивные эмоции, доброта и буря эмоций!

В сравнении с другими книгами автора, этот роман — настоящая жемчужина. Легкая для чтения, простая для восприятия, с серьезной историей жизни двух поколений на улицах Ташкента.

На долю матери, уставшей и ожесточенной женщины, выпало слишком много испытаний, дочь — ее полная противоположность. Светлая, полупрозрачная как луч солнца. И однажды в ее жизнь постучалась любовь — сильная как цунами, жертвенная, первая.

Один из первых романов автора, перетасовавшего в любовно-криминальной истории судьбы нескольких людей, будто игральные карты.

Каждому по заслугам! И берлинскому коммерсанту, и его расчетливой супруге Марте, и племяннику Францу.

Как бы тщательно мы не планировали свою судьбу, мы — лишь марионетки в ее руках…

Вам уже есть 18? Тогда этот роман — для вас!

Журналистке Линде — чуть больше 30-ти. У нее есть все — любящий муж, отличная работа, дети и достойная жизнь в Швейцарии. Нет только счастья. И притворяться счастливой все сложнее — апатия постепенно накрывает женщину с головой.

Все меняется, когда ее школьная любовь, а ныне успешный политик, дает Линде интервью… Может ли измена стать трамплином в новую и счастливую жизнь, наполненную смыслом?

Автор произведения: Маргарет Мадзантини.

Экранизированный в 2004-м году успешный роман-бестселлер 21-го века.

Уборщица из кафе и успешный доктор, обремененный семьей: что победит — чувство долга или любовь?

Увлекательная, эмоционально мощная книга о мучительной борьбе обнаженных чувств и обязательств.

Реалистичный, живой до мурашек роман, смывающий границу между добром и злом.

Он — пациент сумасшедшего дома. Она — супруга доктора. Губительная связь, животная страсть и одержимость, после которой — только страх последствий…

Потерять от любви голову несложно, но что дальше?

Ему — 45. И к этому возрасту он уже успел устать от «бытовухи» в отношениях с супругой, от болезни дочери, от постоянных забот и проблем. Случайная встреча с красивой женщиной в поезде по пути на работу и… мир Чарльза перевернулся.

Ни к чему, казалось бы, не обязывающая, легкая «интрижка» оборачивается настоящим кошмаром. Чем заплатит герой за измену?

Книга, которая будет держать в напряжении до самого финала.

Устали от легких любовных романов? Тогда эта психологическая книга — для вас.

Он образован, далеко не глуп, хорош собой, воспитывает двух детей. А еще, на свою беду, безнадежно предан супруге. Жена — чернокожая красотка, стервозная и склонная к легким любовным «победам» на стороне.

Однажды судьба сталкивает героя с симпатичной девушкой… Чем станет для него это встреча?

История, в которой каждый найдет что-то свое.

Пиппа — привлекательная женщина, мама двоих уже взрослых детей, преданная подруга и верная супруга одного вполне успешного издателя, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет. Своего мужа она однажды увела из чужой семьи.

Сможет ли Пиппа удержать свое счастье, или правило бумеранга неизменно?

Экранизированный роман, покоривший многих читателей искренностью истории.

Какие книги о любви и измене не оставили равнодушным именно вас? Поделитесь своими отзывами в комментариях ниже!

Андрий, младший сын Тараса Бульбы, предал родную землю и перешел на сторону врага. Влюбившись в полячку, он был готов сражаться против тех, кого недавно считал буквально своей семьей. Тарас Бульба не простил сына-предателя. Поступок Андрия был для него позорным, не достойным оправдания. Предательство затмило любовь к собственному сыну. Тарас Бульба убил Андрия.

М. Шолохов "Судьба человека"

Крыжнев на утренней перекличке собирался выдать немцам взводного-коммуниста. Он говорил, что "своя рубашка к телу ближе", собираясь спасти свою шкуру ценою жизни другого человека. Андрей Соколов задушил предателя, при этом испытав только омерзение. Он чувствовал, он лишил жизни не настоящего человека, а "какого-то гада ползучего". Поступок Андрея Соколова жесток, но справедлив: предательство недопустимо, тем более на войне.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Мы знаем, что Петр Гринев - человек чести. Так нельзя сказать об Алексее Ивановиче Швабрине. Этот человек предал Родину. К моменту захвата Белогорской крепости он был уже одним из старшин самозванца Пугачева. Спасая свою жизнь любыми способами и пресмыкаясь перед Пугачевым, он забывает о долге и чести русского солдата. Это указывает не его низость, подлость и безнравственность.

А.С. Пушкин "Дубровский"

Ссора между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кириллой Петровичем Троекуровым показала, что последний - предатель, способный на гадкие поступки. Желая навредить Дубровскому, Троекуров подкупил чиновников, устроив все так, что его бывший друг лишился своего законного владения - деревни Кистеневки. В итоге Андрей Гаврилович сошел с ума и умер.

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Эраст предал Лизу. Сначала он был по-настоящему влюблен, но чувства стали остывать после того, как девушка отдалась ему. Молодой человек, проиграв деньги, был вынужден жениться на богатой вдове. Он соврал Лизе, что уходит на войну. Судьба Лизы оказалась трагичной: узнав об обмане и предательстве, девушка решила, что ей лучше умереть, и бросилась в пруд.

Итоговое сочинение на тему: "Как вы понимаете слово «верность»?"

Что такое верность? На мой взгляд, это слово можно понять по-разному в зависимости от ситуации. Если речь идет о любовных отношениях, то верность – это прежде всего стойкость и неизменность в своих чувствах, готовность быть с близким человеком в любой ситуации.

Так, в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» рассказывается о княгине Трубецкой, которая последовала за мужем-декабристом в Сибирь. Губернатор Иркутска отговаривает ее, описывая трудности, с которыми ей предстоит столкнуться: суровый климат, необходимость жить в казарме вместе с каторжниками, скудная и грубая пища, предстоящее отречение от всех прав и привилегий знатной особы. Однако героиню не пугают его слова. Она готова пойти на все, лишь бы быть рядом с супругом, делить с ним и радость, и горе. На все предостережения она отвечает: Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
Мы видим, что княгиня Трубецкая олицетворяет собой верность и преданность любимому человеку.

Слово «верность» можно понять и как стойкость в исполнении обязанностей, долга, например перед Родиной. Защитник Отечества, солдат или офицер, обязан хранить верность присяге, не изменять ей, что бы ни случилось.

Примером может служить Петр Гринев, герой произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Белогорская крепость была захвачена Пугачевым, всем офицерам предложили перейти на сторону мятежников. В случае отказа их ждала трагическая участь – быть повешенными. Автор показывает, что, оказавшись перед выбором, Пётр Гринев был готов расстаться с жизнью, но остаться верным присяге. Позже он отказывается и от предложения Пугачева, обещавшего пожаловать его высокими титулами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Писатель подчеркивает, что превыше всего для героя была честь, верность воинскому долгу.

Таким образом, можно прийти к выводу: слово «верность» подразумевает преданность кому-либо или чему-либо: любимому человеку, Отечеству, долгу.

(272 слова)

Итоговое сочинение на тему: "Какой поступок можно назвать изменой?"

Какой поступок можно назвать изменой? Конечно, каждый по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь сформулировать свою точку зрения. На мой взгляд, изменой являются такие поступки, как предательство любимого человека, в военное время - переход на сторону врага. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.

Вспомним повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня, простая крестьянская девушка, всей душой полюбила молодого дворянина по имени Эраст. Он тоже, казалось, нашел в Лизе свой идеал. Однако счастье длилось недолго. Автор показывает, что вскоре страсть в сердце героя уступила место скуке и охлаждению. Более того, проигравшись в карты, он решил поправить свое положение с помощью женитьбы на богатой пожилой вдове. Он ни слова не сказал о своих намерениях Лизе, более того, обманул ее, сказав, что отправляется в армию и непременно вернется к ней. Она узнала правду лишь случайно. Это стало для нее таким тяжелым ударом, что от отчаяния девушка покончила с собой. Поступок Эраста, несомненно, можно назвать изменой, ведь он предал чувства полюбившей его девушки, поступил непорядочно, солгав ей и тайком женившись на другой.

Другим примером измены можно назвать поступок Рыбака из повести В.Быкова «Сотников». В произведении рассказывается о двух партизанах, попавших в плен к полицаям. Если Сотников мужественно выдержал пытки и с честью принял смерть, то Рыбак, напротив, с первых минут в заточении только и думал о том, как спасти собственную жизнь. Он был готов пойти ради этого на что угодно: выдать местонахождение партизанского отряда, перейти на сторону врагов, собственноручно казнить товарища. Поступив так, он предал товарища, презрел долг защитника Отечества, изменил Родине.

Таким образом, можно прийти к выводу: изменой можно назвать такие поступки, в основе которых лежит предательство. Изменяя, человек предает доверие близких людей, товарищей, поступается долгом и честью.

(274 слова)

Итоговое сочинение на тему: "Что может толкнуть человека на измену?"

Что может толкнуть человека на измену? Думается, причин, побудивших человека совершить предательство, может быть много. Это может быть и корыстолюбие, и страх за свою жизнь, трусость, слабость характера. Рассмотрим несколько примеров.

Так, в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» мы видим молодого дворянина Эраста, который покорил сердце простой крестьянки Лизы. Автор показывает, что через некоторое время Эраст изменил возлюбленной: отправляясь в армию, он обещал девушке вернуться, но в действительности покинул ее навсегда. Более того, проиграв в карты практически все свое имение, он решил поправить свои дела, женившись на богатой женщине. Что подвигло Эраста на столь неблаговидный поступок? Это и корыстолюбие, ведь он не хотел терять состояние и соглашаться на бедность. В то же время причиной измены можно считать и эгоизм молодого человека, который думал лишь о себе и своих интересах, совершенно не заботясь о том, какое влияние его поступок окажет на преданную ему всем сердцем Лизу. Эраст относился к девушке, как к вещи, которую за ненадобностью можно выбросить, и не думал о том, что для нее его поведение станет смертельным ударом, в итоге оборвавшим ее жизнь (читатель узнает, что Лиза покончила с собой, узнав об измене любимого). Корыстолюбие и эгоизм – вот что толкнуло его на измену.

Обратимся теперь к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим партизана по фамилии Рыбак, который, попав в руки врага, решается на предательство: он готов выдать расположение партизанского отряда врагам, служить в полиции, даже принять участие в казни товарища. Что толкнуло его на измену Родине и долгу защитника Отечества? Прежде всего страх за свою жизнь. Трусость, слабость характера определяет его постпуки. Рыбак хочет жить во что бы то ни стало. Для него это важнее долга перед родиной, чести, товарищества. Он думает только о себе, легко готов принести в жертву других, лишь бы спастись самому. Это тоже эгоизм, который можно считать причиной измены и в этом случае.

Подводя итоги, можно прийти к выводу: на измену человека толкают разные причины, но в их основе всегда лежит себялюбие, забота лишь о собственных интересах, пренебрежение жизнью других людей.

Итоговое сочинение на тему: "Как вы понимаете выражение «верность долгу»?"

Как я понимаю выражение «верность долгу»? На мой взгляд, смысл этого выражения раскрывается, когда речь идет о воинском долге. Для защитника Родины это прежде всего готовность выполнять свой долг в любой ситуации, быть готовым отдать жизнь, если потребуется. Проиллюстрирую сказанное несколькими примерами.

Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринев демонстрирует верность долгу. Когда Пугачев захватил Белогорскую крепость, всем ее защитникам было предложено перейти на сторону мятежников. В противном случае их казнили. Автор показывает, что Петр Гринев так же, как комендант крепости, отказался стать предателем и был готов принять смерть, но не изменить присяге. Лишь счастливая случайность спасла героя от виселицы. Позже Пугачев снова предлагает Гриневу перейти к нему на службу, на что тот отвечает решительным отказом: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Когда же Пугачев просит его по крайней мере не воевать против него, Гринев снова отвечает отрицательно: «Как могу тебе в этом обещаться? ... Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Мы видим, что герой проявляет верность воинскому долгу: не изменяет присяге, даже рискуя жизнью.

Еще одним примером может стать герой одноименной повести В.Быкова «Сотников». Оказавшись в руках полицаев, партизан Сотников не думает о спасении собственной жизни. Он выдерживает пытки, но не выдает местоположение отряда. С мужеством принимает он и смерть на виселице, ему и в голову не приходит изменить долгу и стать предателем, служить врагу. Даже перед смертью он думает лишь о спасении товарища и помогавших им местных жителей. Его поведение – это яркий пример верности долгу.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что и в наши дни выражение «верность долгу» будет не пустым звуком, и в трудной ситуации всегда будут те, кто проявит преданность Отечеству.

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».