Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Консультации для родителей дошк

Консультация для родителей

Формирование элементарных математических представлений

у детей 3-4 года

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.

Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике.

Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводится один раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально.

знания по математике ребенок должен брать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.

Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить с зданием, построенным над ямой. С чего же начать?

Счет - это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить и логически рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна машина.

Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное!

Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное - организовать это в форме игры.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

Советую придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше), дорога длиннее - короче, солнце выше деревьев или ниже)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства - неравенства предметов становится необходимым. Например, мама предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.
С первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы.
На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.

Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.

С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает большое количество не только предметов, но и звуков, движений.

С чего же начать формирование математических представлений у маленьких детей. Давайте начнем с игры.

В игре ребенок быстрей осваивает счет, запоминает числительные, сравнивает числа, различает и называет геометрические фигуры, определяет пространственные направления (слева, справа, вверху, внизу и т.д.), у него формируется понятие времени (времена года – зима, осень, лето, весна; времена суток – утро, день, вечер, ночь и т.д.).

Игра захватывает ребенка полностью, у него активизируются все психические процессы. Дидактические игры и упражнения проводятся с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Количество и счет

  • Совершенствование умение считать в пределах пяти: «Рики-Тики», «Найди свой домик», «Найди пару», «Джек, будь ловким», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько», «Динь, динь».
  • Закрепление навыков порядкового счета в пределах пяти: «Петрушкины гости», «Который по счету?», Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял предмет?»

Величина

  • Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке: «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберет?...», «Какая игрушка спрятана?», «Матрешки», «Три медведя».
  • Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине) : «Найди пару», «Завяжем куклам бантики».

Форма

  • Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр: «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различие», «Найти такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Спрячь мышку», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Гаражи», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру».

Ориентировка в пространстве

  • Закрепление умения определять местоположение предметов относительно себя: «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик», «Расставим игрушки».
  • Упражнение в умни двигаться в заданном направлении: «Куда пойдешь, секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику».

Ориентировка во времени

  • Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра: «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».
  • Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь): «Наш день», «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

Перспективное планирование по Формированию элементарных математических представлений у детей средней группы По программе "От рождения до школы"

Перспективный план по математике...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада.

Игровая ситуация: «Маша идёт домой».Цель: закрепить умение отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало».Задачи:ОбучающаяЗакрепить умение различать количество предм...

Ермакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: публикация
Тема: "Консультация по ФЭМП для родителей I младшей группы ДОУ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

вниманию

представляется

семинара: «Формирование

элементарных математических представлений у детей раннего возраста

с учетом комплексно-тематического планирования» (далее ФЭМП).

Математика

возникла

глубокой

древности

практических

потребностей

Математика,

непрерывно

развивается,

обогащается

теориями,

перестраивается

новые запросы жизни.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период,

когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой

умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать

особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого

определяется

качественными

особенностями

усвоения

исходных

количество,

величина,

пространственные

отношения.

очевидно,

обучение

процессе

образовательной

деятельности

повседневной

направлено

формирование

возраста

основных

математических

представлений и развитие математического мышления.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные

представления

количественных

качественных

различиях

предметов

ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно

действовать

предметами:

собирать

однородные

предметы

отсоединять

предметов

основной

отбирать

одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с

развитием

ощущений,

восприятий,

представлений.

формирование

математических

представлений

возрасте

развитием

сенсорного

Сенсорное

развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в

переоценить.

наиболее

благоприятен

совершенствования

деятельности

накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные

учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,

что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания. Сенсорное развитие имеет самостоятельное значение, так как

полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в

детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся

специальные занятия по развитию математических представлений. Условия,

способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе

ознакомлению

окружающим

развитию

конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Занятия по

включают

комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-

практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и

приёмами

познания,

применять

полученные

самостоятельной

деятельности.

позволяет

обеспечить

развивающую

направленность

обучения,

умственным,

развитием и разнообразными видами деятельности.

При организации игр учитываются доступность и привлекательность,

дозировку

характер,

используются

различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие

контрасты формы: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой -

маленький.

подбираются

знакомые

знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.

Используются

принципы

личностно-ориентированного

подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития

ребёнка. В начале обучения каждому ребенку предоставляется возможность

работать

присущем

постепенно

увеличивая

воспитателя:

положительно

оценивать

удавшийся

попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым

содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на

начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек,

побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи,

задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества,

сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.».

В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из

однородных

предметов.

предметов

создавались

однородных

одинаковых

признакам:

величины и материала.

Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме

предметов

окружающего

обращать

внимание

предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки

ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал

б о л ь ш у ю

м ат р е ш к у,

п е р е д ат ь

м а л е н ь к у ю

м ат р е ш к у

прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на

сравнить,

попросить

показать,

маленькая

матрешка.

знакомства

предметов

использовать

выраженную

сенсорных

эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме,

например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится

с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки.

Из шариков нельзя

построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать

ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются,

закрепляются

повседневной

Например,

собираясь

прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку

яблоко, показать, как оно катится по столу и тому подобное.

Наиболее

подходящей

обучения

первоначальным

математическим

представлениям

является

дидактическая

особенность,

дидактической

подозревает,

осваивает

овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя,

сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает

развития

представлений

величине

предметов с детьми можно проводить разнообразные действия с предметами:

собирание

игрушек-вкладышей

матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов

с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных

картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.

Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики

руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

создании

предметно-пространственной

развивающей

отводится

предметам,

пособиям

подталкивают

мыслительной

деятельности,

сравнивать

различать,

группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и

несущественные

признаки,

устанавливать

моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы

однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный,

бросовый

материалы,

пуговицы,

размера),

различные

которые успешно используются для упражнений

в сравнении и различии,

группирования

классификации

предметов;

демонстрационный

материал

(наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной

величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал

(панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их

изображений,

пирамидки,

(различной величины и цвета) и т.д.

Педагогическая

возраста

специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с

детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями

психологии

маленьких

воспитатель

намечает

программные

дидактические,

пальчиковые

упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и

сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям

необходимо

предоставить

возможность

свободно

перемещаться

пространству

групповой

планирования

заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на

коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть

разнообразным:

коленках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей

возраста

является

обеспечение

эмоционального

комфорта,

привлечение

внимания,

способствованию

развитию

познавательных

процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми

впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что организованная

математическому

развитию

возраста

способствовать

повышению

сформированности

элементарных

математических представлений. И здесь важную роль играет использование

комплексно-тематического

планирования,

разработка

перспективного плана по формированию Э.М.П. у детей раннего возраста.

Из опыта работы, перспективный план в нашем ДОУ предполагает

осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется

примерно

недельный

Программное

разрабатывается с учетом возрастных возможностей детей.

Перспективный план работы по ФЭМП у детей раннего возраста

учетом комплексно-тематического планирования имеет свои особенности:

Предварительный

взрослым

основных

систематичность и культуросообразность образовательному процессу.

Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы

вынуждает взрослого к позиции партнера, сотрудника.

Организация предметной среды, постоянно подстраиваемая под

развивающие задачи и инициативу детей.

свободной

самостоятельной

деятельности

наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем

разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает

широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам.

Тематика, которая предлагается детям, должна быть значима для

общества

вызывать

впечатления, представления и понятия.

успешном

использовании

комплексно-

тематического

планирования

формированию

элементарных

математических представлений ребёнок раннего возраста:

Может образовывать группы из однородных предметов;

Различает один и много предметов;

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

Различает

предметов,

называет

треугольник,

прямоугольник;

словесному

указанию

находить

предметы

названию,

цвету, размеру;

Ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада,

ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Спасибо за внимание!!!

Тажетдинова Д.В., воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г. Набережные Челны

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  • Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал) ;
  • Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • Сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее - короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху) , мяч у ног (внизу) , бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.) , и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

    счёт до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

    предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

    узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг, овал);

    основы измерения: ребёнок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи верёвочки или палочек;

    сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче.

Основу из основ математике составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребёнку. Тем не менее, вы можете учить детей счёту на конкретных предметах. Ребёнок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребёнка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребёнку. Поэтому вы можете обучать ребёнка счёту во время совместной домашней работы. Например, попросите ребёнка принести вам определённое количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребёнка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность – важный принцип обучения ребёнка.

Когда ребёнок видит, ощущает, щупают предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определённые предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счёта у детей.

Школьный курс математике вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребёнка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребёнка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вместе с детьми

Счёт в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их представить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребёнком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счёта: ребёнок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т.д. Задавайте вопросы, например: « Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.

Мячи и пуговицы .

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперёд-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребёнком, выберите какой-нибудь объект на недалёком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до неё шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренными шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребёнком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к кому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берёт в руки определённое количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т.д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счёт на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математике. Ребёнок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Дорогие родители! Читайте больше сказок детям! Рассказывайте и придумывайте новые сказки! Конечно, сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Их сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, я предлагаю моделирование. Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретике к абстрагированию. Вначале советую обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать толчком для детской фантазии. Конечно же, на первых порах сложно, глядя только на предметы, сочинить что-либо интересное. Помогите детям! Вот например: чашка с молоком. Чашка – волшебная. Молоко тоже волшебное: белое, вкусное, сладкое, если попадёт к добрым людям, и горькое, чёрное у Бабы-Яги. И дальше дети сами начнут придумывать содержание сказки. Перед тем, как приступить к моделированию сказок, нужно показать разные линии (волнистые, прямые, ломанные). Спросить: на что похожа волнистая линия? (Ленточка, змейка, тропинка). Вот так постепенно вы можете детям сочинить сказку по схематической модели. Продолжая моделирование сказок, вы научите детей прятать сказочных героев в геометрические фигуры. Например, вы показываете 3 одинаковых кружка. Вспомните с ребенком, что за сказочные герои спрятались в этих кружках. («3 поросёнка»). 3 одинаковых по цвету, но разных по величине – соответственно, они говорят о сказке «3 медведя». 7 одинаковых треугольников – сказка «Волк и 7 козлят». 6 уменьшающихся треугольников- это, конечно же, «Репка». Можно просто показать ребёнку 2 палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? (Мама и дочка, Волк и Заяц, Медведь и Лиса). Предложите детям, чтобы они сами придумали свои варианты. Это будет интересно, весело и полезно!

Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать тёплую, задушевную атмосферу в доме, поможет решить стандартные математические вопросы, задания (счёт, решение обычных задач). Такие вопросы, как чем похожи? Чем отличается? Развивают логическое мышление, но математике без логики не существует. Очень важно дать ребёнку понять, что такие понятия, как число, форма, величина не зависят от цвета, места расположения, материала…

Для ребёнка сказка - это жизнь. Тем более, во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности: «2 жадных медвежонка», «Волк и 7 козлят», «Цветик-семицветик». А ещё лучше сделать постоянную «Семейную сказку», где главный персонаж будет, например, Буратино-Остроносик, который очень любопытен и многого не знает. Открытый конец «Семейной сказки» ещё более сплотит взрослых и детей, - а это и является, пожалуй, самым важным.

Уважаемые родители! Предлагаю вам вместе с детьми выполнить эти задания:

    Придумайте необычные геометрические фигуры и назовите их. Попробуйте с помощью этих фигур зашифровать сказку «Царевна-лягушка»

    Если весна не наступит, что произойдёт с животными, растениями, насекомыми в вашей фантастической сказке?

    Сочините сказку, опровергающую мнение некоторых ребят, будто можно прожить без математики.

    Чем лучше измерить муравья, муку, дом? Попробуйте сделать это с помощью волшебной палочки, умеющей измерять всё на свете, в собственной сказке, где муравей построил дом, мельницу и молол бы себе муку, если бы не…

Дорогие родители! Если вместе с детьми вы успешно решили задания, хотя бы только одно, то вы – на пути к успеху в деле «воспитания сказкой»!

В 5-6 лет дети знакомы с геометрическими фигурами. Полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: 1 большой треугольник и 7 маленьких – «Волк и 7 козлят». Или так: 3 разных по величине квадрата-«3 медведя». Так же, используя геометрические фигуры, можно моделировать сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «2 жадных медвежонка». На основе сказки также придумываются задачки и считалки, или задачки с числами, или рифмованная строчка о цифре. Путешествие по дорогам сказок всегда привлекает детей. Сказочный мир завораживает динамичностью сюжета, необычностью происходящего. Используйте это!