Игры с песком для развития мелкой моторики. Игры с песком и водой для развития речи, мелкой моторики рук

Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка

Пояснительная записка
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.
Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
Основные развивающие функции кинетического песка:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
В данной программе представлены игровые задания с детьми младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка для развития сенсорных представлений.

Цели и задачи, принципы реализации программы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.
Цель программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений); развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
- Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;
- Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка;
- Знакомить детей с основными цветами, используя кинетический песок разного цвета;
- Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;
- Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;
- Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке);
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
- Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.
Психотерапевтические
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Ведущие принципы программы:
Принцип системности – структуриврование содержания программы по уровням сенсорного развития ребенка и разделам знакомства и закрепления с основными сенсорными эталонами;
Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные способности и интересы ребенка, создание условий для творческого самовыражения;
Принцип интереса – поддержание интереса ребенка в ходе лепки с кинетическим песком через использование игровых приемов, использование различных предметов (форм, стек, скалок, мелких игрушек и т.д.) для лепки, элементов украшения поделок, обыгрывание поделок;
Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - планомерный переход от простых форм к более сложным, сочетающих с себе несколько элементов;
Принцип создания творческой атмосферы – с одной стороны кинетический песок сам располагает к свободному творению, с другой стороны педагог творчески стимулирует детей к созданию продуктов лепки;
Принцип интеграции художественно-творческой деятельности, познавательного и речевого развития – при работе с песком дети развивают художественные навыки, развиваются представления о сенсорных эталонах, а также речь детей младшего дошкольного возраста.
Принцип психолого-педагогической поддержки – все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения;
Принцип дозированной помощи и невмешательства – оказание помощи при лепке осуществляется или по просьбе ребенка, или по его разрешению.
Принцип арт-терапевтического подхода – работа с песком положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, снимает напряжение, негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу, способствует саморегуляции, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы педагогической деятельности
Развитие сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста проводится в форме непосредственно организованной образовательной деятельности длительностью 10-15 минут в зависимости от возраста детей.
Количество детей в группе при работе с кинетическим песком должно быть ограничено 8-10 человек.
В качестве основных форм работы с детьми являются фронтально-групповые занятия, когда вся группа детей выполняет одно и тоже задание; подгрупповые: работа над поставленной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных или занятий вдвоем рекомендовано для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Данная программа рассчитана на 28 академических часов (октябрь-апрель), что предполагает проведение НООД 1 раз в неделю.

Структура НООД
Каждое занятие имеет следующую структуру.
Вводная часть.
Приветствие – различные приемы прикосновения к песку, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую деятельность.
Основная часть.
Проблемная ситуация или приход персонажа, обозначение темы НООД.
Пальчиковая гимнастика по теме НООД.
Лепка.
Заключительная часть.
Рефлексия – анализ продуктов деятельности.
«Ритуал выхода» - различные варианты прощания с песочной средой.

Тематический план программы
№ п/п Месяц Направление сенсорного развития Название НООД и цели
1. октябрь знакомство «Что такое песок?»
Познакомить детей с обычным песком.
2. знакомство «Играем с песочком»
Познакомить детей со свойствами песка.
3. знакомство «Волшебный песок»
Познакомить детей с кинетическим песком.
4. знакомство «Готовим печенье и кексики»
Познакомить детей со свойствами кинетического песка.
5. ноябрь цвет «Разноцветные куличики»

6. форма «Печенье разной формы»

7. величина «Большое и маленькое ведерко»

8. закрепление «Лепка по интересу»

9. декабрь цвет «Конфетки разного цвета»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
10. форма «Конфетки разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
11. величина «Построим башню»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
12. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
13. январь цвет «Разноцветные пирожные»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
14. форма «Найди предмет такой же формы»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки с формой куличика.
15. величина «Спрячь большой, спрячь маленький»
Учить детей соотносить величину предметов: большое ведерко с большим куличиком, маленькое ведерко с маленьким куличиком.
16. февраль цвет «Ведерко и песок»
Учить детей соотносить цвет песка с цветом ведерка.
17. форма «Домик для фигуры»
Учить детей соотносить форму домика с формой фигуры.
18. величина «Пирожки для Матрешки»
Учить детей соотносить величину предметов: большой матрешке – большой пирожок, маленькой матрешке – маленький.
19. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
20. март цвет «Крыша для домика»
Учить детей соотносить цвет домика с цветом крыши.
21. форма «Угадай, чей след»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке.
22. величина «Большие и маленькие отпечатки»
Учить детей соотносить величину предметов с их отпечатками.
23. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
24. апрель цвет «Разноцветные звездочки»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
25. форма «Волшебные бусы»
Учить детей делать формы, опираясь на название фигуры, воспринимаемые на слух.
26. величина «Домики для мишек»
Учить детей определять величину предметов: большой и маленький.
27. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
28. май итоговое «Лепим с мамой или папой»
Учить детей работать в паре с взрослым, проявлять самостоятельность в лепке, самостоятельно придумывая цвет, форму и величину предмета.

Конспект НООД «Разноцветные куличики»
Цель: знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым.
Материал: кинетический песок четырех основных цветов, формочки для куличиков также четырех основных цветов.
Ход НООД:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает кинетический песок разного цвета, лежащий на столе перед ними, говорят, какого цвета песок: красный, синий и т.д.
Проводится игра «Здравствуй-здравствуй!»
Здравствуйте ручки – здравствуйте! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуйте пальчики – здравствуйте! (дети хлопают в ладоши)
Здравствуй песочек – здравствуй! (дети кладут ладони на песок)
Будем играть, строить, лепить? Да! (дети слегка ударяют по песку на столе несколько раз)
В гости к детям приходит кукла Катя и приносит с собой разноцветные формочки для куличиков. Кукла Катя жалуется, на то, что ей подарили такие красивые формочки, но она не умеет делать куличики и просит детей научить ее. Дети соглашаются.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко в глазки (ладони лежат на песке, пальцы раздвинуты)
Светит ребяткам (ритмично водим по поверхности песка ладонями вправо-влево)
Мы поиграем (сжимаем и разжимаем кулачки, как бы прячем пальчики)
С солнышком в прятки!
Воспитатель проводит объяснение и показ способов заполнения формочек песком с помощью пальчиков. Затем переворачивает формочку и делает куличик. Далее дети самостоятельно лепят куличики, используя формочки.
По окончании проводится анализ работ: воспитатель показывает кукле Кате, какие замечательные разноцветные куличики получились. Называет цвета куличиков.
Кукла Катя уходит.
Дети прощаются с кинетическим песком.
Игра «Пока-пока!»
Пока-пока песочек! (дети похлопывают по песку)
Пока-пока песочек! (дети машут песку ладошкой)
До новых встреч!

Конспект итогового НООД детей и родителей «Пирожные для мамы и папы»
Цели:
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную атмосферу при работе.
- Познакомить родителей с итогами работы за год;
- Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста;
- Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.
Задачи:
Создание пластической композиции на тарелочке с 2-3 мелкими деталями разных по цвету, форме и размеру (по замыслу детей и родителей);
Вызвать интерес к созданию пластической композиции из кинетического песка.
Материалы и инструменты: кинетический песок разного цвета, формочки для лепки, стеки, пластмассовые тарелочки для пирожных.
Содержание НООД:
Воспитатель говорит вступительное слово: «Сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли ваши мамы и папы. Поэтому будем работать вместе». Родители присаживаются поближе к детям.
Игра «Здравствуй песок!»
Здравствуй наш песочек! (дотронутся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной)
В гости к тебе пальчики спешат (дотронуться поочередно пальцами одной, потом второй руки)
В гости к тебе ладошки спешат (дотронуться до песка ладошками – правой и левой)
Поиграть с тобой хотят! (пропустить песок между ладоней, пальцев)
Воспитатель: «Сегодня мы с Вами будет поварами-кулинарами. Мы будем печь пирожные для мам и пап. Я предлагаю Вам совместно придумать, какие у вас будут пирожные и слепить их из песка, используя формочки»
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку (то одна, то другая рука сверху)
Всем друзьям по пирожку:
Пирожок для мышки, (поочередно загибают пальцы)
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)
Родители и дети самостоятельно лепят пирожные и выкладывают их на тарелочки.
По окончании лепки каждая пара рассказывает про свое пирожное – какого оно цвета, какой формы, какого размера.
Упражнение «Прощание с песком!»
До свидания, песок, будем мы прощаться! (поглаживание ладонями песка)
Но на долго с тобой не будем расставаться! (помахать ладонями)

Список литературы и Интернет-ресурсы:
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: 2007.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М.: 2015.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб.: 2007.

Корпунова Ельвина Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Полянская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: Ленинградская область Выборгский район п.Каменка
Наименование материала: cтатья
Тема: "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С ПЕСКОМ "ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ"
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное

учреждение «Полянская СОШ» дошкольное отделение

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С

ПЕСКОМ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»

Воспитатель:

Корпунова

Ельвина

Рафиковна

1.Введение

1.1. Выбор темы.

1.2. Вводная часть.

2. Теоретическая часть проекта.

2.3. Практическая часть.

2.4. Перечень игр.

2.5. Конспект занятия.

3.1.Реализация образовательных областей ФГОС.

3.2. Подведение итогов.

4. Приложение.

4.1.Работа с родителями.

4.2.Фотографии.

Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что

мы приобретаем для ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в

песочнице. Это традиционные игры с песком.

Перед нами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу;

пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.

Приятные воспоминания охватывают нас: детство, море, солнце, ощущение

бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют нас, и нам хочется

только что соприкоснулись с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на

пороге открытия. Мы вместе с детьми делаем самые важные шаги по дороге

познания. А игры с песком помогут нам в этом.

Как известно игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он

органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности

ребенка. Она обладает почти неограниченными возможностями и способствует

развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-

кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно

развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на

развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество

вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не

воспитатель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что

позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного

мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом

возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети

«мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А

что может быть интереснее и ближе чем игры в песок?

С самого раннего возраста игры с песком помогают ребенку легче адаптироваться к

условиям дошкольного учреждения, поэтому,работая с детьми раннего возраста, я

решила проблему адаптации детей - приобрести песочницу , чтобы облегчить

пребывание ребенка в детском саду.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека

своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким

и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный,

повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из

мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда

мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде,

рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает

качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных

композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь

невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык

строго оценивать себя.

В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть,

способность пропускать воду, держать форму.

Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий,

освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной

психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального

состояния ребенка.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию

интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

Усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и

работать самостоятельно.

Совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-

практическая деятельность.

А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к

положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Основные принципы игр на песке

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя

комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; взрослый

формулирует инструкцию к играм в обычной и в сказочной форме; исключается

негативная оценка действий, идей и результатов ребенка, поощряется фантазия и

творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную

мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями

сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в

реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли спасателя принцессы, ребенок

не просто предлагает выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с

помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или

ошибочности выбранного пути.

Практическая часть:

Что нужно для игры в песок?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола -

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для игр с песком понадобится:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его размер - 50x70x8 сантиметров.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой

цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть

слишком крупным или слишком мелким.

3. "Коллекция" миниатюрных фигурок. В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи

Здания: дома, школы, замки

Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

Машины: сухопутные, водные, космические, боевые.

Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

Постройки: мосты, ограды, ворота, загоны для скота.

Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, и пр.

Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с

сокровищами» драгоценности и др.

Сказочные герои: злые и добры

Живая зелень и пр.

Домашняя утварь

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры

(круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми

играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и

тактильно-кинестетической чувствительности. Это разогревающие упражнения:

Игра: « Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть

различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем

всеми пальцами одновременно;

Легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в

песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой

захотел поздороваться один из обитателей песка».

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теплый - холодный»,

«мокрый -сухой», «колючий- шершавый» , «мягкий-твердый» и т.д.

Игра: «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть

песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.

Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на

ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками,

взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем

они меняются ролями.

Игра:«Песочный ветер».

Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям

постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям,

подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать

углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать

одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Игра: «Идут медвежата».

Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает

на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность

песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком

руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие

следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем

песочной страны).

Игра « Я пеку, пеку»

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,

тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в

них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и

руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок

"угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Игра « Угадай на ощупь»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача

ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь

Благодаря играм с песком дети легко заучивают программные четверостишия.

Игра «Флажок»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания,памяти.

Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок». Предложить детям

нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.

Горит на солнышке флажок

Как будто я огонь зажег.

Игра «Цыплята».

Цель:развитие логического мышления,памяти,художественных навыков.

Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята».

Куда-Куда? Куд- куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд - куда вас понесло?

Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?

Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала рисуем большой кружок, а

сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги, клюв, хвостик.

Можно поиграть в игру « Назови ласково»

Например: курица – курочка, гусь – гусёнок, петух –петушок.

Игра«Котик и козлик»

Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик».

Там котик усатый,

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать

вопросы: Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал

большой, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А

козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.

Игра «Мышка»

Загадать загадку.

Живёт в норке, грызёт корки.

Не большие ножки, боится кошки.

Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост.

Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»

(книжка, шишка, мишка)

Жук, жук пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

Жу, жу, жу, жу

Я на дереве сижу

Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

Жу, жу, жу, жу

Я летаю и кружу.

Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два

полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок.

Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?

Игра«Солнышко».

Цель:обогащение словарного запаса.

Выучить с детьми считалку. Нарисовать солнышко и семь лучиков.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать-

Раз,два,три,четыре,пять.

Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце».

Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух. Или на что похоже

солнышко?

Восемь ног у осьминога

Говорит улитка:

Восемь ног ему зачем?

Я б запуталась совсем!

На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом

немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем

длинные щупальца.

Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?

Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская

Для развития математических знаний у младших дошкольников использую

следующие игры с песком.

«Найди и назови».

(геометрические фигуры по описанию).

«Выложи по образцу»

(узоры из камней, пуговиц, пробок и пр.)

Конструирование фигур из счетных палочек.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых),

миниатюрные фигурки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый

просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета.

Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно

предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек

барельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал

взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и

ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми

формочками без предварительного их ощупывания.

Игра «Песочный круг»

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его

различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он

производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о

каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Для старших дошкольников игра усложняется.

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и

зрительной памяти.

Ход игры:

Педагог: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для

начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом.

Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только

прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям

песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай

отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей

песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества

персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану. .

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы

рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами

освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики,

лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо

продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную

инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие

узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В

верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.

Игра « Узоры на песке».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,

воображения.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно

использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут

только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только

птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на

указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку

«Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка

графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх,

удивление.

Художественное творчество также развивается с помощью игр с песком. Ребята

учатся изображать на песке с помощью кисти сначала несложные элементы, далее

сюжеты сказок. Вот пример:

Я предлагаю окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет всем

хорошо известной русской народной сказки «Колобок».

А начну я свою работу с того, что затонирую поверхность тонким слоем песка.

Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.

Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.

При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок

укатился в лес.

Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.

При желании, можно дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.

Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Открытое занятие. «Солнечная сказка на песке».

Цели занятия:

1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

3. Активизация словарного запаса.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке,

песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки.

Участники: дети 3-4 лет.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям картонную фигурку солнышка.

Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)

Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

Тогда – в путь!

Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на

стену рядом с песочницей.

Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать

прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и

сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

Нельзя брать песок в рот- можешь подавиться!

Нельзя бросать песок в лицо- можешь повредить глаза!

Нельзя вдыхать песок- будет трудно дышать!

После игры с песком -убери за собой и помой руки!

А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем

ладошку перевернем. Какой песок?

Теплый или прохладный?

Шершавый или гладкий?

Сухой или мокрый?

Мягкий или твёрдый?

Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

Здравствуй, песок!

Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его

развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой.

А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки

побежали по песку пальчиками.

Давайте его потрем между ладонями.

Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и

отпустим. Еще разок.

А теперь, послушайте сказку:

Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С

нами в сказку пошагало.

Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка

на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается

вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

Получилось у нас солнышко? (да) .

Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка

короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики

растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки

и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая

маленький лучик.

– Давай погладим пальчиком длинные лучики.

Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся

в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны

будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки- воспитатель наклеивает на

солнышко тучку.

Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с

До свидания, зайчики.

Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за

тучку, сейчас польет дождик.

Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей и для маленьких детей.

Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо.

Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.

После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает

детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку,

постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.

Вот как много цветочков у нас получилось!

Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят

полакомиться сладким цветочным нектаром.

Воспитатель предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка,

а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают,

радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт

– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать

«Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и

сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко) .

В старшей и подготовительной группах игры с песком помогают решать такие

задачи,как развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения,

обогащение словарного запаса, обучение чтению и письму. Существует множество

таких игр.Вот одна из них:

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки "Путешествие в страну "А".

Есть прекрасная страна - где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу

фигурку, на которой приклеено изображение буква А).

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река, и помещаются акулята из

коллекции "Киндер-сюрприза" на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек, и появляются птицы на

них также наклеена буква А).

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на

которых изображена буква А).

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный

акцент на звук А).

Для того чтобы начать игру взрослому нужно:

Отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),

Наклеить на них букву А,

Подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с

ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием.

Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная

мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной

работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками,

ребенок должен назвать не менее трех слов, в которых есть звук А. Важно помнить о

последовательности предъявления слов, содержащих звук, который мы

отрабатываем. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова,

потом - в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых

звук слышится не четко. Ребенку могут помочь вопросы. Например;

"Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...?" "Посмотри

на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?"

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил

ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с

каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Эта простая игра решает немало образовательных и психологических задач. И

главная из них развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и

вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой

формирования правильного звукопроизношения и правописания. В игре звук

выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним

интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его

друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его

подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на

первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем,

мы усложняем задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций.

Так мы познакомим ребенка с множеством звуков.

Пока мы не вводили понятие "буква", хотя и использовали их в играх. Таким

образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое

восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он

уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их

графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Таким образом, мы видим,что игры с песком с самого раннего возраста помогают

детям. В младшем дошкольном возрасте благодаря этим играм решается очень

важная задача – адаптация детей к дошкольному учреждению. В дальнейшем игры

помогают решать те задачи, которые воспитатель ставит перед собой в процессе

обучения и развития своих воспитанников.

Игры с песком помогают реализовать все пять образовательных областей ФГОС:

Социально-коммуникативную

* Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной

деятельности

* Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками

Познавательную

* Расширение представления о свойствах неживой природы – песка

* Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

* Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического

экспериментирования

Речевую

* Владение речью как средством общения и культуры;

* Обогащение активного словаря;

* Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

* Развитие речевого творчества;

* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

* Формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно-эстетическую

* Развитие творческой деятельности детей (рисование на песке)

* Развитие воображения

* Развитие творчества и фантазии

Физическую

* Развитие двигательной и зрительной координации

* Развитие мелкой моторики обеих рук

* Соблюдение правил безопасности в играх с песком

* Формирование трудовых умений и навыков

ВЫВОДЫ:

Итак, мы можем подвести итог, что игры с песком способствуют развитию

предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают

тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками,

тренировать логику, умение получать удовольствие от совместной деятельности со

взрослыми… Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок

на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и

самореализации ребёнка.

Дети учатся общаться с песком осторожно, не рассыпая. Путем

экспериментирования знакомятся со свойствами песка (состоит из песчинок,

рыхлый, мелкий, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, мокрый

темнее сухого и лепиться).

Учатся выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

При выполнении действий с песком пополняют словарный запас.

Учатся драматизировать сказки, используя настольный театр.

Родители получают информацию о разнообразии игр с песком.

Работа с родителями

Пополнение уголка детского экспериментирования.

Консультация: «Игры с песком. Это интересно!» Знакомство с разнообразием игр с

Консультация «Как играть дома с песком.»

Совместная деятельность детей и родителей «Песочные картинки».

Стендовая информация «Игры с песком».

Литература:

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по

песочной терапии.

Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.

Рыжова Н. Игры с водой и песком.

Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. :

Просвещение, 2009

Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы.

Интернет ресурсы.

Всем привет!

Сегодня хочется поговорить о таком развлечении, как Радужный песок.

Наверняка многие родители уже занимались играми в него со своими чадами. Я купила своему ребенку его сама, осознанно, хотелось попробовать и узнать, что же это за чудо песок такой, как с ним играть и какая от него польза.

У меня это Радужный песок от фирмы LORI из серии Домашняя песочница .


Коробка картонная, внутри 4 круглые упаковки по 140 гр. песка четырех цветов: зеленый, синий, красный, желтый. Внутри так же были 2 формочки и инструкция. Цена 340 рублей в обычном магазине детской одежды и игрушек.


Инструкция подробная, есть часть для взрослых, правила работы с радужным песком, а так же предостережения о том, что при попадании в глаза, их необходимо немедленно промыть, родители должны следить за тем, чтобы ребенок не брал песок в рот.


На коробке указан возраст 3+, но хочу предостеречь родителей, бабушек и дедушек, кто покупает, дарит или просто играет в радужный песок с детками до трех или даже до 4-5 лет (тут зависит от ребенка конечно), нужно быть абсолютно уверенным в ребенке, что он не будет лизать песок, облизывать пальцы (этот песок не липнет к руками, но мелкие частицы остаются на коже).



Изготовлен радужный песок в городе Ярославль, на упаковке указаны ГОСТ и ТУ, но почему - то нет значка Ростеста. Нет информации о токсичности песка.

Еще один момент - запах радужного песка. Запах очень резкий, неприятный, химический. Возможно такой запах вызывают добавленные в кварцевый песок полимеры, как раз для того, чтобы песок приобретал такую консистенцию - вроде бы на вид обычный песок, но частички песка как -будто примагничиваются к друг другу, за счет этого радужный песок не сыпется, а льется, сухой, а принимает и держит любые формы.




Для развлечения ребенка радужный песок очень подходит, ребенку нравится его трогать, держать в руках, мять его как пластилин, делать разные фигурки, да просто "переливать" его из руки в руку. Впервые мой ребенок попробовав играть этим песком, был в полном восторге и удивлении, как такое может песок! Но, конечно же, я объяснила своей дочери 5 лет, что это особый, "волшебный" песочек.



Мы играли вместе, вместе использовали формочки и лепили просто руками.

Еще плюс цветного радужного песка в том, что можно смешивать имеющиеся цвета и получать новые!




Для того чтобы играть с радужным песком необходимо придумать песочницу, в нашем случае была не нужная картонная коробка с высокими стенками, это важно! Песок настолько мелкий, а ребенок не всегда аккуратен, что приходится собирать влажной тряпкой песок со стола и с пола, у нас он так же был на одежде.

У Радужного песка от фирмы LORI из серии Домашняя песочница есть несколько недостатков, как я уже сказала, это сильный неприятный запах, прилипание мелких частичек к коже и одежде, и отсутствии информации о токсичности.

Несмотря выявленные недостатки хочу порекомендовать родителям, бабушкам и дедушкам почаще заниматься с детьми такими занятиями с таким песком! Они хорошо развивают мелкую моторику, дают простор для фантазии и творчества ребенка (да и взрослого), а также я считаю, что успокаивают психику ребенка, когда он работает с такими материалами, как радужный песок! Но прошу вас, будьте бдительны, и следите за тем, как играет в радужный песок ваш ребенок, не отходя от него, даже если ему уже 5 и более лет!

Спасибо за внимание и увлекательных вам игр!

«Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук и познавательной сферы у детей дошкольного возраста»

Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Кинетический песок (или как его еще называют- Умный песок ) - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества. Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов».

Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность не только развлечь малыша, но и активизировать процесс его индивидуального развития. Кинетический песок доступен в любое время года, независимо от погоды за окном. Его легко убирать, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при помощи песчаного комочка.

Чем же полезен кинетический песок для детей:

Манипуляции с песком оказывают благотворительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствует развитию элементарных навыков общения.

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Многие, наверное, уже пытались заняться чем-то подобным при помощи крупы, бус или рисования. Но ребенка сложно по- настоящему увлечь нанизыванием бисера на нитку, вырисовывать каждую линию им просто не хватает терпения, а разбрасывать горох или просо по кухне- куда интереснее, чем перебирать их по зернышку. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепки песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе, что позволяет создавать новые крепкие нейронные связи в мозге. Это, в свою очередь, позволяет развивать речь, активировать творческие наклонности малыша.

Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Поначалу малыш, скорее всего, будет делать из кинетического песка насыпи, горки, пасочки, потом понемногу перейдет к более сложным фигурам. Ребенок научится использовать различные подсобные предметы для получения новых форм. Будет очень хорошо, если взрослые ненавязчиво подскажут ему несколько решений по обращению с песком: как можно делать фигуры с четкими формами, как- рассыпчатые, как вовлечь в процесс другие игрушки: например, кинетический песок может стать материалом для постройки фермы, или деревни, или горного массива с игрушками- жителями.

Виды игр с кинетическим песком:

1. Игра «Пекари»: месить песком как тесто, лепить лепешки, пирожки…;

2. Игра «Осьминожки»: дети оставляют отпечатки кистей рук и потом дополняют их бусинками, чтобы получались мордочки осьминожек, рыбок;

3. Построение фигурок с использованием формочек (объемных или плоских). Можно подбирать формочки в соответствии с изучаемой лексической темой (транспорт, геометрические фигуры, овощи, фрукты, животные…);

4. Игра «Прятки»: в песок прячутся маленькие игрушки, дети пересыпая песок находят их;

5. Игра «Угадай-ка»: в песке прячутся буквы, после того как ребенок их находит, ему надо составить из них слово;

6. Игра «Бусы»: выкладывать бусы можно из пуговиц, фасоли, ракушек, макарон…;

7. Печатание слов: при помощи букв магнитной азбуки (можно раскатать песок скалочкой и печатать, в ходе этой игры можно развивать звукобуквенный анализ и синтез);

8. Писать, рисовать пальцами, острой палочкой на песке (буквы, слова, рисунки);

9. Из песка можно лепить буквы и цифры (ведь при собственноручном изготовлении их легче запомнить).


В этой статье:

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3. «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.