Интимная жизнь и долголетие - самоучитель супружества - багдасар с.б. Типология взаимоотношений пожилых супругов

Наш эксперт - психолог Татьяна Дмитриева.

Здоровье и деньги

Серебряная свадьба давно позади, дети взрослые и внуки уже немаленькие, а собственный брак становится всё напряжённее. Казалось бы, отношения, сложившиеся за годы, уже ничто не может надломить, но нарастают холодность, раздражение друг на друга, приступы взаимной неприязни.

Как правило, в основе эмоционального отчуждения лежат неразрешённые проблемы. Общими для пожилых пар являются:

Ухудшение здоровья. На фоне хронических заболеваний развиваются несдержанность, раздражительность, категоричность.

Снижение материального уровня. Согласно статистике, лишь 20% пожилых семей у нас в стране относительно материально благополучны. Но, даже если супруги сумели отложить на старость, для большинства пар это не бездонные запасы, деньги могут в любой момент понадобиться на лечение, аварийный ремонт квартиры или машины. Постоянные ограничения побуждают менять привычный образ жизни (сокращаются траты на отдых, одежду, питание), что нередко способствует возникновению конфликтов между супругами, усиливает неприязнь и отчуждение.

Кто виноват

Однако большую роль в отношениях супругов играют и субъективные факторы. Неприязнь, отчуждение не возникают вдруг, они тянутся из прошлого. Возможно, истоки в давней обиде, например измене, которая прощена формально, но засела в памяти, как нарывающая заноза, которая напоминает о себе время от времени.

А может, и в молодости супруги не составили единства: их жизненные установки, стремления оказались разнонаправленными, но на развод пара так и не решилась.

Бывает и так, что отношения пожилой пары обостряются после выхода на пенсию. Мужское «я» острее реагирует на изменение статуса: уход с работы резко снижает самооценку, многие мужчины не знают, чем себя занять, что повышает уровень тревожности. Порой дело доходит до невроза и даже депрессии. Муж всё чаще начинает замечать дома какие-то недостатки, на которые прежде не обращал внимания, упрекает жену, что она слишком много внимания уделяет детям и внукам, забывая о нём.

Для женщины же переход к будничной жизни не столь драматичен, но недостаточное внимание со стороны мужа, близких она расценивает также болезненно. В общем, поводов для «ледяного периода» отношений возникает множество, и в каждой семье они свои.

Бессмысленно выяснять, кто виноват в этом - он или она. За погоду в семье всегда ответственны двое.

Помощь со стороны

В третьем возрасте развод - крайняя мера, на которую, к счастью, решаются немногие. Но как найти выход из трудной ситуации?

Самый эффективный путь преодоления отчуждения - обратиться в центр психологической помощи (кстати, многие из них работают бесплатно) и вместе со специалистом разобраться в возникших проблемах, научиться анализировать и решать их, что называется, по мере поступления.

Неплохо освоить также технику релаксации и аутотренинга. Это доступно в любом возрасте и помогает улучшить не только психологическое, но и физическое самочувствие.

Семь шагов к примирению

Изменить свои отношения, найти больше точек сближения помогут и шаги навстречу друг к другу.

1. Уходите от конфликта. Чувствуете, что вот-вот разразится гром? Найдите предлог, чтобы избежать ссоры. Например, можно срочно отправиться в магазин, «случайно» вспомнив, что позарез нужно что-то купить к столу.

2. Попытайтесь относиться к возникающим неурядицам с юмором - это лучший способ разрядить обстановку и снять напряжение.

3. Обсуждайте вместе возникшие проблемы: пусть каждый выскажет свой взгляд на ситуацию - выход можно найти только вдвоём. При этом не обвиняйте партнёра: «Ты обещал, но не сделал…», а используйте фразы типа «Мне хотелось, я надеялась…» Этот приём поможет погасить раздражение супруга и настроиться на конструктивный разговор.

4. Планируйте сообща семейный бюджет на неделю, на месяц, решайте, на чём и сколько можно сэкономить и на что будут истрачены эти средства.

5. Постарайтесь преодолеть однообразие будней - это большая проблема многих пожилых пар. Хотя бы раз в неделю стоит выбраться из дома и провести время вдвоём. Не игнорируйте экскурсии и вечера, которые, кстати, нередко проводят центры социального обслуживания. Между прочим, нередко многие пары знакомятся там с другими и начинается новая дружба семьями.

6. Стройте планы на будущее. Вы можете наметить отдых в санатории или пансионате, затеять перемены в доме, на даче. Ничто не сближает больше, чем общие задачи и интересы.

В тему

Певица Лоя

Главное - не навязываться друг другу в любом возрасте. Возможно, стоит пожить раздельно или вместе, но независимо друг от друга. И конечно, необходимо понять, почему появляется чувство одиноче-ства.

Главная > Реферат

Семьи пожилых супругов

Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи опреде-ляет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте до-статочно велика) в завершающий период онтогенетического развития - пе-риод старения и старости. Возрастные задачи развития в этот период опосредуют задачи развития семейной системы в целом. В тоже время увеличивается значение семьи для пожилого человека, прежде всего, в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, необходимостью организации и поддержания жизни. Это связано с тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании и уходе за собой.Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. В.Д. Шапиро указывает на три основные группы потребностей и соответст-вующие им ценностные ориентации пожилых людей: 1) социальные по-требности (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях); 2) социально-психо-логические потребности (в межличностном общении, уважении, независи-мости, внимательном и заботливом отношении окружающих); 3) потреб-ность в сохранении здоровья. Приоритетными интересами для пожилых людей являются благополучие и успехи их детей и внуков, близких людей. Особенность супружеской жизни пожилых пар состоит в изменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушений у женщины и мужчины.В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необхо-димость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Боль-шое значение имеет также фактор прекращения профессиональной дея-тельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус «хозяйки дома – домоправительницы», ответствен-ной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения тру-довой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается. Во многих случаях в семьях происходит «тихая бархатная революция», результа-том которой является переход всей полноты власти к жене. Такой вариант развития семьи зачастую обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей по-вседневного бытового функционирования, нарушаемого лишь просмотром сериалов «мыльных опер», переживания и чувства героев которых компен-сируют пожилым супругам заурядность их собственной жизни, уводят из мира реальности в мир грез и иллюзий. Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер са-мореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и под-держкой партнера в их достижении.Еще одной причиной перестройки роле-вой структуры семьи является резкое ухудшение здоровья одного из супругов и концентрация усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного ка-чества жизни больного супруга.Успешность адаптации к жизни на пенсии во многом определяется предрасположенностью, готовностью самого человека к осуществлению прежних и новых семейных ролей, а также тем, насколько семья удовлетворяет основные социальные и психологические потребности человека.Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начина-ет играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная под-держка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми роди-телями. Обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает по-купку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. В некоторых случаях дочери бывают вынуждены изменить место ра-боты для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками. Так же, как это происходило после рождения детей, женщина, отвечая со-циальным ожиданиям, разрешает ценностный выбор в пользу заботы о не-дееспособных членах расширенной семьи, реализация которого, однако, за-висит от ее участия в трудовой деятельности, наличия детей и их возраста, собственного возраста женщины и ее здоровья.В.А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилы-ми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общно-сти деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные сношения.Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, – это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько наиболее типичных моделей, выбор и реализация каждой из которых регулируются большим числом факторов, и важнейшие среди них – возраст одинокого супруга, мера его включенности в различ-ные виды социальной активности, круг интересов и общения, характер пе-реживания утраты супруга и эмоциональный статус, состояние здоровья, личностные особенности, специфические виды копинга (совладающего по-ведения). Можно назвать следующие типичные модели нового образа жиз-недеятельности:- «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;- «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с су-пругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;- «доминирующий эгоцентризм», полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и ин-тересов; ведущий тип деятельности – забота о себе и самообслуживание;- интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семей-ных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип дея-тельности – забота о членах расширенной семьи;- самореализация в профессиональной или общественной деятельности;- повторный брак, создание новой семейной системы.Конструктивными моделями являются лишь три по-следние. Повторный брак – достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в по-ложении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей.Пожилые мужчины значительно чаще вступают в брак, чем пожилые женщины. В первую очередь это объясняется возрастно-половыми диспропорциями, значительным количественным преобладанием женщин над мужчинами. Кроме того, мужчины в большинстве случаев женятся на более молодых женщинах, что объясняется психофиологическими особенностями мужского и женского организма.Значительную роль для вступления в поздний брак играет как материальный, так и моральный фактор, стремление избавиться от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости.В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большой удовлетворенности браком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Однако первоначально, после отделения детей в супружеских отношениях возникают трудности, связанные с необходимостью заново учиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Они отмечают, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Такое чувственное сближение между супругами в пожилом возрасте может быть очень существенным.Семья может предоставить супругам прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. В семье супруги сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного и, что особенно важно, интимного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную жизнь, находят применение своему опыту, в том числе профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные контакты, это позволяет вести более активный образ жизни.Вопросы для самопроверки
    В чем заключается специфика отношений в семье пожилых супругов? Что является причинами изменения ролевой структуры в семье пожилых супругов? Охарактеризуйте типы отношений между пожилыми супругами. Охарактеризуйте модели жизнедеятельности пожилых людей после утраты супруга.
Литература Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – Л.. 1980.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2001.Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с. – С.214-226.Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1995. Холостова Е.Н. Пожилой человек в обществе. – М., 1999.Чеботарев Д.Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии // Здоровье пожилых людей. – М., 1978.Фролькис В.В. Синдром старения // Вестник АМН СССР. – 1990. – № 1. – С. 8-13.

Семьи с приемными детьми

В современном обществе существует достаточно большое количество детей, нуждающихся во временном или постоянном усыновлении. Среди таких детей оказываются как биологические, так и социальные сироты. Биологические сироты – это дети, у которых родители либо умерли, либо временно не могут исполнять родительские обязанности, социальные сироты – это дети, чьи родители лишены родительских прав по решению суда. Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. Приоритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот – помещением в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) – очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личного развития.Особую актуальность проблема усыновления приобрела с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. За последние несколько лет число социальных сирот в нашей стране выросло с полумиллиона до 700 тысяч. Только в детских домах и интернатах находится около 200 тысяч детей. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение и родительских прав, непродуманная приватизация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках». В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. А значит перед специалистами по работе с семьей стоит задача обеспечения родителей-усыновителей психологическим сопровождением и помощью в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется преобладающими мотивами усыновления:- мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка;- мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;- мотив преодоления одиночества – ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;- альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;- мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь – того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок;- мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен; - прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.Кроме ключевой мотивации у усыновителей выделяется надежда на явные и неявные выгоды усыновления. Явные выгоды более легко опознаются и определяются в терминах финансового и бытового обеспечения, обучения и поддержки со стороны социальных служб. Для таких усыновителей характерно представление об усыновлении как о «любви на работе».В надеждах усыновителей на неявные выгоды различают три элемента. Первый связан с их ожиданиями взаимной любви и эмоциональной связи между ними и ребенком. Они видят себя как тех, кто предоставляет «приличный дом и нормальную семью», полагая, что усыновление может быть трудной работой, но, возможно, «любви и поддержки будет достаточно, чтобы с этим справиться».Во-вторых, большинство усыновителей считают, что в ответ на любовь и заботу дети должны выражать свою благодарность. Это коренится в желании усыновителей быть значимыми и ценными в качестве «родителей» и чтобы дом был гаванью, в которую всегда можно вернуться.Третий элемент связан с тем, что усыновители полагают, что дети должны измениться в степени, достаточной для того, чтобы вписаться в новую семью. При этом ответственность за возможность стать частью новой семьи возлагается на ребенка, а не на приемную семью, которая должна включить другого человека с иными корнями и мировоззрением. Вопреки полученной ранее информации о поведении детей, их жизни или предшествующих трудностях, некоторые усыновители предполагают, что все это чудодейственным образом испарится в результате их заботы, дети приспособятся к семейной системе и будут вести себя «нормально».Учет мотивации и выгод усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие. Например, мотивы, связанные с «благотворительностью для детей» и патронажем (альтернатива постоянному усыновлению, жалость к детям, находящимся в трудной ситуации, потребность для матери-усыновителя иметь кого-либо зависимого и т.д.).Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.Динамика процесса адаптации – фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность – определяется следующими факторами:- возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка – установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;- индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, однако это не означает, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях, будет невозможна. Подтверждением этого является модель «хорошего соответствия», согласно которой благополучие психического развития ребенка находится в зависимости от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей / плохой» среды и нет «хорошей / плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эффективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;- историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;- продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга; возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция – уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сое и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений – прежней школы и класса, друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.В качестве еще одного фактора адаптации к семье приемных детей выступает психологическая готовность родителей к усыновлению. Поскольку именно усыновителю принадлежит инициатива в сознании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации.Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты:- мотивационную готовность;- психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды);- адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях);- эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).Психологическая готовность взрослых к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать:

    информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;

    формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «дурной наследственности»;

    информирование усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса;

    формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной депривации;

    обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах;

    помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необходимости;

    формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха;

    информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.

Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы: - создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи); - установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и сопереживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности; - коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов; - помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления; - расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности; - помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».Вопросы для самопроверки
    Какие причины обусловливают особую значимость проблемы усыновления? Охарактеризуйте преобладающие мотивы усыновления. Перечислите явные и неявные выгоды усыновления. В чем заключаются особенности адаптационного процесса в семье с усыновленным ребенком? Перечислите факторы, определяющие успешность адаптационного процесса. В чем заключается психологическая готовность к усыновлению? В чем заключается психолого-педагогическая подготовка родителей к усыновлению?
Литература Зерницкий О.Б. Мотивация усыновления и особенности родительских позиций в семьях с приемными детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 1. – С.45-50. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
  1. Слепухина г. В. Психология травматического стресса (учебное пособие)

    Учебное пособие

    Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками.

  2. В россии (3)

    Библиографический указатель

    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

  3. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ

    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.

  4. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
  5. Результаты анализа востребованности специалистов по работе с молодежью общие положения 1 Нормативное обеспечение

    Документ

    С начала реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики, являются приоритетными.

Как не потерять любовь расскажет психолог Ирина Ревякина

Многие статьи средств массовой информации пестрят заголовками о том, как спасти совместную жизнь молодой паре, и как найти или вернуть любовь/страсть в отношениях после 30-ти. Но ведь супружеская жизнь не останавливается на отметке «30 лет», она идет дальше и требует постоянной работы над собой и взаимоотношениями с партнером.

Какой характер приобретают чувства пар, чей возраст уже давно перешел черту в 50 лет? Как партнерам поддерживать и сохранять ту любовь и привязанность, которые были у них много лет назад?

Разобраться с этими вопросами нам поможет Ирина Ревякина - практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент . Ирина является автором более 30 научных публикаций и соавтором учебников для студентов-психологов («Консультативная психология», «Психодрама как метод группового консультирования», «Хрестоматия по консультативной психологии», «Психология счастливых отношений»), а также двух колод метафорических ассоциативных карт («Жизненное самоопределение подростка», «Счастливые отношения»).

- Ирина, как считаете, в чем залог идеальных семейных отношений пожилой пары?

Обязательное условие гармоничных отношений в пожилом возрасте - взаимопонимание. Что бы муж (жена) не делали - важно уважать личные границы друг друга и с пониманием относиться к увлечениям, а также «слабостям» второй половинки. Актуальности не теряют и совместные увлечения - это залог общения, узнавания друг друга в новых ролях, не открытых за годы совместной жизни (при наличии интереса к партнеру и искреннего желания - всегда можно открыть что-то новое). Забота о детях и внуках даёт свежее дыхание отношениям пары пожилого возраста. Помощь в воспитании, практические советы, передача опыта, ощущение полезности для своих детей дает силы и вдохновение жить. Немаловажно и терпение друг к другу, так как с возрастом характер и восприятие мира партнеров сильно меняется.

- С какими переменами в отношении друг к другу встречается пара с приходом старости? Чем это обусловлено?

Изменение отношения к партнеру связано с возникновением возрастного кризиса. Мужчины и женщины пенсионного возраста не всегда способны преодолеть наступление старости. Отсутствие работы, привычных забот, много свободного времени - эти факторы вызывают у многих из них отнюдь не радость, а наоборот, депрессивный настрой. Каждый из партнеров адаптируется по-своему к этому кризису. В современных условиях жизни пожилая пара чаще отдаляется друг от друга, замыкаясь в себе. Многих не покидает ощущения одиночества рядом с партнером, отсутствие взаимопонимания, поддержки, плохое физическое самочувствие. На этом фоне всплывают «старые» обиды по отношению друг к другу. Но есть пары, сдерживающие в себе негатив, не выражающие внутренне недовольство. Этот способ не очень хороший, поскольку невыраженные эмоции, как известно, приводят к болезням.

- Назовите способы, которые могут помочь пожилой паре сохранить любовь в супружеских отношениях. В чем они заключаются?

Могу назвать 4 ключевых способа.

1. Совместное общение . Проводите больше времени друг с другом, общайтесь на темы, волнующие обоих, делите радости и горести. Будьте внимательны к чувствам и переживаниям партнера, слушайте и, главное, услышьте его потребности.

2. Для женщин : не забывайте о том, что вы женщина, несмотря на возраст в паспорте. Ухаживайте за собой, подчеркивайте свою женственность, и у вашего мужа откроется второе дыхание. Для мужчин : будьте добытчиком в семье, несмотря на боли в пояснице и другие недуги. Ваша супруга должна чувствовать в вас опору. Если вы принесете рыбу на уху - не думаю, что ваша жена расстроится.

3. Совместные увлечения . Найдите занятие, которое по душе и вам, и вашей половине. Обсуждайте, планируйте, вдохновляйтесь общим делом. Это поможет преодолеть хандру и избавиться от плохих мыслей. А главное - сблизит вас как пару еще больше.

4. Уважайте личное пространство друг друга . Каждый человек иногда хочет побыть в одиночестве, и не нужно лезть к нему в душу, если он сам того не хочет. Будьте терпимы к эмоциям и чувствам своего партнера, тогда обид и претензий друг к другу станет гораздо меньше.

- Могут ли окружающие люди каким-то образом повлиять на отношения пожилой семейной пары?

На отношения пожилой пары, на мой взгляд, могут повлиять только дети, поскольку им не безразлично, как живут их родители. Если отношения детей и родителей основывались на взаимопонимании и любви - дети обязательно приложат усилия, чтобы родители жили счастливо.

В последние годы пожилой возраст привлекает к себе все больше внимания специалистов в различных областях знаний о человеке, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Такой интерес вызван изменением демографической ситуации в мире и особенно в экономически развитых странах. Демографические процессы современного человечества характеризуются неуклонным ростом в его структуре доли людей старше 60 лет. Данная тенденция имеет место в большинстве развитых стран, не является исключением и Россия.

По данным за 2012 г., пожилые люди пенсионного возраста составляют 23% населения России, их численность превышает численность детей и подростков. Процесс старения сопровождается деформацией гендерной структуры населения. По прогнозам, процесс старения населения Российской Федерации будет продолжаться, и к 2020 г. каждый пятый житель России будет старше 65 лет.

Общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Л. И. Анцыферова, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Т. Д. Марцинковская, Ю. Б. Тарнавский, и другие).

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения пожилого человека к жизни, людям, себе, семье, супружеству, возможностям формирования новых брачных отношений.

Однако качество брака и удовлетворенность семейной жизнью пожилых людей как самостоятельная проблема отечественными авторами практически не рассматривались, хотя большинство из них признают, что семья пожилого человека выполняет в этот период компенсаторную функцию. При этом чаще всего анализируются не супружеские отношения, а отношения пожилых людей со своими взрослыми детьми и внуками. Несмотря на то что взаимодействие с детьми и внуками является важной составляющей жизни пожилого человека, оно не может заменить общение, а также любовь и поддержку супруга.

Таким образом, в отечественной социальной психологии старения, семейной психологии успешность и трудности пожилых супружеских пар пока еще остаются на периферии научного интереса. Исследователи либо обходят их вниманием, либо механически переносят на них стандарты и способы жизнедеятельности, свойственные супружеству молодого и среднего возраста. Такой подход объясняется следующими причинами.

  • 1. Сокращается количество пожилых семей, связанное, во-первых, с более высокой смертностью среди мужчин разного возраста; во-вторых, с тенденцией к бракоразводной составляющей - лишь ограниченное число супружеских пар проживает поздние годы жизни совместно, находясь в браке.
  • 2. Традиции современной культуры предписывают стареющему человеку, пожилой семье проблемный, девиантный статус, обусловленный представлением об истощении их ресурсов. Не уделяется должного внимания своеобразию пожилых семей. В то же время социальные практики повлекли за собой отрицательные социальные и экономические последствия. Стало очевидным, что пожилые семьи занимают особую нишу. Она становится уникальным местом удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей, сферой, в которой осуществляются основная деятельность, досуговая составляющая, реализуются практики взаимной поддержки. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре представителей старшего поколения. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного проживания с ним, вовлеченность в общую деятельность .
  • 3. Семья пожилого человека - это уже не детоцентрированная структура, и даже если пожилая супружеская пара принимает активное участие в жизни взрослых детей, в большей степени общаясь с внуками, она старается найти личностно ориентированные смыслы: формируются новые значимые для них ценности: автономия, интимность, поддержка друг друга, поддержание здоровья и активности, поиск ресурсов для успешной адаптации к периоду старости.
  • 4. Изменяется характеристика границ семейной системы: они становятся более закрытыми. Пожилые супружеские пары в большей степени фокусируют внимание на собственных, внутрисемейных проблемах, внутренних переживаниях. Во многих парах снижается социальная активность, уменьшается потребность в активном освоении внешней среды, количестве и частоте межличностных контактов.

Рассматривая супружество в пожилом возрасте, важно отметить некоторые аспекты отношения пожилых мужчин и женщин к жизни. В 2013 г.

авторами настоящего учебника проведено исследование, в котором приняли участие пожилые люди в возрасте от 55 до 70 лет, постоянно проживающие в Москве и Московской области, состоящие в браке и ведущие трудовую деятельность . Главным итогом исследования явилось подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в отношении к жизни у пожилых мужчин и женщин, что позволило сделать следующие выводы:

  • 1) пожилые женщины более позитивно и оптимистично относятся к жизни, нежели мужчины. Они отмечают, что относятся к своей настоящей жизни с оптимизмом, большая же часть мужчин не видят в ней ничего позитивного, того, что могло бы стать ресурсом для активности в различных сферах жизнедеятельности;
  • 2) женщины пожилого возраста в большей степени, чем мужчины, придают своей жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, удовлетворены эмоциональной насыщенностью жизни и результативностью прошлого и настоящего. Примечательно, что пожилые женщины имеют ясное представление о себе и своих возможностях, считают, что обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить собственную жизнь в соответствии с поставленными целями;
  • 3) жизненные смыслы у пожилых женщин доминируют в семейной, коммуникативной и альтруистической категориях. Это подтверждается тем, что в стрессовых ситуациях для разрешения проблемы женщины склонны выбирать стратегию поиска социальной поддержки, стараются передать свой жизненный опыт посредством рассказов в кругу семьи; чтобы чувствовать себя счастливыми, они хотят проявлять доброту и больше помогать людям. Для большинства опрошенных женщин продолжение трудовой деятельности не является приоритетным;
  • 4) жизненные смыслы пожилых мужчин в большей степени доминируют в экзистенциальной, когнитивной и самореализационной категориях, поэтому для передачи своего жизненного опыта они выбирают обучение детей ремеслу в детских центрах и написание статей и заметок в СМИ, желают больше работать в общественных организациях и сотрудничать с политическими партиями и движениями. Кроме того, для мужчин важно продолжать свою профессиональную трудовую деятельность;
  • 5) пожилые мужчины по своей натуре более замкнутые, чаще раздражаются и нервничают, беспокоятся по поводу того, что не ориентируются в современной жизни, гораздо реже испытывают ощущение душевного подъема и надежды. Они проносят эти страхи и переживания через всю свою жизнь, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее.

Для целей описанного выше исследования важным являлся анализ ответов на вопросы социально-психологической анкеты. Приведем ответы на один из вопросов: «Каким бы вы хотели себя видеть, чтобы чувствовать себя счастливым?». Результаты распределились следующим образом (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Ответы респондентов на вопрос:

«Каким бы вы хотели себя видеть, чтобы чувствовать себя

счастливым?»

Как видно из табл. 3.6, представления о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста разные. Идеал счастливой жизни - это высокий уровень позитивности настроения, наличие социальных связей, понимание смысла жизни и перспектив, личностные смыслы в жизни, т.е. рациональное сочетание супружеской жизни, личностного понимания жизни, жизненных перспектив и общественной полезности (нужности). Результаты исследования отношения пожилых людей к жизни могут помочь понять особенности супружества в пожилом возрасте.

Немаловажным является отношение пожилых людей к такой человеческой ценности , как любовь.

Ниже представлены краткие выводы, сделанные на основе эмпирического исследования, проведенного в 2013 г. Целью исследования являлся сравнительный анализ представления о любви и новом браке в группах людей пожилого и старческого возраста. Оказалось, что:

  • 1) для людей пожилого и старческого возраста понятия «любовь» и «любовь в позднем возрасте» являются эмоционально насыщенными переживаниями как положительных чувств (счастье, радость, нежность, блаженство, восторг, трепет, страсть), так и отрицательных (ревность, обман, боль, блажь, ерунда, страдание, зло, разочарование, предательство). При этом положительные эмоции проявляются интенсивнее и ярче в группе пожилых людей;
  • 2) понятие «любовь в позднем возрасте» воспринимается пожилыми людьми несколько иначе. Наряду с эмоционально чувственной составляющей и межличностными отношениями важная роль здесь отводится категории «деятельность». Для поздней любви в пожилом возрасте наиболее характерна активная форма проявления поддержки, заботы, взаимовыручки, помощи по хозяйству, потребности в уходе. Это более альтруистическая, духовная любовь, наполненная поддержкой и помощью, скорее похожая на дружбу;
  • 3) понятие «новый брак» (или возможности создания одинокими пожилыми людьми нового брака) в обеих группах также является эмоционально чувственным переживанием. Причем в старческом возрасте интенсивность отрицательных эмоций по отношению к новому браку повышается. Следовательно, с возрастом значимость нового брака снижается, и количество попыток создать новые отношения становится минимальным;
  • 4) для людей пожилого возраста в представлении о новом браке немаловажной оказалась материальная выгода (улучшение жилищных условий, финансы, материальная поддержка) - в отличие от людей старческого возраста, которые ни разу не отметили эту категорию, - а также возможность общения, с чем согласились и люди старческого возраста.

Главный вывод исследования заключается в том, что любовь в жизни людей пожилого и старческого возраста занимает важное место, вызывает разные чувства и действия, кроме равнодушия. По мнению респондентов, обретение новой любви в пожилом возрасте создает основу для позитивных эмоциональных состояний, самоуважения и побуждает к активной жизни. Создание нового брака в случае одиночества пожилые люди, в отличие от людей старческого возраста, склонны рассматривать как вариант построения здоровой и потенциально продуктивной жизнедеятельности.

Краткие выводы исследования отношения пожилых людей к любви и новому браку во многом подтверждает утверждение Н. А. Бухаловой о том, что для людей этой возрастной категории новая семья, дающая возможность общения, реализации душевных качеств, может стать настоящим событием на склоне дней и положительным жизненным стимулом. Практика создания семейного союза является альтернативой одиночеству, проживанию с детьми или в доме престарелых. Автор отмечает, что ведущим мотивом создания новой семьи пожилыми людьми (старше 60 лет), является «бегство, спасение от одиночества». Незначительная часть респондентов (3,7%) считает создание семьи в позднем возрасте ошибкой и не видит в этом никаких преимуществ для пожилого человека. Чувства, любовь в качестве мотивов создания новой семьи пожилыми людьми не рассматриваются. Н. А. Бухалова пишет: «Брак пожилых людей основан не на любви, а на общности интересов, житейских соображениях, страхе одиночества и других практических причинах» .

Для представителей старшего поколения значимыми причинами заключения брачного союза, но мнению многих психологов, является общность интересов и взглядов, а наименее значимыми - случайность, месть, стремление быть как все. Мотивация брачно-семейных отношений включает как вариативные, т.е. изменчивые, так и инвариативные (стабильные) компоненты. К инвариативным компонентам относятся семейные ценности и мотивы вступления в брак, а к вариативным - семейные установки, образ партнера, функционально-ролевая структура семьи.

Представляют интерес результаты исследования невротической потребности в любви и «детских» стратегий поведения в выборе идентификации с кем-либо у женщин пожилого возраста, предпринятого В. А. Зарецкой . Автор провела контент-анализ писем женщин в возрасте 55-74 лет, опубликованных в рубрике «Клуб одиноких сердец» в газетах «Лечебные вести» и «Лечебные письма» за 2007-2008 гг. По итогам исследования она пришла к выводу, что социально-психологические факторы сильнее биологических влияют на особенности психического развития человека в поздние годы. Именно к этим социально-психологическим факторам относятся распространенные в обществе негативные стереотипы, касающиеся старших возрастных групп населения. Под их влиянием у многих стареющих людей формируется негативное отношение к себе, снижается мотивация достижения, основная стратегия жизни - избегание страданий. Большинство респондентов выдают свои надежды прежде всего «под знаменем» поиска любви и общения. В их признаниях в той или иной степени сквозит тревога о своем настоящем положении и бесперспективности будущего, и связана она чаще всего с нереализованной потребностью в «принадлежности» другому человеку. «В позднем возрасте без удовлетворения потребности в “принадлежности” к другому человеку и любви невозможно двигаться дальше в своем развитии и осмысления своего “Я”», - отмечает автор.

Бухалова II. Л. Семья - основа бытия пожилого человека и гарант активной старости // Вести, науки ТГУ. 2012. № 2 (20). С. 110-113.

  • Зарецкая В. Л. Невротическая потребность в любви у женщин пожилого возраста //Изв. Самар, науч. центра РАН. 2010. Т. 12. № 3. С. 719-725.

  • П осле первого года брака . По статистике именно в этот период самый большой процент молодых семей распадается. Причина банальна - совместный быт

    Т ретий-пятый год брака. В этот период чаще всего в семье появляется ребенок, кроме того, супруги заняты карьерой и решением весьма важных проблем, связанных с приобретением собственного жилья. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

    Формирование родительской позиции - процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход.

    Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. У жены могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

    Когда ребенок повзрослеет, мать может вернуться на работу.

    Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

    В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными). Тогда в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере.

    Еще одна важная проблема - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку. Подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

    Пересечение трех возрастных кризисов - пожилого возраста (для прародителей), середины жизни (для родителей) и подросткового (для детей), - переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла.

    Следующая фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену.

    Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей.

    В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов.

    Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, установление эмоционально-близких отношений, свободных от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.

    Как правило, поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку «начать жизнь с чистого листа». Это обусловлено неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы.

    Кризис середины жизни - трудное испытание и для семьи. Свою личную несостоятельность многие зрелые индивиды (особенно мужчины) пытаются мотивировать тем, что семейные заботы и проблемы не позволили им реализовать себя сполна, потому что пришлось много сил и времени отдавать детям. В таких случаях уход в самостоятельную жизнь детей нарушает семейное равновесие. Многое из того, что было скрыто за суетностью каждодневного быта, открывается в виде обнаженных проблем. Нередко супруги, прожившие вместе два десятка лет, вырастившие детей, осматривая свое жилище, с удивлением обнаруживают, что стали чужими людьми, - и расстаются.

    Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: пенсионеры получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную.

    На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Помогают друг другу приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия. И наоборот у жены по отношению к мужу или к другим близким родственникам.

    Следующая фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.

    Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус хозяйки дома, домоправительницы, ответственной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается.

    В большинстве случаев в семье происходит «тихая бархатная революция», результатом которой является переход всей полноты власти к жене. К сожалению, такой вариант развития событий обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей повседневного бытового функционирования.

    Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер самореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и поддержкой партнера в их достижении.

    Еще один вариант перестройки ролевой структуры семьи связан с резким ухудшением здоровья одного из супругов и концентрацией усилий семьи в направлении решения главной задачи - сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного качества жизни больного супруга.

    Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями. Обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает покупку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. Достаточно часто дочери бывают вынуждены сменить место работы для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками.

    В. А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилыми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общности деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные отношения.

    Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, - это вдовство и формирование новой модели жизни после утраты супруга. Выделяют несколько наиболее типичных моделей зависящих от возраста, мера его включенности в различные виды социальной активности, круг интересов и общения, характер переживания утраты супруга и эмоциональный статус, состояние здоровья, личностные особенности.

    Можно назвать следующие типичные модели нового образа жизнедеятельности:

    . «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;

    . «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;

    Доминирующий эгоцентризм, полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов; ведущий тип деятельности - забота о себе и самообслуживание;

    Интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип деятельности - забота о членах расширенной семьи;

    Самореализация в профессиональной или общественной деятельности;

    Повторный брак, создание новой семейной системы.

    Конструктивными моделями, как можно видеть, являются лишь три последние. Повторный брак - достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в положении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей.

    Роли как фактор стабильности

    От каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения

    Например, роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях.

    Члены семьи выполняют разные роли: супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка, дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

    Каждой роли в отдельности и всей их системе в данной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

    Совокупность ролей, которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения эротических потребностей.

    Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого — «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.

    Однако нередко семейные роли являются патологизирующими, и тогда в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр. В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам.

    Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д.