Занятия с 4 летним ребенком. Развитие мышления детей четырех-пяти лет

Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту.

Как правило, это:

  1. физическое развитие,
  2. навыки в счете,
  3. чтении,
  4. осмыслении действительности.

Что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?

Математика

Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:

  1. Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Для детей важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
  3. Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
  4. Ребенок понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
  5. Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
  6. Ребенок уравнивает количество предметов в группах.
  7. Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
  8. Ребенок правильно использует в речи числительные.
  9. Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.
  10. Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

Бесплатные материалы на нашем сайте помогут Вам развить способности в области математики у детей данного возраста:

  1. — видео (запоминаем числа от 0 до 30)
  2. — подробные задания о каждой цифре от 0 до 10
  3. Учим понятия: « «

Кроме того, советую также дополнить игры занятиями по книгам Петерон Людмилы Георгиевны.

Речевое развитие

Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:

  1. Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
  2. Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
  3. Для детей необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
  4. Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
  5. Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
  6. Для детей необходимо знать названия праздников, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
  7. Ребенок составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.

Различные бесплатные тематические занятия, карточки и игры помогут расширить словарных запас Вашего ребенка:

  1. для девочек с тематическими заданиями
  2. с заданиями для мальчиков
  3. изучаем и
  4. изучаем
  5. — подборка интересных материалов
  6. — подборка заданий с играми

Развитие речи ребенка в 4-5 лет жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Учить чтению в этот период можно в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:

  1. Ребенок знает алфавит
  2. Ребенок выделяет первый и последний слог в слове.

Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.

Для детей 4-5 лет важно знать и правильно называет звуки и буквы, знает алфавит. Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:

Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением (алфавит).

Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.

На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом (вспоминаем алфавит).

На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут

  1. алфавит,
  2. кубики,
  3. написание букв.

И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово. Раздел на нашем сайте, в котором присутствует алфавит, поможет учить Вашего ребенка быстро читать:

Развитие логики и мышления

Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:

Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности. Формировать этот навык помогут развивающие занятия.

Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь. Для детей важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.

Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.

Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.

Бесплатные игры на развитие логики и мышления:

  1. Строим
  2. — игры по методике Шичиды
  3. — игра
  4. — игра с лупой
  5. — игра на внимание и др.

Мелкая моторика

Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков: Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши). Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать. Бесплатные материалы на нашем сайте на развитие мелкой моторики у ребенка.

Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка «Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

3. Дата создания 2016г

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи ;

- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

6. Сроки реализации : 1 год

7. Возраст дошкольников : 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи :

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы :

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

Мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

Мелкая моторика рук и глазомер.

Творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Развивайка-ка » обеспечивает развитие внимания , восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 20 минут.

Актуальность программы

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка » .

Новизна программы

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр , головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести :

Использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей ;

Подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

Проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Свободная, самостоятельная деятельность детей , которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка , который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики . Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев» , а также развитию интеллектуальных базовых способностей : внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания : более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным - работу попроще . При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы :

1. Принцип развивающего обучения .

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка , учитывая «зону его ближайшего развития » . Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями : анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали» ). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию , формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов) .

Формы организации детей :

Индивидуальные;

Подгрупповые;

Групповые.

Формы работы с детьми :

Ситуативный разговор;

Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

Словесные (беседа, загадки) ;

Наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов) ;

Практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты :

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления , речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения :

Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Овладение детьми приемами логической обработки информации , формирование и развитие навыка самоконтроля .

В период учебного процесса :

Дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек) ;

Сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;

Обобщают (по выделенным признакам) ;

Подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

С помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; - понимают слова «побольше» , «поменьше» , «большой» ,«маленький» , «одинаковые»

Подбирают предметы по заданному признаку;

Ориентируются одновременно в подборе : (цвет и величина, форма и цвет) ;

Выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

Пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы .

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года , в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.

Условия реализации программы

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы .

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Тематическое планирование

сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

2)Развитие восприятия .

1. Игра «Белый лист» , игра «Сделай так» .

2. Игра «Сравни предмет» , игра «Зашиваем ковер» (по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат» ., игра «Найди игрушку» .

4. Игра «Узнай предмет» , игра «Составь картинку» (по подгруппам)

3)Диагностика уровня восприятия

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа )

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа )

3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных» (индивид. работа )

4. Слуховое восприятие «Понимание текста» (индивид. работа )

4)Развитие памяти .

1. Развитие слуховой памяти . Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?» , игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

5)Диагностика развития памяти

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

6)Развитие внимания .

1. Игра «Найди одинаковые предметы» , Игра «Что появилось?» (индивид. работа )

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа )

3. Игра «Найди игрушку» . Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

4. Игра «Что это?» , игра «Добавь слово»

7)Диагностика уровня внимания

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа )

8)Развитие воображения .

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

9)Диагностика воображения.

1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин

10) Развитие мышления .

1. Игры «Третий лишний» , «Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии» .

4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)

Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Игра «Картинки-загадки»

11)Диагностика уровня развития мышления .

1. Методика «Вырежи фигуры»

2. Методика «Что здесь лишнее?» , «Раздели на группы» 2 мин

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера :

Задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

Задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей , расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Тематика занятий :

1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2. Развитие мышления , внимания, памяти, воображения, восприятия.

В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера :

Дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.

Методическое обеспечение программы .

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания , для развития логического мышления;

Настольно-печатные игры.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет . Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера,2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М :ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей » -Ярославль «Академия развития » , 1996

4. Светлова И. Е. Тренируем память : Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

Каким бы богатым не было разнообразие игрушек в доме, рано или поздно они всё равно надоедают, и дети начинают откровенно скучать. Вместо того, чтобы сажать их за телевизор, проявите изобретательность и придумайте увлекательные занятия, которые не только заинтересуют ваших детей, но и освободят время для ваших дел.

Чем заняться с ребёнком 4 лет

Маленькие детки постоянно требуют внимания и просят поучаствовать в их играх. Маме становится непросто найти время на свои дела, и часто все сводится к банальному просмотру мультфильмов. Однако такое времяпрепровождение не способствует развитию творческого мышления, логики, моторики малышей, поэтому не стоит злоупотреблять «голубым экраном». Тем более, что дети очень быстро привыкают к телевизору, и отучить их бывает довольно сложно.
Если задуматься, существует огромное многообразие занятий для ребят от 4-х лет дома. Это могут быть ролевые игры (если детей несколько) или подвижные (если позволяет пространство). Можно увлечь малышей соревновательным моментом - кто быстрее нарисует, построит, слепит и т.д. Проявив фантазию, вскоре вы увидите, что ребята активно занимаются сами и больше не дергают вас от скуки.

Чем занять ребёнка в 4 года дома

Если вашему непоседе уже порядком наскучили все игрушки, отложите на время свои дела и предложите ему на выбор несколько занятий из нашего списка, как развлечь ребёнка четырёх лет дома:

  • Достаньте любимые книжки своего крохи и найдите аудиозаписи этих сказок в интернете. Ребёнок будет с интересом следить за развитием событий по книжке, а потом, возможно, разыграет действие с игрушками;
  • Снабдите малыша природными материалами для творчества, пластилином, красками, карандашами, бумагой. Пусть смастерит всё, что ему захочется, или придумайте задание - слепить зоопарк, украсить открытку для папы или создать картину;
  • Можно предложить ребёнку заняться раскрашиванием. Если покупные раскраски дома закончились, распечатайте шаблоны из интернета. Желательно учитывать интересы и предпочтения маленького человечка и выбрать картинку с его любимыми героями;
  • Возьмите несколько коробочек или банок, насыпьте в них разные вещи и попросите рассортировать их. Можно использовать пищевые продукты (горох, фасоль) и разные мелочи (пуговицы, скрепки, крышки от бутылок, камешки и пр.);
  • В дополнение к занятию выше можно из съедобных продуктов сварить обед для мамы и папы. Для придания пущей реалистичности и важности детским стараниям разрешите малышу воспользоваться настоящей посудой (той, что вам не жалко, или специальным детским набором);
  • Покажите, как нанизывать на толстую нить или веревку крупные бусины и другие подходящие предметы;
  • Игры с водой особенно пользуются популярностью у ребят - напустите в таз или ванную бумажных корабликов, бросьте резиновые игрушки и пластиковые мячики. Если добавить пену для ванн, эффект будет потрясающим;
  • Очень часто дети увлекаются совершенно непримечательными вещами - пластиковой бутылкой, скалкой, набором прищепок;
  • Попросите папу изготовить развивающую доску: прикрутите на нее разные замочки, шнуры, цепочки - словом, всё, на что хватит фантазии;
  • Достаньте несколько разных наборов конструктора и предложите детям комбинировать их;
  • Пазлы, пирамидки, кубики также отлично развлекут кроху;
  • В дверной проём повесьте верёвочные качели - уверяем вас, детская радость гарантирована;
  • Мыльные пузыри в дополнение к качелям создадут сказочную атмосферу;
  • Устройте танцы - дайте малышам задание разучить или придумать какой-нибудь танец, и пусть потом продемонстрируют вам результат;
  • Магниты на холодильник, особенно, в форме зверюшек, машинок или фруктов помогут занять ребёнка, пока вы на кухне;
  • Игра в доктора - ответственное дело! Расскажите малышу, что ваш кот/собака или любая игрушка заболела, и срочно надо ее вылечить;
  • Перебирание монеток по размеру не только разовьет мелкую моторику пальчиков, но и наведёт порядок в вашей копилке;
  • Для девочек будет интересно устроить модный показ - пусть маленькая модница наряжается и выхаживает, как по подиуму;
  • Устройте квест - нарисуйте карту или спрячьте по квартире записки с заданиями. В конце ребёнка должен ждать приз;

Можно заранее составить специальный календарь, в котором каждый день будет предусмотрено несколько заданий.
И это еще не предел! Фантазируйте, подключайте детей к созданию новых игр и развлечений, и очень скоро вы поймёте, что даже дома можно найти массу дел, чем заняться с ребёнком в 4 года.

К 4-5 годам дети входят в новый период. Теперь они уже не малыши, а младшие дошкольники. Развитие мышления, внимания и памяти позволяет осуществлять более серьезное обучение, нежели раньше.

В этом возрасте у ребенка значительно возрастают интеллектуальные способности, он готовится к освоению цифр и букв. Развитие речи идет в активном темпе, формируется усидчивость, способность заниматься определенным делом длительное время. Скоро ваш ребенок станет школьником.

Что должен уметь ребенок в 4-5 лет

  1. Знать основные геометрические фигуры и цвета.
  2. Различать положение предмета в пространстве - слева, справа, вверху, внизу.
  3. Уметь разделять понятия «больше», «меньше» и «поровну».
  4. Видеть различия между двумя предметами или картинками.
  5. Самостоятельно собирать пирамидку.
  6. Подбирать противоположные слова (горячий-холодный, высокий-низкий).
  7. Объединять предметы в группы, выделяя основной признак, знать названия обобщающих групп (посуда, домашние или дикие животные, инструменты и т. д.)
  8. Знать названия времен года, уметь сказать свои имя-фамилию, возраст, имена родителей.
  9. Использовать в активном словаре до 1000 слов, строить предложения более, чем из 3-4 слов.
  10. Пересказывать яркие события дня, любимые сказки и стихи.

Как заниматься в детьми в таком возрасте?

  1. Несмотря на то, что ребенок уже значительно «подрос» как интеллектуально, так и эмоционально, по-прежнему основным ведущим видом деятельности для него остается игра. Так что занимательная форма занятий должна сохраняться до самого поступления в школу.
  2. При этом дети с удовольствием воспринимают обучение по различным пособиям и дидактическим материалам.
  3. Ребенок уже может заниматься порядка 20 минут одним и тем же делом, однако не стоит «форсировать события», даже если ваше чадо очень усидчиво. Виды деятельности должны меняться, чтобы избежать переутомления и сохранить внимание и интерес.
  4. И не забывайте хвалить и поддерживать ребенка! Даже незначительный успех нужно отмечать. Важно - сравнивайте достижения с не соседским сыном Колей, который «уже читает, пишет и считает», а с тем, что умел делать ваш ребенок раньше. Вот теперь он научился новому, он - молодец!

Примеры занятий с детьми 4-5 лет

По-прежнему не забывайте о стимулировании мелкой моторики:

  1. Если ваш ребенок любит раскрашивать картинки - прекрасно! Кроме того, их можно научиться заштриховывать линиями с наклоном в одну или другую сторону. А еще можно обводить контуры, нанесенные пунктиром.
  2. Вы уже научили сына или дочку завязывать шнурки? Самое время! И расстегивать и застегивать пуговицы.
  3. Делать украшения из бусин очень любят девочки. Яркие браслетики или бусы можно дарить подружкам или наряжаться самим. Но и мальчики не должны быть в стороне - пусть сделает украшение для мамы.
  4. Научите ребенка завязывать и развязывать узлы. Морской узел может развязать только настоящий морской волк!

Очень важным является развитие речи:

  1. Попросите ребенка разложить карточки в нужной последовательности и составить по ним рассказ. Помогайте наводящими вопросами - Кто нарисован на картинке? Что произошло с героями? Что было вначале, а что потом?
  2. Для четкости произношения звуков хорошо подходят скороговорки.
  3. Очень весело их рассказывать всей семьей - кто быстрее и понятнее?
  4. Больше читайте и просите пересказывать текст.
  5. Заучивайте наизусть детские стихи.
  6. Учите ребенка изменять слова при помощи суффиксов. Например, при помощи игры «Сделай большим или маленьким»: заяц - зайчик, дом - домик, заяц - зайчище, дом - домище.

Логические задачки становятся все более сложными. Предложите ребенку собрать из палочек или спичек геометрическую фигуру или любую другую по образцу. Покажите фигуру на несколько секунд, а потом перемешайте. Собирать нужно только по памяти.

Игра «Что изменилось?» тоже хорошо развивает память. Разложите на столе или нарисуйте на бумаге несколько игрушек или фигурок. Через несколько секунд попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и уберите один из предметов или переставьте их местами. Нужно угадать, что произошло. Количество предметов постепенно увеличивайте.

Не забывайте и о творческих занятиях . Предлагайте ребенку различные варианты аппликаций, нестандартное рисование (пальцами, нитками, выдувание краски из трубочки, создание рисунков из клякс и много другое, что позволит ему развивать творческое мышление).

Отдельно хотелось бы отметить подготовку к школе . Многие родители подразумевают под развивающими занятиями исключительно изучение букв, цифр, обучение чтению. В 4-5 лет вполне возможно постепенно учить детей азбуке и счету, однако не стоит перегружать их информацией. Всему свое время и свой подход. Учиться «как в школе» пока рановато. Но играть как раз можно! Буквы и цифры можно лепить, раскрашивать, сложение и вычитание осваивать, угощая конфетами и пирожками любимые игрушки.

Не забывайте - именно во время игры ребенок познает мир. Но этой игрой должен руководить мудрый взрослый.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №16»

(МБДОУ детский сад №92)

«Развивай-ка»

Конспекты занятий

К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

для детей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит как развивающий, так и профилактический характер. Занятия с педагогом-психологом направлены по этой программе направленны на пробуждение у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повышение возможностей детей в этой деятельности. Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Цель : Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи :

1.Пополненить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции детей.

4.Развивать пространственные представления, быстроту реакции детей.

5.Развивать воображениея, слухового восприятие, творческие способности детей.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении, получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

Организация группы и занятий

С детьми среднего дошкольного возраста проводится 12 развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря. Длительность занятий – до 20 минут.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

Весь курс состоит из 12 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам. Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов во время оперирования материалом.

Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с мячом или упражнение двигательного характера. Упражнения первой части занятия направленны на объединение детей, настраивают их на работу, создают положительный эмоциональный фон.

В основную часть включено по 3-4 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции. В середине основной части обязательно проводится подвижная игра (физкультминутка), а в конце основной части – упражнение творческого характера.

Прощание преследует снятие психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается, что дети, прошедшие курс развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. «Части тела»

Оборудование:

1. Картинки с изображением людей.

2. Спокойная музыка.

Ход занятия.

Приветствие .

Основная часть.

1. «Рассмотрим человека ». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека. –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга. Затем показывают на картинке и на себе: голову, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.

2. Упражнение «Загадки и отгадки»

Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши? Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

Он бывает самым разным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос). Для чего человеку нос?

3.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

Чем вы топали? (Ногами). Проводится аналогичная работа.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

Прощание.

Упражнение «Теплые ладошки»

Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Занятие №2 « Геометрические фигуры»

Оборудование .

1. Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

2.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см разрезаны на две части прямоугольной и треугольной формы).

3.Музыка.

Ход занятия.

Приветствие.

Упражнение «Мы рады тебя видеть!». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Распределим фигуры».

Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их. Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

2. Упражнение «Сложи квадрат».

Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

4.Физкультминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

5 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Этюд «Насос и мячики»

Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает» мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

Занятие №3 «Игрушки»

Оборудование.

1. Музыка.

2. Игрушки: мячик, матрешка, мишка.

Ход занятия.

Приветствие

Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Слушай внимательно!».

Педагог громко, четко, называет разные слова, как только он называет какую либо игрушку, дети должны похлопать в ладоши (стол, яблоко, кукла, мозаика, клей, чашка, машинка, ножницы, кубики, юла, телефон, кастрюля, неваляшка, молоток, пирамидка, мячик, шапка, мыло, погремушка, матрешка)

2.Упражнение «Отгадай-ка»

Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут.

Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Какой он на ощупь? Как с ним играть?

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся и ответь,

Что за зверь такой? (медведь).

Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

3.Упражнение «Танины игрушки»

Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

На большом ковре в ряд Дети маршируют на месте,останавливаются,

Куклы Танины стоят . Изображают персонажей

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, Прыгают,

Вместе мы пойдем гулять . Маршируют .

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает »

Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Занятие №4 «Посуда»

Оборудование .

1. Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

2.Музыка.

3. Бумага и карандаши.

Ход занятия.

Приветствие.

1. Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

2.Упражнение «Блины».

Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

Скручиваем наш блин. («Моторчик» перед собой).

Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

Основная часть.

1.Беседа о посуде.

Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.1 оборудования).

Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

2.Упражнение «Превращаемся в посуду»

Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

Вот большой заварный чайник (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –

Очень важный, как начальник. носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос – (сделать большое кольцо руками)

Он посуду нам принес.

3 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №5 «Одежда»

Оборудование.

1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

2.Музыка

3. Бумага, карандаши

4.Мячик

Ход занятия .

Приветствие

Упражнение « Поздороваемся»

Основная часть.

1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

Психолог показывает детям картинки, спрашивает каким одним словом можно назвать все, что нарисовано на картинках (одежда).

Психолог рассказывает, что одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Пояс.

2.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

3. Упражнение «Какая это одежда?»

Если психолог называет зимнюю одежду, дети широко раскрывают руки в стороны, а если зимнюю – обнимают себя.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «не вернется» к первому ребенку.

Занятие №6 «Времена года: зима, весна»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о зиме и весне.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный снежок».

Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой и желают друг другу хорошего дня.

2 .Игра – упражнение «Снежинки».

Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

После какого времени года наступает зима?

Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

Какие деревья зимой?

Как надо одеваться зимой? Почему?

Какая погода зимой?

2.Упражнение «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали (Имитируют ходьбу на лыжах)

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного кома (Движутся друг за другом, «катят ком»)

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

3. Рассматривание сюжетной картины о весне

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает весна?

Что бывает со снегом весной?

Какими деревья становятся весной, что на них появляется?

Как надо одеваться весной? Почему?

Какая погода весной?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №7 «Времена года: лето, осень»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о лете и осени.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия.

Приветствие .

1.Упражнение «Солнечный зайчик».

Дети передают по кругу мячик и говорят что-нибудь приятное своему соседу.

2 .Игра – упражнение «Листопад».

Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

В осеннем парке подул легкий ветерок, листочки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Но тут ветер стал очень сильным, и листочки быстро закружились в воздухе (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, листочки стаи медленно опускаться на землю (все плавно опускаются вниз и затихают). Как тихо стало в осеннем парке.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о лете

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает лето?

Что растет летом?

Какие деревья летом?

Как надо одеваться летом? Почему?

Какая погода летом?

Чем занимаются дети на этой картине?

2. Физкультминутка «Летняя прогулка»

Ветер веет над полями

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

3. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает осень?

Что происходит с листьями осенью?

Как надо одеваться осенью? Почему?

Какая погода осенью?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «вернется» к первому ребенку.

Занятие №8 «Овощи»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

3.Бумага и карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2. Упражнение «В огород пойдем».

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают руками форму, величину

Огурцов нарвем немножко «Рвут»

И вернемся по дорожке. Идут по кругу в обратную сторону

Основная часть.

1.Упражнение «Сажаем огород».

Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

2. «Отгадай-ка».

Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

Он и в дождик, он и в зной В огороде вырастаю,

Клубни прячет под землей. А когда я созреваю,

Клубни вытащишь на свет – Варят из меня томат.

Вот и завтрак и обед. (Картофель). В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

Круглый бок, желтый бок. Щеки розовы, нос белый,

Сидит на грядке колобок. В темноте сижу день целый.

Врос он в землю крепко. А косичка зелена,

Что же это? (Репка). Вся на солнышке она. (Редиска).

3.Дидактическая игра «Повар и овощи»

Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять – Считают вместе с педагогом

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, Хлопают

Ножками потопаем. Топают

Покружились, покрутились, Крутятся

В овощи вы превратились. Останавливаются

Каждому ребенку дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

Я хочу сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

Я буду варить щи. (Капуста, лук, морковка, помидор).

Я буду варить борщ. (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

Я буду готовить салат. (Огурец, помидор, редис, лук).

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

Занятие №9 «Фрукты»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Картинки фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, абрикос,персик.

3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

4.Карандаши, бумага.

5. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие .

1.Упражнение « Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

Основная часть.

1.Рассматривание фруктов, беседа.

Выкладываются картинки фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

2. «Отгадай – ка».

Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди картинок отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

Круглое, румяное, Я сладкий, рос на юге,

Я расту на ветке. Как солнышко в листве.

Любят меня взрослые Оранжевый и круглый,

И маленькие детки. (Яблоко-яблочко) Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы – сливки – сливочки)

Желтый я, как одуванчик, Выросли на ветке

Очень кислый, в чай прошусь. Оранжевые детки:

Отгадайте – ка, ребята, Щечки бархатны, румяны.

Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик). Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

3.Упражнение «Будем мы варить компот».

Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

Будем мы варить компот. Идут по кругу, взявшись за руки.

Фруктов нужно много. Вот: Останавливаются.

Будем яблоки крошить, «Крошат»

Грушу будем мы рубить. «Рубят»

Отожмем лимонный сок, «Отжимают»

Слив положим и песок. «Кладут»

Варим, варим мы компот, Делают вращательные движения руками, кружатся

Угостим честной народ. Протягивают руки вперед ладонями вверх

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Из семечка в яблоньку»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

Занятие №10 « Домашние животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Упражнение «Доброе животное ».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично). Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед. (Выполнять в течение 1 минуты).

Основная часть.

Выставляются картинки с изображением домашних животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, просит показать как «разговаривают» эти животные. Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Отворилась тихо дверь Все следы находит точно.

И вошел усатый зверь, Охраняет дом он ночью.

Сел у печки, жмурясь сладко, Уши чуткие и нос.

И умылся серой лапкой. (Кот – котик). Это друг наш верный …(пес - песик)

Молоко дает нам кто-то Бежит замарашка

Детям пить его охота. В щетинистой рубашке.

Чтобы были все здоровы, Хвост крючком,

Молоко дают …(коровы - коровки). Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

2.Дидактическая игра «Чьи детки?

Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

3. Физкультминутка

Кошка ходит по – кошачьи,

(пружинистый шаг)

А собака по-собачьи

(ходьба с высоким подъемом колена)

По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

(подскоки)

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он

(ходьба, опираясь на ступни и ладони)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание .

Упражнение «Кошечка»

Психолог предлагает превратиться детям в кошечек, которые лениво потягиваются на солнышке, вытягивают лапки, округляют, потом прогибают спинку, довольно мяукаю, а потом превратиться обратно в детей.

Занятие 11 «Дикие животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия

Приветствие

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

Выставляются картинки с изображением диких животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Зверька узнаем мы с тобой Хвост пушистою дугой.

По двум таким приметам: Вам знаком зверек такой?

Он в шубке беленькой зимой, Острозубый, темноглазый,

А серенький он – летом. (Заяц -зайчик) По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

Сердитый недотрога Хитрая плутовка,

Живет в глуши лесной. Рыжая головка,

Иголок очень много, Хвост пушистый – краса,

А нитки ни одной. (Еж - ежичек) А зовут ее … (лиса - лисичка).

2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог просит детей хлопать в ладоши, если он назовет домашнее животное, а если дикое, то постучать по полу.

3. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Игра «Еж»

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза).

Занятие 12 «Мебель»

Оборудование .

1. Мяч.

3.Картинки с изображением разных предметов мебели: кровать, диван, кресло, стол, шкаф, тумбочка, стул.

4. Бумага, карандаши.

5. Музыка.

Ход занятия

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок с мебелью, беседа по картинкам.

Выставляются картинки с изображением мебели. По мере выставления картинок дети называют, что это за предмет мебели, для чего он нужен. Затем дети отгадывают загадки и на картинках находят отгадки.

1) Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

2) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать.

Любят бабушки и внуки,

Посидеть и полежать. (Диван)

3) Если ты устал играть,
То ложишься спать в … (Кровать)

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Психолог кидает ребенку мяч и описывает какой-то предмет мебели, ребенок должен бросая мяч обратно, дать противоположный по значению ответ.

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

3. Физкультминутка

Это стул, на нём сидят (дети приседают).

Это стол, за ним сидят (дети выполняют наклоны).

Вот кровать – на ней лежат (руки вытянуть наверх, подняться на пальцы).

В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (марш на месте).

4. Упражнение «Рисуем музыку».

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Дети располагаются на ковре в удобном положении, психолог читает стихотворение, звучит спокойная музыка.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

ЛИТЕРАТУРА

    АлябьеваЕ.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

    Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

    Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008г.

    Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

    Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

    Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., 1990г.

    Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.