Поэтапное развитие ребенка. Поэтапное развитие человека разумного

I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет

ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный

социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у

детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.



Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги. Дуб мудрости).

В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры. Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:

Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

Уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Словарь терминов

1. Алгоритм система операций, производимых по определенным правилам и в строго заданном порядке для решения некоторой задачи.

2. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

3. Дидактическая игра – игра специально создаваемая или приспособленная для цели обучения.

4. Игровые проекты – проекты, где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Ведущие деятельность в них ролево-игровая.

5. Игра – форма деятельности в условиях ситуациях, направляют на воссоздание и условие общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

6. Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребности в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми в игровой воображаемой ситуации.

7. Игровая деятельность сюжетно-ролевая – уровень становление игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей, вызывая качественные изменения в психики ребенка.

8. Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

9. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

10.Проект – замысел, план.

11.Подвижная игра – игра с преобладанием двигательной активности, является средством разностороннего воспитания, физического развития и оздоровления детей.

12.Строительная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни разнообразных постройках и связанных с ним действиях.

13.Сюжетно-ролевая игра – придумывается самими детьми. В ней отражаются знания, впечатления, представление об окружающем мире, происходит условное преображение в их и воссоздаются социальные отличия между людьми.

14.Целеполагание – способность, порождение новых целей в деятельности человека.

Литература

1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3. С.34.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. С. 14.

4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005

5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев// Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.

6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание. 2007. № 7. С.24.

7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д», 2000 – 96 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-ТИ, 2006 – 112с.

9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.

10. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.

11. Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.

12. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада». 2005 – 192с.

13. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост. Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.

14. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.

15. Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4 с33.

16. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.

17. Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.

Слово «ball» берет истоки во французском языке, но в свою очередь уходит к латинскому слову «ballare», что в переводе означает «танцевать».

Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития. Бальные танцы считались танцами высшего света. Бальные танцы, которые имеют характер сегодняшнего времени, складывались в начале 18 в. по 19.в. В начале прошлого столетия бальные танцы потеряли свою элитарность и стали исполняться в публичных танцевальных залах и общественных ансамблях. Сегодня происходит возрождение, развитие и преобразование бальных танцев в спортивные бальные танцы. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время нуждаются в дальнейшей разработке и их история развития и накопленный опыт представляет особенный интерес.

Цель исследования : изучить поэтапное развитие бальных танцев в России.

Задачи исследования:

  • Ознакомиться с зарождением и развитием отечественного бального танца.
  • Рассмотреть бальные танцы в советское время.
  • Определить развитие бальных танцев в современное время.

Объект исследования : история развития бальных танцев в России.

Предмет исследовани я: особенности и этапы процесса развития бальных танцев в России.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Зарождение и развитие отечественного бального танца

Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Танец является самым древним и массовым видом искусства, в котором наглядно показывается жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов.

Первые танцевальные каноны и правила начинали складываться еще в XII в.

В эпоху средневекового Ренессанса наблюдается расцвет рыцарской культуры.

В это время устраиваются танцы-променады, танцы-шествия, которые включались в полуцерковные, полусветские процессии и были достаточно сложными по постановочному замыслу.

В России первыми общественными танцами явились хороводы.

Важна роль скоморохов в развитии и популяризации народных танцев.

Их пляски, хороводы, игры и песни положили начало основам хореографии.

Разумеется, пляски скоморохов значительно отличались от бальных танцев, о их роль в развитии хореографии неоценима.

В XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что они являются развратными.

Позднее, в XIII – XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев.

В 1718 году Указом Петра I об Ансамблеях было положено начало организации публичных балов в России 1 .

1 Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С. С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – С.115.

Этим указом Петр I обязывал придворных к поочередному устроению в своих домах открытых собраний, где происходили игры в шахматы и шашки, беседы и танцы.

Русские быстро обучились бальным танцам, имели грацию и светское обхождение, чему очень удивлялись иностранцы.

Нужно отметить преломление требований, общепринятых за границей, к бальным танцам, на русский манер. Русскими вносилась игра и импровизация в каждом танце.

Таким образом, бальные танцы в России представляли собой не просто ритуал, а возможность отдыха, веселья.

Поскольку выход бальных танцев из королевских дворцов в народные массы занял несколько столетий, то даже мысли о массовом преподавании таких танцев не существовало.

Петровские балы всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт, контрданс и другие модные в то время танцы 2 .

Одним из любимых танцев Петра I был цепной танец (от немецкого Ketten-tanz), во время которого все танцующие держась за руки переходили из одной залы в другую или выходили на свежий воздух 3 .

2 Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С. С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – С.135.

3 Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время./ Е. В. Еремина-Соленикова. – СПб. : Планета музыки; Лань, 2012. – С.203.

На протяжении XVIII в. балы стали настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.

Открытие европейских бальных танцев в России произошло лишь в начале XVII в.

С быстрым их усвоением и своеобразным исполнением начала формироваться и развиваться русская школа.

По велению Петра I, вся знать была обязана обучаться танцам.

Бальные танцы стали преподавать в кадетских корпусах.

Петр I ввел преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казенных учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания 4 .

4 Максин А. И. Изучение бальных танцев: учеб. пособие. / А. И. Максин. – 2-е изд., испр. – СПб. : Планета музыки; Лань, 2014. – С.5.

Уже в конце XVIII в. танец, наряду с иностранными языками и математикой, был признан одним из важнейших элементов образования дворянина.

С освоением всех лучших достижений, которые представляет европейская хореографическая культура бального танца, в России сформировали собственные направления и стили в исполнительском мастерстве бальных танцев.

Но и русских бальных танцев были глубокие корни. К тому же они своими успехами, проявили интерес к созданию балетов в России.
Редко вспоминают о том, что педагоги создали русскую школу бального танца и что основные принципы их работы живы по сей день. Основная причина успеха русских в бальном танце заключалась в том, что, несмотря на то, что многими представлялось это «легкомысленным» занятием, но им было уделено серьезное внимание.


В начале XIX в. в танцевальном репертуаре бальных танцев в России произошло значительное расширение: танцевали Котильон, Французскую Кадриль из 8 фигур, Полонез, Мазурку, Вальс, Экосез. Также часто проводились и такие танцы, как Русская Пляска, Па-Де-Казак, Краковяк, Венгерка.

Но танцоров этот репертуар не совсем устраивал и потому часто на балах танцевали бальные танцы – импровизации.

Преподавали бальные танцы в России артисты балета, поэтому ученики умели не только танцевать модные танцы, но у них была привита высокая исполнительская культура 5 .

5 Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.55.

Таким образом, в XIX в. бальными танцами занимается значительное место в воспитательных программах.

Их преподают все крупные учебные заведения.

Происходит формирование русской школы бальных танцев.

Происходит также утверждение педагогических принципов в отношении преподавания бальных танцев: осуществление связи с национальными традициями, с применением в обучении бальным танцам общей хореографической основы, строгости, простоты и внутренней чистоты в исполнительской манере, методологической обоснованности при изучении материала.

В конце XIX – начале XX в. балы перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. На смену придворным балам приходят публичные балы, танцевальные вечера. Широкое распространение получают танц-классы - танцевальные залы, в которых танцмейстеры не только обучали основам бальных танцев, но и устраивали собственные публичные вечера 6 .

6 Колесникова А. В. Бал в России: XVIII – начало XX века / А. В. Колесникова. – СПб. : Азбука – классика, 2015. – С.277; 284.

Начинался бал с полонеза, который сменял менуэт. Не обходился бал и без мазурки и вальса. В это время появляется еще один танец, успех которого затмил популярность всех остальных, - полька. Новшеством для танцевальной культуры начала XX в. стали танго и фокстрот.


Однако бальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы.

В начале 1930-х годов в Москве были открыты курсы, выпускавшие учителей тренеров современных бальных (европейских) и западных (латиноамериканских) танцев.

Поскольку в СССР отвергалось всё западное, бальные танцы не пользовались популярностью.

Интерес к ним проявляли лишь отдельные энтузиасты.

Выпускники таких курсов преподавали бальные танцы в домах культуры, общеобразовательных школах.

Одним из таких выпускников был А. Дегтяренко. В 1962 году он, одним из первых в стране, создал студию бального танца «Студия-62» при Московском городском доме учителя. А. Дегтяренко, вместе с приглашёнными специалистами из ГДР, ФРГ и ЧССР, проводил семинары для учителей бальных танцев.

Нехватка профессиональных навыков, дефицит учебной литературы и танцевального видео не позволяли заглянуть в глубину процесса обучения искусству бального танца.

В методике обучения превалировали знания, полученные после немногочисленных занятий с иностранными специалистами.
В Москве бального танца практически не существовало и конкурсы организовывали в основном ленинградцы.

Один из таких международных конкурсов был организован Бельским Д.М, Снежиной М.В и Демельтман И.М., в котором приняли участие пары из ФРГ, что оказалось важным для организаторов.

Именно этот конкурс дал серьёзный толчок для развития отношений, обменом информации и сотрудничеству СССР с западными танцорами и преподавателями.

Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в московском Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам 7 .

7 Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr.

В системе высшего профессионального образования специализация
«педагог спортивного бального танца» одной из первых появилась в Российской государственной академии физической культуры (сейчас –

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) и СанктПетербургском гуманитарном университете профсоюзов 8 .

8 Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие / [пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург [и др.] : Лань: Планета музыки, 2015. – С.55.

Позже преподавателей данной специализации выпускала негосударственная Академия Танца Натальи Нестеровой, Российская академия театрального искусства (ГИТИС), факультеты искусств МГУ, МГИК.

В 50-х – 60-х годах, в связи с некоторой оттепелью в политической жизни страны и частичным снятием железного занавеса, произошла активизация культуры бального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы и фестивали бального танца, в программу которых входили танцы как отечественной, так и европейской бальной программы 9 .

9 Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. № 1 (135). С. 25–28.

60-е годы проходят с явным лидерством Ленинграда и республик Балтии. В эти годы вышестоящие организации стали относить бальные танцы к спорту.

В начале 70-х, Ленинград - негласный лидер в развитии бального танца. Прибалтика становиться серьёзным конкурентом.

Через несколько лет танцоры из Прибалтики будут во многом превосходить танцоров из Ленинграда.

А в СССР начинает стремительно развиваться бальный танец в г.Таганрог.

Марк Самуилович Кац - превосходный организатор и лидер, сумел заинтересовать и поставить на «поток» бальный танец.

Результатом его преподавания стал известный танцор по бальным танцам в 70-х годах в СССР Александр Зубков.

С приходом к власти Л.И. Брежнева (1964 г) характер развития бального танца снова стал меняться и приобрёл дополнительные черты. Тому причиной стала политика ЦК, которая гласила: «Всё, что с Запада - плохо!».

В альтернативу Западно-Европейской и Латино-Американской программам, «добровольно – принудительно» навязывается Отечественная программа. Ничего плохого в этом, собственно, и не было.

Но в танцорах глубоко засел бальный танец. Для них танец - не танец, если нет «стандарта» и «латины».

В эти годы начинается «подпольная» организация конкурсов, и некоторые из них имеют очень высокий статус.

Конкурсы проходят, несмотря на то, что его организаторы систематически подвергаются серьёзной опасности и рискуют своим местом, положением и работой.

Начинают проводиться детские конкурсы.

На официальных же конкурсах к «латине» и «стандарту» обязательно прибавляется отечественная программа. Бальный танец продолжал своё развитие.

Самый серьёзный и мощный всплеск в развитие бального танца начинается с началом «перестройки» (1985 г). Ленинград опять в числе лидеров среди городов СССР.

В 1987-88 гг. образуется АБТ (Ассоциация бальных танцев), которая находилась под присмотром ЦК.

В то же время в Литве в эти годы начинает проходить ежегодный традиционный турнир по бальным танцам «Янтарная пара», куда в судейство приглашались как советские, так и зарубежные судьи 10 .

10 Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.189.

Между танцевальным Ленинградом и танцующей Литвой и Эстонией складываются очень серьёзные, профессиональные отношения.

Ленинград стал одним из оплотов танцевальной жизни в стране.

Начинает работать целая плеяда преподавателей и бальный танец приобретает массовый характер.

В конце 80-х Москва резко поднимает планку танцевания. Столица становится серьёзным конкурентом.

Начинаются частые поездки на соревнования за границу, не смотря на то, что очень сложно просто выехать за границу, не говоря уж о том, чтобы танцевать. Москва – столица! Поэтому всё первое там: I Международный конкурс, I семинар, I приезд Чемпионов Мира.

А в Питербурге иссяк тренерский потенциал. И доказательство тому танцоры Игорь Суворов и Лебедев, бывшие ленинградцы, которые танцевали ещё в конце 90-х начале 2000 гг. Наверное, что-то изменилось в тренерском составе и далеко не в лучшую сторону. Хотя, если смотреть на танцевальное направление Питербурга в общем, то оно начинает постепенно подниматься. Создаются различные организации, конкурирующие между собой 11 .

11 Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.197.

Сегодня в Санкт-Питербурге, как и во всех остальных городах России, любой желающий от мала до велика может выбрать для себя клуб или студию для занятий бальными танцами.

3. Развитие бальных танцев в современное время

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений.

Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно.

В европейской программе включены медленный вальс, танго, венский вальс, медленный и быстрый фокстроты, в латиноамериканской - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Развитие всех этих танцев происходило в разных странах.

Каждый танец индивидуальный, имеющий свою технику, характер и музыкальную окраску.

Техническую задачу, которая ставится спортсменам на выступлении, составляет исполнение под музыку сложных танцевальных движений, которые характерны и присущи каждому отдельному танцу. Но еще немаловажна демонстрация и эмоциональная составляющая, или артистическая сторона.

Таким образом, сочетания технику и артистизм участники стремятся к получению высших баллов и к занятию наивысших мест на пьедестале почета.

Никто не остается равнодушен, если хоть раз посещал турнир. Разнообразность костюмов, наличие яркого макияжа, аккуратных причесок участников и великолепность зажигательной музыки всегда создают ощущение праздника в душах зрителей и болельщиков.

Незабываемый, вдохновляющий и требовательный – танцевальный спорт стал символом ритмичной и творчески наполненной современной жизни, в которой есть место напряженному и захватывающему соревнованию и свободному полету духа неограниченного рамками и границами.

Рождение танцевального спорта пришлось на самое начало бушующего 20-го века – времени решительных перемен вкусов, взглядов и образа мыслей.

Важной вехой для современной истории танцевального спорта стало официальное признание Международной Федерации Танцевального Спорта в качестве полноправного члена Международного Олимпийского Комитета в 1997 году 12 .

12 Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420.

Соревновательные бальные танцы стали считаться «артистическим видом спорта» наряду с художественной гимнастикой, танцами на льду и синхронным плаванием, где помимо четкости и слаженности движений оценивается художественное вдохновенное исполнение номеров.
Классическая программа спортивных танцев включает пять латино-американских и пять стандартных танцев.

Именно эти бальные танцы составляют традиционный костяк соревнований в одном из самых красивых и зрелищных видов спорта.
Каждый из стилей помогает спортсменам раскрыть яркие грани таланта и превращает каждый турнир в увлекательное шоу.

Одной из самых привлекательных черт спортивных танцев является бесконечное многообразие стилей и программ, которые постоянно расширяются новыми веяниями и ритмами. К стилям классическим продолжают добавляться современные мотивы и свежие идеи.
Сегодня проводятся соревнования по танцам акробатическим, сальсе и брейк-дансу, лайн-танцам и нью-вог ритмам.

Спортивные бальные танцы – это удовольствие от возможности попробовать свои силы и продемонстрировать мастерство вне рамок возрастных ограничений и способностей организма 13 .

13 Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 437.

Турниры проводятся как для профессиональных спортсменов, так и среди людей, для кого танцы являются непринужденным увлечением и способом интересно провести время и найти новых друзей.

Танец является уникальным видом искусства не только благодаря физическому совершенствованию и эстетичности творческого воплощения идей. Танец – это один способов самовыражения и коммуникации, понятный людям вне рамок наций и возрастов, это уникальная возможность найти единомышленников из разных уголков мира.

Помимо эстетической привлекательности и разнообразия стилей, в которых каждый может найти ритмы по душе, спортивные бальные танцы позволяют получить удовольствие от развития собственных навыков, совершенствования техники и достижения новых высот мастерства.

Танцевальный спорт – идеальный способ поддерживать идеальную физическую форму вкупе с неоценимой эмоциональной подпиткой.

Спортивные бальные танцы – это возможность следовать любимым мелодиям, сливаясь в танце воедино с партнером и получая удовлетворение от видимых результатов своего труда.

Поиск и развитие новых форм хореографического искусства отличает и бальные танцы 21 века.

Здесь можно говорить о существовании системы, в которой присутствует педагогическая преемственность.

Хореографическое искусство разнообразное, различные его направления находятся в постоянном развитии.

На эту тенденцию оказывают влияние многие факторы – развивается социум, мода, спорт, ускоряются жизненные процессы 14 .

14 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76-79.

В современное время появляются стили танцевального искусства, требующие нового педагогического подхода и умения.

При этом следует отметить значительно выросшую спортивную составляющую в танцевальном искусстве.

Одним из направлений, которое развивается на основе генетического истока от бытовых бальных танцев, породивших историко-бытовой танец в балетных спектаклях, является сформировавшийся на связи спорта и танца в 20-м веке – это спортивный бальный танец.

Нужно сказать, что спортивные бальные танцы, в значительной мере обогащают и язык классики, например, присутствуя во втором акте балета «Up and down» в постановке Бориса Эйфмана, где балетмейстеры Герман Мажирин и Елизавета Светлова 15 .

15 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76-79.

Искусство бального танца интегрирует направления по учебно-тренировочным, творческо-исполнительским, оздоровительно-спортивным и соревновательным функциям.

Благодаря развитию спортивных бальных танцев, сформировались мощные международные и общероссийские структуры, в виде Российского
Танцевального Союза (РТС) и Союза Танцевального Спорта России(СТСР), а начали создаваться профессиональные клубы, школы и студии.
Развиваются бальные танцы, как вид спорта в мировом масштабе World Dance Sport Federation(WDSF). 8 сентября 1997 года международным Олимпийским комитетом было объявлено о полном признании данной организации. Этим признанием, во всем мире рассматривается в виде главного достижения WDSF и в целом танцевального спорта, кульминацией в долгой истории развития спортивных танцев и огромных усилий национальных федераций.

WDSF пропагандируется научный подход в развитии бальных танцев, как виде спорта, с проведением исследования и разработкой собственных учебных пособий педагогам и танцорам 21 века 16 .

16 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76.

Следует отметить, что хоть Международный Олимпийский Комитет (МОК) объявил о признании Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF) полноправным членом МОК и это решение явилось результатом долгой истории развития спортивного танцевального движения, многолетней упорной работы IDSF и особых усилий национальных Федераций, но полноправное участие танцоров в олимпийском движении так и остается делом будущего.

Хотя нет сомнений в том, что если представить гипотетически, что паркет станет олимпийской ареной, то лучшими в самых разных возрастных категориях будут россияне – танцоры, доказывающие еженедельно в самых разных точках планеты, что танцевальный спорт в России сегодня способен составить сильную конкуренцию.

Тем не менее, в современном танцевальном мире по-прежнему нет единого мнения относительно принадлежности бальных соревновательных танцев либо к спорту, либо, как раньше, только к искусству.

Сегодня различные танцевальные организации и сами танцоры определяют свою танцевальную деятельность по-разному.

Одни склонны рассматривать соревновательные бальные танцы как «особый вид спорта». Потому что, по их мнению, он требует от танцора таких качеств (выносливость, физическая сила, гибкость и координация и т.д.), которые необходимы для большинства "традиционных" видов спорта, таких как, например, прыжки в воду или легкая атлетика.

С другой стороны, показателен пример с балетом, профессиональные исполнители которого непременно обладают всеми вышеперечисленными качествами, однако никому не придет в голову сравнить это искусство, например, с бегом на средние дистанции.
Сторонники бальных танцев как искусства полагают, что спортивный танец никогда не станет олимпийским видом спорта, а все разговоры об этом – лишь способ поддержания некого ажиотажа и интереса именно к спортивной танцевальной составляющей. Например, на самом престижном и почитаемом любым танцором турнире, который ежегодно проходит в английском Блэкпуле (Blackpool), нельзя найти ни одного упоминания о том, что это спортивное соревнование.

Так или иначе, спортивные бальные танцы постоянно находятся в стадии активного развития и в мире и в нашей стране. В последние годы также успешно развиваются командные соревнования по спортивным танцам.

В соревнованиях "формейшн" команда может состоять из 8 пар, которые выполняют до 13 перемен танцевального темпа, непрерывно координирующих свое положение на паркете относительно других участников команды 17 .

17 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. >№ 6 (40). - С. 76-79.

Командные турниры отличаются особой зрелищностью, благодаря костюмам танцоров и масштабным «рисункам», которые создают члены танцевальных команд на паркете.

Занятия спортивными бальными танцами способны полностью изменить жизнь серьезно увлекающихся этим видом деятельности людей.
Расписание танцора кардинально отличается от распорядка дня обычного среднестатистического человека. Сюда входят и тренировки (уроки и практические занятия, хореография) и график многочисленных турниров.

Танцоры решают самостоятельно, сколько необходимо тренироваться, как с педагогом, так и без него.

Когда непосвященный зритель смотрит выступление высококлассной пары, создается впечатление легкости (как будто пара парит над паркетом). Но за каждым движением стоят часы кропотливой работы (физической и психологической) над рисунком танца, парным взаимодействием и над собой. Многие ребята добиваются очень высокого мастерства даже в своем юном возрасте, подтверждая слова великого танцора.

Сегодня в России и в Москве в частности, не говоря уже о международной арене, достаточно плотный график проходящих соревнований по спортивным бальным танцам.

Спортивные танцы – зрелищны и любимы публикой, огорчает лишь, что при большом количестве турниров, проводимых сегодня, билеты на них становятся все дороже, что не способствует популяризации танцевального спорта среди зрителей. Как известно, судейство в спортивных танцах субъективно, и основывается, как правило, на личном восприятии или пристрастиях судей. Известность пары, её узнаваемость может сыграть в данном случае определенную роль.

В то же время нынешний этап развития спортивных танцев обуславливает необходимость частого участия в региональных, всероссийских и международных турнирах.

Заключение

Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена вся история бальных танцев, соответственно объединенная в три укрупненных этапа. Это такие этапы, как зарождение и развитие отечественного бального танца; бальный танец в советское время и бальные танцы в современное время.

Итак, в XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что они являются развратными. Позднее, в XIII–XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев. В 1718 году Указом Петра I об Ассамблеях было положено начало организации публичных балов в России.

Этим указом Петр I обязывал придворных к поочередному устроению в своих домах открытых собраний, где происходили игры в шахматы и шашки, беседы и танцы. На протяжении XVIII в. балы стали важной частью дворянской жизни.

XIX век можно назвать периодом зарождения методики обучения бальному танцу, способствующему гармоничному развитию тела и духа.
В начале XIX в. в танцевальном репертуаре бальных танцев в России произошло значительное расширение. Но танцоров этот репертуар не совсем устраивал и потому часто на балах танцевали бальные танцы – импровизации. В XIX в. бальными танцами занимается значительное место в воспитательных программах.

Балы в историческом понимании этого слова в советский период не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого.
Однако бальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы.

В начале 1930-х годов в Москве были открыты курсы, выпускавшие учителей тренеров современных бальных (европейских) и западных (латиноамериканских) танцев. Поскольку в СССР отвергалось всё западное, бальные танцы не пользовались популярностью. Интерес к ним проявляли лишь отдельные энтузиасты.

Пиком популяризации бальных танцев считается период хрущёвской «оттепели», когда начали проводить первые конкурсы.

Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в московском Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам. В 50-х – 60-х годах произошла активизация культуры бального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы и фестивали бального танца, в программу которых входили танцы как отечественной, так и европейской бальной программы.

Рождение танцевального спорта пришлось на самое начало бушующего 20-го века – времени решительных перемен вкусов, взглядов и образа мыслей. Важной вехой для современной истории танцевального спорта стало официальное признание Международной Федерации Танцевального Спорта в качестве полноправного члена Международного Олимпийского Комитета в 1997 году. Благодаря развитию спортивных бальных танцев, сформировались мощные международные и общероссийские структуры, в виде Российского Танцевального Союза (РТС) и Союза Танцевального Спорта России (СТСР), а начали создаваться профессиональные клубы, школы и студии.

8 сентября 1997 года международным Олимпийским комитетом было объявлено о полном признании WDSF.

WDSF пропагандируется научный подход в развитии бальных танцев, как вида спорта, с проведением исследования и разработкой собственных учебных пособий педагогам и танцорам 21 века. Сегодня в России и в Москве в частности, не говоря уже о международной арене, достаточно плотный график проходящих соревнований по спортивным бальным танцам.

Список литературы

  1. Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С. М. Семёнова. – М.: Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – 560 с.
  2. Волхонская Г. П., Окунева А. Г.Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. №1(135). С.25–28.
  3. Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420–437.
  4. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие /[пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург[идр.]: Лань: Планета музыки, 2015. - 127 с.
  5. Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. / Е.В. Еремина-Соленикова. – СПб. :Планета музыки; Лань, 2012. – 256 с.
  6. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С.С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – 300 с.
  7. Колесникова А. В. Бал в России: XVIII – начало XX века. / А. В. Колесникова. – СПб. : Азбука – классика, 2015. – 304 с.
  8. Максин А. И. Изучение бальных танцев: учеб. пособие. / А.И. Максин. – 2-е изд., испр. – СПб.: Планета музыки; Лань, 2014. – 48 с.
  9. Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr.ru/data.php?id=2 (дата обращения: 21.10.2017).

Сразу после рождения малыш знакомится с новой для него обстановкой - запахами, звуками, ощущениями… Информация обрушивается на него в колоссальных объемах. Не случайно сама природа ограничивает восприятие ребенка в первые дни его жизни: у малыша снижены зрение и слух. Если бы все органы чувств у него работали в полном объеме, то мозг просто бы не справился с таким количеством новой информации. На этом этапе самое важное для ребенка - эмоциональная поддержка близких людей. Ученые давно установили связь между уровнем тревожности и интеллектом - чем тревожность выше, тем заметнее снижен интеллект.

Игровой практикум
Если вы хотите, чтобы с первых дней жизни ваш кроха рос умным и сообразительным, создайте для него максимально комфортную в эмоциональном плане атмосферу. Ведь от того, как быстро ваш малыш научится улыбаться, гулить, реагировать на эмоции и голос окружающих, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие. Чем больше положительных эмоций у малыша и сильнее эмоциональный контакт с матерью - тем смелее он будет в освоении новой информации позже.

2-й месяцВ ПОИСКАХ ОБЩЕНИЯ

На втором месяце жизни малыш уже начинает различать эмоции и настроение окружающих: улыбается в ответ на мамину улыбку, высовывает язычок, как старший брат или сестра. Общение становится для ребенка основным источником информации. Знакомьте кроху с окружающим пространством - он должен освоиться в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания…

Игровой практикум
Выполняя тот или иной ритуал - собираясь кормить малыша, проводя гигиенические процедуры, - озвучивайте свои действия. Спустя какое-товремя ребенок начнет понимать связь между словом и следующим за ним действием или явлением. Называйте предметы, которые окружают малыша. Это значительно повысит его пассивный словарный запас. Чем раньше ребенок освоит слова-действия, тем быстрее он научится понимать предметно-следственные отношения. А это одно из главнейших условий гармоничного интеллектуального развития малыша.

3-й месяцВНИМАТЕЛЬНАЯ ПОГРЕМУШКА

Ребенок требует все большего внимания к себе. Ему уже не нравится просто лежать в кроватке, а хочется, чтобы носили на руках и показывали все то, что может его заинтересовать. Это время первого внутреннего конфликта - есть желание перемещаться в пространстве, но пока нет возможности. Важно поддержать и не подавить в ребенке познавательный интерес. Ведь именно он является главным условием дальнейшего интеллектуального роста крохи. В три месяца для малыша главным источником информации становится звук: ребенок может определить, откуда идет звук, поворачивается на него, узнает голос мамы и может звуками выражать свои эмоции.

Игровой практикум
Пришло время для развития произвольного внимания. Лучший помощник в этом - погремушка. Показывайте крохе игрушку (лучше желтого цвета - он одним из первых воспринимается детьми) на расстоянии30-40 см,медленно перемещайте ее из стороны в сторону, добиваясь того, чтобы малыш следил за ней глазками. Погремите ею слева от ребенка, подождите, пока кроха повернет головку и глазами найдет источник звука. Затем повторите упражнение с другой стороны от малыша. Спрячьте игрушку у себя за спиной и снова погремите. А потом покажите игрушку ребенку. Это простое занятие помогает развитию внимания. Веселый колокольчик тоже способен подарить малышу немало приятных минут. Привяжите колокольчик к кроватке, раскачайте его, а затем возьмите кроху на руки и потанцуйте с ним - так вы будете развивать у ребенка чувство ритма. Кстати, оно формируется до года, и в дальнейшем его практически невозможно откорректировать. Не упустите время! Также для интеллектуального развития малыша в этом возрасте подойдут все музыкальные игрушки и подвесные мобили.

4-й месяцДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

С четырех месяцев кроха усваивает многие двигательные навыки: поднимает головку, лежа на животике, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно двигает ножками… На данном этапе необходимо поощрять и провоцировать любую его двигательную активность. Это позволяет ребенку осваиваться в новом пространстве и получать новую информацию. Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше, затем снова придвиньте. Ваше чадо обязательно попробует до нее дотянуться. Еще одним источником поступления информации, а следовательно, и интеллектуального развития на этом этапе становятся тактильные ощущения.
Игровой практикум
Познакомьте ребенка с различными по фактуре поверхностями - дерево, пластмасса, ткань, бумага… Пусть малыш ощутит разницу между гладким и шершавым, теплым и прохладным. Например, сначала дайте крохе потрогать мягкую игрушку, а затем - жесткую. Помогите ребенку перевернуться на животик и положите перед ним обе игрушки. Понаблюдайте, к какой из них он потянется. Видите, ваш малыш уже способен делать умозрительные заключения!

5-й месяцУЧИМСЯ МЫСЛИТЬ

Ребенок растет и внимательно изучает все, что его окружает. Кроха способен обращать внимание на детали - глаза, губы, нос, рот мамы. В этот период у деток начинают прорезываться первые зубки, потому, скорее всего, чадо захочет попробовать все, что попадется ему в руки, на вкус. Как губка, малыш впитывает новую информацию и запоминает ее, и в скором времени ребенок будет искать глазами те предметы, которые вы ему называли. А это уже серьезный шаг в становлении мышления.

Игровой практикум

Показывайте яркие картинки в книжках, включайте красивую приятную музыку, предлагайте для игры различные погремушки. Уберите на несколько дней привычные для малыша игрушки, заменив их на новые. А затем достаньте «хорошо забытые старые» - ребенок искренне обрадуется, увидев знакомые ему предметы. Это нехитрое упражнение способствует развитию долговременной памяти. Научите кроху простейшим манипуляциям с предметами: поднять, положить, потянуть. Опустите ребенка на животик, перед ним поместите движущуюся музыкальную игрушку. Пытаясь дотянуться до нее, малыш попытается ползти. А ползание - один из важнейших этапов развития ребенка, ведь освоение нового пространства связано с развитием мышления.

6-й месяцСАМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ

В полугодовалом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого времени он идентифицировал себя с матерью - даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха словно знакомится сам с собой. И вам нужно ему в этом помочь. Познание собственного тела - важный момент в самоидентификации ребенка.

Игровой практикум

Предложите малышу для игры зеркало - дети быстро узнают в зеркале себя и искренне радуются своему отражению. Сравните свою руку и ручку крохи, сложив их вместе. Предложите ребенку потрогать ваш нос, а затем - его нос, чтобы малыш мог их сравнить. Так он сможет понять, что у всех людей естьчто-тообщее, но в то же время осознать свою уникальность. Умение сравнивать лежит в основе логического мышления, которое можно развивать у крохи еще до года.

7-й месяцОСМЫСЛЕННОСТЬ

Особенностью интеллектуального развития малыша на этом этапе является осмысленность его действий - он может стучать предметами, извлекая звуки, у него есть любимые игрушки, играя, он способен на некоторое время концентрировать свое внимание. Кроху начинают привлекать более сложные детали. Ребенок искренне обрадуется и удивится, увидев маму в новом наряде. Часто в этом возрасте малыши начинают ползать, и задача родителей - убрать из поля зрения ребенка все, что может представлять опасность.

Игровой практикум

Все новое так привлекательно для малыша. Используйте эту особенность во время игр. Подойдут игрушки для кукольного театра. Покажите крохе куклу, потом переоденьте ее в другое платье и снова покажите ребенку. Малышу наверняка понравится «фокус» с переодеванием. Умение видеть в привычномчто-тоновое способствует развитию творчества и гибкости мышления.

8-й месяцПО СЛОГАМ

Возраст7-8 месяцевпринято называть стадией предговорения: у малыша начинает формироваться пассивный словарный запас. Он реагирует на свое имя, знает и понимает значение многих слов: нет, дай, возьми… Кроха способен не просто запоминать слова, которые вы произносите, но и пытается сам повторять за вами то, что вы говорите. В этом возрасте детки могут произносить отчетливо самые разные слоги: ма, па, ба, тя… Речь напрямую связана с мышлением, поэтому необходимо всячески поощрять желание малыша говорить. Незаменимым помощником в этом нелегком процессе освоения речью станут народные потешки и прибаутки с часто повторяющимися слогами: «Гуси, гуси!Га-га-га!», «По кочкам, по кочкам» и т. д.

Игровой практикум

Чаще используйте звукоподражательные слова: «Котик говорит: «Мяу», собачка лает:«Ав-ав»,самолет летит:«У-у-у»…Эти упражнения не просто стимулируют речевую активность малыша, но и совершенствуют его память. Подуйте на листики комнатных растений или на подвешенную легкую игрушку - кроха удивится, что можно заставить предмет двигаться, не прикасаясь к нему. В скором времени ребенок сам попытается подуть на предмет. Это очень хорошее упражнение для развития и тренировки речевого аппарата.

9-й месяцМАЛЕНЬКИЙ ПРАКТИКАНТ

К девяти месяцам ребенок можеткакое-товремя самостоятельно играть, подолгу наблюдать за движущимися предметами. Он видит разницу в двух предметах, сравнивает их. Малыш уже уверенно сидит, ползает, некоторые встают на ножки, пытаются делать первые шаги. Это способствует значительному расширению кругозора. Начиная с девяти месяцев, детки делают огромный рывок в своем интеллектуальном развитии. Если до этого познание носило скорее пассивный характер (накапливался опыт), то теперь пришло время активного усвоения опыта на практике.

Игровой практикум

В разные коробки соберите однородные предметы: в одну - платки, шали, шарфики; в другую - разные плюшевые игрушки, в третью - крупные детали конструктора. Перебирая их, малыш освоит принцип тождества и разнообразия, что благоприятно скажется на дальнейшем формировании навыка систематизирования.

10-й месяцАССОЦИАЦИИ

С десяти месяцев кроха готовится сделать свой первый шаг. Его привлекает постижение пространства по вертикали: теперь малыш тянется за предметами, которые расположены выше его роста. Ребенок начинает понимать, что предметный мир не ограничивается лишь полем его зрения. Кроха знает, что в одной коробке лежат его игрушки, а в другой - книжки, начинает понимать, что мама, выйдя из комнаты, скоро вернется. Таким образом, у ребенка формируется ассоциативное мышление: малыш находит и запоминает связи между предметами и действиями.

Игровой практикум

Это лучшее время для игр с различными конструкторами: самыми простыми пазлами, вкладышами, пирамидками, кубиками. Привяжите к ножке или ручке ребенка воздушный шарик, наполненный гелием. Малыш будет долго наблюдать за тем, как движется шарик, а скоро уже будет улавливать связь между своими движениями и полетом шарика.

11-й месяцРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Активно развивается речь ребенка. И даже если кроха все еще не порадовал вас ни одним словом, это не повод отказаться от детских книг. Не обязательно читать ребенку все, что написано в книжке, - вы можете просто показывать картинки, называя то, что на них нарисовано. Постепенно усложняйте процесс «чтения»: попросите кроху показать на картинке домик, собачку и т. д. Когда малыш показывает то или иное изображение, обязательно называйте то, что нарисовано.

Игровой практикум

Гуляя, читайте малышу стихи о природе и тех явлениях, которые он может наблюдать: снег, дождь, первый весенний цветок. Расскажите сказку. Словесная информация нужна и как способ передачи своих чувств, эмоций, наблюдений.

12-й месяцВСЕ ПОНЯТНО!

Возраст одного года в психологии называют возрастом обезьяны - малыш во всем копирует близких ему взрослых. Он хорошо понимает, что ему говорят, выполняет просьбы. Ребенок многое помнит: где оставил игрушку, какие картинки в книжке. У ребенка начинает развиваться абстрактное мышление, то есть он четко осознает, что молотком можно стучать, а со стакана – пить.

Игровой практикум

В этом возрасте как раз самое время для начала знакомства с сюжетными играми. Купите крохе детский аптечный набор, игрушечную посудку или набор «Магазин». Посредством игры малыш будет развивать свои творческие и умственные навыки. А это и является основным заданием годовалого карапуза.

Теория поэтапного формирования умственных действий возникла и развивалась в русле теории деятельности. Ее создатель П. Я. Галь­перин руководствовался в своих построениях принципом единст­ва психики и деятельности, представлением о неразрывной связи внешней и внутренней деятельности. В данной теории излагаются закономерности становления психики человека в онтогенезе. Но по­скольку психическое развитие человека состоит главным образом в усвоении социокультурного опыта с помощью других людей, такого рода теории неизбежно становятся и теориями обучения. Для специ­альной психологии данная теория очень важна, так как при атипич­ном развитии познание мира и приобретение практического опыта происходит не столь спонтанно, как в норме, требуется целенаправ­ленная помощь родственников и специалистов. Такое направленное воздействие должно строиться по законам, обеспечивающим эффек­тивное овладение знаниями и их применение. Эта теория важна для специальной психологии, особенно ее психокоррекционного разде­ла, именно в качестве методологического основания, потому что в ней процесс обучения широко понимается и подробно (поэтапно) анализируется

С позиций теории поэтапного формирования умственных дейст­вий, если деятельность приводит ученика к новым знаниям и умени­ям, то она представляет собой учение. П. Я. Гальперин пишет: «Усло­вимся называть учением всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания или умения приобретают новые качества».

И в его теории формирование внутренней деятельности фактиче­ски рассматривается в процессе передачи социального опыта. При этом существенно, что передача опыта совершается не только путем общения обучающего как хранителя социального опыта с обучаемым, а посредством экстериоризации требуемой деятельности, модели­рования ее во внешней материальной (материализованной) форме и путем постепенного преобразования во внутреннюю деятельность обучаемого. Преобразование это идет по системе независимых ха­рактеристик; сочетание качественных их изменений составляет ряд этапов, закономерная смена которых и образует процесс преобразо­вания внешней, материальной, деятельности в деятельность внутрен­нюю, психическую. В ходе этого процесса внешние предметы дея­тельности заменяются их образами - представлениями, понятиями, а практические операции преобразуются в операции умственные, теоретические.

Процесс психических новообразований получает, таким образом, четкие характеристики, раскрывающие основные изменения психи­ческой деятельности и определяющие все другие ее качества и свой­ства. В этом процессе впервые были выделены основные переходные этапы, показывающие поступательный характер формирования пси­хической деятельности.

Теория П. Я. Гальперина открыла путь к конкретно-психологиче­скому изучению психической деятельности, показала способ постро­ения заданных ее форм и видов.

Основное место в теоретических построениях П. Я. Гальперина отводится понятию «действие». Оно выделяется в качестве единицы познавательной деятельности и как главный фактор управления ее формированием, тем самым обозначается структура действия и его функциональные части. Образ действия и образ среды действия объ­единяются в единую часть структуры - ориентировочную основу действия, которая и служит компасом в управлении действием. Это та система условий, которую реально учитывает человек при выпол­нении действий.

Ориентировочная часть действия, или его ориентировочная ос­нова, подразумевает принятие в расчет объективных условий выпол­нения действия. В действии имеется также исполнительная (рабочая) часть, обеспечивающая идеальные или материальные преобразова­ния в объекте действия. Контрольная часть действия состоит в сле­жении за его ходом и сопоставлении полученных результатов с за­данным образцом.

Любое действие можно охарактеризовать со стороны формы вы­полнения, обобщенности, развернутости и освоенности.

При развитом интеллекте основу мышления составляют «сверну­тые», быстро протекающие действия. Однако они появляются у ре­бенка не сразу. Согласно теории П. Я. Гальперина, сначала ребенок овладевает новыми умственными действиями в материальном или материализованном виде с развертыванием всех входящих в дейст­вие составляющих. В таком виде выполняются и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная часть действия. Постепенно про­исходит изменение умственных действий: их развернутости, обоб­щенности и освоенности.

Фактически форма действия характеризует уровень его освоения ребенком и степень интериоризации этого действия. На начальном этапе ребенок сопровождает свои внешние действия речью (материальноеовладение действием); затем действие формируется в гром­кой речи, постепенно переходя на этап внешней речи «про себя», наконец, наступает этап внутренней речи, т.е. действие становится умственным.

Способность выполнять действие полностью в умственном плане означает, что оно прошло весь путь интериоризации, превратилось во внутреннее действие. Так как форма действий свидетельствует об уровне психического развития, достаточно просто наблюдается и ре­гистрируется, целесообразно использовать именно эту характери­стику при обследовании детей с атипией развития. Другие парамет­ры менее изучены, но и они могут оказаться полезными для описа­ния особенностей мышления психики.

Обобщенность умственного действия характеризуется способно­стью выделять существенные свойства предмета при выполнении это­го действия.

Развернутость действия характеризуется сохранностью первона­чальных операций при выполнении этого действия. Согласно теории П. Я. Гальперина, по мере сформированное действия состав вы­полняемых операций сокращается, в результате чего оно становится свернутым.

Освоенность умственного действия характеризуется степенью его автоматизированное и быстротой выполнения.

Рассмотренные характеристики действия являются независимы­ми, первичными. Кроме того, П. Я. Гальперин выделил две вторич­ные характеристики действия: разумность, определяемую теми уси­лиями, которые затрачивает ребенок на выполнение действия, и со­знательность, которая состоит в способности не только осуществить действие, но и обосновать в речевой форме правильность его выпол­нения (что сделано и почему именно так сделано).

Способы осуществления умственных действий (операций) явля­ются важным показателем уровня развития мышления.

Знание структуры, функций и основных характеристик действия позволяет моделировать наиболее эффективные виды познаватель­ной деятельности и намечать требования к ним в конце обучения.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, для того чтобы запрограммированные виды познавательной деятель­ности стали достоянием обучаемых, их надо провести через ряд ка­чественно своеобразных состояний по всем основным характери­стикам. Эти переходные состояния и составляют этапы усвоения умственных действий.

Каждый из этапов характеризуется совокупностью основных свойств (параметров) действия. Названия этапов часто совпадают с названиями форм действия. Однако содержание понятий «форма действия» и «этап формирования действия» в теории П. Я. Гальпе­рина разное. Форма действия характеризует его по одному свойству. Этапы выделяются с учетом всех четырех свойств.

Всего П. Я. Гальперин выделяет пять этапов усвоения действия. Период создания необходимой мотивации обучающегося он обозна­чает как «надэтап».

Первый этап - создание ориентировочной основы действия. На этом этапе учащимся объясняется цель действия и его объект. Об­учающий создает у учащихся ориентировочную основу деятельно­сти, он экстериоризует свои умственные действия, раскрывает их пе­ред учащимися в материальной или материализованной форме. Обу­чаемый же следит за действиями обучающего, используя свои ранее сформированные действия (в основном навыки восприятия и мыш­ ления), и составляет во внутреннем плане абрис будущего действия.

Фактически усвоение действия (или деятельности) происходит только посредством выполнения этого действия самим учеником, а не путем наблюдения за действиями других. Поэтому важно разли­чать процесс понимания того, как надо сделать, и само выполнение действия.

Второй этап - формирование действия в материальном (дейст­вие с предметами) или материализованном (действие со схемами, символами) виде. Учащиеся выполняют действие во внешней форме с развертыванием всех операций. На этом этапе обучаемый должен усвоить содержание действия, а обучающий проконтролировать вы­полнение каждой входящей в действие операции. Для обобщения действия на этом этапе в обучающую программу включаются задачи по типичному применению данного действия. В то же время одно­типные задачи не должны приводить к сокращению и автоматизации действия. Таким образом, на втором этапе ученик выполняет задание в материальной форме и усваивает действие на материальном уров­не. Действие усваивается как развернутое, обобщенное и сознатель­но выполняемое в полном составе его операций.

Для подготовки к переходу на следующий этап формирования действия на втором этапе материальная форма действия сопровож­дается речью. Это означает, что учащиеся проговаривают все, что вы­полняют практически.

Третий этап - формирование действия как внешнеречевого (тер­минология Н. Ф. Талызиной). На этом этапе все элементы действия представляются в форме развернутой громкой речи. «Речь становит­ся самостоятельным носителем всего процесса: и задания и дейст­вия». Развернутость речи при сопрово­ждении действий - обязательное условие третьего этапа. Практиче­ски все операции оречевляются, и именно в этом процессе проходит их усвоение. Здесь возможно некоторое сокращение действия за счет перехода части операций в умственную форму, действие доводится до автоматизма.

Четвертый этап - формирование действия в речи «про себя». Этот этап отличается от предыдущего тем, что действие выполняет­ся беззвучно, при проговаривании «про себя». На первых порах раз­вернутость, сознательность, обобщенность действия та же, что и на предыдущем этапе, но постепенно оно сокращается, приобретая схе­матичный характер.

Пятый этап - формирование действия во внутренней речи и его полный переход в умственную форму. Действие становится авто­матизированным и практически недоступным наблюдению.

Таким образом, умственное действие есть продукт поэтапного пре­образования внешнего материального действия. «Поэтапное форми­рование идеальных, в частности умственных действий, связывает психическую деятельность с внешней материальной деятельностью. Оно является ключом не только к пониманию психических явлений, но и к практическому овладению ими». Наибольшую сложность представляет переход с одного этапа дея­тельности на другой.

Очевидно, что на каждом этапе действию присущи четыре свой­ства и лишь одно из них - форма действия - доступно наблюдению. Именно поэтому изменение этой характеристики служит критерием перехода на следующий этап.

В теории П. Я. Гальперина значительное место отводится эволю­ции контроля действия. Внешний контроль постепенно заменяет­ся контролем внутренним, превращаясь на заключительном этапе в акт внимания. Проведенные под руководством Н. Ф. Талызиной ис­следования позволили сформулировать требования к организации контроля.

    На первых порах контроль должен быть пооперационным.

    В начале материального (или материализованного) и внешнере­чевого этапов контроль должен быть систематическим - за каж­дым выполняемым заданием.

    В конце этих этапов, а также на последующих этапах контроль должен быть эпизодическим - по требованию учащегося.

    Способ осуществления контроля (кто контролирует) принципи­ального значения для качества усвоения не имеет. В то же время новизна контроля, а также условия соревнования способствуют созданию положительной учебной мотивации.

В теории поэтапного формирования умственных действий рас­сматривается также вопрос об относительной значимости каждого из этапов. Экспериментальное исследование Н. Ф. Талызиной по­зволило прийти выводу, что каждый этап одинаково важен в форми­ровании полноценного действия. Так, пропуск внешнеречевого этапа формирования действия существенно затрудняет его формирование на других этапах даже при условии хорошей организации усвоения: затрудняется процесс абстрагирования, без чего действие не может быть переведено в понятийную форму. Такие же последствия имеет недостаточное усвоение действия на материальном уровне.

В диагностике нарушений развития учитывается этап сформированности действия и те этапы, которые в момент обследования недоступны ребенку. В коррекционной работе программы взаимодействия с ребенком строятся поэтапно, строго соблюдая содержание каждого из них.

Для специальной психологии рассмотренная теория открывает но­вые подходы к психодиагностике, позволяет строить ее программу, исходя из представлений о поэтапном формировании умственных действий. Появляется возможность принципиально по-новому орга­низовать процесс обучения, управлять им. Есть основание полагать, что обучение детей с нарушениями с систематическим использованием теории поэтапного формирования умственных действий оказывает положительное влияние и на обучение, и на развитие. Согласно этой гипотезе, которая отчасти уже подтверждена экспериментально, та­кое обучение в большей мере, чем традиционное, является источни­ком развития: расширяет его ближайшие зоны, меняет сам тип раз­вития, способствуя нормализации.

В этой статье:

Появление малыша в доме - это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года - это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.

Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?

Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах. Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке. Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо. Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.

Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе. Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.

Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.

Первый месяц жизни: минимум изменений

Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе. Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может
сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи. Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.

У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда, что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку. Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь - с мамой. Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.

Два месяца: переходный период

Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе - это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.

Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает. Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям. К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.

Развитие в 3 месяца: активное общение

В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается. Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус. Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими - ребенок улыбается и «гулит».

Четыре месяца: осознание себя

Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс. Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего
дотягивается. Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.

В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.

Пять месяцев - важный этап в физическом и эмоциональном развитии

Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо
получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.

Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.

Шесть месяцев: новые возможности и интересы

Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых. Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати. С
игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.

Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».

В 7 месяцев - знакомство с миром с помощью рук

Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу - ползанию.

Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.

8 месяцев: закрепление наработанного

Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.

Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:

  • сосать сухарики и сушки;
  • пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
  • исследовать помещение в пределах досягаемости.

9 месяцев: сокращение дистанций

Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.

Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам. Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.

10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля

В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.

Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.

Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.

11 месяц развития: первые шаги

За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.

1 годик: ощущение полной самостоятельности

Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры. Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии. Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом
для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:

  • слова, максимально похожие на речь человека;
  • интерес к старшим детям;
  • чувство юмора;
  • любознательность;
  • осторожность.

Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.

Интересные методики для развития малышей до года

Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам - занятие увлекательное.

Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:

  • Монтессори;
  • Никитиных;
  • Зайцева;
  • Глена Домана;
  • Сесиль Лупан.

Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.

Методика Принципы
Глена Домана С помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром.
Монтессори Основана на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом.
Зайцева Помогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них.
Никитиных Построена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления.
Сесиль Лупан Пробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка

В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.