Как перестать все забывать. Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Каждый день мы ездим по одним и тем же маршрутам, посещаем одни и те же места, общаемся с одними и теми же людьми. И мозг не получает никакой новой информации.

А память… нужно ли ей работать, если опять все по-старому? Естественно, без тренировок она слабеет. Но существует способ вернуть ее в тонус. И для этого вовсе не обязательно часами разгадывать кроссворды и читать энциклопедии.

Бизнес-тренер Александр Белановский, автор книги «Миллион на диване», считает: чтобы укрепить память, надо отучить мозг быть «сторожевой собакой». Удивите себя чем-нибудь неожиданным и непривычным. Сделать это несложно: любое отклонение от привычного распорядка - хорошая «встряска» для организма. Поэтому начнем с новых маршрутов.

Шаг первый: побывайте в новом месте, но всего лишь 10-20 минут

Как это сделать? Очень просто: возвращаясь с работы, выберите непривычную дорогу. Отправляясь за покупками, зайдите в другой магазин, а не туда, где все уже известно. Мозг обязательно отметит, что что-то изменилось.

Шаг второй: отправьтесь в незнакомое место на 2-3 часа

Можете поехать в гости к другу, который переехал на другой конец города или пойти в кинотеатр, где вы еще ни разу не были. Или протестировать новое кафе. Можно отправиться в те места, где вы очень давно не были: новым для нашего мозга становится и хорошо забытое старое.

Шаг третий: проведите целый день там, где еще не бывали

Подойдет конференция или тренинг, из-за которых вы будете отсутствовать в течение дня на рабочем месте. Еще варианты: поездка с друзьями за город, экскурсия в небольшой старинный городок… Как часто «вытаскивать себя» в незнакомые (или хорошо забытые) места? Каждое из трех упражнений нужно выполнять раз в месяц. Этого достаточно, чтобы мозг не заскучал.

Существуют и другие тренировки памяти: новые знакомства и новые знания. Принцип тот же: 15 минут, 2-3 часа и целый день. И все это раз в месяц.

Больше двигайтесь!

Движения избавляют от напряжения и помогают обрести равновесие и спокойствие. А в таком состоянии мы гораздо реже забываем о чем-то важном. Несколько рекомендаций от бизнес-консультанта Павла Лисовского.

1. Записывайте то, что помнить не нужно.

2. Старайтесь не распыляться и заниматься всегда одним делом.

3. Замедляйтесь, обращайте внимание на «мелочи».

4. Если хотите по-настоящему отдохнуть, выйдите из Сети.

5. Чтобы разгрузить левое полушарие, которое ведает логикой и разумом и задействовать правое - творческое, раз в пару дней пробуйте писать левой рукой.

Как перестать все забывать? Советуют психологи.

Память - это не мышца, но тренировать можно и ее. Для этого нужно изменить способ организации информации у вас в голове советует psychologov.net. Почему вы не помните, что ели на завтрак вчера, но прекрасно помните еще со школы слова вашей любимой песни? Почему мы что-то все время забываем и как от этого избавиться?

Телефонные номера
Почему вы забываете: номера телефонов - адепты кратковременной памяти, и удерживаются в голове минуту или чуть больше. За это время вы, конечно, успеете записать этот телефон в память мобильного. Но если его нет под рукой, как вы вспомните номер?
Запоминайте: Средство: Придумайте для каждой цифры образ, связав его с формой: 0 - круг, 1 - ручка, 2 - гусь, 4 - парус, и т. д. теперь с каждым телефоном вы сможете связать историю: 204 - гусь тянет круг на парусе.
=
Даты и годовщины
Почему вы забываете: Даты часто трудно запомнить, потому что они слишком абстрактны, и вам не к чему их привязать.
Средство: Привяжите день рождения к какой-либо внешней особенности человека. Например, человек с большим носом родился 21 декабря. Мысленно представляем себе гуся (2), ручку (1), новогоднюю елку (декабрь) и вешаем ему на нос.

Имена
Почему Вы забываете: Само знакомство человека с новыми людьми уже стрессовая ситуация для памяти: и так нужно много чего запомнить, кроме имени.
Средство: По методу Рузвельта: представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психологи также рекомендуют незаметно, в кармане или на спиной вывести пальцем имя, прописать его в воздухе: мелкая моторика пальцев напрямую связана с мышлением и памятью.

Ключи
Почему вы забываете: Мелкие повседневные детали помнить просто невозможно, да и не нужно. Потому для идентификации подобных случаев мозг использует обобщения, схемы. Например, вместо того, чтобы помнить каждое съеденное вами яблоко, мозг использует схему “круглое-зеленое-сочное”. Так и в примере с ключами: вместо того, чтобы фиксировать все разрозненные места их нахождения, мозг просто выдает схему “ключи-комод”.
Средство: Отведите им место. Забить гвоздь и повесить крючок - простое дело. Пусть он находится прямо у двери. И приучите себя к правилу: не снимать обувь, либо не ставить сумку, пока не водворили на место ключи. Пусть и у них будет дом.

Пароли
Почему вы забываете: “Моя любимая книга? Имя моей собаки? Мой почтовый индекс?” То, что пароли с завидным постоянством вылетают из головы, закономерно: ведь когда вы их создаете, ваш мозг занят той основной задачей, которой вы заняты.
Средство: Работайте с ассоциациями. Если Yahoo! напоминает вам о крике Тарзана, возьмите пароль “Тарзан” или “джунгли”. Механизм сработает, как только вы увидите слово Yahoo!

Коды
Почему вы забываете: Когда вы получаете код, ваш мозг вводят в состояние стресса экспрессивные надписи: “запомните!”, “не записывайте!”, “будет заблокирована”. Это и мешает памяти его запомнить.
Средство: Проще простого - запишите. Держите цифры кода в бумажнике. Не бойтесь, что бумажник украдут вместе с карточкой и кодом. Зашифруйте его. Например, слово “каша”, набранное на телефонной клавиатуре, задействует цифры 4-2-8-2. Так и запишите код - набрав слово, сразу вспомните.


Память – одна из важнейших , оказывающая влияние на всю его жизнь. И многие люди относятся к проблеме развития своих навыков запоминания очень серьёзно. Благо, что и возможностей сегодня огромное количество: различные , тренинги, курсы, семинары и прочие обучающие программы. Если у человека возникла потребность в том, чтобы улучшить свою память, он может без проблем найти подходящие материалы. Однако намного меньшее внимание уделяется проблеме забывания, хотя важность её нисколько не меньше. Ведь у многих из нас нередко появляется желание избавиться от каких-то воспоминаний, ощущений из прошлого, да и просто освободить свою память от ненужной информации. Именно об этом мы и решили поговорить.

Среди множества , рассчитанных на улучшение памяти, имеются особые методы, предназначенные для намеренного забывания. Их совокупность называется летатехникой. Сам этот термин уходит корнями в греческую мифологию, в которой часто упоминалась небезызвестная река Лета (вспомните распространённое выражение «кануть в Лету»). Лета – это река забвения, которая находилась в подземных владениях Аида. Мёртвые души, попадающие в его царство, испив воды из Леты, уже навсегда забывали о том, что когда-либо жили.

Так в чём же заключается польза летатехники и для чего конкретно она применяется? Для начала стоит сказать о том, что свойство человеческой памяти забывать является её неотъемлемой составляющей, т.к. благодаря ей мнемонические процессы являются полноценными. И об этом говорили и говорят многие российские и зарубежные психологи. Именно способность забывать помогает человеку стирать из памяти что-то произошедшее в прошлом, но оказывающее деструктивное воздействие на психику и личность в настоящем, а также всякую неактуальную на настоящий момент информацию. Это и есть две основные причины, по которым рекомендуется овладеть методиками забывания.

Основных летатехнических методов существует два: подавление и удаление. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Подавление

Данный метод рассматривается именно как психотерапевтический, т.е. благодаря ему становится возможным забыть то, что оказывает на психику травмирующее воздействие. Нередко какие-то воспоминания о негативных событиях беспокоят людей и всплывают в памяти из-за своей яркой эмоциональной окраски всё чаще и чаще. Человек начинает остро реагировать на это, бояться этих воспоминаний, а они становятся всё сильнее. Для устранения этих и других всевозможных навязчивых мыслей, как правило, используются два упражнения.

«Горящее письмо»

Запишите на лист бумаги все воспоминания, которые заставляют вас испытывать отрицательные эмоции. Опишите их во всех подробностях. Затем возьмите этот лист, скомкайте его и положите в заранее подготовленную огнеупорную тару. Подожгите скомканный лист. Наблюдайте за пламенем. И пока лист сгорает, представляйте, как вместе с ним сгорают все тревожащие вас воспоминания, а затем превращаются в пепел. Как только бумага окончательно прогорит, развейте этот пепел по ветру, выбросив его, например, в окно.

Сутью этого упражнения является не только то, что оно помогает избавиться от ненужных воспоминаний, но также стать их хозяином. Именно имея возможность распоряжаться своими воспоминаниями, человек может избавиться от них. Это может быть даже до некоторой степени неприятно, но результат того стоит, ведь человеку уже не нужно защищаться от назойливых мыслей, подавлять их, т.к. он просто может их описать и сжечь. А огонь, как известно, во все времена был для людей лучшим психотерапевтом: глядя на него, люди очищались от того, что на них психологически давило, «сбрасывали с плеч тяжкий груз». Если же человек обладает ярким воображением, он способен чуть ли не буквально представить, как вместе с бумагой сгорают его беды и несчастья, освобождая память от тяжкого бремени.

«Телевизор»

Сядьте в удобное кресло или на диван и примите комфортное положение тела. Постарайтесь детально спроецировать свои негативные переживания на созданный в воображении большой телеэкран. После этого возьмите в руки такой же воображаемый пульт и отключите звук своего «фильма». Просмотрите его в виде немого кино. Затем постепенно сделайте изображение расплывчатым и тусклым. Представьте, что оно становится всё менее ярким и исчезает полностью.

Самое главное в этом упражнении – не спешить. Не нужно стараться выполнить всё упражнение за пару минут. Наоборот, нужно процесс как можно детальнее. Например, вы можете вообразить, как после исчезновения изображения вы выключаете телевизор, выдёргиваете из розетки кабель питания, поднимаете телевизор, подносите его к окну и выбрасываете.

Можно также пофантазировать и с самими фильмом: переведите сюжет из драмы в комедию. Смоделируйте продолжение ситуации в комичном варианте, наложите на изображение забавную мелодию или дурацкую песню, представьте, что роли играете не вы, а кто-то из комедийных актёров. Станьте режиссёром своих воспоминаний – так вы сможете ими управлять и контролировать их. Если они вам не нужны – выбросьте их из своей «видеотеки».

Если даже «Горящее письмо» и «Телевизор» не избавят вас от воспоминаний полностью, вы в любом случае перестанете их бояться. А если вы не будете их бояться, то они наверняка станут вам безразличны. А то, что человеку безразлично, довольно редко тревожит его память.

Удаление

Это второй летатехнический метод. Он предназначается в большей степени для того, чтобы удалить из памяти информацию, потерявшую свою актуальность, и представляющую собой лишь психический и эмоциональный мусор. В методике удаления можно выделить несколько упражнений.

«Летатехническая тряпка»

К примеру, у вас в памяти содержатся ненужные образы (слова, люди, картинки, данные), которые, пусть и не влияют негативно, но отвлекают ваше внимание и мешают концентрации, свободному потоку мыслей и т.д. Представьте всю эту информацию образно отражённой на большой доске для рисования мелом. Затем представьте, как вы берёте мокрую тряпку и стираете все те блоки этой информации, которые вам не нужны. На пустых местах могут образоваться новые образы, связанные с предыдущими или ассоциирующиеся с рядом находящимися. Берёте тряпку снова и продолжаете стирать. Делайте это до тех пор, пока на пустом месте не станет появляться ничего. Эта техника подходит, если информации немного, т.к. вы можете разделить доску на несколько секторов и поочерёдно очищать каждый из них.

«Образы на плёнке»

Есть случаи, когда объём информации велик и простая «летатехническая тряпка» может не сработать. Тогда можно эту технику немного трансформировать. Представьте, что все воссоздаваемые образы отображаются на той же доске, но только она накрыта непрозрачной плёнкой. Заполните ненужными данными всю эту плёнку, а потом просто стащите её с доски, освободив сразу большое пространство на новой плёнке, натянутой поверх всё той же доски. Представленный приём использовался в своё время выдающимся советским и российским журналистом, профессиональным мнемонистом и обладателем феноменальной памяти Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.

Записывание

Это ещё один приём, который применял С.В. Шерешевский. Он говорил, что ему всегда казалось смешным то, что люди записывают всё, что хотят запомнить, ведь если человек записывает, зачем ему тогда запоминать? Он решил, что если он будет что-то записывать, значит, у него нет необходимости это запоминать. Это стало одним из законов забывания, выведенных Шерешевским, который он стал применять всегда, когда требовалось забыть что-то не особо важное: номера телефонов, фамилии людей и т.п. Использовать этот приём можете и вы. Просто обратите внимание: чем больше человек записывает, тем меньше он использует свою память, а чем меньше он использует свою память, тем меньше она тренирована и тем меньше он может запомнить. Следовательно, чем меньше он будем записывать, тем больше он будет тренировать свою память, и тем больше будет запоминать. И получается, что записываемая информация — это та информация, которая не должна быть запечатлена в памяти, а значит, её можно смело забывать. Очень хороший приём, хотя многим он кажется несколько парадоксальным.

В заключение хочется добавить, что чем больше вы будете практиковаться в забывании ненужной информации, тем быстрее вы освоите этот навык. Через некоторое время потребность в использовании каких-либо техник отпадёт сама собой, т.к. забывать любую информацию и стирать воспоминания вы сможете лишь при помощи одного волевого усилия, дав своему мозгу соответствующую команду.

Не забудьте оставить комментарий. Также нам будет интересно узнать, какая именно из рассмотренных техник забывания представляется вам наиболее эффективной.

Мы постоянно сталкиваемся с огромными объемами информации, но наша память с ними не справляется. Как перестать забывать все увиденное, услышанное и прочитанное на следующий же день? Об этом пишет американский профессор психологии Элизабет Лофтус в недавно переведенной на русский язык книге «Память: Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем».

Журналы и газеты, книги и пьесы - сложности современной жизни непрерывно льют на нас поток информации. Мы живем в информационном мире, и, чтобы успешно в нем функционировать, нам приходится овладевать множеством различных навыков. Словно программисты, мы вынуждены разрабатывать «программы», позволяющие оптимально использовать возможности нашей памяти. Большинство людей хотят разбираться в политике и экономике, в литературе и искусстве. Чтобы делать это хорошо, нам нужна память.

Люди также хотят помнить имена и факты. Некоторые из ведущих экспертов по тренировке памяти считают, что склонность забывать - это, возможно, нечто большее, чем просто повод для раздражения: деловому человеку она может обойтись дорого. Она вызывает стресс и отнимает ценное время. Ненадежность памяти также подрывает уверенность людей в себе и нарушает их душевное равновесие. Они начинают избегать знакомых на вечеринках, потому что не могут вспомнить их имена. Если человек забыл то, что прочитал, это скажется на его разговорах с другими и произведет неблагоприятное впечатление на начальника или потенциального клиента.

Словно программисты, мы вынуждены разрабатывать «программы», позволяющие оптимально использовать возможности нашей памяти

Память важна, в этом нет никаких сомнений. Но, раз наши воспоминания подвержены постоянным искажениям и изменениям, как нам вычленить правду? Если для человеческих воспоминаний изменяться - естественно, можно ли что-нибудь с этим поделать?

Пожалуй, самое важное тут - научиться концентрировать внимание . Каждый раз, когда вы позволяете себе отвлечься, вы что-то пропускаете. В моей сфере деятельности важно много читать. Нередко бывает, что, прочтя целую страницу книги, я не могу вспомнить ничего из того, что там написано. Это происходит потому, что я начинаю считать ворон и позволяю себе отвлечься на мысли о чем-то другом - о том, какие продукты мне нужно купить, куда я поеду во время следующего отпуска, почему какой-то человек недружелюбен ко мне. Иногда мне приходится несколько раз перечитывать одно и то же, прежде чем удается вникнуть в смысл. То же самое происходит с людьми за рулем. Большинству из нас знакома ситуация, когда спустя несколько километров вдруг понимаешь, что совсем не помнишь, как выглядели места, мимо которых ехал последние несколько минут. Мы отвлекаемся, а память страдает. Но есть один выход. На внимание влияют два фактора, и от того, насколько хорошо мы понимаем принцип их действия, зависит то, настолько эффективно мы сможем контролировать собственное внимание.

Нередко бывает, что, прочтя целую страницу книги, я не могу вспомнить ничего из того, что там написано

Однако часто нам приходится заучивать информацию, которая не вызывает у нас всепоглощающего интереса. Справиться с такой задачей, разумеется, тоже возможно. Фокусируя внимание на обсуждаемой теме, можно узнать о ней больше. Вероятно, сначала это будет происходить медленно, но чем больше вы станете узнавать - о футболе, об опере, о каком-то человеке, - тем легче сможете понимать, когда люди разговаривают на эту тему и когда необходимо сфокусировать внимание. Как только у вас выработается привычка, вам станет проще впитывать информацию по данной конкретной теме.

Забывание информации – естественный для человека процесс, который, однако, может существенно навредить в обучении и профессиональной деятельности. Для школьников оно часто становится проблемой, с которой можно и нужно бороться. Сегодня мы рассмотрим механизмы забывания и узнаем, как с ним справиться.

Механизмы забывания

Забывание – это удаление из памяти ранее сохраненной информации. Ему подвержены как дети, так и взрослые. Однако в раннем возрасте, особенно у младших и средних школьников, оно наиболее выражено.

Механизмы забывания обусловлены психофизиологией человека и заключаются в стирании, удалении нейронных следов в головном мозге. На этот процесс влияет:

  1. Давность запоминания информации. Чем больше времени прошло с момента, когда школьник что-то сохранил в памяти, тем больше вероятность забывания этого материала.
  2. Количество повторений. Если было только одно-два повторения, то информация быстрее сотрется из памяти.
  3. Актуальность информации. Человек склонен «удалять» то, что ему не нужно, что не представляет интереса. Если школьник считает какие-то сведения ненужными для себя, то забудет их с большей вероятностью.

Выделение данных аспектов забывания позволяет найти способы борьбы с ним.

Повторение – мать учения

Недаром родилась и бытует до настоящего времени эта поговорка – повторение действительно позволяет эффективно бороться с забыванием информации. С ребенком его можно применять следующим образом:

  • В форме зазубривания. Когда ученик пытается запомнить что-то, например стихотворение, можно предложить ему схему заучивания, в которой последовательно запоминаются части информации (четверостишия). Сначала ребенок разучивает первое и повторяет его, потом второе и повторяет его совместно с предыдущим и т.д. Следует отметить, что данный способ хорош только для запоминания небольшой по объему и связной информации.
  • В форме игры. Этот метод можно использовать с детьми любого возраста. Когда школьник заучил что-то, можно организовать викторину или тематическую игру, в которой ребенку понадобится применить недавно усвоенные знания. Для закрепления положительного эффекта рекомендуется применять данный способ спустя день, три дня, неделю, месяц и т.д. после запоминания материала.
  • В форме целенаправленного повторения. Необходимо предложить ученику повторить то, что он запомнил недавно. Формулировка может звучать одним из следующих образов: «Давай-ка повторим то, что изучили вчера…», «Вчера ты мне рассказывал очень интересную информацию, но я ее позабыл. Можешь повторить?», «Ты говорил, что тебе необходимо хорошо запомнить материал. Рекомендую повторить его сейчас» и др.

Повторение может осуществляться как по памяти (воспроизведение стихотворения, пересказ), так и по учебнику или с использованием другого источника информации.

Мнемотехники

Избежать забывания нужной информации, помогут мнемотехники – техники эффективного запоминания. Чем лучше закрепится в памяти материал, тем меньше вероятность его «стирания». Возможные мнемотехники:

  • Ассоциации. К запоминаемому слову, паре слов, имени, числу или фрагменту текста подбирается понятие-ассоциация. Оно может основываться на схожем звучании слова (слов) со звучанием другого, на внешней схожести предметов или на схожести смыслов. Например, Мельников – мельница, еж – игольница и т.д.
  • Классификация. Понятия разделяются по какому-то признаку (цвет, размер, начинаются на одну букву и пр.) и запоминаются группами.
  • Визуализация. Нарисованная картинка лучше отложиться в памяти и намного быстрее вспомнится при необходимости. Например, нужно запомнить, что слово территория пишется с удвоенной «р» в начале. Можно нарисовать место огороженное забором и написать внутри «рр».
  • Метод историй. Эффективен, когда нужно запомнить несколько не связанных между собой слов, понятий. Они соединяются друг с другом в логическую цепочку при помощи придуманной истории. Например, слова медведь, пастух, дерево. История может звучать так: однажды пастух отправился в лес и встретил там медведя. От страха он залез на дерево и сидел там, пока зверь не исчез из виду.
  • Упорядочение. Данная мнемотехника также применяется для запоминания ряда слов, понятий, определений. Они расставляются школьником так, как ему легче всего их воспринимать. Например, нужно запомнить континенты. Ученик может сделать это, упорядочив их по размеру: Евразия (самый крупный), Северная Америка и Южная Америка (следующие по размеру), Африка (средний материк), Австралия (небольшой), Антарктида (самый маленький).

Метод ассоциаций + визуализация.

Поиск смысла

Покажите ребенку, что ему нужна запоминаемая информация:

  • Для будущей жизни. Например, умение вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата может понадобиться при расчете материалов необходимых для ремонта комнаты.
  • Для успешной сдачи экзаменов. Знания и информация непременно потребуются на экзамене, поэтому школьнику необходимо хорошо запомнит их, чтобы получить достойную отметку. Объяснение, принятие и понимание этого ребенком + регулярное повторение поможет ему справиться с забыванием.

Важно, не просто сказать школьнику, что информация важна и пригодится в будущем, но и убедить его в этом. Для этого можно использовать мотивирование: «Ты хочешь поступить в университет, а для этого необходимо хорошо сдать ЕГЭ», «Ты всегда мечтал быть дизайнером, а для этого необходимы и знания геометрии…» и т.д.

Ложное забывание

Иногда человеку может казаться, что он полностью забыл что-то, но при целенаправленном вспоминании эта информация все же воспроизведется. Если ребенок не помнит материал, то можно помочь ему извлечь его из памяти:

  • Наводящие вопросы. Должны касаться деталей события, информации, которые необходимо вспомнить. Например, «Какого это было числа?», «Какая в этот день была погода: солнечная или дождливая?», «Во время правления какого императора произошло данное событие?» и т.д.
  • Сопутствующие воспоминания. Взрослый может напомнить ребенку, что, например, при изучении параграфа он находился в своей комнате, сидел за компьютерным столом, была открыта страница с изображением Древнеегипетского божества и пр. Подобные мелочи и детали помогут нарисовать в воображении ребенка картинку и вспомнить нужные сведения.
  • Ассоциации. Если ребенок затрудняется с ответом, не может вспомнить какое-то слово, понятие, явление, можно дать ему подсказку в виде ассоциации: «Это животное, похожее на игольницу», «Фамилия этого человека созвучна со словом мельница» и т.д.

Питание для хорошей памяти

Предотвратить процесс забывания информации поможет не только хорошее разучивание или повторение, но и правильное питание. Ребенок должен получать витамины, макро- и микроэлементы в достаточном количестве. Это:

  1. Фосфор, калий и кальций. Содержатся в сырах, хлебобулочных изделиях, яйцах, орехах, молоке и молочных продуктах, рыбе.
  2. Магний. Его много в овощах и фруктах зеленого цвета, пшеничных изделиях, шоколаде, минеральных водах, арбузах.
  3. Йод. В достаточном количестве находится в морской рыбе, морской капусте, рыбьем жире, хурме, яйцах.
  4. Витамины группы B. Содержатся в мясе, хлебобулочных дрожжевых изделиях, грибах, бобовых культурах (бобы, фасоль, горох), орехах, печени, яйцах (особенно в желтках), помидорах, зелени, ягодах.
  5. Глутаминовая кислота. Находится в молоке, печени, нежирном мясе, кефире.

А если нужно забыть?

Иногда могут возникать ситуации, когда забыть что-то как раз необходимо, но не получается. Существуют методики целенаправленного забывания – летатехники:

  • Телевизор. Необходимо вспомнить какое-то событие и представить, что оно происходит на экране большого телевизора. Сначала человек просматривает его, потом мысленно берет пульт и убирает звук – просматривает, потом убирает яркость – просматривает и т.д. Упражнение выполняется до тех пор, пока изображение не тускнеет (в идеале – исчезает полностью).
  • Сгорающее письмо. Очень распространенный метод, при котором неактуальная уже информация записывается на бумаге (можно запечатать ее в конверт), а потом сжигается.
  • Летатехническая тряпка. Тесно связана с мнемотехникой. Например, школьник запоминал ряд слов посредством техники ассоциаций. Теперь эти сведения не нужны ему – необходимо стереть их из памяти. Для этого нужно представить ранее составленный ассоциативный ряд, мысленно взять мокрую тряпку и стереть его. Упражнение выполняется до тех пор, пока на месте этих ассоциаций не возникнет пустота, которую можно заполнить более актуальной информацией.
  • Записывание информации. Как бы странно это не звучало, но записывание данных в книжках и на клочках бумаги часто способствует их забыванию. В данном случае срабатывает стереотип о том, что не обязательно помнить то, что записал. Поэтому стоит попробовать отобразить на бумаге те сведения, которые уже не нужны в памяти и загромождают ее.

ВАЖНО! Летатехники не могут гарантировать 100% результат и полностью избавить от воспоминаний. Но при регулярном использовании они помогают стереть значительную часть ненужной уже информации.

Забывание – это неизбежный процесс, но если информация необходима человеку, с ним можно справиться. Поможет в этом целый комплекс мероприятий и методик, начиная с правильного питания и заканчивая регулярным повторением в различных формах.