Эдуард Эстивиль Как научить ребенка спать: революционный метод доктора Эстивиля. «Теория Эстивиля фашистская и применять ее на детях негуманно и бесчеловечно! Как научить малыша засыпать

Dr. Eduard Estivill

Duérmete, niño

El Método Estivill para enseñar a dormir a los niños

(c) 2014, de la nueva edición actualizada y ampliada Eduard Estivill con la colaboraсión de Irene Claver

(c) 2014, Random House Mondadori, S.A. Travessera de Gràcia, 47–49. 08021 Barcelona

Translation rights arranged by Sandra Bruna Agencia Literaria, SL. All rights reserved.

Перевод с испанского языка

© Гоманенко С.В., перевод на русский язык, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Предисловие рецензента

Дорогой читатель!

Воспитание детей – очень трудоемкий, многоаспектный и растянутый во времени процесс. Помимо этого, он должен быть управляемым, поэтому требует от родителей дополнительных знаний и отработанных навыков.

В книге «Как научить ребенка спать» изложена важнейшая информация прикладного характера. Она учит не только пониманию самого процесса, но и – что особенно важно – действию. Метод, благодаря которому вы сможете достичь результата, разъясняется пошагово и поэтому кажется легким и понятным. Это отличительная особенность как метода Эстивиля, так и книги в целом.

Метод доктора Эстивиля объединяет основы медицинских, психологических знаний и знаний в области детской нейрофизиологии. Основы и специфика анатомо-физиологических потребностей и возможностей ребенка перекликаются в нем с потребностями и психологическими особенностями родителей.

С этой точки зрения данный метод как раз разработан, вернее, собран автором для того, чтобы стать своеобразной «методичкой» для родителей. И это полностью подтверждает тот факт, что процесс воспитания требует от родителей огромного терпения, колоссальной выдержки и постоянства в исполнении: только методичное и регулярное выполнение определенных действий приведет вас к желаемому результату.

Главное достоинство книги – то, что в ней соблюдены основы обучения, четко изложено, что нужно делать, как это делать и для чего.

Воспитание ребенка в целом и отдельных навыков в частности – процесс системный. В нем задействованы все члены семьи, и каждый принимает участие согласно своей социальной роли. Иногда это участие может быть пассивным и состоять лишь из «фонового присутствия», однако этого бывает достаточно, чтобы процесс воспитания стал в несколько раз эффективнее. Формирование любого навыка требует времени, но если у вас в руках эта книга, положительный результат обеспечен в кратчайшие сроки! И я от всей души этого вам желаю.

Марина Григорьян,

врач-педиатр, психолог-психотерапевт

Благодарность

Всем вам, – родителям и воспитателям, которые применяли и продолжают применять мой метод, чтобы научить спать детей, – спасибо за то, что сделали мой метод лучше.

Приветствие от доктора Эдуарда Эстивилля

Пятнадцать лет назад я впервые опубликовал советы о том, как научить детей спать. Вы, родители, стали называть этот сборник рекомендаций и методов по-своему – «Метод Эстивилля», но должен вам напомнить, что это не мое изобретение. Все это время я как ученый, просто демонстрировал и пропагандировал простыми понятными словами знания нейробиологов, психологов, педиатров и специалистов по медицине сна, полученные за последние сорок лет.

С большим удовлетворением должен отметить, что эти методы принесли пользу более чем трем миллионам родителей и воспитателей по всему миру.

Благодаря достижениям науки сегодня мы знаем еще больше и можем привить детям навык хорошего сна. Поэтому я еще раз публикую в этой книге медицинские рекомендации, которые помогут родителям и воспитателям еще лучше разбираться в тонкостях детского сна.

Все, о чем я пишу ниже, подтверждено мировым научным сообществом. Американская академия патологий сна, Американская педиатрическая академия и Испанская ассоциация сна дают те же рекомендации.

Для родителей, которые захотят получить более подробную информацию, я публикую библиографическую справку о наиболее важных статьях по этой теме в конце книги.

Здесь речь идет не о догмах, а о тех советах, которые необходимы, чтобы научить ребенка навыку сна, и которые получены в результате научных исследований. Применять их или нет – это ваш личный выбор. Моя цель – сориентировать родителей, которые решили следовать моему методу.

Научить ребенка спать непросто. Мой клинический опыт с более чем тремя тысячами пациентов, исследования, о которых я скажу позже, отзывы родителей и педиатров, применявших Метод, говорят о том, что если Метод изучают, а потом ему строго следуют, он работает. «Строго» значит «скрупулезно», «дотошно», не забывая ни одного правила.

Родители, если вы решили следовать этому Методу, помните, что его должны придерживаться все, кто имеет отношение к воспитанию вашего ребенка: мамы, папы, бабушки, дедушки, няни и т. д. На страницах этой книги вы найдете много нового, я буду настаивать на обучении ребенка сну, начиная с рождения; мы с вами поймем, как мы спим уже в материнской утробе и как мы можем научиться спать в любом возрасте и в любых обстоятельствах, даже если речь идет об особых случаях: например, если у вас родились близнецы или во время болезни.

Надеюсь помогать вам и впредь.

Доктор Эдуард Эстивилль.

Сентябрь 2011

Введение

Мой ребенок и сам не спит, и мне не дает. А нам надо отдыхать. Что делать?

Перед вами история счастливой пары. Саре 33 года, Педро недавно исполнилось 36 лет. Они вместе уже четыре года и только что узнали важную новость – у них будет ребенок.

Первые месяцы беременности проходят идеально, остальные так же – ни рвоты, ни тошноты, ни головокружений. Сара спит спокойно и набирает по килограмму каждый месяц. Ее гинеколог поражается, насколько беременность женщины протекает классически, как по учебнику.

Ровно через девять месяцев у них рождается желанный и самый прекрасный ребенок, лучший малыш на свете. Рост пятьдесят сантиметров, вес три с половиной килограмма, по результатам всех обследований новорожденных у него все в порядке. Когда его подносят к груди, он сразу же берет сосок без всяких проблем и даже не теряет часть веса, который теряют остальные груднички. Сказать, что родители довольны, – ничего не сказать, они вне себя от радости.

Однако еще в роддоме медсестра заметила родителям, что их сын очень хороший, но беспокойный: «Он такой живчик, он почти не спит». Молодые родители нежно переглядываются и восклицают: «А как же иначе, ведь это наш сын».

Итак, они выписываются из клиники и отправляются домой. Малыш растет и набирает вес, вот только ночью он не спит подряд больше одного- полутора часов. Ребенок постоянно просыпается. Сара кормит его по часам и думает, что все идет нормально.

Через три месяца постоянных ночных бдений счастливой пары мама встречается с одной из тех знакомых, которых всегда найдешь возле начинающих мамаш. Знакомая уверяет ее, что все нормально, а дитя не спит из-за колик, которые есть у всех младенцев в первые месяцы жизни. «Эти колики и не дают спать твоему малышу. Не беспокойся, через три месяца колики пройдут и кроха превратится в маленького сонного сурка», – успокаивает Сару новая приятельница.

К этому времени уже прочитаны несколько книг по самопомощи (от самых «серьезных» до «альтернативных», в которых обычно ищутся ответы). Неоднократные консультации у педиатра, многочисленные советы друзей, у которых есть дети, и наставления переживающих родственников не смогли помочь в назревшей проблеме.

Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью , мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.

В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей - о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.

Кто такой Эстивиль?

Эдуардо Эстивиль - это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.

Исследования эффективности

Был проведен ряд исследований , в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.

Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO». «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).

Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».

Описание метода Эстивиля

Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью
  • засыпать одни в комнате без посторонней помощи
  • спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
  • спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.

Схема применения

Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску - они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.

Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.

При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.

По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме - до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.

Плюсы и минусы метода Эстивиля

  • Применение с 6 месяцев
  • Учитывается состояние здоровья ребенка
  • Уделяется внимание ритуалам для засыпания
  • Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.
  • Резкая смена условий
  • Почти нет помощи взрослых
  • Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
  • Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
  • Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
  • Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.

Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест

Представьте, что малыш привык , а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.

Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.

Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.

А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.

По , который представляет в России - мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.

Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.

Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты , так как ребенок еще физически к этому не готов - ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.

Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.

Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон - это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!

Как выбрать метод для своей семьи?

Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:

  • Наладить и создать приятную атмосферу для засыпания: , тишина, проветривание и т.д.
  • Уделить должное внимание подготовке ко сну и
  • (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
  • Уйти сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
  • Обучить спать в своей кроватке. Уйти от (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
  • И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) - постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.

После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное - мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.

В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия - рядом с мамой - справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.

Эдуард Эстивиль

Как научить ребенка спать: революционный метод доктора Эстивиля


Dr. Eduard Estivill

Duérmete, niño

El Método Estivill para enseñar a dormir a los niños


(c) 2014, de la nueva edición actualizada y ampliada Eduard Estivill con la colaboraсión de Irene Claver

(c) 2014, Random House Mondadori, S.A. Travessera de Gràcia, 47–49. 08021 Barcelona


Translation rights arranged by Sandra Bruna Agencia Literaria, SL. All rights reserved.


Перевод с испанского языка


© Гоманенко С.В., перевод на русский язык, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Предисловие рецензента

Дорогой читатель!

Воспитание детей – очень трудоемкий, многоаспектный и растянутый во времени процесс. Помимо этого, он должен быть управляемым, поэтому требует от родителей дополнительных знаний и отработанных навыков.

В книге «Как научить ребенка спать» изложена важнейшая информация прикладного характера. Она учит не только пониманию самого процесса, но и – что особенно важно – действию. Метод, благодаря которому вы сможете достичь результата, разъясняется пошагово и поэтому кажется легким и понятным. Это отличительная особенность как метода Эстивиля, так и книги в целом.

Метод доктора Эстивиля объединяет основы медицинских, психологических знаний и знаний в области детской нейрофизиологии. Основы и специфика анатомо-физиологических потребностей и возможностей ребенка перекликаются в нем с потребностями и психологическими особенностями родителей.

С этой точки зрения данный метод как раз разработан, вернее, собран автором для того, чтобы стать своеобразной «методичкой» для родителей. И это полностью подтверждает тот факт, что процесс воспитания требует от родителей огромного терпения, колоссальной выдержки и постоянства в исполнении: только методичное и регулярное выполнение определенных действий приведет вас к желаемому результату.

Главное достоинство книги – то, что в ней соблюдены основы обучения, четко изложено, что нужно делать, как это делать и для чего.

Воспитание ребенка в целом и отдельных навыков в частности – процесс системный. В нем задействованы все члены семьи, и каждый принимает участие согласно своей социальной роли. Иногда это участие может быть пассивным и состоять лишь из «фонового присутствия», однако этого бывает достаточно, чтобы процесс воспитания стал в несколько раз эффективнее. Формирование любого навыка требует времени, но если у вас в руках эта книга, положительный результат обеспечен в кратчайшие сроки! И я от всей души этого вам желаю.

Марина Григорьян,

врач-педиатр, психолог-психотерапевт

Благодарность

Всем вам, – родителям и воспитателям, которые применяли и продолжают применять мой метод, чтобы научить спать детей, – спасибо за то, что сделали мой метод лучше.

Приветствие от доктора Эдуарда Эстивилля

Пятнадцать лет назад я впервые опубликовал советы о том, как научить детей спать. Вы, родители, стали называть этот сборник рекомендаций и методов по-своему – «Метод Эстивилля», но должен вам напомнить, что это не мое изобретение. Все это время я как ученый, просто демонстрировал и пропагандировал простыми понятными словами знания нейробиологов, психологов, педиатров и специалистов по медицине сна, полученные за последние сорок лет.

С большим удовлетворением должен отметить, что эти методы принесли пользу более чем трем миллионам родителей и воспитателей по всему миру.

Благодаря достижениям науки сегодня мы знаем еще больше и можем привить детям навык хорошего сна. Поэтому я еще раз публикую в этой книге медицинские рекомендации, которые помогут родителям и воспитателям еще лучше разбираться в тонкостях детского сна.

Все, о чем я пишу ниже, подтверждено мировым научным сообществом. Американская академия патологий сна, Американская педиатрическая академия и Испанская ассоциация сна дают те же рекомендации.

Для родителей, которые захотят получить более подробную информацию, я публикую библиографическую справку о наиболее важных статьях по этой теме в конце книги.

Здесь речь идет не о догмах, а о тех советах, которые необходимы, чтобы научить ребенка навыку сна, и которые получены в результате научных исследований. Применять их или нет – это ваш личный выбор. Моя цель – сориентировать родителей, которые решили следовать моему методу.

Научить ребенка спать непросто. Мой клинический опыт с более чем тремя тысячами пациентов, исследования, о которых я скажу позже, отзывы родителей и педиатров, применявших Метод, говорят о том, что если Метод изучают, а потом ему строго следуют, он работает. «Строго» значит «скрупулезно», «дотошно», не забывая ни одного правила.

Родители, если вы решили следовать этому Методу, помните, что его должны придерживаться все, кто имеет отношение к воспитанию вашего ребенка: мамы, папы, бабушки, дедушки, няни и т. д. На страницах этой книги вы найдете много нового, я буду настаивать на обучении ребенка сну, начиная с рождения; мы с вами поймем, как мы спим уже в материнской утробе и как мы можем научиться спать в любом возрасте и в любых обстоятельствах, даже если речь идет об особых случаях: например, если у вас родились близнецы или во время болезни.

Надеюсь помогать вам и впредь.


Доктор Эдуард Эстивилль.

Сентябрь 2011

Введение

Мой ребенок и сам не спит, и мне не дает. А нам надо отдыхать. Что делать?

Перед вами история счастливой пары. Саре 33 года, Педро недавно исполнилось 36 лет. Они вместе уже четыре года и только что узнали важную новость – у них будет ребенок.

Первые месяцы беременности проходят идеально, остальные так же – ни рвоты, ни тошноты, ни головокружений. Сара спит спокойно и набирает по килограмму каждый месяц. Ее гинеколог поражается, насколько беременность женщины протекает классически, как по учебнику.

Ровно через девять месяцев у них рождается желанный и самый прекрасный ребенок, лучший малыш на свете. Рост пятьдесят сантиметров, вес три с половиной килограмма, по результатам всех обследований новорожденных у него все в порядке. Когда его подносят к груди, он сразу же берет сосок без всяких проблем и даже не теряет часть веса, который теряют остальные груднички. Сказать, что родители довольны, – ничего не сказать, они вне себя от радости.

Однако еще в роддоме медсестра заметила родителям, что их сын очень хороший, но беспокойный: «Он такой живчик, он почти не спит». Молодые родители нежно переглядываются и восклицают: «А как же иначе, ведь это наш сын».

Итак, они выписываются из клиники и отправляются домой. Малыш растет и набирает вес, вот только ночью он не спит подряд больше одного- полутора часов. Ребенок постоянно просыпается. Сара кормит его по часам и думает, что все идет нормально.

Через три месяца постоянных ночных бдений счастливой пары мама встречается с одной из тех знакомых, которых всегда найдешь возле начинающих мамаш. Знакомая уверяет ее, что все нормально, а дитя не спит из-за колик, которые есть у всех младенцев в первые месяцы жизни. «Эти колики и не дают спать твоему малышу. Не беспокойся, через три месяца колики пройдут и кроха превратится в маленького сонного сурка», – успокаивает Сару новая приятельница.

К этому времени уже прочитаны несколько книг по самопомощи (от самых «серьезных» до «альтернативных», в которых обычно ищутся ответы). Неоднократные консультации у педиатра, многочисленные советы друзей, у которых есть дети, и наставления переживающих родственников не смогли помочь в назревшей проблеме.

Проходят месяцы: третий, четвертый, пятый, но по ночам родители по-прежнему не спят и по очереди поднимаются к малышу раз пятнадцать. Сара видит в зеркале свое усталое лицо, а Педро стоит таких усилий сконцентрироваться на рабочем месте, что он уже подумывает сделать себе вазэктомию. Ребенок, такой любимый и столь долгожданный, превратил их жизнь в ад.

Через шесть месяцев они опять встречают знакомую и рассказывают ей, что ребенок и ест, и растет, и все замечательно, вот только он не спит ни днем ни ночью. Знакомая их успокаивает и говорит, что это наверняка оттого, что режутся зубки и эта боль не дает ребенку спать. Когда же они прорежутся, дитя наверняка будет спать спокойно.

Ребенку исполняется восемь, десять, двенадцать месяцев, у него полон рот зубов и безупречная улыбка, но кроха все так же не спит. Родители опять сталкиваются со знакомой, и та озвучивает новое заклинание о том, что вот-вот малышу будет год и три месяца, он научится ходить, будет сильно уставать и тогда уже точно будет прекрасно спать ночью.

Педро и Сара ожидают первых шагов своего отпрыска, и вот однажды дома в девять вечера они становятся в разных концах коридора и начинают звать: «Маленький, иди к маме; сладенький, иди к папе». Вот уже десять вечера, а ребенок все ходит от одного к другому, и Педро уверен, что уж сегодня все хорошо выспятся, надеясь, что малыш утомится.

Сон – очень важная часть жизни малыша и всей его семьи. Как говорится, во сне детки растут. А очень многие дети засыпают тяжело, часто просыпаются по ночам (это наш случай), иногда не спят по несколько часов.

Доктор Эстивиль, испанский доктор, специалист по нарушениям сна – автор книги «Спите спокойно» . Кстати сказать, книга впервые вышла в свет давно, аж 1996 году .

Суть книги – научить ребенка спать самостоятельно. Каким образом? Методом ингорирования детского плача. Метод не нов, о нем писал доктор Спок (уж он-то лучше всех знал как воспитывать детей). Подобный метод используется во всех домах малютки, там деток никто не пестует, им приходится спать.

Не буду приводить всю книгу (), остановлюсь на некоторых моментах:

К детям какого возраста применим метод?

Лично для меня – это нечто нереальное, чтобы деть спал всю ночь.


Как должны спать и засыпать малыши?


Что нельзя делать?


Как научить малыша засыпать?


Данная мысль – создать СВОЙ ритуал – мне кажется очень правильной, ведь малыши любят рутины, их не радуют неожиданности.


Данный способ укладывания нужно применять и днем и ночью, доктор Эстивиль обещает, что ребенок научится засыпать и спать за 3-4 дня.

________________________________________________________________________________________

КАК МЫ СПАЛИ.

В первые два месяца , сыночка можно было покормить и положить в кроватку, немножко похлопав глазками, он засыпал. Ближе к двум месяцам мог побуянить вечерами, но ночами спал. Правда, просыпался каждые два-три часа, мы были на ГВ по требованию. Я ребенка кормила, затем перекладывала в кроватку, так проходила наша ночь, длинною 12-13 часов . Ночных «концертов» у нас не было.

В четыре месяца наша система дала сбой . Мы тогда сделали первую АКДС. Да здравствуют бессонные ночи! Ходили, носили, качали, пели песенки. Лежать и рыдать в кровати ребенку не дали, полагая, что если бы ему было хорошо, то он и дальше спокойно спал. Врачи только руками разводили. Тяжелые были ночи.

К шести месяцам опять научились спать и засыпать, только засыпали на груди . Спали ночью по 3-4 часа, сосали и опять спали (ночь 12-13 часов). Так сын стал спать с нами на диване. Днем тоже спали на диване, ГВ=СОН , я потихоньку уходила делать домашние дела.

Так продолжалось до десяти месяцев . Парень мой был ленивый, и сам понял как нужно садиться только в десять месяцев (и сразу стал вставать). К этому времени стало уже страшно его оставлять одного на диване, а каждый раз лежать с ним – это не для меня, не сплю днем. Пришлось развести понятия ГВ и СОН.

Я кормила ребенка и перекладывала его в кроватку. Далее уходила, собрав свою волю в кулак, потому что мое сидение рядом, сына на сон не вдохновляло . Он быстренько вскакивал на ножки и протягивал ко мне руки. Далее было по Эстевилю, но с нашими поправками : заходила в комнату, укладывала плачущего ребенка, потому что он стоял, объясняла, что надо спать, снова выходила. Выдерживала интервалы не более пяти минут , не только в первый, но и в последующие дни. Дней за пять сын привык засыпать в кроватке сам. Далее и рыданий не было, поболтает, поиграет и спит. Так у нас было только на два дневных сна.


Ночью по Эстивилю не спали. Все также спал со мной, после того как я ложилась спать, просыпаясь каждые 3-4 часа, чтобы подкрепиться.

К году году активно стали резаться зубки (в 11 месяцев было всего два зуба), бывало ночью по несколько часов не спали, или спали на нурофене, иначе никак. По Эстивилю, ребенок должен сжать свои режущиеся зубки и спать, не плакать .


Как только зубки порезались, сыночек стал сразу спать спокойнее и длительнее и днем и ночью. Мы все также были на ГВ пот требованию ночью (обычно 3 раза), а днем и вечером засыпали без проблем. Спасибо Эстивилю .

К полутора годам сын стал спать дольше по ночам, просыпался на ГВ 1-2 раза . Но в год и восемь, наша система засыпания дала сбой (зубы снова), на ночь стала укладывать на груди, иначе вообще никак было. В год и десять прорезались наши зубки, ребь успокоился. Решила укладывать на ночь без ГВ, да и вообще уже хотелось закончить ГВ плавненько, потому что сын уже был готов.

Сказала сыночку что Сися ВАВА, болит, кушать нельзя (намазала зеленкой), ребенок посокрушался, но не плакал. Я его по вечерам по своей схеме Эстивиля укладывала , никаких особых рыданий не было, похныкивал, да грудь все проверял. Ночью думала, если уж совсем никак, то покормлю (он ночью даже не просыпается, когда сосет). На удивление спал спокойно, проснулся раз, воду попили и дальше спать. Две ночи совсем не просыпались (он понял, что молока не будет и не проснулся!).

Днем я его кладу в кровать – у него тут же глазки закрываются и спит (у нас с года так) . Вечером укладываемся тяжелее , по полчаса, встает, я захожу, обнимаю, целую (Эстивиль не рекомендует) , кладу, никаких криков нет, так похныкивает. Днем спит по два с половиной - три часа, ночью по 11-12 часов.

Еще до второго нашего раза применения метода Эстивиля, мне попалась :


В ней Эстивиль извиняется за свой метод, и говорит, что к младецам метод не применим . При помощи гугл-переводчика, смысл улавливается хорошо.

Несмотря на это опровержение, метод применила, потому что у меня получилась очень мягкая вариация метода. К тому же мы мягко закончили ГВ (ребенок перестал сосать грудь, просто зажимал ее зубами, понятно, что это мега-больно) тоже в какой-то степени благодаря методу Эстивиля (пишу, а сама плачу, потому что уже больше никогда сынок не будет так сладко сопеть мне носиком в грудь).

ОБНОВЛЕНИЕ:

1. Отпуск. Год и одиннадцать - два и два. Моя система укладывания дала сбой, так как уложить ребенка по Эстевилю не представлялось возможным. Я ложилась с ним на диван, спиной к сыну, чтобы не веселился. Так мы укладывались почти три месяца на дневной и ночной сон. Иногда днем полежав вставали, ребенок не засыпал.

2. Приехали домой . Ребенок не среагировал на бабушек, зато обрадовался своим игрушкам. Из этого сделала вывод, что он и кровать вспомнит. Прилетели утром. В обед уложила спать в кровать по своему ритуалу. Лег спокойно. Уснул.

3. Два с половиной года . Для нас это возраст взросления. Сын стал иногда не засыпать днем. Но это не мешает мне все также его укладывать днем спать. Наш ритуал ребенок воспринимает спокойно, ложится в кровать с желанием. Может полежать, поиграть (иногда часа полтора).

Только мы все так же спим в кровати с "забором" , если бы сменили ее на более взрослую кровать, думаю, что сын не стал бы днем лежать.

4. Сыну два и восемь . На ночь укладывается спокойно. Днем, когда засыпает, то тоже все тихо, быстро, спокойно. Когда не спит, то не хнычет. Полежит, поиграет. у нас несколько небольших игрушек в кровати. Днем спит с разной периодичностью: день спит, три - нет; два дня спит, два не спит.

5. Два года и одиннадцать месяцев - по настоящее время. Сын совсем перестал засыпать днем. Довольно хорошо обходимся теперь без дневного сна. Вечером ложимся по своему ритуалу без истерик, капризов. Книжки на ночь по часу не читаю, колыбельные не пою. Засыпает сам за 10 - 25 минут. Периодически зовет, поцеловать, укрыть одеялом, попить. Прихожу сразу. Отпускает спокойно.

Мамочкам желаю терпения. Малышам только сладких снов.