Обрывная аппликация из бумаги "осень". Обрывная аппликация из цветной бумаги «Снеговик»

Детская обрывная аппликация из бумаги, как и лепка из пластилина или глины, как и конструирование – это одни из самых популярных занятий с детьми. целенаправленно занимаются в детском саду, так как она решает целый ряд задач детского развития:

  • развитие мелкой моторики и бытовых навыков (обращения с ножницами);
  • умение распознавать цвета и формы;
  • умение анализировать предметы, выделять в них составные части;
  • навыки пространственной ориентации.

Однако и дома такое занятие позволит родителям и малышам проводить время с пользой, укрепляя полученные в саду навыки.

Детская обрывная аппликация из бумаги

Сегодня мы покажем пример обрывной аппликации из бумаги, где, тем не менее, будут использоваться разные материалы, не только бумага. Эта поделка основана на использовании кусочков бумаги, которые отрываются ребенком самостоятельно. Такое задание будет интересно детям 6-7 лет, в то время как более младшие дети не обладают настолько развитым произвольным вниманием, чтобы долго и кропотливо сначала рвать бумагу, а потом ее приклеивать.

Для обрывной аппликации нам потребуются:

  • лист бумаги с рисунком (можно взять из раскраски или обвести изображением с монитора);
  • клей ПВА;
  • кисточки и тарелочка для клея;
  • манная крупа;
  • банка с водой, краски;
  • цветная бумага.
Необходимые для аппликации инструменты

Сюжет картинки для обрывной аппликации рыбки, конечно, лучше придумать вместе с малышом. Но можно и скопировать с любой фотографии, стилизовав его под детский рисунок.

Аппликация из крупы

Шаг 1. Для создания морского дна будем применять аппликацию из крупы. Размазываем при помощи кисточки клей на всю поверхность морского дна.

Намазываем клеем

Затем насыпаем сверху манную крупу так, чтобы она покрыла всю обмазанную клеем поверхность. Такая техника работ называется и используется как в смешанных работах, так и в виде самостоятельной техники.

Насыпаем на клей манку

Подождав минутку, встряхиваем рисунок. Лишняя крупа высыпалась на газету, а оставшийся слой можно раскрасить желтым цветом. Получилось практически натуральное песчаное дно:

Раскрашиваем оставшуюся крупу

Аппликация рыбка

Шаг 2. Рвем бумагу на мелкие кусочки (нечто подобное мы делали при изготовлении ). Рыбка в аппликации имеет два цвета, поэтому нам понадобится два листа цветной бумаги. Чем мельче получаются кусочки у вашего ребенка, тем лучше у него развита моторика. Однако и очень маленькие кусочки нежелательны, ребенок устанет и не доделает картинку. Ориентируйтесь на ширину его пальчиков, кусочки бумаги должны быть чуть шире.

Рвем бумагу на кусочки

Шаг 3. Наклеиваем кусочки на поверхность рыбки, постепенно закрывая ее всю до границ. Можно каждый кусочек намазывать клеем, а можно намазать клеем рыбку, а сверху укладывать кусочки бумаги.

Наклеиваем кусочки на шаблон

Обратите внимание, как ваш ребенок укладывает кусочки. Если он начинает с середины, а затем двигается к краям – это означает, что он не продумал свои действия заранее. Если ребенок начинает с краев и аккуратно следует к середине, то это говорит о наличии плана действий. В возрасте 6-8 лет дети уже могут заранее намечать свои действия, пытаясь достичь определенного результата. Вот такая аппликация рыбка у нас получилась:

Рыбка из кусочков бумаги

Шаг 4. Таким же образом делаем водоросли, камушки и пузырьки. Здесь можно поменять обрывную технику и мелкие детали целиком сделать из листа бумаги. Т.е. нарисовать, например, камушек и оборвать бумагу по его границам. Тогда сам камушек получится цельным с рваными краями. Или можно сделать детали в классическом варианте , пусть малыш сравнит результат двух способов делать бумажные элементы.

Готовая аппликация

Вот и готова наша обрывная аппликация из бумаги «Рыбка на дне моря». Для ее создания мы использовали сразу несколько рукодельных техник — рисование, обрывную из бумаги и аппликацию крупой. Обязательно похвалите своего ребенка и поставьте полученную картину на видное место. Малыш должен чувствовать, что то, что он делает важно.

Успехов в творчестве вам и вашим детям! Обязательно подпишитесь на наши обновления по RSS или по электронной почте, они принесут вам только полезную информацию!

Конспект занятия на тему:
"Обрывная аппликация. Весеннее дерево "

Цель: познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием, выполнить работу в технике обрывной аппликации.

Задачи:
образовательные - познакомить детей с историей возникновения апплика-ции, видами аппликации, с новым приёмом работы с бумагой «обрыванием»;
коррекционно-развивающие - развивать и коррегировать познавательные процессы учащихся (внимание, восприятие, воображение, мышление, па-мять); логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму; творческие способности, эстетический вкус; мелкую моторику и тактильное восприятие;
воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point в виде презентации , запись лёгкой музыки; образцы различных видов аппликации, готовый образец(рис 4 ); цветная бумага, клей, салфетки для рук, клеёнка.

Ход занятия: 1. Орг. момент. Психологический настрой. - Ребята, сейчас у нас с вами будет творческое занятие, на котором будем делать удивительную вещь. Прежде чем начать работу, нужно правильно и удобно сесть, а теперь давайте проверим готовность, ваши рабочие места. На парте должно быть:
белый лист бумаги (с изображением дерева, рис.1),
клей-карандаш, цветная бумага,
клеёнка.
-Ребята с каким материалом мы будем сегодня работать? (Мы будем работать с бумагой)

2. Введение в тему.
-Ребята, напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? -Верно, весна. Молодцы. (повторить названия весенних месяцев, назвать признаки и приметы весны; рассмотреть весенний пейзаж «Времена года»)

Сегодня, мы будем с вами делать… -А вот,что именно мы будем делать догадайтесь отгадав загадку:

В шубе летом, а зимой раздета. (Дерево)

(Если дети не догадываются попросить их перевернуть лист.) Презентация.
-Верно, сегодня мы будет делать дерево, а для этого мы с вами будем использовать технику которая называется "аппликация". Кто знает, что это за техника?(ответы детей)
Аппликация - в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. Основой может быть и дерево, и бумага и картон.

3. Постановка темы и цели занятия.
Воспитатель на доску вывешивает картинки с различными аппликациями, сделанные разным видом (обрывная, и с использованием ножниц). Дети внимательно рассматривают работы. Воспитатель показывает детям обрывную аппликацию,затем не обрывную, далее задает вопрос:
- В какой технике выполнена эта 1-я работа? (высказывают мнения )
- В какой технике выполнена эта 2-я работа? (высказывают мнения)
- Что интересного заметили? (в 1 работе - края у деталей неровные, во 2 - при вырезании деталей воспользовались ножницами.) - Вы уже знаете, что с помощью ножниц можно вырезать различные предметы, фигурки, формы, цветы и составить из них узоры. А можно ли обойтись без них?
(учащиеся высказывают предположения)
- Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки.
- Как же называется данный вид аппликации? (высказывания детей)
- Если мы с вами будем не резать бумагу, а рвать, значит она называется "ОБРЫВНАЯ"(повторяем хором).
Для изготовления наших работ мы будем с вами использовать интересный и необычный вид аппликации: «Обрывная аппликация»
Давайте еще раз повторим:
- Как получаются такие аппликации?
(Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать.)
- Как получить неровные края?
(Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами.)
- Что придают аппликации такие неровные края?
(края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой).

4.Физминутка. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже…

5. Основная часть (практическая работа).
Алгоритм выполнения аппликации:
-возьмите нужный цвет бумаги и нарвите ее на мелкие кусочки (воспитатель демонстрирует пример)
-откройте клей (вспомнить правила работы с клеем)
- намазать изделие клеем и приклеить на фон.
- Так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.

6. Физкультминутка для рук.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.

7. Самостоятельная работа учащихся. Оказание индивидуальной помощи. (рис.2,3 )

8. Саморефлаксия. Выставка работ.
- Музыка остановилась, прошу вас закончить работу.
- Возьмите свои работы и покажите друг другу, соседу.
- Какие красивые работы у вас получились!!! –Каким видом творчества мы сегодня занимались? Чему научились? (ответы детей)

9. Итог.
-Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и ваша работа очень понравится вашим родным. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1984 . – 176с 3. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд.VIII вида. –СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2012.-110с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Рис.1. Рис.2.


Обрывной вид аппликации удобен для маленьких деток, которые только начинают творить свои первые поделки из бумаги. Такая работа считается безопасной для малышни, так как им не придется сталкиваться с ножницами, они просто рвут листы на ломтики.

Рассмотрим примеры мастер-классов с пошаговыми инструкциями и трафаретами, которые касаются тематики.


В младшей группе, да и в средней лучше заполнять рваными кусочками бумаги уже имеющийся рисунок. Например, берется любая раскраска с крупным изображением и делается нужное количество копий или распечатываются шаблоны.



Мелко-мелко рвем бумажные полоски.

Приклеиваем их в виде мозаики на подготовленную нарисованную фигурку, между кусочками оставляем расстояние, не надо клеить их вплотную друг к другу.
Глазки и носик вырезают взрослые или точно так рвут, но из бумаги другого цвета.

Снеговик в обрывной технике

Рваная техника подразумевает не только то, что вы просто рвете бумагу на мелкие кусочки. Пошаговые инструкции в следующем мастер-классе, помогут разобраться в этом деле.

Поэтапное выполнение:


Аппликации картин в обрывной технике

Для детей в подготовительной группе подходят большие работы, которые полностью выложены рваными элементами. Посмотрите, какие красивые картинки будут у ваших деток:
Необязательно рвать, можно хаотично резать на неровные лоскуты:
А это для младших школьников задание для обрывания сложных элементов:
Пример работы, когда есть контуры, внутри заполняется аккуратно и красиво:

Обрывная техника из салфеток

Разноцветные салфетки, которые рвутся на куски, придадут аппликации воздушность и легкость.
Замечательно выходят и деревья, ствол делается по желанию: вырезается, рисуется или рвется:
Но самое красивое – это когда вы рваные полоски салфеток скатаете в произвольные шарики.

Обрывная аппликация из ваты

Возьмите вату или ватные диски, и пусть дети руками порвут их на мелкие лоскутки, которыми они потом выложат свою индивидуальную картину. Красиво и нежно будут выглядеть птицы, звери, цветы, снег, облака.

Пошагово выкладывайте и приклеивайте кусочки ваты на нарисованные фигуры.


А для взрослых художников предлагается выполнить большое сложное изображение целиком:



Видео: Мастер-классы обрывной аппликации


Обрывная аппликация из цветной бумаги для младших школьников «Грибы»

Суслова Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.
Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на осеннюю выставку, конкурс.
Цель: выполнение аппликации из бумаги в технике «обрывания».
Задачи: - закреплять умение работать с бумагой;
- познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»;
- научить выполнять работу в технике обрывной аппликации;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию детей;
- развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать терпение, уверенность в своих делах.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить мастер-класс по изготовлению аппликации "Грибы" из бумаги в технике "обрывания".

На улице – осень! Самое красивое, нарядное время года! Щедрость осени не знает границ - фрукты, овощи, грибы! Какое удовольствие сходить на «тихую» охоту! А грибов в этом году видимо-невидимо! Собирай любые – одни пожарить, другие - засолить, третьи - высушить.


Каждый гриб – произведение искусства! Так и хочется запечатлеть.


- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- На полянке лесной, под могучей сосной
Стоит старичок, на нём бурый колпачок.
Колпачок на бочок.
Кто в лесу бывает – тот его знает. (Гриб)
Я нашел в лесу грибочки.
Прям у пня... у самой кочки.
На меня они смотрели
И в корзиночку хотели.
Все опятки я собрал
И домой с собою взял.
Вкусные грибочки
Выросли у кочки...

Материалы:
- бумага цветная,
- картон цветной,
- карандаш простой,
- клей,
- рамка.

Пошаговое описание работы:

1. Начнём работу с грибов. На обратной стороне цветной бумаги (она не белая) нарисовать ножки 3 грибов.


На обратной стороне коричневой бумаги нарисовать 3 шляпки гриба разные по размеру.


Аккуратно «оборвать» ножки и шляпки грибов. Расположить на выбранном фоне.


2. Теперь займёмся травой. На обратной стороне зелёной бумаги нарисовать травинки.


«Оборвать» травинки.


3. Оформить грибы травинками, располагая на аппликации.


Приклеить детали аппликации.


Возможны другие варианты изготовления работы.



Чтобы аппликация получилась ровной - положите её под пресс (несколько книг). Оставить так до высыхания клея.
Оформить в рамочку. Наша работа готова! В интерьере грибы смотрятся чудесно!


Творческих успехов!

Козлобаева М.В.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: [email protected]

Детям очень интересно делать поделки из цветной бумаги. Первое, что сразу приходит на ум, конечно, аппликации. Но многие ребята, которые приходят в художественную школу, пока ещё не умеют обращаться с ножницами. Поэтому, чтобы привить им интерес и любовь к поделкам из цветной бумаги, мы изучаем сначала технику обрывной аппликации.

Эта техника незаменима для формирования творческого мышления. Ребёнок учится композиционному размещению рисунка на картоне, аккуратному и ровному приклеиванию кусочков цветной бумаги, рассуждает о цветовом решении будущей картинки. У него развивается мелкая моторика пальцев рук. Эти факторы дисциплинируют процесс мышления и фантазии.

Что же такое – обрывная аппликация?

Это один из видов техники аппликации. Особенно, этот вид хорош для того, чтобы передавать фактуру образов. Например, пушистое облачко на небе или цыплёнок на лужайке, кудрявая овечка в поле или осенняя крона дерева.

Ребёнку нужно просто разорвать бумагу на кусочки. Они должны быть разного размера и цвета. Затем составить из них рисунок и приклеить. То, что здесь отсутствует необходимость пользоваться ножницами, это большое преимущество, ребёнок просто не сможет пораниться. Чтобы дети не пачкались жидким клеем, мы берём карандашный вариант, который не растекается. Клей-карандаш позволит детям не только не испачкаться, но и сделать свою картинку аккуратно, ровно и быстро. Справиться с такой задачей сможет и совсем маленький ребёнок, от 4-х лет.

Так с чего же мы начинаем нашу работу?

  1. Мы выбираем основу для нашего рисунка. Это должен быть обязательно картон, цветной или белый. Так как картон плотный, он не будет пропитываться клеем и выдержит весь груз нашей аппликации. Также можно использовать плотный лист белой бумаги.
  2. Затем ребёнок продумывает свою композицию. Наносит рисунок на картон.
  3. Размышляет о цветовом решении своего рисунка.
  4. Дальше начинает готовить кусочки разноцветной бумаги. Они могут быть разных размеров. Преподавателю необходимо помочь ребёнку с размерами и показать, как аккуратно обрывать бумагу.
  5. Берём клей-карандаш и начинаем заполнять пространство внутри рисунка, заклеивая его обрывками цветной бумаги. Начинаем с кусочков, больших по размеру и заканчиваем маленькими. Каждый кусочек бумаги наклеивается отдельно. Также можно заранее проклеить всю поверхность самого рисунка, и уже сверху просто накладывать, прижимая, кусочки бумаги.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы ребёнок клеил аккуратно и не вылезал за края рисунка. Готовая обрывная аппликация внешне очень напоминает мозаику. Особенно, если между обрывками бумаги остаётся незначительное пространство.

Детская обрывная аппликация может быть проста в исполнении и рисунке. Однако, она является мощным средством, которое способствует развитию фантазии, многих умений и навыков. Дети получают массу удовольствия от процесса.

Рис. 1. Мещерякова Вероника, 9 лет, «Осеннее дерево»

Рис. 2. Минаев Ярослав, 7 лет, «Филин»

Рис. 3. Лобачёва Екатерина, 9 лет, «Белый лебедь»

Рис. 4. Полякова Виктория, 8 лет, «Кот на лужайке»

Рис. 5. Головина Елизавета, 7 лет, «Кот»

Рис. 6. Колягин Даниил, 9 лет, «Северное сияние»

Итак, дети познакомились с одним из видов аппликации – обрывной. Ребята были увлечены, им было интересно этим заниматься. Каждый год им даются подобные задания, и они с удовольствием начинают творить. Ребята становятся аккуратными и усидчивыми в своей работе.

В готовую аппликацию можно внести различные украшения из бумаги или других материалов. Техника обрывной аппликации достаточно проста и понятна. Она не требует от ребёнка каких-либо навыков. Ученик просто наслаждается процессом своего творчества. В технике обрывной аппликации ребёнок может сделать работу на выставку или конкурс, в подарок другу. Или для украшения интерьера, оформив аппликацию в рамку.

Литература

  1. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. М.: «Эксмо», 2005.
  2. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
  3. Нагибина М.И. Аппликация из бумаги. М.: «Академия развития», 2011.