Как привлечь внимание детей и удержать его: советы родителям и педагогам. Как заинтересовать и заставить ребенка учиться: практические советы для разного возраста Как заинтересовать ребенка к обучению

«Не хочу делать домашку!», «Опять эта школа!», «Скорее бы каникулы!» Каждый из родителей хоть раз слышал такое от своего ребёнка, а для некоторых учебный процесс превращается в настоящее ежедневное противостояние. Школьников можно понять: образовательная система, увы, далеко не идеальна. Однако родителям под силу компенсировать школьные недостатки и сделать так, чтобы ребёнок учился с удовольствием. Мы собрали 5 действенных советов – начните применять их прямо сегодня и уже через неделю увидите первые результаты!

Замените наказание на поощрение

В нашей культуре принято обращать внимание на промахи, а вот успехи часто воспринимаются как должное. Приучите себя постоянно хвалить ребенка, даже если со стороны его достижение выглядит как незначительная мелочь. Восклицания типа «молодец», «умница» или «здорово» не подходят: необходимо словами описать сделанное. «Ты так ровно закрасил этот квадрат, ни разу не вышел за границы», «Всего пять минут на решение задачи, вот это да!», «Как аккуратно написана эта строчка, я вижу, ты очень старался», «Уже выучил стихотворение? Какая у тебя хорошая память!».

С ненавистными прописями в первом классе это тоже работает: не указывайте ребёнку на неудачно написанные буквы, лучше подчеркните те, которые вышли лучше всего. Даже если вся строка состоит из ужасных кривулин, всегда можно найти наименее страшную и похвалить за неё. Поверьте, это работает гораздо лучше, чем упрёки в стиле «ты совсем не стараешься!» или «пиши аккуратнее!». Немного тренировки – и вы в совершенстве овладеете навыком постоянного поощрения, а ваш ребёнок почувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, и будет изо всех сил стараться, чтобы у вас всегда был повод для похвалы.

Добавьте учебникам жизни

Школьные учебники способны усыпить даже взрослого, не говоря уже о непоседливых школьниках. Попробуйте разбавить скучную теорию интересной практикой или просто примерами из жизни. Разрежьте на дольки яблоко, чтобы объяснить сложение дробей, найдите фотографии Ангары и Лены чтобы проиллюстрировать тему «Восточная Сибирь», расскажите, как знание формулы длины окружности помогает инженерам настраивать ездовые качества автомобилей, посадите семечко и рассмотрите, как оно пускает корни.

Не хватает времени, фантазии или знаний? Поисковики вам в помощь! Интернет битком набит обучающим контентом – вам только нужно выбрать подходящий. Главное – разбавить сухие строчки учебников, наполнить их живыми и понятными ребёнку образами, а уж восприимчивая детская память доделает всё остальное.

Используйте современные технологии

Современные дети не вылезают из смартфонов, а значит можно (и нужно!) использовать их для обучения, благо специальных мобильных приложений хватает. Хороший пример – онлайн-викторина Trivia Crack, которая в развлекательной форме подаёт серьёзные знания почти по всем школьным предметам – истории, географии, литературе, математике и другим. Как и в любой игре, в Trivia Crack присутствует элемент соревнования, который направляет обучение в совершенно новое русло. Ребёнок сам не заметит, как окажется вовлечённым в процесс, а поданная в игровой форме информация запомнится гораздо быстрее и лучше.

В некоторых европейских и американских школах учителя даже проводят соревнования по Trivia Crack между классами: кто ответит на большее количество профильных вопросов, тот и победил. В наших школах до такого пока не дошли, но дома вам никто не мешает пробовать современные технологии. Помимо интереса к обучению такой подход принесет ещё один бонус: ваш ребенок будет воспринимать вас не как старомодных «предков», а как современных родителей, которые «шарят». Это здорово сближает!

"Мы стремимся найти решения с помощью технологий, которые сближают людей и образование, но под другим углом зрения. То, к чему я стремлюсь, - это превратить скучное медленно во что-то более привлекательное, более веселое. И наша цель другая: взять игры и механику (будь то социальные или связанные с играми), которые работают, и вывести их на образовательный уровень, чтобы отточить их и тем самым помочь решить реальные проблемы, которые влияют на человечество." - -Генеральный директор Etermax Maximo Cavazzani (Максимо Каваццани)

Исключите внешние причины

Потеря интереса к учёбе может быть связана с какими-то внешними факторами. Может, вашего ребенка дразнят одноклассники? Или отругала учительница? Или ему не нравится новая школьная форма? Или вы сами слишком строги к сыну или дочери и требуете только отличных отметок? Психика детей не всегда может сопротивляться стрессу, и тогда включается защитная реакция: ребёнок всячески увиливает от выполнения «домашки», отказывается идти в школу, может даже заболеть (врачи называют это психосоматикой).

Ваша задача – выяснить, что тревожит ребёнка. Попробуйте аккуратно расспросить его, покажите, что тревожитесь и готовы помочь. Только ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, даже если они кажутся вам незначительными. Нельзя советовать «будь умнее и не обращай внимания» сыну, которого дразнят одноклассники, или говорить «да ладно тебе, нормальная форма» дочери, которой не нравится отражение в зеркале. Психологи в таких случаях советуют разделить с ребенком его чувства, чтобы он почувствовал поддержку. Представьте себя на его месте. Скажите: «Ужасно обидно, когда дразнятся», «Так неприятно, когда учительница ругает тебя перед классом», «Ты не чувствуешь себя красивой в этой блузке». Сочувствие позволит ребёнку избавиться от напряжения и поможет вернуть интерес к учёбе.

Устройте внеплановый выходной

А может, ваш ребёнок просто устал? Требования к современным школьникам высоки, так что к середине четверти у него может просто не остаться сил на ранние подъёмы и домашние задания, особенно если после школы он ещё посещает какие-либо кружки или секции. Устройте выходной – прямо посреди недели! Дайте ребёнку выспаться, сходите вместе в кино или на прогулку, позвольте ему заняться тем, чем он сам захочет – хоть лежать на кровати и ничего не делать. За один день ваш школьник вряд ли сильно отстанет от учебного процесса, зато на следующий отправится в школу полным сил.
Подробнее -

Современные родители буквально заваливают своих детей игрушками, смартфонами, планшетами и прочими благами цивилизации, лишь бы любимое чадо было при деле. Действительно, их не видно, не слышно, казалось бы — благодать. Но не тут-то было, как только дело подходит к первому классу, появляется масса проблем. У ребенка, который имеет постоянный доступ к легкой добыче информации, которую дают телевизор и интернет, совершенно нет желания учиться! Что делать в сложившейся ситуации и как заинтересовать ребенка учебой? Тут не помешают советы опытного психолога.

Интерес у ребенка к учебе не появляется сам по себе, вдруг. Нет, это прямая обязанность родителей обеспечить ему условия для развития мотивации, тяги к знаниям. Для этого необходим ежедневный и кропотливый труд. Очень важно принимать участие в психологической жизни ребенка, его стремлениях и интересах. Рука любящего родителя должна постоянно быть на пульсе, чтобы во время оградить, подсказать, сподвигнуть.

В современном мире нужно быть профессианалом во всем, постоянно совершенствоваться, расти над собой, чтобы оставаться «в теме». Мало закончить школу и получить высшее образование, поэтому нужно с детства не просто стремиться к новым знаниям, а получать удовольствие от этого процесса. Вот, что важно прививать ребенку.

Поэтому угрозы и наказания здесь не помогут. Психологи дают несколько полезных рекомендаций, соблюдая которые, каждый родитель леко сумеет привить своему ребенку любовь к учебе:

  • Заставлять учиться маленького человека бессмысленно, важно учитывать в нем личность, а не подавлять ее.
  • Уж если и собрались наказывать за плохие отметки, непременно выясните предварительно причину их появления! Мелкие промахи вообще лучше оставить без внимания, а вот малейшее достижение достойно похвалы.
  • Очень важно сопоставлять школьную нагрузку со способностями ученика, а также его склонностями к тем или иным предметам.
  • Необходимо принять во внимание возраст ребенка: у первоклассника и будущего выпускника совершенно разная мотивация к учебе.
  • Между родителями и ребенком 10 лет должны быть доверительные отношения, важно общаться, как с другом — никогда не унижать и ни в коем случае не бить!
  • С малых лет нужно выявлять таланты малыша, развивать их и поддерживать новые начинания. хвалить его и искренне гордиться его достижениями.
  • Отлично, если ребенок уже с детства знает, кем станет в будущем. Это цель, к которой он будет стремиться.
  • В обязательном порядке родители должны поддерживать связь с преподавателями, воспитателями и руководителями кружков, чтобы всегда быть в курсе событий и вовремя вмешаться, если ребенок не проявляет интереса к тому или иному предмету.

Как заинтересовать ребенка буквами?

Привить ребенку интерес к учебе можно легко, если начинать с раннего возраста. Благо, современный мир изобилует различными методиками раннего развития. Любопытные малыши впитывают любую новую информацию, как губки. Непременно воспользуйтесь этим, чтобы ознакомить ребенка с буквами родного алфавита.

Чтобы не вызвать негативного отношения к новому виду знания, нужно выбрать правильный момент. Малыш должен быть здоров и в хорошем настроении. Дабы заинтересовать ребенка буквами, обязательно учитывайте его предпочтения и темперамент. Некоторых неусидчивых товарищей довольно проблематично привлечь к изучению алфавита. Поэтому обучение необходимо проводить в форме веселой игры.

Для занятий обязательно стоит запастись красочными разнообразными дидактическими материалами:

  • карточками с буквами и картинками
  • кубиками с буквами
  • настольными играми
  • книгами
  • плакатами
  • пазлами

Хорошо, если там будут изображения любимых персонажей из сказок и мультиков. Полезны и игрушки со звуковым сопровождением. Важно задействовать разные виды восприятия, тогда изучение материала пройдет легко весело и продуктивно. Особенное внимание уделите карточкам с буквами, желательно иметь несколько разных наборов, непременно хорошего качества, чтобы надолго хватило, лучше всего использовать пластиковые.

Видя энтузиазм родителей, ребенок просто не может не увлечься. Веселые песенки, стихи и мультики — все это ключ к легкому изучению алфавита.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Мало выучить с малышом буквы, как показывает практика, осваивает он их быстро и безболезненно. Научить читать сложнее, но, при творческом подходе, и это не проблема. Самое трудное — это заинтересовать ребенка чтением. А сделать это нужно непременно, ведь чтение — ключ к успешной учебе, развитию и саморазвитию в будущем.

Так как же привить любовь к чтению? И когда начинать знакомить ребенка с книгами? Ответ простой — чем раньше, тем лучше. Строго говоря, человек начинает свое знакомство с литературой еще до своего рождения, когда он слышит материнскую речь и пение. Колыбельные и небольшие стишки, потешки — это то, с чем знакомится любой новорожденный. Поэтому процесс приобщения к чтению уже идет полным ходом. Важно вовремя поддержать его иллюстрациями.

Первые картонные книжки-картинки можно показывать ребенку с трех месяцев или даже раньше. Показывая изображения, обязательно комментируйте их. описывайте, что малыш видит. Чаще читайте ему вслух стихотворения, позволяйте листать книги, прикасаться к ним. Существует масса вариантов с различными вставками из бархата или меха, они способствую развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

К полутора годам пора приучаться к ежедневному чтению перед сном. Короткие сказки, песенки и стихотворения помогут настроиться на сон, если станут традиционными. Книги должны стать неизменным атрибутом для малыша. Сначала они выполняют роль любимых игрушек, а позднее будут использоваться по прямому назначению.

Не следует ограничивать к ним доступ. Покупая новые экземпляры стоит отдавать предпочтение крепким картонным, чтобы они не пострадали от цепких детских ручек. Но и этого недостаточно, чтобы ребенок проводил время с книгой. Он должен видеть, как это делают родители! Без личного примера ничего не получится. Только видя привычки родителей, ребенок легко перенимает их. Так что, если вы сами предпочитаете планшет или смартфон книге, задумайтесь!

Но все же интерес к чтению формируется и через обучение, поэтому стоит убедиться, что процесс приобретения навыка чтения не был для ребенка скучным и мучительным. Пользуйтесь для этого проверенными методами. Когда цель будет достигнута, и маленький человек начнет самостоятельно читать, воспользуйтесь одним из предложенных способов.

Метод Кассиля. При чтении ребенку особенно интересной книги, остановитесь на самом интригующем моменте и сделайте вид, что появились неотложные дела. Любопытный маленький человек, сам захочет поскорее узнать исход событий и дочитает за вас. Главное, не оставляйте слишком большой отрывок, большой объем текста может отпугнуть его.

Метод чтения по ролям. Можно распределить чтение по ролям, например, взрослый читает слова автора, ребенок ответственный за персонажей. Такой опыт очень пригодится маленькому читателю в школе.

Метод любимого персонажа. Выберите персонажа из сказки или мультика, которого ребенок знает и любит. Начните писать от лица любимого героя небольшие письма своему ребенку, он будет читать их с удовольствием, а затем отвечать. Записки должны быть интересными, яркими, можно менять персонажей, словом, делать все, чтобы игра не наскучила.

Метод помощи. Примите крайне занятой вид: уборка, готовка, глажка и т.д. А ваш дорогой помощник пусть почитает вслух интересный рассказ. Маме же тоже нужно культурно развиваться, да только некогда. Кроме того, ребенок может не только «развлечь» занятых родителей, но и поучаствовать в готовке, например. Пусть прочитает рецепт или инструкцию. В магазине ему вообще теперь цены нет, кто, как не начинающий читатель, озвучит содержание этикеток, ценников, названий продуктов, отделов супермаркета, а также всех вывесок, что встретятся по пути.

Итак, чтобы любовь к чтению была полной и безграничной, запомните, дом должен быть полон интересных книг, хвалите малыша за каждую прочитанную страницу, позвольте ему самому выбрать книгу, дарите их на праздники, но не перегибайте палку. Говорите о прочитанном и о чтении в целом, о том как это важно и интересно. Будьте терпеливы и станьте хорошим примером для юного книголюба.

Как заинтересовать ребенка английским?

Освоение иностранного языка, равно как и родного, лучше всего происходит в в естественных условиях, с помощью ежедневного общения, книг, мультиков, музыки и т.д. Однако чаще всего английский язык — это всего лишь очередной школьный предмет, по которому задают кучу занудных домашних заданий, и интерес к нему не очень велик. Как же заинтересовать ребенка английским, если нет возможность сиюминутно поместить человека в нужную языковую среду? Далеко не каждая семья может себе позволить отправить ребенка за границу изучать иностранный язык!

И все-таки это реально, даже без больших материальных вложений. Каждому родителю по силам сформировать максимально комфортные для изучения языка условия.

  1. Смотрите вместе любимые мультфильмы на английском языке. Любимые персонажи, например, свинка Пеппа, настолько яркие и эмоциональные, что никакой перевод ребенку не понадобится, он легко поймет содержание мультика и с удовольствием его вам перескажет. Помимо мультгероев в сети можно найти множество роликов и даже целых каналов на иностранном языке, посвященных детскому творчеству и развитию. Что может быть интереснее, чем выполнить поделку вместе с мамой по инструкции на английском?
  2. Важно, чтобы ребенок слышал иностранный язык как можно чаще: слушайте в дороге песенки, болтайте друг с другом, читайте английские сказки и стихи, можно даже познакомиться с настоящим англичанином, если задаться такой целью. Благо, сейчас существует масса способов для этого.
  3. Отличное решение — это чтение английской литературы! Книги можно подобрать для любого возраста: и малышу, и подростку. Главное условие — это интерес ребенка, поэтому особое внимание нужно уделить тематике, будет ли это юмористический рассказ или трогательная история любви, выбирать только вам. Не забывайте только, что литература должна быть адаптированной. Неплохо также запастись развлекательными журналами, как правило тексты статей в них несложные, а темы очень актуальные, особенно для подростков.
  4. Мультимедийные возможности сегодня расширяют наши возможности. Вот где вездесущий планшет будет весьма кстати. Тут и приложения, и интерактивные книги, и раскраски, и игры, и настоящие иностранные сайты — все это настоящий клад для любознательных полиглотов.
  5. Конечно, путешествие в страну изучаемого языка было бы идеальным вариантом, чтобы познакомиться с особенностями носителей языка, их обычаями и традициями, найти новых друзей по переписке и пригласить их к себе погостить.
  6. В крайнем случае, запишите ребенка на курсы языка или наймите репетитора, только убедитесь, что ребенок будет получать действительно интересные и ценные знания, а не просто получать помощь с домашними заданиями. Почувствовав успех в изучении английского на курсах или дома, ребенок и в школу побежит на урок с огромным удовольствием, где будет проявлять активность и получать хорошие оценки.

Как заинтересовать ребенка математикой?

Одна из основополагающих школьных дисциплин — математика. Ее изучение часто дается детям с трудом, так как они просто не видят в ней смысла. Поэтому головная боль родителей из-за вопроса, как заинтересовать ребенка математикой, вполне оправдана.

А заинтересовать ребенка нужно обязательно, иначе не только оценки по этому предмету будут мягко говоря низкими, но и развитие интеллекта в целом во многом потеряет. Поэтому важно разговаривать с ребенком об этой науке, объяснять, как ее применять на практике. Скажите ему, что человек обязан уметь считать, чтобы ходить в магазин и делать покупки, получать заработную плату и пересчитывать ее. Элементарные умения потребуются даже для того, чтобы определить время и не опоздать на работу, отсчитать необходимое количество ингредиентов для того, чтобы приготовить обед и т.д. Без математики невозможно конструировать, строить и делать технические открытия.

Чтобы не быть голословными, возьмите ребенка в магазин, доверьте ему сосчитать сумму покупок. Пусть помогает на кухне, ведь это здорово готовить вместе, а за одно отмерять нужное количество ингредиентов и даже взвешивать их. Устройте школьнику настоящий квест, где последовательное решение задачек и ребусов приведет его к какому-нибудь сокровищу: билету в кино или шоколадному торту.

В этом деле важен настрой самих родителей. Если они станут твердить, что математика сложный предмет, дети будут повторять эти слова, и будут пасовать перед трудностями. Лучше вообще не выражать своих эмоций по этому поводу, но не забывайте хвалить их способности, вызывайте чувство удовлетворения от выполненной работы.

Как заинтересовать ребенка и научить математике легко и интересно?

Заинтересовать ребенка математикой можно и в самом раннем возрасте, если у родителей есть такое желание. Что в свою очередь весьма положительно скажется на изучении этого предмета в школе. Главное, как и во всем, подходить к этому вопросу творчески и с игрой, а не с механическим заучиванием.

  • Здесь действуют те же правила, что и с остальными направлениями в обучении:
  • Эмоциональное отношение родителей. Пусть дети увидят, что вам нравится искренне нравится математика, и тогда они тоже от души полюбят складывать и вычитать.
  • Собственный пример и примеры из истории. Рассказывайте детям о великих математиках и их открытиях, они вдохновятся этим не меньше, чем самими родителями, которые с энтузиазмом разъясняют им задачки.
  • Наглядность. Всегда используйте в обучении наглядный материал — все, что можно сосчитать: бусины, палочки, кружочки, счеты, пироги, яблоки и дольки апельсина. Для более сложных примеров обязательны простые схемы и графики.
  • Современные методики, например, Марии Монтессори или Сингапурски метод позволяют без зазубривания понять и запомнить таблицу умножения. И таких методов просто масса, нужно только подобрать тот, который ребенку интереснее и подходит по возрасту.

Увлекитесь математикой сами, и вы без труда заинтересуете ею детей!

Как придумать математические ребусы для ребенка?

Одно из отличных средств для привлечения ребенка к математике — это ребусы или головоломки. Они развивают логическое мышление, дедукцию и неплохо развлекают. Можно даже придумать математические ребусы самостоятельно, это лишний раз подчеркнет вашу заинтересованность, что положительно скажется на мотивации ребенка.

Для этого нужно знать несколько правил:

  • Важный знак в ребусе — это запятая. Она указывает на то, что в исходном слове или числе нужно убрать одну букву или цифру, какую именно — зависит от положения запятой. Если она стоит в начале слова, то первую, если в конце — то последнюю ит.д.
  • Зачеркивание означает, что букву или цифру нужно убрать.
  • Цифры, которые находятся под рисунком могут означать последовательность, прямую или обратную.
  • Положение картинки тоже имеет значение, если она перевернута, ребус нужно читать с конца.
  • Загадывайте слова только в именительном падеже.
  • Стрелка или знак равно указывает на то, что знаки нужно поменять местами.
  • Одно из значений может располагаться внутри картинки, либо за ней, либо над и т.д. В этом случае применяются предлоги в, на, под, за.
  • Стоящие под изображением цифры в ряд, указывают на то, что нужно использовать буквы в этой последовательности.

Начните придумывать ребусы с самых простых, постепенно усложняя задачу. Используйте простые задачки, математические термины, цифры.

Как заинтересовать ребенка ребусами?

Придумывая ребусы для своего ребенка, вы очень легко сможете его заинтересовать ими. Очень скоро он начнет пробовать свои силы в составлении собственных головоломок. Начинайте совместный труд с самых простых головоломок, объясните малышу общие правила, запаситесь красочными картинками, для иллюстрирования материала, цветными маркерами, ватманом. Можно рисовать гигантские ребусы, а можно очень маленькие в блокноте. Все зависит от фантазии и возможностей. Делайте это вместе и как можно чаще, везде, где только есть стол. Хотя и на коленке может выйти не хуже, главное, ваш настрой и энтузиазм.

Примеры математических ребусов, загадок и кроссвордов

Помимо ребусов, существует масса интересных логических загадок и кроссвордов. Они тоже способствуют умственному и интеллектуальному развитию, а также стимулируют интерес ребенка к математике.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 7-8 лет

Дети в этом возрасте уже отлично знают цифры и хорошо знакомы с различными видами действий, поэтому их можно смело включать в ребусы. Для этих ребусов характерно присутствие математического значения как в загадке, так и в ответе.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 8-9 лет

Для деток постарше, которые уже учатся во втором классе, можно выбирать еще более сложные загадки. В них уже могут использоваться числа до 100, примеры на умножение и деление, понятия длины, объема, периметра, геометрические фигуры: отрезок, угол.

Пример математических ребусов с ответами для ребенка 9-10 лет

Для детей третьего класса потребуются более совершенные навыки владения таблицей умножения, составления и решения математических задач, навыки черчения элементарных геометрических фигур, отрезков, прямых и углов.


Пример математических ребусов с ответами для ребенка 10-11 лет

Дети четвертого класса уже могут решать задачи разными способами,умеют вычислять площадь и объем фигур, чертить их и измерять, знают свойства углов, умеют работать с двузначными числами и дробями. Все эти умения можно применять для разгадывания ребусов.


Сложные математические ребусы

Самые сложные ребусы под силу только самым смекалистым ребятам.

Какие математические задачки можно решать с детьми в игровой форме во время путешествия в машине?

Занять любителей планшета и смартфона в дороге — дело хитрое, но выполнимое. Чтобы дети отлипли от экранов нужно организовать веселую игру, желательно интеллектуальную.

Самое простое, чем можно занять непосед — это заставить их считать определенные встречные предметы. Пусть девочки считают кошек, а мальчики собак, а потом наоборот. А можно развлечься с номерными знаками проезжающих автомобилей: сначала нужно отыскать машину с номером, где есть 1, потом 2, 3 и т.д. К таким тренажерам для счета относится игра «Сколько ножек»? Считаются ноги у всех встречных людей, животных и птиц. Не забудьте посчитать и свои.

Подойдут и задания на логику, пусть дети подумают, как разделить бублик двумя линиями на 5 частей сразу! На парковке задавайте им вопросы с подвохом, например: правда, что здесь все машины красные? или правда, что здесь нет синих машин?

Хороши в дороге и веселые задачки из книги Г. Остера, они поднимут настроение и не на шутку озадачат не только детей, но и взрослых. Так что непременно захватите с собой этот забавный задачник.

Психология и педагогика

Как заинтересовать ребенка учебой?

В образовательном процессе почти всегда срабатывает формула «кто хочет, тот добьется»: секрет успеха учеников кроется в их устойчивой мотивации. Но почему в одних ситуациях мы хотим учиться, а в других не хотим? Почему одни дети хотят учиться, а другие наотрез отказываются? Как выстроить в школе такую ситуацию, чтобы учиться хотели все? Об этом рассказывает Екатерина Юрьевна Патяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя - то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы...». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант - когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

    Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.

    Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.

    Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.

    Позитивная взаимосвязь с другими людьми . Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

    Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

    Вознаграждение . Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета - в зависимости от того, что значимо для ребенка.

    Избегание наказания . Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
Педагоги-психологи и многодетные матери
Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!..», «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт...

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа - над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:

    Опыт свободы . Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.

    Опыт самоорганизации . Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые - остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.

    Итоги года . Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.

В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать. В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное - родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.

Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского - и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.

Выученная беспомощность . Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение - опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.

У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:

    Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);

    Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);

    Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.

Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит - неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит - неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит - падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.

Признание собственной обучаемости . Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.

Купить

Любой адекватный родитель согласится с утверждением, что способности ребенка нужно развивать, причем это не должно быть какое-нибудь одностороннее развитие – малыш может заниматься и в двух, и в трех кружках одновременно. Главное, чтобы ему это нравилось. Только тогда им будут достигаться желаемые вершины. Но как выбрать секцию для ребенка? Какому кружку отдать предпочтение? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.

Кружок по способностям

Весьма странно было бы отдавать свое чадо в секцию, направление которой его вовсе не интересует. Со временем такая деятельность надоест ребенку, поэтому велика вероятность того, что время на обучение будет потрачено зря. Что делать?

  1. Обратите внимание, какими видами деятельности интересуется ваш ребенок.
  2. Никогда не заставляйте свое чадо делать то, что ему не нравится, даже если у него это получается превосходно. В дальнейшем подобные занятия не будут приносить удовольствия, а сам ребенок вряд ли вырастет счастливым и успешным.
  3. Во время домашних занятий постарайтесь заметить, чем ребенок любит заниматься, что у него получается лучше всего.

Итак, чтобы правильно выбрать секцию ребенка, следует опираться на эту тройку главных правил. Стоит также учитывать, что у малыша может не быть никаких способностей или талантов. Однако если вы заметили заинтересованность той или иной деятельностью – смело отдавайте ребенка в соответствующий кружок. Будьте уверены, такие занятия будут полезными, а результаты – отличными. Учитывать стоит и то, понадобится ли эта деятельность вашему ребенку в будущем.

Интерес и мнение ребенка – превыше всего

Примерно с трехлетнего возраста малыш уже может сказать, что ему нравится, а что нет, чем он хочет заниматься, а что ему не интересно. Воспользуйтесь этим. Не игнорируйте желания своего чада. Обязательно поинтересуйтесь, какую секцию выбрать хочет именно он. Тогда выбор сделать будет проще, а в дальнейшем ребенок будет с удовольствием заниматься любимым делом.

Если же ребенок не может определиться с выбором, ненавязчиво помогите ему: расскажите о видах деятельности, которые могут его заинтересовать, объясните, зачем они нужны, чем полезны. Возможно, один из предложенных вами вариантов понравится крохе, и тогда проблема будет решена лучшим образом.

Бывает так, что ребенок посещал секцию с удовольствием, а в какой-то момент начал наотрез отказываться от занятий. В чем причина? Это предстоит узнать. Постарайтесь поговорить с ребенком, выяснить, почему у него пропало желание заниматься. Ведь причин может быть много, и потеря заинтересованности – не единственная: возможно у него возникли непонимания со сверстниками или преподавателем, банальная усталость или болезнь тоже могут отбить желание посещать кружок. Дайте ребенку отдохнуть, пропустите несколько занятий в секции: если это не поможет, ищите другое занятие.

Очень важно! Никогда не упрекать ребенка в том, что он спонтанно решил бросить занятия – дети растут, их интересы меняются. И задача родителей – поддерживать эти интересы, дать ребенку свободу выбора.

Как выбирать секцию: основные моменты

Желание заниматься в кружке может возникнуть, если тщательно подойти к его выбору. Для этого стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  1. Узнайте, в каких кружках занимаются друзья или одноклассники вашего ребенка. Если у малыша есть недруги, также нужно узнать, где занимаются они, чтобы ненароком не отдать свое чадо в коллектив его соперников – из-за конфликтов он бросит занятия уже в скором времени.
  2. Выбирайте секцию, которая располагается недалеко от вашего дома, школы. Близкое расположение зала сбережет ребенку силы, а родителям – нервы.
  3. Обратите внимание на стоимость занятий. Ориентируйтесь исключительно на свои возможности. Однако, выбирая дорогостоящий кружок, имейте в виду, что и требования вы будете выдвигать своему ребенку более серьезные. А если он откажется более посещать занятия? Представьте свою реакцию…
  4. Если вы выбрали секцию или кружок, обязательно предварительно посетите этот зал. Важно отметить все: обстановку, отношение преподавателей к детям и детей к преподавателям, мнение родителей других детей, наличие необходимого инвентаря, соблюдение техники безопасности, какие вещи и предметы понадобятся для занятий дополнительно.
  5. Если вам понравилось все, в следующий раз посетите занятие уже с ребенком. Как правило, первое занятие всегда бесплатное. После него вы можете узнать, насколько интересно вашему ребенку было заниматься, какое впечатление у него сложилось о преподавателе, о зале, о детях. И если ответ малыша положительный, смело записывайтесь в кружок.

Продолжительность занятий в каждом случае строго индивидуальна. Зависит этот фактор от желания, сил, работоспособности ребенка, его занятости в школе, возможности сопровождения его взрослыми и т.д. Количество кружков одним не ограничивается: ориентируйтесь на заинтересованность ребенка, его устойчивость к нагрузкам и, конечно же, на свой кошелек.

Обязательно выберите дни недели и время для занятий, которые будут наиболее удобны вам и менее загружены для ребенка. Лучше, чтобы ваше чадо посещало секционные занятия после уроков или в выходные дни.

Если ребенок потерял интерес к занятиям…

Отчаиваться и хвататься за голову не стоит, а упрекать малыша в его неопределенности – это вовсе преступление. Наберитесь терпения, ведь развитие ребенка – дело не из простых. Родители должны быть мудрыми, ведь совсем не значит, что если ребенок перестал интересоваться занятием, которое когда-то ему нравилось, он его обязательно бросит. Ваша задача – сделать все, чтобы малыш изменил свое мнение. Но делать это нужно аккуратно, ненавязчиво.

Что вы можете сделать?

  1. С вдохновением расскажите ребенку о преимуществах выбранного им кружка.
  2. Оставьте в стороне свою напористость и принципиальность – в этом вопросе они худшие ваши враги. Позвольте крохе сделать выбор самостоятельно: ребенок имеет право заниматься в том кружке, который ему нравится больше всего, где ему комфортно, интересно, легко. Отстаивая свою точку зрения, родители рискуют потерять доверие своего ребенка.
  3. Стоит правильно объяснить цель посещения секций и кружков: это не развлечение, а способ получения определенных умений и навыков с целью достижения конкретных результатов.
  4. Обязательно интересуйтесь успехами ребенка, его впечатлениями. При необходимости поддерживайте и помогайте, но делайте это ненавязчиво, без строгого контроля и управления.
  5. Станьте вдохновителем своего чада. Всегда поддерживайте его решения, хвалите за успехи, но ни в коем случае не ругайте за неудачи – объясните, что упорство в занятиях поможет достичь высоких результатов.
  6. Мотивируйте своего малыша, напоминайте о перспективах его деятельности – такой подход поможет ребенку оставаться «на плаву» в трудные моменты.

Детские кружки и секции – прекрасная возможность уберечь своего малыша от деградации. Занимаясь любимым делом, ребенок будет всегда подвижным, активным, бодрым, заинтересованным. У него не будет времени на такие глупости, как компьютерные игры или просмотр телевизионных передач, которые разрушают реалистическое восприятие детей. Но одно из главных преимуществ, которое получит ваше чадо, - это живое общение со сверстниками, чего так не хватает детям в наше время.