Польза труда для здоровья лечения. Работники физического труда умирают раньше «офисного планктона

Статья: «Труд в жизни человека»

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.

Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.

Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие . Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение?

Трудолюбие, это дословно - любить труд

    Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;

    Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;

    Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;

    Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность.

Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.


Преимущества трудолюбия:

Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата.

Как правило, любая работа не будет его угнетать;

    Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;

    Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;

    Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям;

    Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения.


Поговорки и пословицы о трудолюбии:

    Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. (русская народная пословица)

    Не котёл варит, а стряпуха (русская народная пословица)

    Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра (русская народная пословица)

    Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

    Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник. (И. Гердер)


Это интересно:

В Словении рабочий день начинается в семь часов утра, поэтому в десять ночи города замирают, т.к. жители уже давно легли спать.
Самые трудолюбивыми из всех живых существ на планете оказались пчелы и муравьи.

Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью . Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.

Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.

Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».

Лень, небрежность как черты характера , выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, - пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд . Если эти черты встречаются и у некоторых наших школьников, то это свидетельствует о недостатках воспитательной работы с ними.

Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность . Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина . Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.

В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.

И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию.

Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.

По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.

Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).

В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.

Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профориентационная игра спасатели.

Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией.

Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты.

1. Для проведения игры нужно выбрать независимое жюри и разделиться на две команды- спасателей и людей, которых нужно спасать.

2. Далее спасателям предлагается несколько ситуации, в которых они должны проявить свою смекалку:

Ситуация №1 :Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь(при ушибах царапинах и растяжениях).

Ситуация №2 :Несколько дачников попали в наводнение, спасателям нужно придумать несколько способов переправы.

Можно придумать еще несколько критических ситуаций, в которых спасатели могли бы себя проявить. Главное спасатели должны справиться с проблемой весело и с выдумкой.

Итог: В процессе игры ребята научились согласовывать свои действия, работать в команде, принимать совместное решение. После окончания игры в совместном обсуждении ребята сделали акцент на том, что играть было не легко и что работа спасателя более ответственная, чем думали ребята.

Профориентационная игра журналист.

Цель: данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии.

Участникам этой игры предлагается сыграть роль журналиста, который берет интервью у какой либо известной личности.

Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный).

1. Перед началом игры следует сначала назначить главного редактора журнала, который впоследствии оценит результаты игры. Всем остальным нужно разделиться на пары, в которых один будет исполнять роль журналиста, а другой - известной личности. Та пара, которая наиболее успешно справится с заданием, становится победительницей.

Ребята распределили между собой роли и брали интервью у Штирлица, всем известного Вовочки, у учителя математики на тему ЕГЭ.

Итог: В этой игре ребята были очень активны, многие заметили что когда брали интервью им не всегда хватало воображения и и умения получить желаемый результат, в завершение всеми был сделан вывод что даже самые простые на первый взгляд профессии имеют свои особенности.

Список литературы

1.Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.

2.Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че- ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.

3.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к тру- ду. М., 1959.

4.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.

5.Справочник профессий Электронный ресурс . – Режим доступа: .

По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в настоящее время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня в России наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, а работодатели готовы оплачивать их труд даже выше, чем представителей умственного труда. К тому же, за выполнение тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд - это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. В его основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, в отличие от работников интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат на выполнение работы. Особенно много сил и энергии затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

По интенсивности труда профессии делятся на 5 групп:

  1. Профессии, связанные преимущественно с умственным трудом (руководители предприятий, медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок; учителя, воспитатели, кроме спортивных; работники науки, литературы, печати, планирования и учета, секретари и др.)
  2. Профессии, связанные с легким физическим трудом (работники, занятые на автоматизированных процессах, в радиоэлектронной и часовой промышленности, сфере обслуживания, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитарки, продавцы промтоварных магазинов, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры и др.)
  3. Профессии, связанные с физическим трудом средней тяжести (станочники, занятые в металлообработке и деревообработке, слесари, наладчики, врачи-хирурги, химики, текстильщики, водители различных видов транспорта, работники пищевой промышленности, коммунально-бытового обслуживания и общественного питания, продавцы продовольственных товаров, железнодорожники, машинисты подъемно-транспортных механизмов, и др.)
  4. Профессии, связанные с тяжёлым физическим трудом (строители, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторы, горнорабочие, работающие на поверхности, работники нефтяной и газовой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, металлурги и литейщики и др.)
  5. Профессии, связанные с физическим трудом повышенной тяжести (горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах, сталевары, вальщики леса и рабочие на разделке древесины, каменщики, бетонщики, землекопы, грузчики, труд которых не механизирован, работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован).

Выполнение физического труда умеренной интенсивности способствует физическому развитию организма, его оздоровлению, повышает иммунитет и умственную работоспособность. Физический труд обеспечивает нормальное развитие таких качеств, как сила, выносливость, ловкость, улучшает координацию и гораздо полезнее для осанки, чем сидячая работа.

С другой стороны, чрезмерно тяжелые физические работы снижают работоспособность всех систем организма человека, что может привести к частым болезням.

В настоящее время в связи с внедрением новой техники и технологии, с автоматизацией и механизацией производственных процессов доля ручного немеханизированного труда значительно снизилась. Однако он сохранился при проведении строительных работ, в ряде промышленных производств и на транспорте.

Особенности физического труда

1. Высокие энергозатраты

При физическом труде энерготраты рабочих на выполнение производственных операций составляют 3000 – 5000 ккал.

2. Наличие профессиональных вредностей

Принципы питания

1. Обеспечение физиологической потребности в энергии и пищевых веществах (приложение 1 и 2)

Калорийность суточного рациона должна быть равна энергозатратам, в связи с этим в питании увеличивается содержание белков, жиров и углеводов.

Потребность в белках составляет 2-2,5 г/кг массы тела, на долю животных белков должно приходиться 60%. Относительное снижение содержания белков в рационе при тяжелом физическом труде связано с большой нагрузкой на органы, участвующие в расщеплении этих веществ и выведении их продуктов обмена (печень, почки).

Потребность в жирах

В питании должно быть увеличено количество жиров, однако в относительно меньшей степени, чем углеводов. Это обусловлено особенностями их обмена в организме при интенсивной мышечной работе. С одной стороны расщепление углеводов с высвобождением энергии происходит легче, чем жиров, с другой - промежуточные продукты их распада нетоксичны (в основном молочная кислота) и легко утилизируются, тогда как при окислении жиров в качестве промежуточных продуктов образуются ацетоновые тела, которые при накоплении оказывают токсический эффект. Потребность в жирах составляет 1,5-2 г/кг массы тела, на долю растительных жиров должно приходиться 20-30%.

Потребность в углеводах

Основным источником энергии в мышцах являются углеводы, в связи, с чем их доля в рационе должна быть выше, чем для лиц, не занимающихся физическим трудом. Потребность в углеводах составляет 5 – 6 г/кг массы тела, на долю сложных углеводов должно приходиться 80%.

Соотношение белков, жиров, углеводов по энергетической ценности должно составлять для работающих, относящихся к IV группе интенсивности труда 1,1: 3,3: 5,6; к V группе - 1,1: 3,0: 5,9.

Потребность в витаминах и минеральных веществах

При напряженном физическом труде значительно возрастает потоотделение, что ведет к потерям с потом водорастворимых витаминов и минеральных веществ, поэтому потребность в данных ингредиентах питания увеличивается. Чем интенсивнее и продолжительнее труд, тем выше потребность в витаминах.

2. соблюдение режима питания

Режим питания зависит от распорядка дня, времени, начала и окончания работы, времени обеденного перерыва, отдаленности места жительства, индивидуальных привычек и т.д. Рекомендуется четырехразовое питание при следующем распределении калорийности по приемам пищи: завтрак – 25%, обед – 40%, ужин – 25%, легкий ужин – 10%.

При работе в ночную смену дома рекомендуют пищу, по времени приема соответствующую ужину, а по составу - завтраку, то есть она должна обеспечивать 30 % суточной калорийности. В ночное время активность пищеварительной системы понижается, в связи, с чем в меню следует включать легкоусвояемые и малокалорийные блюда и изделия. Необходимы также тонизирующие напитки. Ночной прием пищи должен содержать 20 % суточной энергетической ценности.

Утром, после окончания работы, следует завтрак, по составу соответствующий ужину, т. е. содержащий 20 % суточной калорийности. В меню включают блюда, не требующие для своего переваривания длительного времени и не препятствующие отдыху нервной и пищеварительной систем во время предстоящего сна. После сна следует основной прием пищи - обед, являющийся источником 40-45 % энергетической ценности дневного рациона.

В связи с тем, что физическая работа вызывает торможение пищеварительной системы, основной по энергетической ценности прием пищи должен осуществляться через 1-2 ч после окончания работы, а во время обеденного перерыва нужно потреблять легкоусвояемые блюда и продукты.

3. качественный состав рациона

Рацион питания лиц, занятых физическим трудом, должен включать все основные группы продуктов (мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко, молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия), что позволит обеспечить организм необходимыми питательными веществами.

4. использование лечебно-профилактического питания.

Как часто мы становимся свидетелями и невольными участниками споров о том, какой труд тяжелее — умственный или физический. Мы не будем на страницах этого интернет-журнала пытаться ответить на этот вечный вопрос, а лучше проанализируем, как влияет тяжелый физический труд на организм человека? Есть ли положительные моменты или все достоинства нивелируются негативным влиянием тяжелого труда на здоровье мужчины? И, конечно, попробуем разобраться, как бороться с негативными последствиями чрезмерных нагрузок.

Что такое тяжелый физический труд?

Определимся с самим понятием. Труд водителя не является тяжелым физическим, хотя и связан с длительной статической нагрузкой. То же самое можно сказать о сапожнике или хирурге — статические нагрузки, безусловно, вредят нашему организму, но причислять представителей подобных профессий к работникам тяжелого физического труда будет большой ошибкой.

Тяжелый труд неразрывно связан с интенсивными динамическими и статическими физическими нагрузками при подъеме, перемещении и удержании тяжестей. Согласно этому определению в данную категорию попадают погрузочно-разгрузочные работы, многие виды работ в строительном секторе, сталкиваются с тяжелым физическим трудом работники металлургических предприятий. По определению тяжелым является труд в горно-добывающей отрасли; по сей день осталось место физическому труду и в сельском хозяйстве.

Последствия тяжелого физического труда

Физические нагрузки нашему организму необходимы — они способствуют формированию мышечного каркаса и опорно-двигательного аппарата. Мужчина, который знаком с физическим трудом не понаслышке, как правило, крепок и телом, и духом. Но с одной оговоркой — до поры, до времени.

Тяжелый физический труд не проходит бесследно. Очень скоро развивается гипертрофия тех мышечных групп, которые испытывают повышенную нагрузку. Одновременно наблюдается недоразвитие мышц, на долю которых приходится минимум усилий. Усиленная работа мышц приводит к формированию контрактур, хроническому спазму мышечных волокон, а это в свою очередь, сказывается на смежных структурах — спутником тяжелого физического труда являются воспаления сухожилий, связок и суставов (тенденит, бурсит и артрит).

Не будем забывать и о дегенеративных изменениях в суставах (артрозы), для которых характерен иной механизм развития. Их причина — повышенная функциональная нагрузка на суставные ткани; дистрофические изменения по типу артрозов характерны для суставов нижних конечностей. Возможно развитие эректильной дисфункции.

К последствиям тяжелого физического труда относятся травмы, разрывы связок и сухожилий, вывихи и переломы. Конечно, разговор об опорно-двигательном аппарате был бы неполным без упоминания болезней позвоночника. Остеохондроз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночного столба не минуют ни одного работника тяжелого труда.

Страдает и сердечно-сосудистая система: длительный физический труд сопровождается гипертрофией сердечной мышцы, что со временем приводит к расширению желудочков и вторичной недостаточности клапанного аппарата. Постоянные физические нагрузки сказываются и на дыхательной системе. В целом можно сказать, что физический труд способствует быстрому истощению ресурсов организма и преждевременному старению.

Методы профилактики

2. Поднимать тяжести следует плавно, за счет усилий мышц ног, при выпрямленном в струну позвоночнике. Ни в коем случае не поднимайте груз за счет разгибания спины!

3. При переносе тяжести вес груза должен быть распределен равномерно на обе руки, особенно если вы переносите тяжести регулярно и на большие расстояния. Если несете предмет перед собой — прижмите его к туловищу.

4. Не поворачивайте корпус за счет позвоночника, когда переносите тяжести. Делайте поворот только за счет ног!

5. Не наклоняйтесь, держа в руках тяжести. Если надо поставить груз на землю — присядьте или просто бросьте тяжелый предмет.

И все-таки следует помнить — труд облагораживает человека. А тяжелый труд, поднятие тяжестей — совсем не женское занятие. Но все следует делать с умом и в меру. Оставайтесь мужчинами в любой ситуации и берегите себя одновременно!