Низкий уровень духовно нравственного развития. Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

1

Представлены результаты эмпирического изучения уровня духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований по интересующей проблеме (работы А.Г. Адамовой, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.В. Захарченко, А.И. Киселева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина и пр.), были выделены особенности и компонентные составляющие духовно-нравственнного развития детей дошкольного возраста, а также диагностические показатели и параметры по каждому из выделенных структурных составляющих. Опираясь на спроектированную диагностическую программу изучения проблемы духовно-нравственного становления личности, ориентированную на комплексную диагностику таких компонентных составляющих духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, как интеллектуально-когнитивный (находит отражение в знаниях детьми норм и правил поведения в социуме), ценностно-мотивационный (проявляется в модальности аффективных проявлений ребенка и их способности управлять своими эмоциями и чувствами) и поведенческий (предполагающий анализ поступков и действий детей в социуме), нами было организовано диагностическое исследование, объективно показавшее, что высокий уровень духовно-нравственного развития присущ лишь 24% респондентов. Большинство же детей 5-го года жизни находится на среднем и даже низком уровнях развития их духовно-нравственной сферы, что проявляется как в не знании даже самых элементарных нормативов и правил жизни и деятельности в социуме, так и в неумении себя вести, организуя взаимодействие с окружающей действительностью. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что большинство детей среднего дошкольного возраста нуждается в организации целенаправленной, планомерной и систематической психолого-педагогической работы по оптимизации процесса их духовно-нравственного развития. При этом важнейшим фактором данного развития мы рассматриваем семью, как основной для ребенка-дошкольника институт социокультурного развития.

духовность

нравственность

духовно-нравственное развитие

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 12.07.2018).

2. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2018).

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2018).

4. Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Казакова О.М. Проблема духовно-нравственного воспитания и ее теоретико-методологическое осмысление // Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2017. - № 3. - С. 75 – 83.

5. Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Казакова О.М., Носач О.В. Проблема духовно-нравственного становления личности на базовых уровнях ее развития. – II Международная научная конференция: Сборник научных материалов. – Издательство Skleněný Můstek (Чехия, Карловы Вары) и МЦНИП (Россия, Москва), 2017. – С. 289–301.

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 212 с.

7. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2009. – 174 с.

8. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической стати¬стики. - 640 с.

Актуальность нашего исследования объективно обусловлена тем, что одной из характеристик современного общества является значительное снижение уровня ценностной, духовной, нравственной культуры людей, доминирование у них материального над моральным и нравственным (результаты исследований М.А. Барга, Ю.Г. Буртина, В.А. Кутырева, В. Мурашова, В.Н. Шилова и т.д.). Особую озабоченность при этом вызывает подрастающее поколение, чей процесс развития только начинается. От того, как это развитие будет осуществляться, какие нормативные ориентиры будут формироваться у детей и молодежи, зависит в первую очередь их социальная успешность.

Задачи духовно-нравственного воспитания определяются как приоритетные и многими нормативно-регулятивными документами, касающимися сферы образования: Закон РФ «Об образовании» , Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р) , Стандарт дошкольного образования и т.д.

Объективным следствием устойчивого научного интереса современных ученых является и разработка технологий и методик, ориентированных на максимально эффективное духовно-нравственное становление личности.

Цель нашего исследования - экспериментальная апробация диагностической программы, ориентированной на изучение особенностей духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста.

К данной проблеме мы обратились не случайно. Изучение специфики, закономерностей, а также условий, максимально эффективно влияющих на процесс духовно-нравственного становления личности на базовых уровнях онтогенеза, уже на протяжении не одного столетия привлекает внимание представителей психолого-педагогической теории и практики (исследования А.Г. Адамовой, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.В. Захарченко, А.И. Киселева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина и пр.). Как объективно доказано исследователями, именно духовность и нравственность субъекта оказывают непосредственное влияние на его адаптацию в социуме.

Мы также заинтересовались данной проблематикой и обратились к экспериментальному изучению духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Опираясь на результаты, полученные после применения метода теоретического анализа (, ), мы делаем вывод о том, основу духовности и нравственности личности вне зависимости от ее возраста составляют нравственные отношения, нравственные чувства, а также система ценностных ориентаций субъекта. Особое значение для становления духовности и нравственности, несомненно, имеют и когнитивная сфера, знания, представления, сознание человека, объективно обусловливающие характер и направленность его убеждений и поведенческих проявлений. Другими словами, духовно-нравственное становление - это процесс интеграции когнитивных и аффективных проявлений субъекта.

Исходя из вышесказанного в качестве основных структурных компонентов духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста мы выделили:

Интеллектуально-когнитивный, параметрами оценки которого, на наш взгляд, являются полнота знаний ребенка о нормах социального поведения, а также способность детей применять имеющиеся знания для анализа как своего собственного поведения, так и поведенческих проявлений окружающих (детей и взрослых);

Ценностно-мотивационный компонент, показателями развития которого мы определили уровень развития аффективной сферы детей, уровень сформированности у ребенка морально-нравственных эмоций и чувств, характер и направленность отношения ребенка к нормам и правилам жизнедеятельности в социуме, а также уровень развития мотивационной сферы ребенка;

Поведенческий компонент, характеризующийся уровнем сформированности привычек нравственного поведения.

Опираясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, по каждому из выделенных нами компонентов духовно-нравственного развития мы отобрали методический инструментарий, который бы позволил нам детально исследовать интересующие нас проявления детей.

Так, в целях изучения интеллектуально-когнитивного компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни в качестве базовых мы предлагаем использовать:

Методику «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной . Мы считаем, что данная методика позволяет изучить степень осознания детьми нравственных качеств и характеристик человека, и

Методику «Беседа» , а рамках реализации которой детям предлагается ответить на вопросы, предполагающие интерпретацию того или иного качества человека (доброта, лживость и т.д.).

Оценка полученных данных осуществляется на основе сопоставления ответов детей с возрастными нормативами их духовно-нравственного развития. Мы полагаем, что использование данной методики позволит изучить уровень сформированности у детей представлений о нравственных качествах, которые должны быть присущи человеку.

Изучение ценностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни мы осуществляли, используя следующие диагностические методики:

Оценочную шкалу эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара , позволяющую для каждого ребенка создать профиль эмоциональных проявлений;

Методику «Домики» О.А. Ореховой . Выполнение детьми предлагаемых заданий связано с самостоятельным выбором ими цветного карандаша, которым предлагается раскрасить тот или иной рисунок. Именно исходя из интерпретации предпочтений цвета, который выбрал ребенок для раскрашивания каждого из рисунков, осуществляется оценка уровня развития эмоциональной сферы, а именно модальности доминирующих у ребенка эмоций;

Методику «Цветовой тест отношений» , использование которой предполагает изучение эмоциональной сферы детей в аспекте их отношения к членам своей семьи, что, на наш взгляд, имеет особое значение при изучении уровня духовно-нравственного развития детей. Именно семья для ребенка-дошкольника является неким эталоном, образцом поведенческих проявлений. В семье малыш получает первый опыт общения, эмоционального отношения к миру, в том числе - и к членам своей семьи. В рамках данной методики интерпретация полученных данных также осуществляется исходя из анализа цветовых предпочтений ребенка. А подробное заключение по каждому ребенку позволяет сделать объективные выводы об уровне развития его эмоциональной сферы.

Сопоставление данных, полученных по итогам реализации методики «Домики» О.А. Ореховой и методики «Цветовой тест отношений», на наш взгляд, позволяет получить весьма емкую и объективную информацию об уровне развития эмоциональной сферы детей.

Также в целях изучения ценностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития детей мы использовали:

Методику «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова ;

Методику «Изучение соподчинения мотивов» ;

Методику «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» и некоторые другие.

Изучение же поведенческого компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни мы осуществляли, используя в первую очередь метод научного наблюдения. При этом в качестве базовых параметров оценки поведенческих проявлений детей мы определили сформированность у ребенка привычек нравственного поведения:

Ребенок всегда приветливо, вежливо общается как со взрослыми, так и со сверстниками, готов делиться со сверстниками игрушками, может спокойно ждать своей очереди (например, в подвижных играх) и т.д.;

Ребенок понимает эмоциональные состояния окружающих и проявляет устойчивую потребность в эмпатии, ориентированной вовне (проявляет устойчивую потребность пожалеть, утешить, позаботиться об окружающих - как сверстниках, так и взрослых, самостоятельно замечает, если кто-то плачет, расстроен или грустит, пытается его пожалеть, успокоить: находится рядом, гладит, говорит добрые слова и т.д.);

Ребенок регулярно, независимо от ситуации, ведет себя хорошо, соблюдая этические нормативы и правила (не дерется, не обзывается, не отнимает игрушки, не дразнится и т.д.);

Для оценки уровня развития поведенческой составляющей дошкольников мы использовали также методику «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой , предназначенную для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии детей со своими сверстниками.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная апробация разработанной диагностической программы, ориентированной на изучение уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, была апробирована нами на базе МАДОУ № 469 г. Нижнего Новгорода.

В экспериментальном исследовании приняли участие 58 детей в возрасте 4-5 лет.

По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.

На высоком уровне духовно-нравственного развития находятся 14 детей, что составляет 24% от общего количества респондентов. Это дети, хорошо знающие этические нормы и правила и систематически реализующие их в своей практике жизнедеятельности (в своем поведении, взаимодействии с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками). Более того, знания о нормах социального поведения данные дети свободно могут применять для оценки не только своих собственных поведенческих проявлений, но и поведенческих проявлений окружающих их людей (как сверстников, так и взрослых), и даже вымышленных, сказочных персонажей. Например, как показали результаты реализации методики «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, продолжая рассказ экспериментатора, данные дети демонстрируют устойчивое умение называть нравственную норму адекватно описанной ситуации, правильно (с позиций нравственных нормативов и правил) оценивают как положительное, так и отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое) поведение детей, о котором в не законченной экспериментатором истории идет речь, мотивируя (поясняя) свою оценку, устанавливая причинно-следственные связи между нормативами поведения и описываемой экспериментатором ситуацией. Для этих детей типично устойчивое доминирование эмоций положительной модальности, их эмоции сбалансированы. У детей фиксируется не только наличие элементарных ситуативных эмоций (таких как агрессия, обида, страх, стыд, грусть, радость), но и проявление чувств сопереживания, сочувствия («мне больно, и тебе больно»), жалости и сострадания, что является выражением уже более устойчивого отношения ребенка к окружающей его действительности. Для выражения своих эмоциональных переживаний и состояний данные дети способны использовать не только вербальные средства (речь), но и невербальные (мимику, жесты, действия). Анализ же данных, характеризующих поведенческую составляющую духовно-нравственного развития, показывает, что для данных детей характерны способность различать такие нравственные категории, как «хороший - плохой», «добро - зло», «красивый - некрасивый», «правда - неправда (обман)», испытывать чувство стыда за негативные действия и поступки и удовольствия за положительные проявления, внимание к потребностям окружающих, стремление быть им полезным и т.д. Дети способны соподчинять свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия, что свидетельствует о сформированности у них морально-нравственных эмоций и чувств, а также о том, что социальные нравственные нормы усвоены ими не только на уровне знаний, но и на уровне поведения - они стали для них привычкой. Так, результаты реализации методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой демонстрируют ярко выраженную положительную нравственную направленность личности данных детей, что проявляется в их способности легко и быстро устанавливать контакт с партнером по совместной деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству с ним, стремление к постоянному диалогу с партнером.

На среднем уровне духовно-нравственного развития находятся 40 детей (69% респондентов). Эти дети знают некоторые этические нормы и правила социального поведения, однако не всегда реализуют их в своем поведении, взаимодействии с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками; для оценки поведенческих проявлений своих собственных, а также окружающих людей (сверстников и взрослых), тем более вымышленных, сказочных персонажей свои знания о нормах социального поведения данные дети применяют не всегда, ситуативно и с помощью взрослых. Так, анализ данных, полученных по итогам реализации методик Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Закончи историю» и «», свидетельствует о том, что, несмотря на достаточно хорошее знание нравственных нормативов (дети правильно называют как положительные, так и негативные поступки, изображенные на предъявляемых им картинках), при интерпретации и оцен ке поведени я детей , изображенных на картинке, данные дети лишь констатируют изображенное - поступает ребенок на предъявляемой для анализа картинке хорошо или плохо , никак не поясняя свои ответы, что и является свидетельством недостаточного осознания ими нравственных нормативов поведения. Также следует отметить, что, несмотря на то, что у данных детей доминируют эмоции положительной модальности, их эмоции несбалансированы. Максимально часто у данных детей фиксируются лишь только элементарные ситуативные эмоции, такие как агрессия, обида, страх, радость . Чувства сопереживания, сочувствия, жалости, сострадания, выражающие более устойчивое отношение к окружающей ребенка действительности, данные дети проявляют крайне редко; они способны различать лишь самые элементарные нравственные категории, такие как «хороший - плохой». Если же говорить об уровне сформированности поведенческого компонента, следует отметить, что данные дети могут лишь ситуативно испытывать чувство стыда (за негативные действия или поступки) или удовольствия (за положительные свои проявления). Внимание же к потребностям окружающих, стремление быть им полезным данные дети по своей инициативе практически не проявляют; свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия соподчиняют не всегда. Например, реализация методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой и анализ полученных диагностических данных свидетельствуют о том, что, несмотря на общую положительную нравственную направленность личности, у данных детей наблюдается недостаточный уровень сформированности (или даже полное отсутствие) навыка совместной деятельности со своими сверстниками. Начиная совместную деятельность, данные дети не стремятся установить контакт со своим партнером, действуют отдельно друг от друга, нередко каждый на своей стороне стола, до тех пор, пока не поймут, что целой картинки, как на образце, им собрать не удастся. В речи данные дети используют как личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы», так и местоимения единственного числа типа «я», «мне». В процессе деятельности эти дети отвлекаются, смотрят в сторону или на то, как собирает картинку партнер.

И на низком уровне духовно-нравственного развития находятся 4 детей (7% респондентов). Это дети, которые практически не имеют представления ни о каких этических нормах и правилах социального поведения, не способны реализовать их и в практике своего поведения. Так, реализация методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение осознания детьми нравственных норм » позволяет констатировать, что, раскладывая предъявляемые картинки, в одной стопке дети могли разместить картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков. Оценить, интерпретировать изображенные на картинках поведен ческие проявления данные дет и вообще не могли. Анализ эмоциональной составляющей духовно-нравственного развития показал, что либо данные дети эмоционально индифферентны, либо у них доминируют эмоции отрицательной модальности, их эмоции несбалансированы; они не способны различать даже самые элементарные нравственные категории, такие как «хороший - плохой». Данные дети могут лишь ситуативно испытывать чувство удовольствия, если их хвалят за положительные поступки и действия. Внимание же к потребностям окружающих, стремление быть им полезным и иное данные дети вообще не проявляют и свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия соподчинять не могут. Например, итоги реализации методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой показывают, что у данных детей доминирует отрицательная нравственная направленность личности. В процессе организуемой совместной деятельности эти дети отбирают фигурки у своего партнера. Они не понимают слова «вместе». Контакт с партнером по деятельности данные дети не устанавливают, в конструктивный диалог не вступают, желания помочь партнеру не испытывают. Используют в речи только личные местоимения единственного числа типа «я», «мне».

Учитывая, что по результатам проведенного нами диагностического исследования большинство детей находятся на среднем уровне духовно-нравственного развития (и даже есть дети с низким уровнем духовно-нравственного развития), мы делаем вывод о целесообразности разработки системы мероприятий, ориентированных на оптимизацию процесса духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста.

Учитывая, что образовательный процесс может быть успешным только лишь при планомерном воздействии на всех его участников, в качестве основных направлений данной системы мероприятий мы выделяем:

Работу с детьми;

Работу с родителями воспитанников;

Работу с педагогами образовательного учреждения;

Работу по оснащению предметно-развивающей среды.

Проектирование и последующую экспериментальную реализацию такой развивающей программы мы определяем целью нашей последующей деятельности.

Библиографическая ссылка

Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Усова Е.В., Стребкова О.Д. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27856 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух - ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что - дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.


Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности - это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек - не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.


Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание - освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие - формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира - телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.


Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один - в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.


Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель -вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье - подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.


Воскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.


Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении - помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.


Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития - научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.


Форма измерений и методика сбора и обработки исходных и конечных данных, характеризующих продвижение учащихся в духовно-нравственном воспитании и развития в условиях многонационального коллектива, пока весьма несовершенны. Это связано с рядом причин. Во-первых, многие исследователи пытаются механически перенести систему измерений из области точных наук, где можно устанавливать определенную системность и повторяемость явлений, на педагогические, постоянно изменяющиеся и не всегда поддающиеся воспроизведению и повторению в одних и тех же условиях жизнедеятельности. Поэтому полученные данные о духовно-нравственном воспитании и развитии обычно школьника можно считать в какой-то степени условными. Во-вторых, при измерении в результат духовно-нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный результат. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений. Например, изменения этнопсихологической установки под влиянием жизнедеятельности и общения в многонациональном коллективе.

В-третьих, при выявлении взаимосвязи между условиями и развитием личности не выделяются педагогические влияния, а берутся суммарно все влияния. Например, влияние этнического склада характера на сознание школьника. Кроме того не учитываются количественные показатели, касающихся закономерно повторяющихся факторов и явлений, влияющих на сознание воспитанника. В-четвертых, следует иметь в виду, что некоторые исследователи рассчитывают получить проявление определенного уровня духовно-нравственной воспитанности в более короткие сроки. В действительности эту результативность можно получить в ощутимом виде только после развития личности. В-пятых, неразработанность показателей для измерения духовно-нравственной воспитанности личности, а также методов ее изучения и обработка диагностического материала, характеризующего развитие этой личности, а также методов ее изучения и обработки диагностического материала, не позволяют до конца объективно устанавливать достигнутый уровень воспитанности.

Таким образом, оптимальные условия духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива и его показатели следует рассматривать с этнопсихологических и педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета.

Уровень духовно-нравственной воспитанности как обобщенное понятие представляет собой степень соотнесения идеального с действительным и имеет качественно-структурную и вероятностно статистическую характеристики.

В настоящее время нельзя говорить о прямых измерениях качеств личности, так как реальны использование косвенные измерители, для которых мерой или критерием можно избрать количественные и качественные характеристики, несущие в себе содержательное описании отдельных сторон или качеств.

Общий критерий духовно-нравственной воспитанности - это признак, на основе которых устанавливается продвижение личности в своем духовно-нравственном развитии на относительно завершенном этапе школьного образования и воспитания. Наряду с критерием общей воспитанности существуют критерии развития отдельных духовно-нравственных качеств, проявления личностью притязаний, обоснования требований и т.л. Однако при всех условиях объективным критерием оценки поведения является соответствие этого поведения общественным требованиям, установленным нормам. Духовно-нравственный опыт многонационального общества РК отражен в принципах «Стратеги «Казахстан-2050», которые следует рассматривать и в качестве общих принципов и в качестве общих критериев духовно-нравственного воспитания людей многонационального общества. Как содержание духовно-нравственных принципов носит исторический характер, так и критерии являются переходными и изменчивыми. Поэтому основанием критериев является объективно-историческая необходимость в духовно-нравственных требованиях и в оценочных суждениях о добре и зле.

В основу принципов определения духовно-нравственной ценности положен смысл общечеловеческих моральных требований многонационального общества, т.е. критериями могут выступать не указания, а полиморальные идеалы, принципы и нормы. Сама моральная оценка в конкретном случае является специфической формой выявления моральной практики, выясняющая роль отдельных элементов поступка и соотношение мотива и результата в этом поступке. А также определяет ответственное и безответственное отношение личности к решению возникающих духовно-нравственных задач.

В конечном итоге мерилом истинности духовно-нравственного развития школьника многонационального коллектива является его поведение, его практические действия и поступки в сфере жизнедеятельности многонационального коллектива. Поэтому, и практика поведения учащихся должна мыслиться в широком плане, как практика общественная и полиэтническая. Здесь недопустим прагматизм, который рассматривает духовно-нравственную практику лишь как субъективный опыт, как индивидуальное поведение. Развитость духовно-нравственной личности определяется не на элементарной сумме правил и норм поведения, а на высоком стремлении и к научному пониманию личностью связи деятельности и отношений с людьми другой национальности и многонациональным обществом в соответствии с идеальными целями и потребностями, со средствами, достижения которых они должны создать монолитное единство.

Необходимость и достаточность условий и факторов духовно-нравственного развития необходимо также прослеживать не через структуру их элементов, а через количественные и качественные показатели, характеризующие объем нравственного опыта (объективные отношения) и отношения к нему школьника (субъективные отношения). Но если количественные показатели и социально обусловлены положением личности в системе школьных и внешкольных отношений и связаны с ее социальными функциями, то качественные показатели указывают на уровень духовно-нравственного развития этнической личности в соответствии с установленными в многонациональном обществе нормами и доступными притязаниями. Измеряться уровень этого развития может социально - ценным значением побуждений личности и соответствием личного и полиэтнически общественного в ее поведении. При этом критерии не могут быть раз и навсегда установленными, так как подвижность многонациональной общественной жизни требует и подвижности показателей для их измерения.

В качестве исходных положений для определения духовно-нравственного развития школьника полиэтнического коллектива можно использовать методические рекомендации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников», в одном из подразделов которого сосредоточены требования, предъявляемые к нравственному облику личности ученика.

Сопоставляя реальное поведение с идеальным поведением можно проследить продвижение ученика в духовно-нравственном развитии. Такое предметное овладение итогов работы по духовно-нравственному воспитанию содействует целенаправленности и конкретности в этой работе.

Практические работники, хотя и имеют перед собой идеальный образец личности или особенное представление о духовно-нравственной зрелости воспитанника, не могут еще уловить всех оттенков поступательного движения в развитии этого воспитанника. Здесь воспитатель имеет дело лишь с общими данными и параметрам характеризующими духовно-нравственное становление личности. В них не отражена внутренняя сущность изменения самой личности, поэтому набор идеальных духовно-нравственных качеств необходим для сравнения с формирующимися качествами личности каждого школьника. Эта внешняя сторона показателей духовно-нравственной воспитанности использует воспитатель в своей практике.

Существующая система учета результатов духовно-нравственной воспитанности учащихся многонационального коллектива (состояние дисциплинированности, общего порядка в школе и в классах, количество проведенных воспитательных мероприятий) является менее объективной, чем определение духовно-нравственной воспитанности на основе сопоставления образца и фактически достигнутого уровня развития.

Однако при всех этих условиях в практике работы многонациональных школ за критерии духовно - нравственности берутся пока лишь внешние показатели, а поэтому установить истинное положение в развитие личности такими способом бывает сложно. То, что на первый взгляд может показаться объективным критерием, в действительности отражает какую-то одну сторону в развитии или дает самое общее представление о нем. Критерий духовно-нравственного развития личности школьника должен охватывать не только результат этого развития, но побуждения, цели и способы его достижения. Как показывает опыт изучения учащихся многонациональных школ, за наиболее объективный критерий духовно-нравственной воспитанности следует принимать отношение личности к окружающей действительности, к людям другой национальности. Как показал анализ результатов нашего исследования требовательность к людям другой национальностей гораздо выше, чем требовательность к людям своей национальности. На это указали 73 % опрошенных школьников 5-19 классов гор. Тараза)

Анализ полученных данных показывает, что работа по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся полностью удовлетворить педагогов пока не может. Можно предположить, что современная школа еще не сумела организовать воспитательную деятельность так, чтобы обеспечить ученикам высокий уровень духовно-нравственной воспитанности. Но одно является бесспорным: разнообразным отношениям учащихся (к многонациональному обществу, полезному труду,
людям другой национальности и т.д.) можно увидеть характерную для них черту - все их отношения зависит от духовно-нравственной направленности и активности, от того, какую роль выполняют они в многонациональном ученическом коллективе.

Таким образом, за объективные критерий духовно-нравственной воспитанности личности школьника многонационального коллектива следует брать отношения, которые проявляются в различных формах деятельности и поведения. Однако здесь может быть некоторая натяжка, так как в отношениях мы не улавливаем всех объективированных нюансов, по которым можно было бы с исчерпывающей полнотой говорить о реальной духовно-нравственной зрелости школьника.

Духовно-нравственные отношения исследуются также философами и психологами. Если первые обращают внимание на оценочный характер отношений, то вторые - на качества личности и их проявление, на то, какую позицию занимает эта личность во взаимоотношениях с другими людьми. Фактически получается, что философы оценивают отдельные поступки, а психологи - отдельные качества.

В педагогике оценивается общее духовно-нравственное развитие школьника, так как личность формируется целостно, хотя оценку развития отдельных сторон личности также нельзя игнорировать. Поэтому было бы правильно оценивать отношение как интегральную позицию личности в целом.

Таким фиксированным критериям, принятым в учебной работе, практические работники хотят оценки и для воспитательной деятельности, ибо рассматривавшиеся до этого критерии не экономны во времени. В современной школе применяется трехбалльная система (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное). Но за последние годы в практические работники поддерживают идеи унификации критериев оценки знания и поведения учащихся. В связи с этим предлагалось ввести пятибалльную цифровую систему оценки дисциплинированности и культуры поведения в сфере межнациональных отношений.

Действительно, для удобства пользования в практической работе целесообразность пятибалльной системы учета духовно-нравственной воспитанности очевидна. Но объективности в оценке подлинного поведения и достигнутого уровня духовно-нравственного развития не будет, даже при наличии всестороннего описания того, за что будет выставляться тот или иной балл. Во всяком случае, разработка критериев духовно-нравственной воспитанности и развития школьников должна быть не самоцелью, а одним из важных направлений в работе каждого педагога.

Наша многолетняя опытно-педагогическая работа показала, что наиболее объективные данные об уровне духовно-нравственной воспитанности учащихся удается получить лишь при детальном изучении механизма возникновения нравственной окраски во все виды деятельности школьника многонационального коллектива. Она происходит при определении соответствия задач духовно-нравственной деятельности основам формирующегося полиэтническое мировоззрения; при выяснении идеалов, потребностей и интересов, в которых всесторонне раскрываются существенные признаки личных и полиэтнических устремлений. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу мотивов поведения, раскрывающих нравственную сторону поступка и в целом поведения школьника, систематически фиксируя устойчивость его поведения в соответствии со сложившимися нравственными отношениями.

Сравнивая поведение ученика, которые осуществляется им при контроле воспитателей и товарищей многонационального коллектива, а также с тем, которое присуще ему, когда он ощущает контроль со стороны только представителей своей этнической группы, с очевидностью можно убедиться в том, насколько поведение такого ученика стало или становится устойчивым. Духовно-нравственная устойчивость школьника делает его поведение и отношение независимыми в различных ситуациях и не приспособленными окружающей действительности. Духовно-нравственная устойчивость личности достигается в условиях социальных и полиэтнических духовно нравственных мотивов: усвоение объективно существующих форм и способов поведения; усвоение образцов поведения должно осуществляться в условиях определенного соотношения между тем, что усваивается школьником и теми побудителями, которые присущи ему или уже сформировались в его предшествующем опыте.

Сопоставление педагогических воздействий с результатами совершенствования своей личности и своих отношений к моральным поступкам позволяет убедиться в наличии у школьника потребности бороться за утверждение принципов полиэтнической духовно-нравственным

нормам и служит показателем правильности избранного направления в духовно-нравственном воспитании учащихся многонационального коллектива. Изучение связи духовно-нравственных чувств действиями и поступками ученика содействует установлению связи между возникающими у него чувствами и реальным поведением.

Провести глубокое и всестороннее изучение уровня духовно-нравственной воспитанности с помощью какого-либо одного изолированного способа практически невозможно. Поэтому наиболее эффективной системой изучения оказывается та, которая состояла из совокупности применения различных вариантов педагогического наблюдения, бесед с учителями, воспитателями, самими учащимися, родителями и представителями национальных ассоциаций, специальными анкетными опросами, анализом школьных документов и различных письменных работ, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий.

Наряду с этим изучается специальная документация, необходимая в организации духовно-нравственного воспитания учащихся, планы, дневниковые записи, отчеты. Затем вносятся коррективы в общую работу по определению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся, характеризующие их поведение вне школы, а также создаются специальные условия, в которых проявляются духовно-нравственные качества личности. Много полезного материала дает изучение работ школьников по разведке полезных дел и в процессе самостоятельного их выполнения. Умение замечать полезные дела, устанавливать мотивы, которые побудили школьника предположить эти дела, содержание и целенаправленность таких предложений ярко характеризуют уровень духовно-нравственной воспитанности, как многонационального коллектива, так и отдельных его членов.

В целях обеспечения единства действий многонационального педагогического коллектива процесс выявления уровня духовно-нравственной воспитанности необходимо выработать рекомендации по изучению учащихся, уровень воспитанности которых характеризовался сходными показателями. Наиболее приемлемым документом, с помощью которого осуществляется интегральное изучение духовно-нравственной воспитанности ученика, является комплексная программа. Она помогает преодолеть односторонность в подходе к изучению личности и ориентирует воспитателя на использование многочисленных источников получения информации о продвижении школьников в духовно-нравственном развитии. Программа, составленная на основе опытно-педагогической работы, предлагается из пяти разделов, которые касаются изучения социально-бытовых условий, влияния национальных традиций на формирование морального облика школьника. Показателей уровня духовно-нравственной воспитанности и нравственных идеалов школьника.

Выявление духовно-нравственной воспитанности ведется не изолированно от изучения условий и факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие личности ученика, на формирование его идеалов. Для сопоставления противоположных отношений берутся положительное и отрицательное качества, характеризующие обоснованные показатели уровня духовно-нравственной воспитанности. Контрастность отношений наглядно отражает продвижение учащегося в духовно-нравственном развитии и удобна для учета данных о достигнутом уровне их духовно-нравственной воспитанности.

Однако лаконичность характеристик уровня воспитанности всегда таит в себе и недостатки: Взятые только основные положительные и отрицательные стороны в поведении личности не отражают множества промежуточных показателей, которые помогают глубже понять степень ее духовно-нравственной зрелости. Компенсация этого недостатка достигается введением дополнительных показателей. Так, выясняя отношение ученика к учению, труду, к самому себе на различных возрастных этапах, одновременно устанавливается то, как она он работает в коллективе представителями другой национальности, какую заботу проявляет к ним в труде и учении, какие мотивы побуждают его трудиться инициативно и творчески в многонациональном коллективе. Одновременно выясняется равнодушие, пассивность, работа и учение только из-за поощрения, которые проявлялись у него вообще или только по отношению к какому - либо виду деятельности или отдельным нормам поведения. Положительное отношение к многонациональному коллективу характеризует активное участие школьника в жизни многонационального коллектива, выполнение его требований, переживание общественных или узко этнического интереса, умение защищать честь многонационального коллектива. Об отрицательном отношении ученика к многонациональному коллективу следует судить по его активности, обособленности, игнорированию требований коллектива, превалированию у него личных интересов над общественными интересами, равнодушию к успехам и неудачам многонационального коллектива.

«Среднеарифметические показатели о благополучии состояния воспитательной деятельности в многонациональной школе всегда ниже тех данных, которые характеризуют эту деятельность с позиции духовно-нравственных отношений, в которых выражается духовно-нравственная направленность личности, определяющаяся целью и содержанием деятельности и поведения этой личности.

Наша опытно-педагогическая работа, в течение длительного времени показывает, что наиболее приемлемой мерой духовно-нравственной зрелости учащихся многонациональных школ является знание многообразных межнациональных отношений, возникающих в различных видах деятельности и общения. В связи с этим межнациональные отношения следует считать за исходную единицу измерения уровня духовно-нравственной воспитанности. Эта мера духовно-нравственной зрелости школьника многонационального коллектива дает наиболее полное выражение связей существенных количественных и качественных показателей, характеризующих развитие духовно-нравственных качеств личности. Само же измерение духовно-нравственной зрелости представляет собой процесс сравнения достигнутого уровня с тем уровнем, который предшествовал ему. В качестве единиц, отражающих градирование показателей духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива, можно использовать такие понятия, которые отражают положительные и нейтральные, индифферентные и отрицательные отношения, что должно соответствовать понятиям, выражающим высокий, средний и низкий уровень духовно-нравственной воспитанности.

Выявление уровня воспитанности позволяет не только устанавливать результат воспитательной деятельности и их взаимосвязь с системой влияний, но и своевременно обнаружить отклонения в духовно-нравственном развитии учащихся и недостатки в работе воспитателя.

Необходимо отметить, что до настоящего времени не уточнено содержание самого понятия «уровень духовно-нравственной воспитанности. Так Н.И. Монахов предлагает рассматривать уровень нравственной воспитанности как совокупность определенных нравственных качеств и намечает три уровня воспитания таких качеств. Е.В. Бондаревская предлагает, чтобы на уровень нравственной воспитанности принять отношения между главными сторонами личности, которые характеризуют развитие отношений личного и общественного у школьников. Они по ее мнению, и должны считаться показателями нравственной воспитанности. И.С. Марьенко считает уровень нравственной воспитанности необходимо выявлять по поведению и отношению учащихся к различным видам деятельности и общения.

Предлагаемые авторами уровни и способы выявления уровня нравственной воспитанности учащихся нельзя считать удачными. Поэтому необходима дальнейшая работа по выработке показателей результатов духовно-нравственного воспитания, а также всех средств и приемов их выявления. Духовно-нравственное развитие, входящие в общее развитие личности должно изучаться не как добавочное свойство к общему, как часть целого, ибо сдвиги в этом развитии характеризуются в зависимости от способов их выявления и измерения. Наиболее ощутимыми показателями духовно-нравственного развития являются действия и поступки школьников многонационального коллектива, проявляющиеся в различных видах деятельности и общения, поведения и отношений. Глубинные процессы или качественные изменения этих сдвигов (потребности, мотивы, интересы, направленность и т.д.) пока мало поддаются боле тонкому и объективному изучению и измерению. О них мы судим чаще всего по косвенным показателям, на основе субъективных оценок и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки программы «Духовно-нравственного воспитания учащихся многонациональных школ».

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности − признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям. Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В процессе планирования экспериментальной работы определены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;



3) одновременным совершенствованием элементов и структуры .

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. приложение А): низкий, средний и высокий. Охарактеризуем их.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется определять с помощью диагностики. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников (см. приложение Б).

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон);

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующей логики действий:

1) постановка целей диагностики;

2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников;

3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

5) фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу;

6) анализ и обобщение результатов диагностики.

Основываясь, на алгоритм логики действий, определена диагностическая программа сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности

духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерий Показатель Признак проявления Уровень Балл
1. Когнитив- ный 1. Полнота и объем знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях Знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике Высокий
Знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике Средний
Знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике Низкий
2. Степень интереса к этим знаниям Интерес устойчив и разносторонен Высокий
Интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием Средний
Интерес не проявляется Низкий
II. Эмоцио нально-ценностный 3. Степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия Устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Убежденность в необходимости им следовать в жизни Высокий
Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев убежденность в необходимости им следовать в жизни Средний
Нейтральное отношение к нравственно ценностям. Имеет не сложившиеся убеждения им следовать Низкий
III. Поведе нческий 4. Наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно -нравственным ценностям в поведении Имеется практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Высокий
В большинстве случаев присутствует готовность следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Средний
Имеет незначительный Низкий
практический опыт готовности
следовать нравственным
ценностям в реальном
поведении
Продолж. табл. 2.1
5. Степень способности ценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям Дает правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях Высокий
В большинстве случаев дает правильную оценку поступков своих и окружающих, может ее мотивировать Средний
Не умеет мотивировать и Низкий
правильно оценить поведение,
от самооценки поступков
уклоняется

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводилось исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников (2-3 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется использовать общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы.

Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В дальнейшем на констатирующем этапе экспериментальной работы будет определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников будем определять методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза будет служить «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников».

МБОУ СОШ
№ 73

Входная диагностика 1 классы, 2012-2013 гг.

Анкета «Нравственные понятия»

Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий.

Ответы 1 А класса «Нравственные понятия»

Ответы 1 Б класса «Нравственные понятия»


Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем по-могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Диагностика нравственной мотивации

Уровень нравственной самооценки в 1 А и в 1 Б классах находится на высоком уровне. Количество положительных ответов в каждом классе: 1 А класс - 39 баллов, 1 Б класс - 34 балла, что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.

Результаты методики показали, что у ребят сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении. Дети научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других. Наблюдения и анализ поступков показали, что у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков

Входная диагностика (5 классы, 2012-2013 гг.)

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой

В 5 А классе - уровень нравственной воспитанности составляет 28 баллов, что говорит о среднем уровне воспитанности учащихся.

В 5 Б классе - средний уровень воспитанности, 25 баллов. В обоих классах характеризуется средний уровень воспитанности, что говорит об их самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.


По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что в 5 А классе - 15% учащихся имеют низкий уровень воспитанности; в 5 Б классе - 19% учащихся имеют низкий уровень воспитанности.

Анкета - опросник «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)

В 5 А и в 5 Б классах самые популярные результаты определились следующим образом:

1. Оказывает эмоциональную поддержку

1. Хранит доверенные ему тайны

2. Искренен в общении

2. Искренен в общении

3. Не предает в трудную минуту

4. Хранит доверенные ему тайны

4. Радуется успехам и достижениям друга

5. Радуется успехам и достижениям друга

5. Уважает внутренний мир друга

Среди основных понятий в обоих классах учащиеся выбирают искренность в общении, преданность в трудную минуту. Понятия настоящего друга для подростка - это, прежде всего, верность, преданность, надежность и доверие.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

В 5 А и в 5 Б классах отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство учащихся выбирают правильное решение на определенные поступки, но сомневаются в своих ответах. Это связано с тем, что идет период адаптации к основной школе, учащиеся нуждаются в эмоциональной помощи со стороны взрослых (родителей). Отношение к себе у большинства пятиклассников отрицательное: усталость, эмоциональные переживания. В обоих классах - представления о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.

Входная диагностика (6 классы, 2012-2013гг.)

Методика «Мое отношение к людям»

Среди показателей в 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся выбирают на первый план отношения к друзьям и отношение к семье. На втором месте - отношение к себе. Это связано с тем, что в подростковом возрасте основным новообразованием является межличностное общение в классе; чувство взрослости. Наблюдается критичность по отношению к себе: недовольство собой, упрямство, негативизм.
Диагностика нравственной самооценки

В 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки. Формирование нравственных качеств находится на высоком уровне. Для учащихся с низким уровнем необходимо сделать определенные выводы, исправиться в лучшую сторону и научиться повышать свой уровень духовно-нравственного развития.

Входная диагностика (7 классы, 2012-2013гг.)

Диагностика нравственной самооценки

Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 7 А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем - 35%, средним - 20%, низким - 1%. В 7 Б классе - 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств. Результаты показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Методика «Мое отношение к людям»

Для подростков более значимо в данном возрасте как взаимоотношения в кругу сверстников и одноклассников, так и более требовательное отношение к себе. Учащиеся отстаивают свое мнение, основываясь на своем личном опыте. Стараются себя оправдать, даже если неправильно поступают или совершают какие-либо неправильные действия или поступки. При этом очень бережно и искренно относятся к близкому другу (подруге). Для них важно мнение окружающих (родители, сверстники), их поддержка и взаимопонимание.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников

Входная диагностика (10 А класс, 2013г.)

Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях многих ребят имеют как материальные, так и духовные ценности (иметь много денег, важно здоровье родителей, уметь сочувствовать и помогать другим людям). Немаловажную роль играет антидуховная пропаганда средств массовой информации и, всё таки, не всегда нравственная социальная среда, в которой пребывает ребёнок, положительно влияет на его духовную культуру. В 10 А классе уровень духовно-нравственных ценностей имеет средний уровень.

Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не всегда проявляют соответствующей активности. Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.

Входная диагностика (11 А класс, 2012-2013гг.)

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Для старшеклассников 11 А класса уровень духовно-нравственных ценностей находится на высоком уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нрав-ственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.
Большинство учащихся проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, само-стоятельность при решении задач духовно-нравственного характера.

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
- Развитие опыта нравственного поведения;
- Корректировка нравственных качеств личности школьников;
- Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения;
- Периодически проводить часы нравственности.

Развивать командные чувства у ребёнка
- Учить уважать чужое мнение
- Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям
- Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников и подростков определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.