Место и роль правового воспитания. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры Исторический аспект возникновения воспитания

«Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца»

И А. Ильин

Человек – существо социальное. Всю свою жизнь, от рождения до смерти, он непрерывно взаимодействует с другими людьми, с обществом. Такие отношения в социуме всегда упорядочены и регулируются конституцией той страны, где человек живет.

В море законов, статей, прав и обязанностей человек должен не просто жить, но уметь ориентироваться с пользой для себя и своих близких . Роль правового воспитания как раз состоит в том, чтобы восполнить пробел в знаниях, искоренить правовую неграмотность и помочь гражданину страны жить максимально комфортной, спокойной жизнью на территории своего государства.

Правовое воспитание , это особое воздействие на сознание и поведение людей, вырабатывающее у них правильную ориентацию в обществе, законопослушное поведение. В педагогике – воспитательный процесс, направленный на , основных юридических понятий и уважения к закону. Осуществляется государственными органами или учебными заведениями.

Принципы, цели и задачи правового воспитания

В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.

При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:

Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.

Более конкретно эти цели можно выделить так:

  1. Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
  2. Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
  3. Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
  4. Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
  5. Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
  6. Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное – неотвратима.

Определяя задачи воспитания юридической грамотности , мы выделяем следующие моменты:

  • Воспитание правовой активности граждан;
  • Распространение правовой информации;
  • Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
  • Приобретение правовых знаний, убеждений
  • Воспитание уважения к закону
  • Привитие навыков законопослушного поведения

Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.

Воспитание правовой культуры у детей

Одним из условий всестороннего развития личности является формирование правовой культуры. Ребенок приходит в этот мир, как чистый лист бумаги. Способность к понимаю законов, правил и ответственности не приходит сама по себе. Ее надо воспитывать постепенно, причем начинать воспитание лучше с самого дошкольного детства . Правовая культура формируется в общении с другими людьми, в участиях в мероприятиях, различных видах деятельности, под влиянием личного примера взрослых. Все это есть правовое воспитание детей.

За процесс правового воспитания отвечают основные социальные институты в жизни ребенка: семья – школа (детский сад) – общество, а также специальные институты и правоохранительные органы, работа которых – защищать права и свободу детей.

Правовое воспитание детей начинается в детском саду. Педагоги ДОУ дают воспитанникам элементарные понятия о конституции, об их правах (в первую очередь), об обязанностях родителей. Основная цель такого воспитания – отследить и предотвратить преступления против прав детей , которые нередко случаются в стенах их родных семей.

Более обширно понятия о праве и законе даются в средней образовательной школе. По сравнению с другими компонентами воспитательной деятельности, детское правовое воспитание имеет свою специфику – оно определяет социально-правовой статус учащейся молодежи в обществе. Учащиеся школы еще полностью зависят от родителей (опекунов), их поступки корректируются педагогами, воспитателями и родителями. Они еще так мало знают о законе и праве, у них нет опыта в правовых отношениях. С этими правилами им только предстоит познакомиться. Учителя знакомят школьников с теми правами и законами, которые регулируют их жизнь в мире взрослых, с ответственностью перед законом, в соответствии с их возрастом.

Проблемы правового воспитания молодежи

Тема правового образования молодежи набирает сегодня небывалую актуальность Ускорение процветания товарно-рыночных отношений, провоцирует у большинства молодых людей чувства стремительно улучшения уровня жизни и роста материального благосостояния. Иллюзия наступления идеальной жизни привела к краху неоправданных разочарований . Отсюда смятение неуверенность среди молодого поколения.

Идея быстрого обогащения улетучилась, словно дым. Резко возросло количество людей, пожелавших обогатится быстрыми и незаконными средствами. Поэтому государство видит правовое воспитание молодежи необходимой работой. Молодые люди (старшие школьники, подростки) представляют собой группу риска, на которую государству нередко приходится воздействовать путем угроз и санкций.

Причины, приводящие к нарушению закона среди молодежи

Диагностирующими в этой ситуации смогли бы стать обстоятельства, которые были бы способны формировать личность молодых людей. Но эти обстоятельства сегодня изменились. На первый план выделилась безработица, а с ней отсутствие должной организации жизни и интересов молодежи.

Основой воспитания подрастающего поколения должно стать просвещение людей в области прав каждого гражданина в отдельности. Свобода слова, выбора, обоснованности прав и свобод личности. Необходимо четко выработать у молодёжи стабильное направление на законопослушные действия.

Задумываясь о смысле социального воспитания, как процедуре создания (реформирования) правовой культуры у молодежи, сталкиваешься с тем, что оно может содержать в себе определенные структурные составляющие:

  • оценочный, подразумевающий создание правильного и здорового отношения к праву;
  • уведомительный (включающий в себя информирование о праве;
  • регулирующий, в данном случае, подразумевающий внедрение правильной установки на правовое поведение;
  • когнитивный – при общение к чувству незаменимости правомерного поведения
  • организационный – подразумевающий структурирование деятельности субъектов социального воспитания в рамках государственных и общественных институтов.

В условиях, которые сложились в нашем, далеко не идеальном обществе, среди других задач, стоит одна важнейшая – преодолеть такое явление, как правовой нигилизм (отрицание права, как социального института). Правовой нигилизм, словно вирус, поражает огромное число молодых людей , поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи понимания всей серьезности ответственности, невозможности самоуправства, продажности, процветания теневой экономики. Другими словами, не допустить распространения правового беспредела и анархии в кругах наших юных граждан.

Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются: правовой порядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека.

Право в обществе выступает как регулятор общественных отношений, как социальное явление. Люди выражают разное отношение к праву. Оно бывает положительным, а так же отрицательным. Это зависит от различных причин. Самая распространенная причина для людей, которые видят бессмысленным изучать право, является то, что права человека очень часто нарушаются, а добиться соблюдения прав крайне тяжело. Следующая причина кажется, на мой взгляд, является наиболее ведущей, от неё тянутся цепочкой и остальные причины, связанные с отрицательным отношением к праву. Этой причиной является пессимистическое или нейтральное отношение родителей к праву. От этого зависит интерес к праву, будь то школьника или студента. Нередко при начальной проверке правовых знаний у учащихся мы видим не очень хорошие результаты. Дети легко связывают свое поведение с взрослыми. Поэтому осознавать значение и роль правовых знаний нужно в первую очередь родителям. Статистика показывает, что преступность в нашей стране напрямую зависит от правового воспитания.

Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Целью правового воспитания является выработка устойчивых социальных качеств личности, овладение необходимыми правовыми знаниями, осознание необходимости правовых знаний в любой профессиональной деятельности. Следует отметить, что в формировании законопослушной личности основные педагогические системы имеют огромное значение. Состояние беспорядка и не защищенности граждан, изменения в мировом обществе которые определяют отклоняющиеся поведения людей, огромный масштаб явлений маргинальности в обществе- все эти факторы, которые объясняют актуальность воспитания и изучения права в современной России. И поэтому право должно претендовать на роль одного из основных разделов в общей системе обучения и воспитания не только учащихся, но и всего населения, всех слоев, социальных и профессиональных групп. Основное звено в правовом воспитании являются образовательные учреждения. В этих организациях учащиеся должны обучаться основным началам правового законодательства, его роли и значимости правовых знаний. Без усиления роли правового образования в воспитании молодежи преодоление правового нигилизма невозможно. Перед педагогами стоит сложная задача- изменить отношение к праву, для того, чтобы учащиеся осознавали ценность права как в профессиональной, так и в социальной сфере в целом. Чувство собственного достоинства, способность реализовать себя, знать, защищать и отстаивать свои права- ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина. Правовое воспитание происходит в неблагоприятных условиях. В стране преобладает правовой нигилизм (неуважение к власти), правовой цинизм, правовое невежество. Влияние улицы, средств массовой информации, а так же отношений в семье оказывает огромное значение в настоящее время на правовую культуру личности. Если исходить из вышеизложенного, для преодоления правового нигилизма и формирования законопослушной личности среди учащихся, можно предложить несколько задач:

  1. определение комплексной системы распространения правовой информации среди обучающихся;
  2. сформировать уважительное отношение учащихся к правовым нормам как к социальным ценностям,
  3. сформировать четкую позицию значимости законов и форм их применения,
  4. воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;
  5. воспитание и развитие у ученика стереотипов правомерного поведения;
  6. дать представление об основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе,
  7. развить желание участвовать в защите законности и правопорядка,
  8. воплотить в культуру учащихся принципы уважения закона для преодоления правового нигилизма и противоправного поведения.

Накопление правовых знаний обучающимися и выработка соответствующих правовых взглядов должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Существует очень много исторических периодов, с которыми, безусловно, знакомы учащиеся. Эти данные показывают роль права в изменении и совершенствовании правил поведения в обществе.

Если говорить об особенностях, то правовоспитательные факторы делятся на:

  • собственно педагогические –когда функционируют разные образовательные системы;
  • педагогически значимые – сказываются на правовоспитании личности.

Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние условия и уровень той правовой культуры, которой обладают учащиеся в настоящее время, говорят о требовании создать дополнительные элементы системы правового воспитания,и которые, в свою очередь, соответствуют нынешнему развитию науки и, повышения эффективности образования и, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.

ВОПРОСЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ

УДК 34:372.8 ББК 67.05 Г 12

И.Г. Гаврилова

Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности

Аннотация:

В статье автором определяются цели и специфические особенности правового воспитания, в контексте формирования правопослушной позиции личности в повседневных правоотношениях, понимания личностных правовых и морально-нравственных обязанностей. Так же, в статье исследуются индивидуальные девиантогенные особенности личности, динамика эскалации правового нигилизм в молодежную среду, основные причин и условий, определивших отклонения от общественно^добряемой модели поведения.

Интернализация, правовое воспитание, правовой нигилизм, девиантное поведение, делинквентность, пра-

Анализируя результативность и содержание процесса правового воспитания молодежи, следует отметить, что правильность определения его целей и задач имеет первостепенное значение. Бесспорно, что воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры.

Цели и специфические особенности правового воспитания, прежде всего, связаны с формированием правопослушной позиции в повседневных правоотношениях, с пониманием личностных правовых и моральнонравственных обязанностей, личной ответственности за те или иные действия, то есть воспитанием законопослушной личности.

Исходя из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания, решающего проблему формирования законопослушной личности, в качестве его практических задач можно предложить следующее:

Организация комплексной системы пропаганды с целью правовой информированности молодежи;

Формирование уважительного отношения молодых людей к правовым нормам как к социальным ценностям, целесообразному продукту цивилизации;

Формирование стойкой убежденности в значимости законов и форм их применения;

Воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;

Воспитание и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения;

Интернализация основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе;

Формирование стойкой жизненной позиции определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка;

Культивирование в молодежной среде идей уважения закона, противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению.

Состояние правопорядка и защищенности граждан, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе все это является факторами, объясняющими актуальность того, что правовое воспитание в современной России по праву должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, социальных и профессиональных групп. В свою очередь, формирование основных элементов правовой культуры граждан происходит во всех социальных системах и структурах чаще всего по механизму научения - неосознанного формирования их у граждан.1

Следует отметить, что в процессе формирования законопослушной личности наибольшее значение имеют основные педагогические системы, в которых влияние элементов правовой культуры носит осознанный, целеустремленный и продуманный характер, приобретая форму правового всеобуча. Данное утверждение разделяется многими исследователями. Так, например, СБ. Кара пишет: «Вадсное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал».2

Основное звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности, его правовом воспитании - образовательные учреждения. В них молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала Без усиления роли системы образования в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление правокультурных кризисов невозможно.

Предание образовательным учреждениям главенствующей роли в процессе воспитательного воздействия на личность вполне может рассматриваться в исторической ретроспективе. Еще в начале прошлого века известный исследователь проблем воспитания ВБ. Зеньковский отмечал, что перед лицом фактов, которые накопила психология и особенно психопатология, совершенно ясно, что задачи воспитания не только сложнее и труднее, но и важнее, чем задачи обучения. Криминологический опыт,

По мнению автора, - все более обильный и все более жуткий, вскрывает в детях целые сферы движений, требующих воспитательного воздействия старших, в том числе в стенах школы.3 Накопление правовых знаний обучающихся и выработка соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Возможности обычных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющихся юридическими - истории, литературе, обществоведению и др., - огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной ситуации в обществе и связать их с современной правокультурной проблематикой.

В тоже время, ряд исследователей в данной области подвергают критике деятельность образовательных учреждений по правовому воспитанию. Так, Л.Н. Николаева пишет: «Общается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовке учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных правовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопросам модернизации образования до 2010 года, совершенствования воспитания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не

уделяется внимания.

Таким образом, следует констатировать, что интересы воспитания молодежи определяют необходимость создания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой, комплексной программы в соответствии с уровнем развития личности молодых людей, их правовой осведомленности и возрастных особенностей.

Анализируя особенности правового воспитания, следует отметить, что оно является частью общей системы воспитания молодого поколения и сохраняет его общие принципы. То есть, правовое воспитание, прежде всего, основывается на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к взаимоотношениям с личностью, уважении ее прав на самореализацию. В тоже время, принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предполагает использование средств и методов правовоспитательного влияния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкреп-ляющее воздействие на основные сферы человеческой психики - на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не ото частям», воспитание не до-

пускает белых пятен.5 Это, в свою очередь, дает основание утверждать, что одним из наиболее важных аспектов является необходимость систематического, последовательного и непрерывного воспитательного воздействия на молодежь.

Следует отметить, что существенную роль в правовом воспитании населения играет социальная среда. По особенностям своей природы все правовоспитательные факторы социальной среды можно разделить на две группы:

Собственно педагогические - особенности функционирования различных педагогических систем;

Педагогически значимые - не являясь педагогическими по своей природе, они, тем не менее, сказываются на правовоспитании всего населения.

Рассматривая проблему воспитания законопослушной личности сквозь призму правовой культуры, нам хотелось бы сформулировать основные составляющие данной теоретической концепции.

1) Молодежь активна по своей природе, склонна к более интенсивному присвоению определенных культурных стереотипов личностно-поведенческой модели, и эти объективные ее качества необходимо в полной мере учитывать и использовать в правовоспитательной деятельности по формированию законопослушной личности.

2) Основная цель процесса правового воспитания -способствовать определенным позитивным изменениям в культурном мировоззрении и поведении представителей молодого поколения с уже имеющимися пониманием миропорядка, взглядами, поведенческими стереотипами.

3) Правовое воспитание должно представлять собой комплекс мероприятий, обязательно включающий в себя изучение индивидуальных особенностей личности, степени педагогической запущенности, уровня правового нигилизма, основных причин и условий, определивших отклонения от общественно-одобряемой модели поведения. Персонифицированный подход в данном случае во многом определяет как содержание, так и организацию всего процесса

4) Правовое воспитание как элемент целостной системы формирования личности, наиболее тесно взаимодействующий с негативными проявлениями в обществе, не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль может сыграть практическое столкновение молодого человека с правоприменительной практикой. Социальным институтам, участвующим в организации правового воспитания следует активно искать формы участия молодежи в практической деятельности по организации правопорядка и правовоспитания населения.

Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние социальные условия и уровень правовой культуры молодежи требуют создания дополнительных элементов системы правовоспитанности, соответствующих нынешнему развитию науки и практики, повышения эффективности высшего юридического образования, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.6

Примечания:

1 См. Юридическая педагогика. Под ред. Кикотя В.Я., Столярен-

2 Кара СБ. Правовое обучение и правовая пропаганда как форма

правового воспитания // Материалы международной научнопрактической конференции. 24-25 апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - С. 114-115.

3 Зеньковский ВБ. Воспитательная работа в школе. - М.: Про-

свещение. 1993. - С. 168.

4 Николаева Л Л. Некоторые проблемы формирования правовой

культуры российского общества // Криминологические и пси-холого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-праетической конференции 24-25 апреля 2003 г. - С. 289.

5 См. Юридическая педагогика. Под ред. Кикотя В.Я., Столярен-

6 Правовая культура на рубеже столетий // Государство и право.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через ᴇᴦο составные элементы˸ ʼʼправовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике ᴇᴦο реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанностиʼʼ. ʼʼОтсюдаʼʼ - продолжает автор, ʼʼнеобходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать законʼʼ.

ʼʼПравовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культурыʼʼ .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия ʼʼправовое воспитаниеʼʼ как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности . В современную действительность входят такие понятия как ʼʼправовоспитательная деятельностьʼʼ государства, ʼʼинститут правового воспитанияʼʼ, что говорит о том, что правовое воспитание воспринимается как вид государственной деятельности.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства" 2015, 2017-2018.

Введение

Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

1.2 Формы правового воспитания

Глава 2. Правомерное поведение как следствие правового воспитания

Глава 3. Человек как активный правовой субъект

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Представленная работа посвящена теме «Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в научной и практической сфере, которая говорит о том, что необходимо совершенствовать правовое воспитание и его формы.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях, юридической литературе – журналах, обозревателях, Интернет-порталах рассмотрены более узкие вопросы данной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" в современной юридической науке о теории государства и права, с другой стороны, вопросами реализации ее применения через различные источники. Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов привития правового мышления и воспитания граждан обосновывают актуальность данной работы.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.

При этом предметом исследования о значимости правового воспитания является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Место и роль правового воспитания" с точки зрения отечественных ученых.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:

1. Изучить природу правового воспитания, в каких формах оно должно осуществляться и с помощью каких средств и методов реализовываться;

2. Оценить правомерное поведение как результат правового воспитания;

3. Охарактеризовать человека как активного правового субъекта и уяснить, с помощью каких средств развивается правовая активность личности.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, каким образом необходимо применять правовое воспитание, чтобы оно результативно воздействовало на правомерное поведение общества и правовую активность отдельно взятой личности.

Источниками информации для написания работы по теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" послужили различная юридическая литература: нормативно-правовая база, фундаментальные теоретические труды мыслителей в рассматриваемой области, таких как: Н.И. Матузов, А.В. Малько, И.В. Кирсанов, А.С. Пиголкин, С.А. Боголюбов и др., а так же статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, таких как "Государство и право", "Законность", "История государства и права", "Право и политика", посвященных тематике "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности", справочная литература, прочие актуальные источники информации.


Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах - широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - все многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры .

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и, прежде всего, в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях. Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.

В общем соображении под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

Следовательно, общей целью правового воспитания является возможность дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

Формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

Формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

Образование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

Формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

Формирование установки для правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) .

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.

Таким образом, повышение уровня правовых знаний - это начальный этап правового воспитания. Каждый грамотный гражданин должен четко представлять пределы своей правомерной деятельности и те границы, за которыми начинается неправомерное поведение, а его действия становятся опасными для общества. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более, важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.