Планирование мелкая моторика старшая группа. Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей

Валентина Васильева
Перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» (средняя группа)

Перспективный план по теме :

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением

речи »

(средняя группа )

Сентябрь

1-2 недели - диагностика

3 неделя - «Детский сад»

1. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Цель : Учить соединять пальчики в «замок» и разъединять, поочередно касаться подушечек пальцев обеих рук «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр. 50

2. Складывать матрешки

3. Собирать пирамидки

4. Катать карандаш между ладошками

5. Хлопать в ладоши тихо и громко

6. Игры с мозаикой

7. Игры с конструктором

8. Сминать бумагу в комочки

4 неделя - «Я и моя семья»

1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Цель : сжимать пальчики в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр. 46

3. Коготки

4. Ножницы

5. Разомни пластилин

6. Намотай нитку на катушку

7. Выложи домик из палочек

1 неделя - «Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика Заготавливаем капусту»

Цель : поочередно сжимать пальцы в кулачки и одновременно собирать пальцы в щепоть. «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр. 8

2. Дорисуй овощ

3. Нарисуй овощ по вспомогательным точкам

4. Выложи овощ из семян

5. Вырежи овощ из бумаги

6. Упражнение «Ножницы»

7. Упражнение «Замок»

8. Прокати пальчиками бусинку

2 неделя - «Фрукты»

1. Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»

Цель : загибать пальчики по одному начиная с большого, развивать память , речь. Система коррекц. работы Н. В. Нищева стр. 42

2. Нарисуй яблоко и заштрихуй

3. Обведи фрукты по трафарету

4. Вырежи фрукты из бумаги

5. Выложи фрукты из камушек

6. Нанижи бусы на леску

7. Игры с кубиками

3 неделя - «Осень»

1. Пальчиковая гимнастика «Деревья» «Корни»

Цель : Показывать руками деревья, корни, расслаблять пальцы и кисти рук. «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр. 16

2. «Идет Дождик» - проводить линии от тучки в лужу

3. Плетение венков из листьев

4. Завязывание узелков

5. Рисование палочками на песке

6. Выкладывание предметов из палочек и мозаики

7. Застегивание пуговиц

8. Упражнение «Солнечные лучи»

4 неделя - «Грибы»

1. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять» Цель : Продолжать упражнять детей в умении «здороваться» пальчиками,

начиная с больших, изображать ходьбу по столу указательным и средним пальцами , загибать пальчики самостоятельно

2. Дорисуй грибок

3. Вылепи грибок

4. Нанижи ягоды на нитку

5. Закрути крышку на бутылке

6. Отбивание мяча об пол

7. Застегивание молнии

8. Мять руками поролоновые шарики

1 неделя - «Деревья»

1. Пальчиковая гимнастика «Елка»

Цель : Сцеплять пальцы в замок и наклонять их вниз. «Играем пальчиками и развиваем речь » В. В. Цвынтарный

2. Упражнение «Фонарики»

3. Потряхивание кистями

4. Выложи елочку из спичек

5. Нарисуй клубочек

6. Помаши пальчиками

7. Вылепи ствол дерева

8. Сложи дерево из геометрических фигур

2 неделя - «Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку» . Птички в гнезде. Птичка летит Цель : Научить изображать птицу. «Пальчик, гимнастика» Е. Косинова стр 18

2. Сделай гнездышко

3. Упражнение «Ножницы»

4. Нарисуй птичку по точкам

5. Заштрихуй крылышки

6. Сделай птичку из бумаги (оригами)

7. Игры с конструктором

8. Собери пирамидку

3 неделя - «Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика «Коза»

Цель : Упражнять детей ходить по столу , пальцалт (указательным и мизинцем, развивать речь , память «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр 34

2. Сделай из пальчиков «лошадку»

3. Сделай «собачку»

4. Нарисуй такую же картинку

5. штриховка слева - направо

6. Намотай клубочек (левой, правой)

7. Выложи узор из мозаики

8. Застегни пуговицу

4 неделя - «Дикие животные»

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка»

Цель : Упражнять в ритмичном отстукивании кулачками и хлопками

попеременно друг о друга, загибать пальчики по одному начиная с большого. «Пальчиковая гимнастика» Ншцева Н. В. Стр. 75.

2. Упражнение «Собери пальцы в щепотку»

3. Складывание матрешек

4. Поочередно показать один палец, два, три, четыре, пять

5. Обведи трафарет животного

6. Барабанить пальцами обеих рук по столу

7. Вылепи зайчика из пластилина

8. Развяжи узелки

1 неделя - «Одежда, обувь»

1. Пальч. гимнастика Аленка-маленка. Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас. Цель : продолжать упражнять детей в загибании пальцев поочередно, развивать

память, мелкую моторику рук , расширять словарь. Нищева Н. В. стр. 50,53

2. Разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем поперек

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз

4. Раскрашивание одежды (штриховка)

5. Нанизывание пуговиц на нитку

6. Выкладывание картинки из пазлов

7. Нарисовать такое же платье

8. Резание ножницами

9. Одевать и раздевать кукол.

2 неделя - «Зима»

1. Пальчиковая гимнастика : «Раз, два, три, четыре пять мы во двор пришли гулять» . Цель : закрепить умение ходить пальчиками по столу (указательный и средний )

развивать пальчики , память расширять знания о зиме. Нищева Н. В. стр. 60

2. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз)

3. Вращение кистями рук

4. Рисование по снегу палочками

5. Лепить снежки из снега

6. Мять бумагу

7. Растягивать резинку

8. Застегивать кнопки и пуговицы

3 неделя - «Зимние забавы»

1. «Лыжник» Е. Косинова стр. 32

2. «Снежный ком» И. Светлова стр. 47

3. «Елочка» Нищева стр. 67

4. «Раз, два, три, четыре» Нищева стр. 60

5. Рисование на снегу палочками

6. Упражнение «Следы на снегу» (пальчиками)

7. Игры в снежки

8. Шнуровка

9. Рисование снежинок

10. Вырезание снежинок

4 неделя - «Части тела»

1. «Ножки и ладошки» Ю. Соколова

2. «В гости к пальчику большому» И. Светлова стр. 46

3. Рисование человека

4. Раскрашивание раскрасок

5. Нанизывание бус на леску

6. Упражнение : «Замок» Е. Косинова стр. 26

7. Расстегивание и застегивание молний

8. Выкладывание человека из спичек

9. «Человек» Е. Косинова стр. 32

1 неделя - Каникулы

2 неделя - «Подводный мир, рыбы»

1. «Речка и рыбки» Е. Косинова стр. 14

2. «Лягушка» Е. Косинова стр. 36

3. Упражнение «Мостик» Е. Косинова стр. 34

4. «Жил да был один налим» Нищева стр. 105

5. Обводка трафаретов рыб

6. Штриховка рыбок в разных направлениях (наискосок, снизу вверх)

7. Волны (не отрывая руки)

8. Игра «Поймай рыбку»

9. Работа с природным материалом (рыбка)

10. Оригами (сказочные рыбки)

3 неделя - «Дом и его части»

1. «Сарай» Е. Косинова стр. 22

2. «Дом» Е. Косинова стр. 22

3. «Труба» Е. Косинова стр. 22

4. «Домик» Е. Косинова стр. 46

5. Штриховка в разных направлениях сверху-вниз, слева- направо, наискосок

6. Пунктирными линиями, зигзагами, волнистыми

7. Прокатывание орешков, крупных бусин в ладонях

8. Расстегивание и застегивание кнопок, пуговиц и липучек

4 неделя - «Предметы быта»

1. Раз, два, три, четыре Нищева стр. 55

2. Игры с мозаикой

3. Игры с конструктором

4. Складывание пирамидки

5. Выложи из спичек «Телевизор»

6. Обведи трафарет и раскрась

7. Растягивание резинки

8. Сжимание резинового кольца

1 неделя - «Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика Раз, два. три, четыре, много мебели в квартире.

Цель : загибать одновременно пальцы на обеих руках, отхлопывать ритм

(ладошки, кулачки) пополнять словарь. Нищева Н. В. стр. 55.

2. Круговые вращения грецкого ореха между ладонями.

3. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

4. Сделай «Стульчик» (кулачок- ладошка) меняя положение рук стр. 24

5. Сделай «Столик» стр. 24 Косинова Е.

6. Упражнение «Футбол» забивание шариков одним или двумя пальцами.

7. Штриховка мебели разными способами (слева- направо, сверху вниз) .

8. Поделки из бумаги.

2 неделя - «Посуда»

1. «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»

Цель : пополнить словарь по теме развивать мелкую моторику пальцев , Нищева

Н. В. стр 57

2. Рисование посуды

3. Обведение трафаретов

4. Выложи предмет из частей

5. Вырежи и наклей посуду

6. Закрути крышки

7. Игры с кубиками

8. Игры с мозаикой

3 неделя - «Продукты питания»

1. «Печем блины» Е. Косинова стр. 10, «Пирожки» И. Светлова стр. 51

Цель : упражнять детей в попеременном касании стола тыльной стороной и ладонью

2. Упражнение «Тесто мнем» , Косинова Е. стр. 10

3. Вылепи баранки

4. Намотай клубочек (карандаш)

5. Размотай клубочек

6. Застегни молнию

7. Развяжи узелки

8. Сложи картинку из частей

4 неделя «Человек, части тела»

1. Вышли пальчики гулять»

2. «Пальчики ложатся спать» , Е. Косинова стр. 48

3. Обведи свои пальчики

4. Заштрихуй каждый пальчик по-разному

5. Раскрашивание раскрасок

6. Игры с мозаикой

7. Упражнение «Футбол» забивать шарики двумя пальцами

8. Упражнение «Человек идет, бежит

1 неделя - «Праздник мам»

1. «Как у нас семья большая» . Нищева Н. В., стр. 90

Цель : Отрабатывать умение загибать одновременно пальцы на обеих руках

2. Нарисуй мамин портрет

3. Вылепи для мамы угощение

4. Упражнение «Покажи фонарики»

5. Завяжи бантик

6. Покатай шарик каждым пальчиком

7. Дорисуй цветочек

8. Выложи цветочек из мозаики

2 неделя - «Профессии»

1. «Что принес нам почтальон» . Нищева Н. В. стр. 81

Цель : расширять представление детей о профессиях , закрепить умение «шагать» пальчиками, загибать по одному, начиная с большого.

2. Упражнение «Ножницы» (соединив ладони)

3. Расстегивание застегивание пуговиц

4. Игры с конструктором

5. Вылепи овощи и фрукты для магазина

6. Обведи предметы по точкам

7. Накручивание бумаги на карандаш

8. Шнуровка

3 неделя - «Транспорт»

1. «Есть игрушки у меня» . Нищева Н. В., стр. 86

2. Заводить ключом машину

3. Штриховка в разных направлениях

4. Кружить волчок (левой, правой)

5. Выложи машину из палочек

6. Упражнение «Лодочка» , И. Светлова, стр 62

7. Нарисуй волны

8. Собери спички

9. Игры с мозаикой

4 неделя - «Театр»

1. «Хлопушечки» - ритмичные хлопки внизу, вверху, плавные движения.

И. Светлова стр. 63

2. «Музыканты» - имитация игры на дудочке, гармошке, балалайке.

И. Светлова стр. 25

3. Поделки из бумаги (оригами)

4. Сжимание резинового кольца

5. Отбивание мяча левой и правой рукой

6. Завязывание шнурков

7. Раскатывание пластилина

8. Выкладывание узоров из семян

1 неделя - «Весна»

1. «Кап, кап, кап. НищеваН. В., стр. 89

Цель : Ритмично стучать подушечками пальцев, начиная с большого

2. Упражнение «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (10-20 раз)

3. Упражнение «Пальчики здороваются» - пальцы правой руки с большим пальцем левой руки и наоборот.

4. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц.

5. Закручивание и откручивание крышек.

6. Рисование мелками на асфальте .

7. Поделка лодочек, самолетов (оригами) .

8. Выкладывание узоров из камешков, палочек.

2 неделя - «Перелетные п гнцы»

1. «Ласточка, ласточка, милая касаточка» . Нищева Н. В. стр. 100

Цель : касание большого пальца дважды с одним пальчиком, начиная с указательного сначала на правой руке, потом на левой.

2. Упражнение «Птички» , И. Светлова, стр. 43

3. Упражнение «Птички в гнезде» , Е. Косинова стр. 18

4. Упражнение «Птичка пьет водичку» , Е. Косинова стр. 18

5. Разминать пластилин (лепить птичку)

6. Обведение трафаретов (штриховка)

7. Складывание птиц из бумаги (оригами)

8. Шнуровка

3 неделя - «Цветущие растения»

1. «Цветок» . И. Светлова, стр. 54

2. «Цветки» . И. Светлова, стр. 36

Цель : медленно разгибать из кулачков пальцы, покачивать кистями рук, кулачками, соединить ладони тыльной стороной.

3. Упражнение «Бутон»

4. Упражнение «Ромашка»

5. Выкладывание цветов из мозаики

6. Рисование цветов на асфальте мелом, на песке палочкой

7. Вращение скакалки левой и правой рукой

8. Подбрасывание и ловля мяча

4 неделя - «Театр»

1. «Гусеница» - развиваем руки чтобы учиться и писать и рисовать красиво, стр. 65

2. Упражнение «Пчела» - Е. Косинова стр. 36

Цель : круговые вращения рук указательным пальцем, делать кружочки из пальчиков, махать ладошками.

3. Рисование бабочек (пальчиками украшать)

4. Обведение трафаретов

5. Сжимание резинового кольца

6. Прокатывание шариков в ладошках и каждым пальчиком

7. Выкладывание бабочек из фасоли

8. Складывание насекомых из бумаги (оригами)

Сентябрь 1 неделя: Тема "Детский сад и игрушки"
1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".
2. "Фигурки из палочек" (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).
5. "Дорисуй узор"
2 неделя: Тема "Ягоды"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "
2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).
3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
4. Ниткография (полянка).
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Грибы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами"
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".
5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.
6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема "Овощи"
1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор.
Октябрь 1 неделя: Тема "Перелётные птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).
4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)
"Лебедь"
5. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Домашние птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"
"Петушок" "Курочка".
2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]
3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и
выложить его рисом)
4. Самомассаж гранеными карандашами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Почта"
1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).
3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать
открытку).
4. Художественный труд (конверт)
5. Дорисуй узор.
4. неделя: 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли"
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор.
Ноябрь
1 неделя: Тема "Семья"
1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал"
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра " Пианино".
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Наш город"
1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)
4. Работа с камушками (дорога и машины)
5. Самомассаж с гранёными карандашами.
6. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Наша Родина"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей"
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)
5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.
6. Дорисуй узор.
4 неделя: Тема "Зима"
1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз"
2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).
5. Дорисуй узор.

Декабрь 1 неделя: Тема "Зимующие птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи"
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
5. Бисероплетение.
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Зимние забавы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Новый год"
1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку.
4 неделя: Тема "Посуда и пища"
1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)
5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)
6. Дорисуй узор.
Январь 1 неделя: Тема "Одежда и обувь"
1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)
5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
6. Плетение узора из разноцветных шнурков.
7. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Домашние животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки" "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"
2. Фигурки из палочек(киска)
3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)
4. Работа со штампами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Дикие животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик"
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.
5. Дорисуй узор.
Февраль
1 неделя: Тема "Животные жарких стран"
1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"
2. Работа с камушками (слон по контуру)
3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)
5. Бисероплетение (хвост павлина)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур
2 неделя: Тема "Защитники отечества"
1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы"
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с рисом (салют на синем картоне)
4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

,11
3-4 неделя: Тема "Рыбы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)
4. Работа со штампами (превращение в рыбку)
5. Работа с манкой (шторм)
6. Ниткография (волны)

Март 1 неделя: Тема "Весна"
1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"
2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"
3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)
4. Ниткография (краски весны)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.
.95
2 неделя: Тема "Мамин праздник"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан"
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Плетение (бант на коробку)
4. Бисероплетение (бусы для мамы)
5. Обрывание (план)
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур
.99
3 неделя: Тема "Строительные профессии"
1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)
4. Самомассаж с шариками.
5. Работа с трафаретами.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края
4 неделя: Тема "Школа и библиотека"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик"
2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)
3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)
5. Выложить буквы и цифры горохом.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Апрель 1 неделя: Тема "Космос"
1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)
4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)
5. Работа с рисом
6. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Мебель"
1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"
2. Фигурки из палочек
3. Работа с рисом и горохом
4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)
5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
3 неделя: Тема "Бытовые приборы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос"
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Откуда хлеб пришёл?"
1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Ниткография (колоски)
4. Работа с пшеном (хлеб)
5. Самомассаж с гранёным карандашом.
6. Тестопластика (крендельки)
7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
.
Май 1 неделя: Тема "Цветы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4. Работа с тычками (полевые цветы)
5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.
2 неделя: Тема "День победы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"
2. Фигурки из палочек (танк, флаток)
3. Ниткография (вечный огонь)
4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)
5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении
3 неделя: Тема "Насекомые"
1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Логическая цепочка со штампиком.
5. Ниткография (бабочка)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Каникулы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"
2. Фигурки из палочек (карусель)
3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)
4. Бисероплетение (краски лета)
5. Дорисуй узор в зеркальном отражении

Утверждаю:

Заведующая МБ ДОУ

Починковским

детским садом №4

Л.Н.Живоедова

«___»_______________2012

Примерный перспективный план кружковой работы вне основной образовательной деятельности учителя -логопеда Полшковой О.В. по развитию мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

занятия

Сентябрь

"Детский сад и игрушки"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба", "В гости к пальчику большому", "Шарик"

2. Фигурки из палочек (качели)

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик)

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З - х игрушек одну нужную)

5. Самомассаж колючим ежиком

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "

2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод)

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру)

4. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами"

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк)

3. Игра с перловкой (грибы)

4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов"

5. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей)

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу)

4. Самомассаж теннисным мячиком, удерживание между пальцами

"Перелётные птицы"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из палочек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох)

4. Самомассаж резиночками

"Домашние птицы"

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята", "Гусь", "Петушок", "Курочка"

2. Работа с тычками (желтой гуашью кончиками тычками раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм)

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом)

4. Самомассаж с карандашами

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт)

3. Работа с платочками (конверт)

4. Самомассаж с грецкими орехами

«Осенние деревья»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: "деревья", «Листики»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с прищепками

5. Ниткография (осенние деревья)

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки)

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги

5. Самомассаж комочками бумаги

«Наше село»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (наша площадка, группа)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с карандашами.

«Наша Родина»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей»

2. Фигурки из палочек (солнце)

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5.Самоассаж с грецкими орехами

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз»

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Самоассаж с прищепками

"Зимующие птицы"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Снегири", "Воробьи"

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птички)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография «Птички»

"Зимние забавы»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком", "Снеговик"

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (Снеговик)

4. Самомассаж с шарами

«Новый год»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Самомассаж шишками

"Посуда и пища"

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун", "Мы посуду мыли"

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

5. Самомассаж массажными мячиками

«Мебель»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол»;

2.Фигурки из палочек: «Стул», «Стол» (по образцу)

3.Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох)

4. Самомассаж с карандашом.

«Мебель»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»

2. Игра: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж ежиками

«Транспорт»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Машины» (по замыслу)

3.Аппликация «Грузовая машина»

4.Самомассаж щетками

«Транспорт»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»

2.Работа штампами: «Дорога для машины»

3.Ниткография: «Автомобили» (по образцу)

4.Саомассаж резиночками

«Детский сад»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

2.Фигурки из палочек: «Качели» (по образцу)

3.Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж с карандашом

«Профессия - швея»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»

2.Ниткография: «Стежки»

3. Работа с пуговицами (Выложи по контуру)

4.Обрывание «Красивый наряд»

«Профессии на стройке»

Занятие 3

1.Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке»

2.Фигурки из палочек: (дом, ворота)

3.Работа с трафаретами

4.Самомассаж с кисточкой

«Наша армия»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы»

2.Фигурки из палочек (танк, самолет)

3.Работа с рисом «Салют»

4.Самомассаж с грецкими орехами

Занятие 1

2.Работа с бумагой (скатывание) – «Дождик лей»

3.Самомассаж с камушками

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2.Работа штампами: «Наполним тучку дождиком»

3.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

4.Самомассаж с камушками

«Комнатные растения»

растения»

Занятие 3

2.Штампуем пальчиком: (дорисовать образ)

3.Ниткография: «Цветок в горшочке»

4.Самомасаж с камушками

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»

2.Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа)

3.Самомассаж с резинками

Занятие 1

2.Фигурки из палочек рыбка, ракушка

3.Работа с цветными шерстяными нитками: «Аквариум»

4.Самомассаж с шарами

«Подводный мир»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2.Работа штампами (превращение в рыбку)

3.Работа с манкой: «Шторм»

4.Ниткография: «Волны»

5.Самомасаж с шарами.

«Наше село»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»

3.Дорисуй узор «Мой дом»

4.Самомассаж с карандашами

«Наше село»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2.Работа с камушками: «Дорога и машины»

3.Фигурки из палочек: « Детский сад»

4.Самомассаж с карандашами

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»

2.Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»

3.Штриховка: «Автомобиль»

4.Самомасаж грецкими орехами

«Насекомые»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы»,

«Паук», «Бабочка», «Сороконожка»

2.Фигурки из палочек: (по памяти) «Бабочка», «Жук»

3.Ниткография «Насекоме»

4.Самомасаж (с граненым карандашом).

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Карусель»

3.Работа с тычками: «Краски лета»

4.Самомасаж резиночками

«Лето, лето!»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают»

2.Пейзаж на манке: «Где я буду отдыхать»

3.Дорисуй узор «Летние цветы»

4.Самомассаж ежиками

Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга - это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. На всех этапах жизни ребёнка движения рук имеют, важную роль. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание (данные РАМН за 2012 г). Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Часто у ребенка возникает стремление быть таким же взрослым, как мама и папа, однако не все родители готовы принять такую позицию и запрещают ему манипулировать с предметами быта. При попытках ребёнка самостоятельно действовать с предметами, взрослые проявляют нетерпеливое отношение к детям. Это тоже будет тормозить процесс развития мелкой моторики рук. Двадцать лет назад, взрослым и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать бельё, штопать и вышивать и т.д. Сейчас проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, вымыть, связать, почистить, взбить и т.д. Родители покупают вместо ботинок со шнурками- ботинки на липучках, вместо рубашки - футболку, вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии. Кроме того ребенок рано приобщается к компьютеру, как следствие происходит недоразвитие движений пальцев рук. Положение кисти рук на компьютерной мышке развивает ограниченное количество мышц. В результате, из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами руки.

Работая во второй младшей группе несколько лет, отметила насколько, слабо развита моторика рук у малышей: пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, при сгибании одного пальчика, остальные выполняют аналогичное действие. У большинства малышей не сформированы навыки самообслуживания. А мы, педагоги, знаем, что уровень развития мелкой моторики руки - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Таким образом, эта проблема формирования мелкой моторики является социальной потребностью общества и работа в этом направлении своевременна и актуальна. Поэтому поставила цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживание) деятельности. Для достижения эффективности в работе по этой теме наметила следующие задачи:
1. создать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию мелкой моторики рук;
2. привлечь родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук у своих малышей;
3. вызвать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

1. Развивающаяся предметно - пространственная среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2. Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении пособий, игр.

3. Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым пособиям, играм. Пальчики стали подвижнее, приобрели гибкость.

Работа по решению задач проводилась поэтапно:

1 этап (сентябрь-октябрь)

а) изучение педагогической и методической литературы поданной теме;
б) изучение мнения родителей по данной проблеме;

в) создание необходимой предметно- развивающей среды.

2 этап, основной (октябрь-май)

Работа по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживании) выстраивалась в следующих направлениях:

а) в специально - организованной(кружок в рамка ООП ДОУ);

б) в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах;
в) с родителями - посредством консультаций, проведением мастер-класса, выставок совместных поделок.

3 этап (май)
а) Анализ результатов по данной теме, перспективы дальнейшей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

В самом начале работы направила усилия на создание информационной базы данных по теме, изучила педагогическую и методическую литературу, опыт других воспитателей, наблюдала за детской самостоятельностью детей. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию детей нельзя решить без участия родителей. Как выяснилось, что многие родители понимают важность развития мелкой моторики руки, а как развивать не знают. Анкетирование родителей помогло определиться с главной целью работы: повысить интерес и стремление родителей к участию в развитии мелкой моторики рук своих детей. (приложение № 1)

Ребёнка учит и воспитывает то, что его окружает. Для реализации поставленной цели и задач была обновлена и расширена предметно - развивающая среда. Начала свою работу с подбора и самостоятельной подготовки практического материала для развития мелкой моторики рук детей своей группы. Был собран материал: различные виды бумаги и фактуры, сделаны игры для развития для развития тактильных ощущений,материал для исследовательской деятельности. Игры являются очень важной частью в процессе формирования мелкой моторики рук. Поэтому подбираю такой игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал, пробуждал интерес и желание играть. Не стремлюсь приобретать большое количество развивающих игр, много пытаюсь сделать своими руками. Важно чтобы эти игровые пособия были изготовлены на глазах у детей, с помощью их родителей. Достоинство их в том, что они не требуют какого- то специального материала. Они просты в изготовлении, но в то же время они красивы, эстетичны и безопасны (приложение №2) . Весь этот материал помещён в уголке «умелые ручки» и постоянно обновляется с учётом освоения двигательных навыков рук. Полученные умения и навыки дети применяют в продуктивной деятельности в уголке рисования, который находится в шаговой доступности. Он оформляется результатами продуктивной деятельности детей.

Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук организовала через продуктивную,игровую и трудовую (самообслуживание) деятельность.

НОД в кружке провожу в рамках интеграции образовательных областей (приложение №3). В НОД кружка я использую салфеточную аппликацию. Она особенно положительно влияет на развитие моторики рук. Путём сжимания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура, приклеивая их на определённые места. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, если они видят коллективную работу, украшенную группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

В совместной деятельности с детьми в режимных моментах при проведении дидактических игр, игровых упражнений стараюсь использовать такие игровые приёмы, которые способствуют переходу ребёнка на более высокую ступень развития: обыгрывание ситуаций, сюрпризные моменты, приём неожиданного появления игрушек, сказочных героев, слушание детских песенок по тематике,решение маленьких проблем и т.д.

В игровой форме стала совершенствовать навыки самообслуживания, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время одевания и раздевания.

Успешность работы зависит от многих факторов, а именно от систематичности и регулярности, доступности и последовательности, от знания индивидуальных особенностей и от того насколько привлекателен материал.

С родителями были проведена консультация: «О развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников». В родительском уголке поместила рекомендации по развитию мелкой моторики рук, а также памятки с описанием игровых упражнений. С родителями был проведен мастер - класс и как результат была организована выставка совместных поделок (приложение № 4).

Таким образом, в течение года создана привлекательная предметно- развивающая среда, которая побуждает малышей к активной игровой, продуктивной и трудовой (самообслуживание) деятельности. Родители с большим интересом приняли активное участие в изготовлении игровых пособий, в выставках, используя рекомендации воспитателей, памятки с описанием игр. В своей работе с детьми сделала вывод, что занятия аппликацией в нетрадиционной технике доступны младшим дошкольникам, позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети активно, с интересом играют в дидактические игры, с игровыми пособиями, сделанными родителей и воспитателей. Мои воспитанники стали более самостоятельны при одевании и раздевании, активнее в выборе игр, стали увереннее работать в знакомых техниках по аппликации. Пальчики приобрели гибкость, стали подвижнее. В дальнейшем планирую продолжать подбирать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и, расширять и обновлять предметно- развивающую среду нестандартным игровым оборудованием.

Используемая литература:

  1. М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому /М.- Кара,1998 г.
  2. З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. М. Просвещение 1992г.
  3. О. Жукова. Развитие руки: просто,интересно, эффективно/дошкольное воспитание№11,2006г.
  4. Материалы интернет-сайтов
  5. М. Рузина. Страна пальчиковых игр - СПБ, 2000г.
  6. Е. Шеповских. Развитие мелкой моторики // дошкольное воспитание №5

Приложение №1

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

Затрудняюсь ответить

Нет
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

В младенчестве

7 лет
3. Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

Крупа, природный материал

Пуговицы, бусины

Иголки, нитки

Конструктор, мозаика

Кубики, пирамидки, матрешки
5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

В детском саду

В интернете

Подсказывает своя интуиция
6. Как ребенок выполняет задания игры?

Пассивно

Активно
7. Как ребенок воспринимает установку к игре?

С первого раза

Требуется многократное объяснение

Требуется объяснение и показ действий
8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

Родительское собрание

Мастер - класс

Индивидуальная беседа

Консультации в родительском уголке

Приложение №4

Приложение № 2

Приложение №3

Перспективный план кружковой работы во второй младшей группе

1 КВАРТАЛ

  • Учить соприкасаться поочерёдно пальчиками одной ладони о другую, начиная с большого пальчика, разводить пальчики в стороны и скрещивать, поочерёдно «шагать» указательным и средним пальцем правой и левой руки.
  • Учить сминать салфеточки, раскатывать в комочек, наклеивать по краям контура, по всему контуру.
  • Развивать мелкую моторику, гибкость пальцев, тактильные ощущения.

Цикл НОД:

  1. Знакомство с видами бумаги.
  2. Знакомство со свойствами бумаги (обрывание, смятие, скатывание, разглаживание)
  3. НОД: пальчиковая гимнастика «Есть у солнышка друзья», аппликация «Листочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук(сортировка, пазлы, шнуровки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «Ежик», аппликация «Ежик», упражнения на развитие мелкой моторики рук. (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…. вышел пальчик погулять», аппликация «Грибочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, нанизывание бус, колечек).
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Кисть рябины», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус, закручивание пробок,запускание волчков).
  7. НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Овечка», упражнения на развитие мелкой моторики рук (прищепки,шнуровка,косичка).
  8. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Зажги лучики на солнышке», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус,закручивание пробок, запускание волчков)
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5… вышел пальчик погулять», аппликация «Шубку зайчику одень», упражнения на развитие мелкой моторики рук (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Совенок», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки, сортировка).
  11. НОД: пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики», аппликация «Снежный ком», упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды застёжек, шнуровка, сортировка).

2 КВАРТАЛ

  • Формировать умение сгибать и разгибать пальчики, начиная с мизинца, с большого пальца.
  • Упражнять в умении соединять концы полоски (бумаги, салфетки) в петельку, скручивать в жгутики; приклеивать на определенное место, чередуя по цвету.
  • Развивать гибкость пальцев, переключаемость общих и мелких движений руки.
  1. НОД: пальчиковая гимнастика «замок», аппликация «снеговик»,упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).
  2. НОД: пальчиковая гимнастика «семья», аппликация «снежинка», развитие мелкой моторики (складывание салфеток, нанизывание бус, открывание и закрывание предметов).
  3. НОД: пальчиковая гимнастика «Пой-ка подпевай-ка 10 птичек стайка», аппликация «Елочка нарядная», упражнения на развитие мелкой моторики (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «пальчики играют», ручной труд «Петелька», упражнения на развитие мелкой моторики: (застёжки).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «Лебёдушка», упражнения на развитие мелкой моторики: застёжки, шнуровки, сортировка.
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Пальчики и ручки»,упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек, шнуровки.
  7. НОД: Пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай - ка 10 птичек стайка», ручной труд «Жгутики из салфеток», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка.
  8. НОД: пальчиковая гимнастика «хоровод», ручной труд «Морозные узоры», упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Самолёт», упражнения в практической жизни: сортировка, складывание салфетки, нанизывание бус, плетение косы.
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Салют», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка, прищепки.

3 КВАРТАЛ

  • Упражнять в разгибании пальчиков с кулачка, начиная с мизинца, сжимать пальчики в замок, поочередно соединять большой пальчик с остальными.
  • Совершенствовать умения заполнять контур, чередуя по цвету, развивать пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомер.
  • Развивать координацию пальцев рук, тактильные ощущения и активизировать мелкую моторику рук.

ЦИКЛ НОД.

  1. НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Сердечко», упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.
  2. НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Ветка мимозы», упражнения на развитие мелкой моторики: сортировка, шнуровки, прищепки.
  3. НОД: пальчиковая гимнастика«Домик», аппликация «Бусы», упражнение на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки).
  4. НОД: пальчиковая гимнастика «Дождик», аппликация «Моя ладошка», упражнения на развитие мелкой моторики (нанизывание бус, колечек, пазлы).
  5. НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Украсим платье», упражнения на развитие мелкой моторики рук (откручивание - закручивание, открывание - закрывание).
  6. НОД: пальчиковая гимнастика «Пять пальцев», аппликация «Верба», упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды застежек, сортировка).
  7. НОД: пальчиковая гимнастика «Дождик», аппликация « Одуванчик», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки, застежки).
  8. НОД: пальчики «Трудолюбивые пальчики», аппликация «Золотые яички», упражнения на развитие мелкой моторики (шнуровки, застежки)
  9. НОД: пальчиковая гимнастика «Есть у солнышка друзья», аппликация «Салют», упражнения на развитие мелкой моторики (складывание салфеточек, плетение косы, волчки).
  10. НОД: пальчиковая гимнастика «Лодочка», аппликация «Веночек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (пазлы, пирамидки, бусы, колечки, сортировка).

Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей.

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи.

Тема: «Я - человек»

1. Разглаживание смятых бумажных комочков (контур человека) и наклеивание на лист бумаги

2. Выкладывание дома из геометрических фигур с соблюдением пропорции (для человека)

3. Рисование клубочков.

4. Обвести по трафарету фигуру человека.

5. Лепка из пластилина колобка, колбасок, баранок.

6. Сортировка двух видов семян.

7. Порвать желтый лист бумаги на мелкие части (листопад).

8. Застегивание пуговиц.

Тема: «Овощи и фрукты»

1. Обвести по трафарету овощи и фрукты и раскрасить цветным карандашом в одном направлении.

2. Складывание картинки из четырех частей.

3. Лепка из пластилина овощей.

4. Обвести по контуру фрукты.

5. Разглаживание мятых комочков, что получилось? (овощи и фрукты)

6. Рисование овощей фруктов пальцем.

7. Выкладывание овощей и фруктов из мелкой цветной мозаики.

Тема: «Птицы осенью»

1. Выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

2. Имитация клевания зёрен, каждым пальцем и всеми одновременно.

3. Собирание птицы из частей.

4. Обвести по трафарету птицу.

5. Лепка птицы из пластилина

6. Отрывание мелких кусочков от целого листа бумаги.

7. Складывание птицы из геометрических фигур по образцу.

8. Сортировка семечек и гороха.

Тема: «Труд в природе»

1. Определение орудия труда «чудесный мешочек» (вырезанных из картона).

2. Обматывание палочки шнурком.

3. Обводка инструментов по трафарету, закрашивание.

4. Собирание разрезной картинки из толстого картона.

5. Работа пипеткой накапай до отметки.

6. Упражнение со шнуровкой.

7. Скатывание комочков из салфеток.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести по контуру одежду и раскрасить её.

2. Раскрась платье в горошек.

3. Сматывание толстых ниток в клубок.

4. Собери одежду и обувь из разрезной мозаики.

Тема: «Мебель, посуда»

1. Выкладывание мебели из палочек по образцу.

2. Выкладывание по контуру мебели из пластилиновых палочек.

3. Обводка посуды по трафарету, наклеивание на неё цветных кружков.

4. Откручивание и закручивание пластиковых пробок.

Тема: «Город, транспорт»

1. Постройка зданий из мелкого деревянного строителя.

2. Выложить из палочек дом по образцу.

3. Обвести по трафарету транспорт и наклеить на него окошки.

4. Рисование палочкой на песке.

5. Обводка машины по контуру и раскрасить её.

6. Собрать из разрезной картинки машину.

7. Собрать грузовик из геометрических фигур.

8. Нарисуй с помощи пипетки дождик.

Тема: «Зимний лес»

1. Обвести по трафарету деревья разной величины.

2. Совместно с детьми наклеить из манки снег на деревьях.

3. Выкладывание веток дерева ниткой.

4. Изготовление снежных комочков из салфеток.

Тема: «Дикие животные»

1. Определить на ощупь мелкие игрушки.

2. Обвести по контору фигурку лисы, раскрасить.

3. Выкладывание разрезной картинки медведя.

4. Лепка морковки из пластилина для зайца.

Тема: «Дикие животные. Домашние животные»

1. Выкладывание из геометрических фигур животного по образцу.

2. Лепка ежа из пластилина, иголки из спичек.

3. Переливание воды ложкой из стакана в тарелку.

4. Рисование клубочков карандашами.

5. Собрать картинку домашнего животного.

6. Разглаживание комочков, что за зверёк?

7. Определи на ощупь домашнее животное.

8. Лепка щенка из пластилина

Тема: «Птицы зимой»

1. Выбрать из семян корм для птиц.

2. Отщипывание маленьких кусочков от пластилина, скатывание в шарики.

3. Прокапавание пипеткой по 4 капельки синицы и воробью.

4. Собрать птиц из геометрических фигур

Тема: «Семья. Профессии»

1. Обвести по трафарету человека.

2. Выкладывание фигуры человека из геометрических фигур.

3. Разгладь смятую одежду.

4. Развесь бельё (прищепки)

Тема: «Профессии»

1. Построить дома из кубиков.

2. Выкладывание дома из цветных палочек.

3. Заготовь бланки, разрезание листа бумаги и складывание пополам.

4. Лепка из пластилина блинов и пряников.

Тема: «Продукты питания»

1. Определи на ощупь продукты питания.

2. Лепка продуктов для магазина.

3. Рассортируй гречку и рис.

4. Выгибание контура овощей из проволоки.

Тема: «Мамин день»

1.Рисование цветов на листе бумаги.

2. Вылепи пирог из теста для мамы.

3. изготовим открытку, вырезание по контуру цветов

Тема: «Начало весны»

1. Рисование пальцем ручейков.

2. Скатывание солнышка из салфеток.

3. Работа с водой и пипеткой.

4. Выкладывание лучиков солнца из палочек

Тема: «Игрушки»

1. Собрать игрушки - картинки из частей.

2. Определить плоские игрушки на ощупь.

3. Разглаживание игрушек из смятой бумаги.

4. Собрать пирамидку из цв. бумажных овалов разного размера.

5. Выкладывание машины из г. ф.

6. Лепка неваляшки из пластилина.

7. Вырезать детали к кукольной мебели и выложить по образцу.

8. Безотрывное рисование мяча от точки путём наращивания по окружности.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести одежду и обувь по трафарету.

2. Упражнения в шнуровки.

3. Штриховка одежды.

4. Поставь нужную заплатку по цвету и форме.

Тема: «Дикие и домашние животные»

1. Определи на ощупь фигурку животного.

2. Лепка животного из пластилина.

3. Наматывание нитки в клубок.

4. Нанизывание пуговиц на нитку.

Тема: «Птицы весной»

1. Вырезание птиц по контуру.

2. Сортировка фасоли и гороха.

3. Выкладывание силуэтов птиц из готовых г.ф.

4. Лепка птиц из пластилина

Тема: «Весна. Цветы. Деревья»

1. Разглаживание разноцветных цветов из мятой бумаги.

2. Сажание лука в лунки.

3. Выкладывание деревьев из палочек.

4. Приклеивание листочков к дереву.

Тема: «Весна. Труд весной»

1.Сделать лунки, посадить цветы.

2. Выкладывание забора из палочек.

3. Плоскостная лепка, цветы.

4.Сортировка семечек арбуза и дыни

Тема: «Город, транспорт»

1.Выкладывание дома из мозаики по образцу.

2. Выложить автобус из г. ф.

Тема: «Чему научились за год»

1. Работа с прищепками, пипетками, шнуровка.

2. Проволока, счётные палочки, бусы.

3. Аппликация из мелких г.ф.

4. Штриховка, закрашивание.

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

для обследования дошкольников

на развитие сенсомоторной координации

и тонкой моторики руки

Для определения результативности использованной системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук применяются следующие методики:

«Дорожки» (Венгер Л.А., 1988г.).

«Домик» (Гуткина Н.И., 1998г., в упрощённом варианте).

Манометрический тест (Гаврина С.Е., 1998г.)

Шнуровка (Большакова СЕ., 1996г.).

«Штриховка» (Захарова Ю.А., 2000г