Доктор комаровский о купании новорожденного. Купание Сколько надо купать ребенка в 3 месяца

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.

Водные процедуры у многих малышей самое любимое занятие, это не удивительно ведь девять месяцев жизни проведенных в мамином животе происходили именно в водной среде. Однако, не смотря на достаточно пройденное время, многие родители так и не знают, как правильно купать ребенка в 3 месяца.
Чтобы внести ясность в проведении водных процедур, рассмотрим все аспекты.

Что нужно для купания

Научитесь купать малыша в определенное время, так вы сможете приучить кроху к соблюдению распорядка дня. Это поможет вам в дальнейшем, когда он начнет посещать дошкольные и школьные учреждения.

Температура воздуха в помещении должна быть +22°-+23°С, а температура воды составлять +36°-+37°С. Такой температурный режим является комфортным условием для купания малыша.

Прежде чем приступить к водным процедурам необходимо подготовить заранее все необходимое:

  • термометр комнатный, водный;
  • ванночка детская;
  • кувшин для обливания;
  • отвар травяных трав;
  • мочалка или варежка для купания из натуральной ткани;
  • круг для шеи младенца;
  • детское полотенце;
  • подготовленный пеленальный стол;
  • сменное чистое белье малыша.

Чего делать нельзя в процессе купания

Чтобы купание малыша не превратилось в стрессовую ситуацию, вам не следует:

  • купание необходимо выполнять только в хорошем настроении малыша и родителей. Очень часто мы взрослые не считаемся с маленькими детьми, считая, что им все равно на скандалы взрослых. Нет уважаемые, свои обиды оставьте за дверьми детской комнаты. Сейчас у вас есть только один главный человечек – это ваш ребенок;
  • нельзя купать малыша голодным. Если вы покормили малыша, подождите 30 минут, а после можете приступать к процедуре;
  • если малыш принимает ванну с приспособлением для купания – кругом для шеи , не оставляйте его без присмотра! Нельзя доверять малыша и старшим детям, даже если они подростки;
  • не купайтесь с малышом вместе – это является нарушением всех норм гигиены;
  • не перегревайте малыша и следите, чтобы не произошло переохлаждения;
  • не вынимайте малыша из воды за голову, это чревато тяжелыми травмами шейного отдела позвоночника.

Противопоказания к купанию

Ребенка нельзя купать в следующих случаях:

  • повышенная температура тела;
  • острый период заболевания;
  • инфекционные заболевания;
  • стойкий судорожный синдром;
  • первый день после вакцинации.

Сценарий купания

Итак, если вы до сих пор боитесь купать своего ребенка или ваши бабушки, дедушки решили дать вам возможность вволю насладится родительской жизнью, не пугайтесь, детальное описание всего процесса поможет преодолеть все трудности процесса.

Главные герои действа: малыш, мама, папа

Глава 1.
Подготовка

Малыш: занят в соответствии с распорядком дня. Играет, общается с папой.
Мама: готовит воду для купания, отвар из трав, сменное белье, полотенце и пеленочку для купания.
Папа: помогает налить воду в ванночку. Общается с малышом, может петь песенки, создает настроение для купания.

Глава 2.
Установочный этап

Малыш: спокоен, бодрствует.
Мама: начинает раздевать малыша, продолжает эмоционально-положительное общение. После раздевания в течение 3 минут проводит воздушные ванны, может сделать кратковременный массаж. Проверяет воду в ванночке.
Папа: Готовит ванну с необходимой температурой воды, наливает отвар. Следит за температурой помещения. Удобно располагает ванночку и все необходимые для купания предметы.

Глава 3.
Погружение в воду

Малыш: погружается постепенно в воду, это сопровождается буйством ощущений, часто знакомыми, ведь девять месяцев в животе мамы он провел в такой же среде.
Мама: в чистой пеленке укладывает малыша на полусогнутой руке, голова крохи находится на локтевом сгибе. Медленно опускает его в ванночку с подготовленной водичкой, сначала ножки, затем ягодицы, спинку, аккуратно смачивая грудь ребенка. В последнюю очередь, умывая личико.
Папа: в этот момент находится на подхвате, своевременно подает маме все необходимое. Следит за температурой воды, чтобы не переохладить малыша. Поддерживает хорошее настроение в процессе процедуры.

Глава 4.
Купание

Малыш: получает положительные эмоции, ведь в этот момент он больше сплачивает семью и это КРУТО!
Мама: правой рукой зачерпывает воду и поливает младенца. Моет личико, следит, чтобы вода не попала в глазки, в ушки.
Папа: следит за временем процедуры, общается с малышом, проверяет воду в ванночке.

Глава 5.
Обливание

Малыш: получает удовольствие от купания.
Мама: аккуратно переворачивает малыша спинкой вверх, приподнимая из ванночки и приговаривая: «Водичка сделает нашего малыша чистым, здоровым, крепким». Параллельно наблюдая за реакцией ребенка на обливание.
Папа: осторожно тонкой струйкой обливает малыша водой из кувшина заранее подготовленной теплой водой +37°С. Обертывает ребенка в чистое полотенце и передает его маме.

Глава 6.
Вытирание

Малыш: немного устав от водных процедур может заплакать, это нормальная реакция.
Мама: укладывает аккуратно малыша на пеленальный столик. Промокательными движениями обсушивает его, перекладывает на сухую пеленочку. Смазывает все складочки детским маслом, затем одевает в чистую одежду и кормит изголодавшегося кроху.
Папа: прибирает все после купания.

Глава 7.
Заключительная: переход ко сну

Малыш: тихо посапывает в своей кроватке
Мама и папа: наслаждаются своим чадом, делятся впечатлениями от выполненной водной процедуры. Поверьте в этот момент вы искренне себя почувствуете самыми счастливыми родителями.

Справка
В процессе купания больше разговаривайте с малышом, а не только между собой. В этот момент у него развиваются сенсорные возможности – зрительные и слуховые реакции. Некоторые родители во время купания включают приятную спокойную музыку. Такой подход тоже благотворно влияет на эмоциональный статус ребенка.

Как вы увидели, в купании ребенка нет особых трудностей. Главное не теряться, а когда вы участвуете вместе, то страх быстро отступает. Помните, вы не первые и не последние кто купает свое ребенка самостоятельно, прочитав статью, вы станете «профессором» в этом деле.

Часто возникающие вопросы у родителей:

- Скажите можно ли купать ребенка в обычной ванне?

Сегодня мнения специалистов разделяются, некоторые утверждают, что купание должно происходить в отдельной детской ванночке в первый год жизни, так как ребенок должен быть огорожен от воздействия патогенных и инфекционных факторов. Думаю вам самим решать где купать вашего малыша, но я придерживаюсь все же учениям старой школы и являюсь сторонником того чтобы ребенка купать в детской ванночке.

- Ребенка в 3 месяца нужно купать еще кипяченой воде?

Нет, пупочная рана у вашего малыша давно зажила, поэтому продолжать купать в кипяченой воде уже не нужно.

Когда начинаем купать нашего малыша он начинает плакать, хотя до сих пор очень любил водные процедуры. В чем может быть проблема?

Если у ребенка не наблюдаются больше никаких изменений в общем состоянии, плач может быть связан с тем, что однажды вы нарушили технику погружения малыша в ванну, а именно резко его окунули. Либо вода в детской ванночке была чрезмерно теплой, что могло напугать кроху.

Купание - это очень значимая процедура в жизни ребенка, обеспечивающая чистоту и профилактику кожных заболеваний. Оно также способствует закаливанию и здоровому физическому развитию ребенка. Рассмотрим основные вопросы данного процесса.

Когда необходимо начинать купать новорожденного?

Первое купание новорожденного можно проводить после того, как отпадет пупок и заживет пупковая ранка. Самое главное – после водных процедур хорошо обработать эту ранку.

Как часто требуется купание малыша?

Купание новорожденного ребенка должно происходить ежедневно, желательно в одно и то же время. Самый лучший вариант – незадолго до последнего кормления.

Что необходимо для купания?

Для купания непременно необходима ванна. Можно купать малыша и в вашей взрослой ванне, но лучше приобрести специальную детскую ванночку, ведь у младенцев бывают некоторые проблемы с кожей (диатез, аллергия, эритема и т. п.) . В таком случае, купать малыша необходимо в лечебных травах, а в большую ванну отвара потребуется в несколько раз больше. В маленькой ванночке намного легче придерживать малыша и делать с ним зарядку. Купать ребенка необходимо в кипяченой воде, пока полностью не заживет ранка на пупке.

Длительность купания не должна быть более 8 минут. В ванночке температура воды должна быть примерно 37°С, а воздуха - 25°-27°С. Мыло можно использовать не более двух раз в неделю.

Как необходимо купать ребенка?

Перед купанием следует подержать ребенка несколько минут раздетым - принять воздушной ванны. Затем промыть наружные половые органы. В воду для купания можно добавить слабенький раствор марганцевокислого калия (если не зажила пупковая ранка) . Если ребенок еще не привык к купанию, опускайте его в воду медленно и осторожно, поддерживая поясничную область и головку. Обычно, ребенка погружают в воду до верхней части его груди.

Чтобы купание ребенка в 3 месяца было в радость, внимательно следите за правильным положением малыша в ванночке, чтобы вода не попала в уши и рот. Правой рукой, сначала, вымойте волосистую часть головы, затем помойте за ушами, затем - шею, бока, грудь, подмышки, и только в последнюю очередь – промежность и ягодицы. Переверните малыша на животик, и, поддерживая его одной рукой, обмойте спинку и заднюю часть шеи.

Руки младенца также требуют тщательного ухода. Новорожденные, как правило, держат их сжатыми, в связи с этим между пальчиками крохи скапливается грязь, и могут появиться опрелости. Чтобы этого не произошло, мойте и просушивайте ребенку руки.

Малыша необходимо завернуть в теплую простыню после купания, затем смазать кожные складки кремом или гигиеническим маслом и переодеть.

Малыши обожают купание. Оно доставляет крохам радость движения и позволяет родителям осуществить полный туалет ребенка. Это исключительно важно для его хорошего самочувствия и предотвращения кожных заболеваний. Кожа малыша более чувствительная и нежная, ее кислотность (pH) меньше, чем у взрослого, поэтому с трудом противостоит воздействию бактерий и грибков. Легко возникают потертости, опрелости.

Также в детской коже содержится много воды и мало жира, что облегчает проникновение вредных веществ в его организм. Эти особенности диктуют необходимость ежедневного купания, особенно детей первого полугодия жизни. Водная процедура, сопровождаемая веселыми разговорами и песенками, не только закалит, укрепит иммунитета ребенка, но и установит эмоциональную связь с родителями.

Когда начинать купать

Купать здоровых доношенных детей ежедневно можно сразу после выписки из роддома, стараясь при этом не мочить пупочную ранку, чтобы не вызвать ее воспаление, или после окончательного заживления пупка, когда исчезнут все корочки (в среднем это происходит на второй-третьей неделе жизни). Если вы решили ждать заживления пупка, в этот период обтирайте кожу малыша, особенно складочки, ватным тампоном, смоченным теплой водой с детским мылом, после чего другим ватным тампоном смойте мыло и промокните влагу с тела ребенка. Какую тактику лучше выбрать – решать вам. Для полной уверенности в правильном выборе - посоветуйтесь с педиатром.

Если вы решили мыть ребенка сразу после выписки из роддома, используйте для этого кипяченую воду. Она готовится и остужается до нужной температуры заранее. Для обеззараживания воды воспользуйтесь раствором марганцовки. Растворите несколько кристаллов полностью в стакане теплой кипяченой воды. Из полученного раствора несколько капель добавьте в ванну до появления слабо-розового оттенка. Будьте внимательны, не добавляйте слишком много раствора, он может иссушить детскую кожу, а в больших концентрациях вызвать ожог. Следите, чтобы не заживший пупочек не погружался в воду, и сразу после купания промокайте его.

После заживления пупочной ранки, воду для купания кипятить не надо. Ванну наполняют обычной водой из под крана, требуемой температуры. Каждый день мыть ребенка в отварах трав, минеральных солях или растворе марганцовки не рекомендуется, так как частое применение этих добавок сушит кожу и может вызвать аллергические реакции. Прибегайте к ним только в лечебных целях, предварительно посоветовавшись с врачом. Если у ребенка имеются проблемы с кожей (она сухая и склонна к шелушению), то лучше использовать специальные пены для купания, уже имеющие в своем составе экстракты трав (ромашки, календулы), оказывающих противовоспалительное действие.

Где и в чем купать

В ванной комнате или на кухне? Этот вопрос каждая семья решает индивидуально, исходя из своих жилищных условий. Главное, чтобы помещение было без сквозняков. Оптимальная температура воздуха при купании - около 24--26 градусов С, но не ниже 21 градуса С. Температура воды должна быть 36--37 градусов С (проверять термометром, а не локтем!). Более высокие градусы могут привести к перегреванию малыша, он начнет капризничать, и из приятной процедуры купание превратится в целую проблему. В более холодной воде ребенок замерзнет, что тоже не сулит ничего хорошего.

Традиционно малыша купают в детской ванночке (металлической оцинкованной, эмалированной или пластмассовой, анатомической или нет). Ее следует использовать только для купания и не применять для других бытовых целей (не стирать в ней, не замачивать белье). Удобно, когда она стоит на устойчивой опоре, позволяющей не наклоняться низко к ребенку, иначе у мамы устает спина. Перед купанием обдайте ванночку кипятком. Конечно, мыть ребенка можно и во «взрослой» ванне, но перед каждым купанием обязательно обрабатывайте ее обычной содой или специальным моющим средством, предназначенным для детских ванн.

Время купания

Купать малыша можно в любое время дня (старайтесь это делать вдвоем с мужем или бабушкой для подстраховки), но опыт показывает, что оптимальнее проводить водные процедуры вечером (около 20:00), перед кормлением, чтобы после него сытый и чистенький ребенок мог спокойно заснуть. При этом папы, которые днем работают, получают возможность пообщаться с малышом, приласкать его. Если маме кажется, что вечернее купание возбуждает ребенка перед сном, то устраивайте «помывки» в послеобеденное время. Продолжительность купания с возрастом меняется. Новорожденные дети должны купаться всего 2--5 минут, а в 3--4 месяца - 12--15 минут.

Что приготовить для купания малыша:

  • мягкое махровое полотенце или махровую простынь с капюшоном;
  • детское мыло в мыльнице или специальное средство для купания новорожденных. Для мытья ребенка используйте только эти специальные средства. Они имеют оптимальную для детской кожи кислотность (pH), защищающую кожу от чрезмерного высушивания, содержат смягчающие добавки – глицерин, ланолин и пр. Мыло рекомендуется употреблять в небольшом количестве и не чаще 2--3 раз в неделю. В остальные дни – просто купают малыша в воде;
  • Пользуйтесь губкой или махровой варежкой из мягких натуральных материалов, а можно намыливать ребенка и просто ладонью;
  • детский крем;
  • баночку с ватными шариками ;
  • кувшин для воды. Наполнив ванну водой, зачерпните из нее кувшином и поставьте его где-нибудь рядом, чтобы в конце купания ополоснуть ребенка этой водой, успевшей остыть примерно на градус. Эта процедура является элементом закаливания;
  • щетку для волос с густой мягкой щетиной или гребешок с тупыми краями;
  • термометр для воды ;
  • термометр для измерения температуры воздуха ;
  • заранее, на отдельной поверхности, где вы будите одевать малыша, разложите его одежду;
  • в ванну можно поместить специальные приспособления для поддержания ребенка - гамачок, «горку» и пр. Они особенно удобны впервые дни купания, пока у мамы еще нет нужной сноровки.

Не забудьте перед купанием ребенка помыть свои руки с мылом. Коротко постригите ногти, и снимите все (кольца, часы, браслеты и т. д.), что может поцарапать малыша. Когда все приготовлено, разденьте ребенка. При необходимости очистите попку малыша, и осторожно, медленно, опустите его в воду. Не надо торопиться и делать резких движений, так как младенец может испугаться. Старайтесь все делать осторожно, но уверенно, тихонько разговаривая с ним или напевая песенку. Бережно опускайте ребенка в ванну, поддерживая одной рукой (например, левой) голову и плечи, а другой (правой) – на уровне ягодиц и бедер.

Безопасность на воде

Во время купания нужно помнить о безопасности малыша. В положении лежа на спине, его головка должна находиться на вашем предплечье, а ваша ладонь этой же руки поддерживать ребенка в области плечевого сустава за внешнее от вас плечико малыша. Так вы страхуете ребенка от случайного выскальзывания и погружения под воду. Свободной рукой вы намыливаете кроху. В положении лежа на животе, грудь малыша находится на вашем предплечье; ладонь этой же руки придерживает дальнее от вас плечико. Свободной рукой вы намыливаете ребенка и страхуете его в области лопаток.

Мыло душистое и полотенце пушистое

Мыть надо последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Намыливайте осторожно, массирующими движениями, чтобы пена не попала в глаза. Тщательно промывайте складки на шее, под мышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Не забудьте раскрыть и вымыть сжатые кулачки, в которых скапливаются отшелушившиеся клетки кожи и может появиться опрелость.

Голову также намыливают осторожно, чтобы пена не попала в глаза. Если у ребенка защиплют глазки, он надолго запомнит эту неприятность и будет капризничать, попадая в ванную. Обмывать голову водой следует ежедневно, т.к., у малышей она, как правило, сильно потеет, а мыть с детским мылом или специальным средством для купания – раз в неделю, чтобы не пересушивать кожу головы.

Ответить однозначно на вопрос, с какого возраста можно начинать пользоваться детским шампунем, трудно. Некоторые специалисты считают, что до года мыть голову следует только детским мылом, другие - что уже с 3--6-и месячного возраста можно пользоваться шампунем. Но все единодушны в одном - шампунь должен быть только детским, разработанным с учетом особенностей строения кожи и волос ребенка. Такие средства обладают мягким действием и не щиплют глазки.

Запрокиньте головку малыша назад, придерживая ладонью. Полейте волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня на волосы. Вспеньте и слегка помассируйте кожу. Аккуратно смойте пену омывающими движениями в том же направлении. Лицо можно протереть влажной салфеткой, смоченной кипяченой водой. Если на волосистой части головы образовались себорейные корочки (другое название гнейс), то их необходимо размягчить, смазав приблизительно за 1 час до купания детским маслом, а во время купания удалить с помощью расчески с частыми зубчиками или щеточкой.

Промежность младенца необходимо промывать водой с мылом. Для избежания инфекции мочевыводящих путей, детей следует подмывать спереди назад, особенно девочек. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, у мальчиков аккуратно обмойте половой член (не сдвигая крайнюю плоть), мошонку, а затем область вокруг ануса. Теперь можно ополоснуть (спереди и сзади) малыша водой из кувшина, которая успела остыть примерно на один градус.

Сразу же после купания заверните ребенка в махровое полотенце и промокните его. Необходимо именно промокать, а не растирать - сначала голову, потом тело. Складки кожи должны быть особенно тщательно просушены. Ушную раковину следует сушить с помощью марли или тонкого платка. Затем уберите влажное полотенце и поместите ребенка на чистые пеленки. Смажьте все складочки кожи детским маслом, нанесенным на ватный тампон. Паховые и межягодичную складки обработайте детским кремом или специальным кремом под памперс. Если пупочная ранка еще не зажила, то после купания ее нужно промокнуть. Затем капнуть из пипетки 2--3 капли перекиси водорода, а излишки жидкости убрать марлевой салфеткой или ватной палочкой. Другой ватной палочкой, смоченной раствором зеленки, обработайте пупочек. Оденьте малыша и не забудьте про чепчик. Не снимайте его, пока волосы не высохнут. Далее ребенка можно кормить и укладывать спать.

Когда купание уже привычно

К шести месяцам малыш уже привыкает к мытью, как к приятному ритуалу и ждет его. Купание теперь может длиться 15--20 минут. Температуру воды рекомендуется снизить на несколько градусов - до 32--28 градусов С. В этом возрасте дети осваивают навык сидения, поэтому желательно снабдить ванну специальным резиновым ковриком, чтобы ребенок не скользил или специальным сиденьем для ванны. Тогда помимо мытья, малышу можно дать возможность поплескаться в ванне, поиграть с резиновыми или пластмассовыми игрушками.

Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра в ванне!

Он может потянуться за игрушкой и плюхнуться лицом в воду, может попытаться привстать, опираясь о бортик и упасть вперед или назад, может перегнуться через бортик ванны, стремясь к брошенной на пол игрушке… Последствия бывают плачевны, от боязни воды после резкого погружения в нее, до серьезной травмы головы.

Когда ребенок наиграется, потихоньку приступайте к мытью. Спокойно и аккуратно поливайте водой тело малыша, ласково разговаривайте с ним. Последовательность купания остается той же. Затруднительным может стать мытье головы из-за того, что ребенок начинает проявлять «характер» и отказывается запрокидывать голову, вертит ею в разные стороны и вам неудобно ее намыливать так, чтобы пена не попала в глаза. При смывании пены с упрямца, вода, пусть и без моющего средства, может попасть в глаза и вызвать неприятные ощущения в них (резь). Малыш начнет тереть глаза кулачками, плакать, отказываться мыться.

Чтобы предупредить эти «маленькие» неприятности, можно использовать специальные защитные козырьки, похожие на поля шляпы. Они плотно одеваются на голову и препятствуют попаданию пены и воды в глаза. В 12 месяцев (если это не произошло ранее) можно переходить к купанию в большой ванне. Время купания увеличивается до 20 минут и более. Малыши осваивают ходьбу, и будут пытаться шагать в ванне. Поэтому, чтобы не поскользнуться, в ней должно быть средство безопасности – резиновый коврик. На пол ванны тоже лучше постелить специальный коврик для того, чтобы вы также не поскользнулись на мокром полу.

Внимание к ребенку во время водных игр должно быть удвоенным .

Он не только может «нырнуть» под воду, но и дотянуться до различных косметических средств, попробовать их на вкус. Все лишние предметы, находящиеся в зоне досягаемости малыша, следует убирать. Краны должны быть с противоположной стороны от ребенка и хорошо закручены, чтобы он не смог дотянуться до них и включить горячую воду. Голову малышу моют в последнюю очередь. Он уже сидит в ванной, откинувшись назад (на вашу руку) и запрокинув голову. Избегайте попадания воды с мыльной пеной в глаза и уши. Вода должна стекать со лба на затылок. Особо вертлявым можно продолжать надевать специальный козырек.

Купание двухлетних

К двум годам купание превращается в веселую игру. Ребенок в воде резвиться, занимается с игрушками, пускает лодочки и расплескивает воду, поэтому резиновые коврики для ванны и пола все также актуальны. Купание в этом возрасте лучше проводить вечером после прогулки. Малыш много двигается, играет на улице в песке, на траве и приходит домой грязным. Температура воздуха в ванной может понизиться до 21 градуса С, а температура воды остается прежней - 32--28 градусов С. Продолжительность купания увеличивается до 30 минут, так как большая часть этого времени уходит на водные игры.

Двухлетний малыш очень любознательный, он подражает взрослым, активно приобретает новые навыки. С этого возраста можно начинать учить ребенка мыться самостоятельно. Пусть он помогает маме мыть себя. Дайте ему маленькую мочалку, и он с удовольствием будет намыливать себе ручки и ножки. А вы в той же последовательности, как и раньше (шея, живот, руки, ноги, спина, голова), намыливайте его. Ни на одну секунду не оставляйте ребенка без присмотра, не поддавайтесь соблазну думать, что малыш уже вырос и внимание можно ослабить.

В этом возрасте для купания можно уже использовать детскую пену для ванн и гель для купания малышей. Не кладите в детскую ванну косметические соли, так как они могут вызвать аллергические реакции на нежной детской коже. Использование мыла увеличивается до трех раз в неделю, в зависимости от степени загрязнения ребенка. Купание также заканчивается обливанием чистой водой на несколько градусов ниже, чем вода в ванне. Можно обливать карапуза водой из душа.

Температуру воды для обливания рекомендуется снижать постепенно на 1 градус в неделю, доводя до 21 градуса С. Это послужит мощным закаливающим фактором. После купания малыша накрывают большим махровым полотенцем или надевают халат, обтирают, в том числе голову и естественные складки. Одеть ребенка можно в комнате, там же посушите его волосы феном и расчешите их. Теперь готовьте его ко сну.

Если ребенок испугался воды...

Налейте в большую миску теплой воды и дайте ему поиграть в ней с игрушками -- яркими водоплавающими утятами, лягушатами, пластиковыми стаканчиками, с помощью которых можно переливать воду туда сюда. Пусть он плещется ручками, постепенно забывая о своем страхе. Предложите ему постирать носовой платок, помыть любимую машинку, кукольную посуду или любимую пластмассовую игрушку. Вместе с ним помойте кукле голову, сделав акцент на том, что кукла не боится и не плачет. Пускайте мыльные пузыри и т.д. В крайнем случае, на некоторое время замените купания на обтирания. Протирайте ребенка мокрой пеленкой, чтобы не усугублять его испуг. Попытайтесь искупать малыша в другом помещении, не наливая в ванну много воды...

Игрушки для купания

Торговая сеть предлагает сегодня великое множество игрушек для купания от классических уточек, корабликов, игрушек-брызгалок, механических заводных зверей, которые умеют «плавать» до резиновых книжек для ванной. Дети с удовольствием ловят удочкой или сачком рыбок в ванной, катают в катере мишек, им нравиться поливать из лейки на себя, на вас, на пол...

Должен уметь выполнять определенное количество действий, которые сказываются на организации распорядка дня и ухода за самим собой.

а) Начиная с 3 лет ребенок одевается с помощью взрослого, играет с детьми (в группе), строит мост из 3 кубиков, рисует круг, говорит свою фамилию и имя, бросает мяч, стоит на одной ноге в течение 1 секунды.

б) Начиная с трех с половиной лет легко расстается с матерью, знает свой пол, понимает и идет в трех направлениях (вперед, назад и т. д.), прыгает на месте и вперед.

в) Начиная с 4 лет застегивает пуговицы, показывает самую длинную линейку, изображает крест, рисует человека (очень приблизительно) из трех частей, понимает слова и их противоположное значение (тепло-холод, отдых-усталость), понимает предлоги «над», « внутри »,« снаружи », прыгает на одной ноге.

г) Начиная в четыре с половиной года рисует квадрат, рисует человека из 6 частей, стоит на одной ноге 5 секунд.

д) Начиная с 5 лет: одевается без помощи старших, держится на одной ноге 10 секунд.

Гигиенические навыки ребенка

— это основная составляющая по уходу за ребенком и в сохранении здоровья. Желательно, чтобы создавались предпосылки (соответственно возрасту ребенка), благодаря чему гигиена приобретала бы интерес и давала бы удовольствие. Чтобы ребенок приучался к умывальнику он должен иметь низкий надежный стул. Собственные туалетные принадлежности (мыло, губка, полотенце, зубная паста и щетка, расческа и т.д.) следует класть на полочке на уровне роста ребенка. Зеркало тоже должно быть на такой высоте, чтобы ребенок мог смотреть на себя, выполняя гигиенические процедуры (умывание, расчесывание и т.д.)., Дополнять свои сведения о собственном теле и радоваться со своего опрятного вида. Ребенка надо приучать держать в порядке предметы личного туалета и одежду.

С трехлетнего возраста приучайте ребенка к следующему:

Умываться самостоятельно в небольшой миске, которую ставят на низкий столик или стул в ванной или в кухне; в современных квартирах дети 4-5 лет должны научиться пользоваться кранами и умываться с умывальника;

Мыться после пользования туалетом и после игр ;

Пользоваться водой и; мылом ;

Раздеваться самостоятельно — ребенок умеет развязывать шнурки; сбрасывать нательное белье (майки и т.д.) помогают взрослые от 4 до 5 лет;

Одеваться самостоятельно (ребенок это любит);

Аккуратно складывать свою одежд у;

Самому ходить в туалет ; (но когда нужно по большому), некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, хоть им и хотелось бы справиться с этим «заданием» самостоятельно. Ночью некоторые дети сами встают на горшочек или в туалет;

Мыть руки и чистить зубы до и после еды;

Полностью выедать все с тарелки, ставить посуду на место.

Если ребенок утром проснулся, не следует оставлять его надолго в постели: бездумное лежание в постели порождает лень. Если ребенку нужно утром уходить из дома, желательно будить его ласково, заблаговременно, чтобы он начинал свой день спокойно и имел возможность поесть не торопясь. Формирование личности ребенка происходит неправильно, если мать или бабушка пытаются все сделать вместо него, объясняя, тем что он не успевает или он еще маленький.

Правильные навыки

Правильные навыки прививаются именно в этом возрасте. Желательно, чтобы дружба» наладилась между ребенком и водой — это станет залогом здоровья на всю жизнь. Утреннее умывание должно быть в удовольствие. Ласковый тон, которым пользуются родители, температура воды, качество мыла, удобства во время умывания (температура в помещении, чистота и уют в ванной, вещи для туалета и умывания, которые легко получить самостоятельно, отсутствие настойчивости со стороны взрослых — вот те элементы, которые следует учитывать, когда родители пытаются приучить и поощрить ребенка к утреннему туалету. Эта процедура должна стать для него приятной привычкой.

Утром ребенок моет не только руки и лицо, но и всю верхнюю часть тела (от талии и выше), причем особое внимание следует уделять участкам, которые потеют (подмышками, складки шеи). Чистить зубы и расчесывать волосы обязательно! В 5-6 лет некоторые дети привыкают принимать даже утренний душ, а это, кроме чистоты тела, способствует также закаливанию организма и гарантирует здоровую и красивую кожу.

Принимаем ванну ежедневно

Если условия позволяют, то хорошо, если бы ребенок ежедневно принимал ванну. Чтобы это делалось охотно, ребенку надо позволять открывать краны, регулировать температуру воды и ее количество в ванне (около 36,5-37,5 ° зимой и 35-36 ° летом). Обливание холодной водой и «душ» (холодный или теплый) устраивается только по согласию и желанию ребенка. Начиная с 5 лет малыш должен уметь умываться, хотя и под надзором. Желательно, чтобы ванну дети принимали перед тем, как ложиться в постель. В сельских местностях, когда нет возможности купать ребенка ежедневно, надо хотя бы раз в неделю устраивать «большое» купание.

Нельзя пользоваться едким мылом, щелочными растворами, это раздражает кожу. Лучше всего употреблять «жирные» мыла, они чисто моют, и не разрушают тонкого слоя смазки, которою покрыта кожа.

Когда ребенок сел в ванну с водою, надо дать ему свободно вытянуться в воде. Затем его тщательно намыливают (старшие дети это могут делать сами). Щеткой для ногтей чистят пальцы на руках и ногах. С 4-летнего возраста ребенка приучают пользоваться мочалкой, она закаляет кожу и делает ее мягкой. Начинают мыть осторожно, от голеней до колен и спины, так как это наименее чувствительные зоны. Губкой (мочалкой) делают вращательные движения, чтобы активизировать кровообращение. Мочалка для мытья ребенка должна быть мягкая, только после 6-летнего возраста можно пользоваться грубой, скажем, из конского волоса.

Как купать ребенка

Независимо от того, чем ребенка моют, делать это надо тщательно, потому что кожа в этом возрасте бывает очень грязная, ведь ребенок целыми днями гуляет во дворе, на детских площадках, в песочницах и т.д.. Растирание для кожи (как в воде, так и после купания) имеет еще и лечебное значение: оно стимулирует вялых и успокаивает нервных детей. После купания ребенка сразу заворачивают в сухую (зимой подогретую) простыню (хлопковое или махровое полотенце) и прочно растирают. Кожа ребенка должна быть чистой, розовой и мягкой. Ваткой очищают уши. Ногти на руках нужно подстригать немного округляя их, а на ногах — ровно, не обрезая края,потому что это может вызвать врастания ногтей в палец.

Некоторые матери считают, что лицо ребенку нужно намыливать, изо всех сил тереть, иногда смазывать. Между тем лицо у многих детей бывает шероховатое, даже с трещинами. До 5 лет умываться ребенку нужно просто водой и мылом, а если кожа очень обветренная, сухая, то без мыла; зимой перед сном малышу можно смазывать лицо тонким слоем детского или ланолинового крема, но не растирать (лоб, щеки, нос и подбородок).

С 5-6 лет, когда ребенок уже умывается сам, на лице у него могут появиться пятна от чернил или цветных карандашей, или пыль и грязь после развлечений на свежем воздухе, лицо нужно мыть вечером с мылом только хорошего качества; смывать следует большим количеством воды. Когда ребенок умеет пользоваться водой и мылом, его нужно научить правильно умываться — намыливать лицо легкими движениями, без энергичного растирания, с некоторой осторожностью, чтобы мыльная пена не попала в глаз. Не стоит ругать малыша, если вначале он умывается «по-кошачьи» (рот, нос и подбородок).

Как подстригать волосы ребенка

До 4-х лет не следует оставлять ребенку длинных волос. Относительно мальчиков — то само собой понятно. А вот насчет девочек — это уже означает определенную жертву. До 4-х лет волосы у детей очень тонкое, хрупкие и легко путаются. Когда расчесывают ребенка, хочешь не хочешь, а какая-то часть волос вырывается. Не стоит девочкам делать прическу «конский хвост», потому что собранные и затянутые резинкой волосы начинают редеть, делаются тонкими на висках и вокруг лба, становится как пух. Тоненькие волосики не могут возобновиться, это больной волос. Если девочка длительное время носит прическу «конский хвост», ее волосы никогда не будет густым и крепким. Девочкам, которые носят волосы на пробор, надо менять его место после каждого мытья головы.

Волосы надо стричь в том направлении, в котором они растут. На затылке и за ушами не следует выстригать машинкой до самой кожи.

Для расчесывания волос надо выбирать щетку из щетины или конского волоса (а не из пластмассы или нейлона). Голову ребенка расчесывают каждый вечер, чтобы вычистить волосы от пыли. Проводят щеткой во всех направлениях по каждой пряди, а напоследок причесывают соответствии с естественным направления волос.

Температура воды для мытья головы

После того, как ребенку исполнилось 2 года, для мытья головы можно использовать шампунь. Однако при этом не следует забывать, что длительное и частое пользование им может сделать волосы сухими и ломкими. У большинства детей волос, как правило, нормальный(не сухой и не жирный), а низко качественные шампуни могут дать нежелательный результат.

Температура воды для мытья головы должна быть умеренно теплой, ни в коем случае не горячей. Шампунь разводят водой в стакане и используют в два приема. Вымытые волосы хорошо выполаскивают несколько раз. Вытирают сухим согретым полотенцем, не растирая и не теребя. Сушить можно ручным феном, отрегулированным на среднюю температуру. Чтобы сохранить красивый цвет волос, можно полоскать после мытья Ромашковым настоем.

Воздух, солнце и движение — вот те факторы, которые имеют первостепенное значение для закаливания организма ребенка. Надо делать все возможное, чтобы ребенок, особенно , как можно больше бывал на свежем воздухе.

Растения оказывают на детей хорошее влияние; цветы, ветки с листьями, что к ним может прикоснуться ребенок, имеют такую ​​притягательную силу и вызывают такое удовлетворение, которые трудно объяснить. Кувыркаться в траве — одно из самых приятных развлечений для малыша. Ракушки, камни, стекла, каштаны, желуди — все то имеет для ребенка глубокий смысл и постоянную непреходящую ценность (их отличие от цветов и ветвей, которые ломаются и вянут).

Нелегко бывает удовлетворить любовь малыша к животным. Часто дети просят гулять возле того двора, где, как они знают, есть животные (собака, кот, домашние птицы). Особый интерес у малышей вызывают вокзал, аэропорт, фонтаны.

Прогулка на улице

Время, проведенное ребенком на свежем воздухе, имеет еще и то преимущество, что он постоянно движется, а это развивает и укрепляет мышцы всего тела. Ноги развиваются лучше всего тогда, когда ребенок бегает по неровной местности. Чтобы не допустить плоскостопия, ребенок должен несколько часов ходить босиком или в обуви на тонкой подошве. Надо к ребенку присмотреться, когда он начинает криво ходить. Можно делать с ним такие упражнения: ходить на цыпочках, прыгать то на одной, то на другой ноге, а то на обоих вместе, (бегать по траве, пробовать «брать» предметы пальцами ног.

Рекомендуется детям носить закрытые туфли (но не ботинки) па гибкой подошве, не очень свободные, но и не тесные. Любая обувь должна иметь определенный запас длины, чтобы легче было ходить. Туфли «лодочки» носить не рекомендуется, они слишком узкие в пальцах и открытые спереди, при ходьбе пальцы скользят вперед. Зимой ребенку нужно носить ботинки или сапожки. Резиновая обувь вредна: ноги в ней мерзнут и потеют.

Как одевать ребенка

Одежда должна быть приспособлена к повышенной подвижности детей и времени года, она должна защищать их от холода, воды и чрезмерной солнечной радиации. Важно, чтобы одежда пропускала воздух и свет. Льняные и синтетические ткани не поглощают влаги и способствуют потливости. Наиболее подходящая для детей одежда, сшитая из хлопчатобумажной или шерстяной ткани: и небольшой примеси синтетических нитей (для прочности).

Одежда должна быть мягкой, легко стираться и не мешать ребенку двигаться. Вот почему ее следует шить свободной на груди и немного узкой в ​​спине. Когда ребенок не двигается, ему легче простудится. Вот почему на ночь детям следует надевать пижамы. Надо пользоваться одеждой простого кроя, ее легко надевать и сбрасывать, однако при этом не следует забывать и об эстетической стороне, веселые, жизнерадостные краски, удачное соединение цветов и т.п..

Нательное белье должно быть только хлопчатобумажным (разрешается надевать синтетические изделия на голое тело!). Резинки не должны быть тесными. Для маленького ребенка нужно 6 маек и 6-10 пар трусиков.