Цели и задачи процесса обучения. Онятие цели воспитания и обучения Цели обучения и воспитания

Воспитание – это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, а также передача знаний и профессиональных навыков. Процесс воспитания человека начинается с момента рождения и заканчивается тогда, когда заканчивается его жизнь. Цели воспитания ребенка зависят от возраста человека. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше воспитательных целей стоит перед взрослыми. Далее мы рассмотрим, какие существуют цели и содержание современного воспитания человека.

Цели обучения и воспитания

Так как и обучение, и воспитание – это передача накопленного опыта, то они тесно связаны между собой, и зачастую их рассматривают совместно. Итак, целью воспитания принято считать то, что бы мы хотели видеть в конечном итоге (к чему стремимся). Перечислим основные цели воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, профессиональное и духовное развитие человека. С взрослением ребенка воспитательных целей становится все больше.

Возрастные периоды, их роль в процессе воспитания

Главными людьми, которые передают ребенку свой жизненный опыт, являются его родители. Именно в семье малыш учится любить, делиться, ценить вещи или родительский труд, восхищаться прекрасным. Вторыми воспитателями для ребенка становятся работники детских дошкольных учреждений. Основная цель – это научить ребенка жить в коллективе, находить общий язык с такими же по возрасту, как и он. На этом этапе огромное внимание уделяется умственному развитию. Процесс обучения построен в виде игры, что побуждает интерес у ребенка в освоении новых знаний (изучению букв и цифр, цветов, форм предметов).

Целей воспитания в школьные периоды гораздо больше, здесь на первое место можно поставить умственное развитие. Однако, школа несет ответственность и за другие виды воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, трудовое). Именно школьный учитель должен определить к каким предметам ребенок имеет большие способности, а быть может и талант, чтобы в будущем профессионально сориентировать его.

В старшем школьном возрасте к общим целям воспитания присоединяется еще и профессиональная, ведь юноши и девушки в этот период определяются с видом профессии и посещают дополнительно кружки, секции или курсы.

Коротко мы рассмотрели воспитательные цели, главной задачей который является формирование разносторонне развитой личности, высококлассным профессионалом в работе и достойным гражданином общества.

Основой для обозначения цели воспитания и обучения является принятие человека как целостного существа, находящегося в непрестанном развитии, становлении. Сутью человека являются, прежде всего, его индивидуальное, собственное “Я”, его духовные качества. Поэтому любая проблема человека, связанная с его развитием, формированием, адаптацией, преодолением стрессов и болезней и т. п., должна рассматриваться и решаться одновременно на трех уровнях - духовном, душевном и физическом.

ЦЕЛЬ обучения и воспитания - дать возможность всесторонней реализации индивидуальности каждого ученика и воспитание ответственных членов общества.

Достижение цели становится возможным, если развитие человека считается не формальной целью, а полагается исходным пунктом воспитания и обучения. Три части функционально целого человека: мышление, эмоциональная жизнь и воля, проявляются на самых разных стадиях развития по-разному.

В планировании отдельных занятий, распределении занятий и работы учебного года следует принимать во внимание природное ритмическое соответствие степени сознания и способности сосредоточится. Имеется в виду обучение, разносторонне захватывающее ребенка и не требующее от него большой затраты энергии психики.

В учебном плане определяются рамки обучения и воспитания, основывающиеся последовательно на знании закономерностей развития и роста человека. В нем определяются цели преподавания по разным предметам и цели воспитания в разных классах согласно потребностям каждого данного возраста. Основы методики, соответствующей данным потребностям. Необходимые инструкции о содержании преподаваемого материала и объема курсов. Инструкции по организации учебной и воспитательной работы в школе.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ:

1. Укреплять волю и доверие ученика к своим способностям.

2. Развивать индивидуальную способность к образному восприятию.

3. Создать предпосылки умственного развития.

4. Развивать способность к отвлеченному мышлению на основе чувства реальности

5. Создавать основные привычки.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:

1. Укреплять развитие эмоциональной жизни

2. Развивать умственные способности

3. Развивать способность к критическому мышлению и чувство качества в любой деятельности.

4. Делать ощущения и наблюдательность более восприимчивыми.

5. Развивать социальные чувства и моральные чувства.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:

1. Обеспечить достаточное общее образование всем учащимся.

2. Возбуждать в учениках активный интерес и чувство ответственности.

3. Развивать способность к умственному восприятию.


4. Развивать способность к причинному мышлению и самостоятельному постижению.

5. Развивать способность к всестороннему восприятию.

6. Способствовать свойственному каждому данному возрасту развитию сознательности.

Воспитание воли:

Практическая деятельность активизирует человека, развивает и поддерживает волю, поэтому разнообразная практическая деятельность является ведущей частью педагогического процесса, что является особенно своевременным при распространившейся технологизированной культуре.

Развитие воли является профилактикой общей пассивности и поддержкой индивидуальной инициативности. Использование сил своей воли укрепляет индивидуальное чувство собственного “Я”, строит самосознание и развивает здоровое доверие к себе.

Функции воли тесно связаны с функциями организма и отражаются на них немедленно. Здоровый образ жизни и активная конкретная деятельность укрепляют функции воли. Поэтому педагог должен следить за состоянием здоровья ученика, за его общей жизненностью и жаждой действия, а также направлять или подчеркивать по мере необходимости, либо общую, либо индивидуальную активность в обучении и воспитании.

Способность образного восприятия - один из первостепенных факторов развития способности к гибкому мышлению позже, корни которого находятся, прежде всего, в чувстве движения.

Обучение в этом возрасте является активно-практическим и физически-ритмическим.

Способность ребенка к сознательному восприятию незначительна, когда его активность направляется на внешнюю деятельность. Зато значительна его способность воспринимать окружение, подражая ему бессознательно и действуя в нем. Очень важно, чтобы усвоение преподаваемого материала становилось всесторонним и личностным. Ребенок получает удовлетворение от того, что он умеет что-либо, а не от того, что знает что-то.

Воздействие конкретной деятельности в области подсознания создает привычки и навыки в особенности тогда, когда такая деятельность повторяется. Так, воспитание активности играет значительную роль в формировании отношений и привычек. Прежде всего, воспитание активности развивает привычку - готовность к труду (трудолюбие), которая укореняется у ребенка через естественную радость игры.

Художественное воспитание:

К художественному воспитанию относятся:

Преподавание предметов искусства и использование художественных упражнений при преподавании других предметов;

Преподавание с помощью образов на основной ступени обучения;

Художественные проекты.

Активный аспект связан с преподаванием всех предметов искусства. Как в музыке, так и в изобразительных искусствах - в письме красками, рисовании, лепке - одним решающим фактором является упражнение рук. В эвритмии - упражнение во всех движениях. Преподавание предметов искусства основывается в первую очередь на шлифовке индивидуальных художественных способностей ребенка на практических занятиях.

Кроме занятий искусством к художественной стороне в обучении относится и преподавание с помощью образов. Оно является центральным методом преподавания для детей младшего школьного возраста, способствует развитию мышления и эмоциональной жизни ребенка.

Вместо отвлеченного теоретического преподавания преподавание с помощью образов передает содержание преподаваемого материала в образной форме, которая оживляет фантазию ребенка. С действием воображения всегда связано эмоциональное переживание, являющееся одновременно и внутренним, и внешним. Преподавание с помощью образов - это живые художественные рассказы и иносказания, данные ребенку в устной форме. Для детей учебный процесс должен быть непременно художественным переживанием. В основе человечности лежит развитость эмоциональной жизни. Как основа моральных ценностей она создает условия жизни в будущем обществе (развлечения часто служат заменой эмоциональной жизни, но практически никаких воспитательных воздействий не имеют).

Преподавание разных видов искусства. Эти предметы преподаются всем ученикам следующим образом:

1) Как отдельные курсы:

Музыка, изобразительные искусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;

Искусствоведение (история изобразительных искусств, история искусства слова, история музыки, история архитектуры), с 9 по 12 класс.

2) При преподавании теоретических предметов преподавание музыки, изобразительных искусств (письмо красками, рисование, рисование по форме и лепка) связано с преподаванием основного предмета. В случае необходимости художественные упражнения можно использовать как способ преподавания других теоретических предметов.

3) Как часть практических занятий:

При преподавании рукоделия, от 1 до 10 класса;

При преподавании столярного дела, начиная с 6 класса;

При преподавании художественного оформления, связанного с периодами лепки в 9 и 11 классах.

Умственное воспитание:

Школа имеет целью обеспечить всем ученикам достаточное и соответствующее общепринятым требованиям умственное развитие и общее образование во время школьных лет в той форме, которую ученики могут воспринимать.

Ответственные решения могут основываться лишь на достаточном объеме знаний и компетентности. Современное, быстроразвивающееся общество требует от своих членов постоянного усвоения новых знаний и способности нести личную ответственность.

Чтобы поддерживать свойственную человеку заинтересованность и любознательность, теоретический материал следует преподавать таким образом, который соответствует с изменениям сознательности в каждой данной стадии развития.

Положительное отношение к ученику или его потребность в успехах в учебе не должны зависеть от его способности усвоить теоретический материал.

Учеба всегда должна основываться на заинтересованности или независимом от личных интересов чувстве долга ученика. Стоит вместо письменных работ, оценивающих ученика на основе усвоенных знаний, готовить доклады, писать сочинения, которые могут быть связаны с активной деятельностью или художественными проектами. Они заставляют ученика углубляться в обсуждаемый материал, возбуждают личный интерес и вдохновляют учеников формировать собственное представление о материале.

1)Понятие цели воспитания и обучения

Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.

Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность - это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли-чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено. Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это - побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера. Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче-ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо-сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока-зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой - интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС... Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС - их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности - явление не только историческое, но и динамическое.

Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)Факторы определения целей образования. Историческое изменение целей воспитания

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования.

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое задание: Выполните схему «Целеобразование в педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.

Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:

Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,

где Д - деятельность (в данном случае учебная),

М/ср-ва - методы, средства, приёмы,

Р - результат.

R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1) Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008 - 430с.

2) Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: «Академия», 2008. - 576с.

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна

Цели обучения и цели воспитания в образовании

«Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна,

привлекательна, значима для обучающегося.

Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель,

что от него требуется, и сознательно участвовать в этом

процессе - быть субъектом учебной деятельности,

помогая учителю, т. е. обучая самого себя. Цель воспитания

и сам процесс должны быть максимально скрыты от

воспитанника. Ребёнок не хочет быть воспитуемым.

Это воспринимается им всегда как насилие над собой»

(В. П. Созонов).

Представьте себя вначале в роли защитника, затем в роли оппонента. Попробуйте с позиций защитника доказать обоснованность представленных выводов, а с позиции оппонента аргументированно их опровергнуть.

С точки зрения защитника данного высказывания могу казать следующее:

Цель обучения должна быть всегда известна, понятна, доступна и раскрыта для понимания обучаемого. Ученик, чтоб заинтересоваться учебным материалом и самим учебным процессом, должен понимать что от него хочет учитель, что учитель может дать ему то, чего ученик еще не знает, но хотел бы овладеть этими знаниями, навыками умениями.

Имея перед собой конкретную цель поставленной перед ним задачи, ученик как бы стремиться достичь этого рубежа, усвоить новые знания; знать то, что знает учитель. То есть, обучаемый видит «свет в конце тоннеля» и понимает к чему он движется.

Отсутствие или расплывчатость поставленной цели обучения влечет за собой отсутствие интереса к новому материалу (знаниям, информации). Ученик, не понимая, не зная цели, не понимает для чего это ему всё необходимо. Он и без этого прекрасно жил и обходился! И если он начнёт изучать что-то новое, пригодиться ли ему это в будущем?

Именно правильно сформулированная и раскрытая ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «открывает» взгляд обучаемого на новый неизвестный до этого времени материал и убеждает ученика в восприятии, переваривании и усвоении новой информации, которая в дальнейшем послужит ему базой для новых знаний и умений.

А вот цель воспитания, в отличие от цели обучения, должна быть скрыта от воспитуемого, «завуалирована». Так как ученик (ребенок) не любит, когда ему преднамеренно взрослые (учитель) «навязывают» свою точку зрения, «заставляют» жить по их уставу и шаблону, делать то и не делать это. Чтоб процесс воспитания был интересен, взаимовыгоден и приносил свои плоды, взрослые (учителя) должны научиться немного быть детьми, играть по их правилам, но в то же время методично и планомерно внедрять в сознание своих подопечных правильные взгляды на жизнь, правильные манеры поведения, взаимоотношения в обществе и отношение к самому себе. Как говориться, медленно, но верно направлять учеников в нужное русло, не раскрывая «своих карт» и то, чего вы от них хотите добиться и донести до их сознания.

В противном случае, ребенок замкнется в себе и займет такую позицию: «Ах, если вы хотите меня воспитывать, ну-ну посмотрим кто кого и что у вас из этого получится». И все будет делать с точностью до наоборот.

С точки зрения оппонента данного высказывания могу сказать следующее:

Если перед учеником заведомо раскрыть цель обучения, то есть конечный результат процесса, ему сам процесс уже будет не интересен, так как пропадает вся тайна, смысл и загадочность изучаемой темы (материала). Это как то, если знать окончание фильма или произведения, смотреть или читать уже не интересно.

Так и здесь, ребенок начинает понимать чему его будут учить и что от него буду требовать. И дальнейшее усвоение нового материала превратится в «обязаловку» для него.

А вот цель воспитания должна быть, наоборот, понятна и раскрыта. Потому что ученик (ребенок) должен понимать что от него хотят, что ему прививает учитель (родитель) и как он должен себя вести. В противном случае, воспитывая ученика, «играя» по его правилам и подстраиваясь под него, можно добиться обратного результата. Надо быть в воспитании конкретным, настойчивым и заранее обозначать конечную цель каждого воспитательного момента.