Произведения для детей на тему защитники отечества. Беседа для детей старшей - подготовительной группы

Проект « ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Барабанщикова Татьяна Николаевна

Информационная карта проекта.

Тип проекта : 2 недели (краткосрочный)

Вид проекта : групповой, познавательный, личностно-ориентированный.

Участники проекта : дети старшей группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатель Т.Н. Барабанщикова.

Продукт проекта : стенгазета «За что я папочку люблю», Альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

Презентация проекта : Проведение спортивного праздника «Школа молодого бойца»

Краткая аннотация проекта : проект направлен на расширение представлений о Российской армии; на воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости. Во время проекта дети познакомятся с историей возникновения праздника «День Защитника Отечества»; узнают, что военная служба была делом чести каждого солдата, а преданное служение своему Отечеству - высшим смыслом жизни и службы воина; совместно с родителями сделают альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

Технологическая карта проекта.

Актуальность:

Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека хлебом, напоить водой из своих родников, но защищать себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой. Вот почему защита Отечества всегда была, есть и будет почетной обязанностью каждого гражданина России. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времен.

Сами по себе эти чувства не возникают, их нужно воспитать, и чем раньше, тем лучше, а это задача взрослых. Дети же воспринимают все события (в семье, в стране) на эмоциональном уровне. Для каждой семьи служба в армии является значимым событием в жизни, но родители не рассказывают об этом, а дети, не имея особого интереса, и не спрашивают. Этот интерес необходимо вызвать, развить и поддержать. В имеющейся литературе (детской и информационной), говорится об армии Советской, о Красном знамени с серпом и молотом, но с тех пор произошли большие изменения – армия стала российской, изменились символы, форма, условия службы. Эту информацию нужно найти, возникает идея создания проекта «Защитники Отечества»

Цель. Познакомить детей с ролью Российской армии в современном обществе, воспитывать чувство уважения и гордости к сегодняшним защитникам Отечества.

Задачи.

1. Расширять представления детей о назначении и функциях армии.

2.Формировать более полные представления о некоторых родах войск (танковые, ракетные, мотострелковые, авиация, подводные.)

4. Иметь представление о символах Вооруженных Сил России.

5. Развивать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них.

6. Подвести детей к пониманию, того, что наша армия защищает всех людей, наша армия - освободительница, миролюбивая и гуманная.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с ролью Российской армии в современном обществе. Ребята знают о празднике «День Защитника Отечества» и понимают его важность. Расширились представления детей о назначении и функциях армии. Дети познакомились с символами Вооруженных Сил России. Дошкольники выражают стремление к эмоциональному, доброжелательному общению с защитниками Отечества, желание быть похожими на них.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап :

1.Информирование родителей.

2. Формулирование целей и задач проекта.

3. Изучение литературы по теме проекта.

4. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

5. Анализ предметной среды группы.

6. Составление перспективного плана проекта.

7. Определение форм и методов работы.

8. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.

9. Домашнее задание «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

10. Беседа с детьми «Кто такие Защитники Отечества?»

Основной этап:

1. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, выставка игрушечной военной техники.

2.Подборка необходимой литературы и наглядно-информационного материала;

3. Разработка конспектов НОД

«Почему армия всем родная?»,

«На службе Отечества»

4.Разработка сценария праздника «Школа молодого бойца».

5. Разработка проекта.

6. Подборка сюжетно-ролевых игр:

«Моряки», «Десантники», «Танкисты», «Армейский порядок»

7.Подборка дидактических игр:

«Назови символ»,

«Разложи и назови правильно»,

«Что лишнее»,

«Посчитай пульки».

8. Подборка подвижных игр: «На учениях»,

«Один на один»,

«Меткий стрелок»,

«Саперы»,

«Строевая подготовка»

«Сигнальная азбука»

9. Беседы «Наша армия»,

«Что за праздник – папин день?»,

«Если страна без армии, то…»,

«Рода войск», «Какую военную технику вы знаете»

«Опасны ли военные профессии»

10. Запись рассказов детей о своих папочках для последующего оформления их на стенде в приемной группы.

11. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок об армии, подвигах, славе.

А.Митяев «Кто нужнее?»,

А. Барто «На заставе»,

Б. Никольский «Препятствие»,

М. Исаковский «У самой границы»,

Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты»,

П. Берестов «Хочу быть военным моряком»,

В. Руденко «Мужской праздник»,

А. Оншуров «Пилот» «Российская армия»,

Н. Иванова «Военные профессии»,

В. Косовицкий «Будущий мужчина»,

И. Даренский «Защищаю во дворе маленьких и слабых»

12. Пальчиковые игры «Пограничники», «Бойцы - молодцы»

13. Составление альбома литературных произведений по теме «Защитники Отечества»;

14. Гимнастика для глаз «Самолет летит»

15. Рассматривание альбома «Военная техника», «Рода войск», «Наша Армия»;

16. Активизация детей к конструктивной игре: «Самолеты, вертолеты».

17. Активизация детей к изобразительной деятельности: рисование «На границе», лепка «Подарок для папы», аппликация «Самолет».

Заключительный этап:

Презентация продуктов проекта:

1.Стенгазета «За что я папочку люблю»

2. Альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

3. Спортивный праздник «Не перевелись еще богатыри…»

Тематическое занятие для средних и старших дошкольников посвященное
«Дню защитника Отечества»

Подготовила: Терехова Инна Владимировна
музыкальный руководитель первой категории
ГБОУ д/с №358, Москва.

Программное содержание:
Воспитывать любовь и уважение детей к защитникам Отечества. Формировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Воспитывать у детей патриотические чувства, вызывать чувство гордости за нашу армию, ее историю.
Поддерживать интерес детей к службе воинов путем чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций, организации инсценировки стихотворения.
Провести сравнительную параллель: защитники Древней Руси и современные воины - защитники Отечества.
Формировать более полные и точные представления о моряках, летчиках, пограничниках и т. д
Побуждать детей к активности в различных видах художественной деятельности: в музыкальной - выразительно петь; в художественно-речевой - высказываться о Российской Армии, выразительно читать стихи, развивать чувство ритма.

Цель:
Воспитывать гордость за свою страну, свой народ, стремление к взаимовыручке;
создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

Ход занятия

М.р: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о празднике, который скоро будет отмечать наша страна – Дне защитника Отечества. Но сначала я хочу вас спросить, как вы понимаете слово «Отечество»? (ответы детей.) Правильно, отечество – это наша Родина, та страна, где мы родились и живем, - Россия! Так почему же появился такой праздник, праздник защитников нашей Родины?
Страна наша всегда была очень богатой и большой. И моря, и реки, и горы, и пустыни, и равнины, и дремучие леса – все есть в России, и все это привлекало к себе другие народы, у которых не было всех этих богатств. Они нападали на наши земли, разоряли города и села, захватывали пленных, и пытались завладеть русскими просторами. Но русские люди всегда мужественно защищали свою Родину и не давали ее в обиду. В старину наши границы защищали богатыри. Они собирались в дружины и охраняли наши земли. Богатыри были очень сильными и ловкими, прекрасно держались в седле и хорошо владели оружием. Про них слагали сказки, песни и даже рисовали их.

видиоряд «Богатыри»

Русский художник Виктор Васнецов написал немало картин, связанных с русским эпосом, сказками и былинами, русской историей. Но картина "Богатыри", безусловно, является вершиной его творчества. Созданию которой живописец отдал чуть ли не тридцать лет. Она была завершена в 1898 году. Эту картину часто называют "Три богатыря", что, конечно, отражает суть картины: на ней изображены трое русских витязей, сильных, достойных, красивых, надежных. Эти сказочные персонажи хорошо знакомы нам по народным русским былинам. Все они одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие. Они несут дозор где-то в холмистых полях, смотрят, все ли в порядке в земле Русской.

Сила, мудрость, молодость и удача - вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю

Богатырскую силушку да удаль свою богатыри показывали не только на поле боя, но и устраивали свои соревнования –игрища, где выбирали сильнейшего. Не забывают про старинных защитников земли русской и сейчас. И я предлагаю посмотреть вам танец богатырей, который исполняют мальчики нашего сада.
«Богатырская сила»
Менялась наша страна, менялись и ее защитники: богатыри, петровские стрелки, отважные гусары.

Кто становился гусаром? Богатые, знатные, высокообразованные молодые люди дворянского происхождения (сословия). Благодаря полученному образованию они увлекались музыкой, литературой и сумели создать эталон гусара. В конце XIX века они были любимцами публики, особенно женщин. Чем вызваны эти симпатии? Конечно, их внешностью, гусарским костюмом. Гусары - люди отважные. Недаром повторяли слова: «Пусть покинет меня все! Только бы не покинуло мужество!» Славились гусары и взаимовыручкой: «Сам погибай, а товарища выручай!». Когда на нашу землю в 1812 году напали французы, весь народ поднялся на защиту Родины, но особой доблестью отличались гусарские полки.
Гусары были образцом во всем, и сейчас их образ с удовольствием повторяют и взрослые и дети. Предлагаю вам посмотреть, как изображают марш гусаров ваши сверстники. А поскольку они не взрослые, а пока еще дети, то и музыку используют детскую – композитора П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Видио «Марш деревянный солдатиков»,

Видите, как четко маршируют ребята, как красиво перестраиваются, и замечательно барабанят. Давайте и мы с вами представим себя гусарами, марширующими на параде.

Дети играют на барабанах марш.

Сейчас я вам рассказала о защитниках нашей Родины, которые жили очень давно. Как вы думаете, какая сейчас армия в нашей стране? (ответ детей). Правильно, сильная, мощная, хорошо вооруженная, мужественная. В нашей армии есть много родов войск. Давайте вместе вспомним где служат наши защитники? (ответы детей) Правильно ребята, нас охраняют и летчики, и пехотинцы, и танкисты, и десантные войска, и артиллеристы, и подводники, и моряки Все они берегут нашу мирную жизнь, чтобы вы могли спокойно расти, играть, учиться. Наши мальчики, также как и их папы и дедушки, когда подрастут тоже пойдут в армию, а пока они о ней только мечтают.

Мальчики читают стихи Н. Ивановой «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
(показ слайдов)

ТАНКИСТ
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!

ЛЁТЧИК
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!

ПОДВОДНИК
Вот дивная картина -
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат -
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

ДЕСАНТНИК
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

САПЕР
Давно закончилась война,
Но след оставила она -
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!

ВОЕННЫЙ ВРАЧ
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!
Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: "Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!"

МОРЯК
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной.

Исполняют песню З.Роот «Стоит у руля капитан»

Муз.рук.: Ребята, мы сегодня говорили с вами о защитниках нашей Родины. О тех, которые жили очень давно и о тех, кто защищает наше Отечество сейчас. Мы гордимся всеми, кто стоял на защите нашей родины - нашими отцами и дедами. Мы верим в наших мальчишек – будущих защитников нашей страны! И поздравляем всех с наступающим праздником!

На площади Красной,
Под небом Кремля,
Цветы распустились
Среди февраля.

Над площадью Красной –
Цветные огни,
Летят на погоны
Военных они.

На площади Красной
Орудия бьют:
В честь Армии нашей
Сегодня салют.
(В. Степанов)

Упражнение с салютиками.
Видео ролик "Защитники Отечества" на одноименную песню в исполнении вокальной студии "Веснушки".

Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»

консультация для воспитателей

Тема : «Этапы , формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста »

Воспитатель : Федюнина Т. П.

г. Ефремов

Тема : «Этапы формы и методы патриотического воспитания детей старшего и дошкольного возраста »

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и. готовность, вплоть до самопожертвования, ж его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как ; важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах, поведения. Основные задачи : формирование духовно - нравственного отношения и чувства, сопричастности к семье., городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толетарного отношения к представителям других национальностей.

Особенностям проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность , способствовать формированию нравственных чувств .

Важно помнить, что мировоззрение педагога – его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания .

Чтобы правильно строить работу но патриотическому воспитанию , за основу необходимо взять следующие документы : Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации»

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России

Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великий Отечественной воине 1941 -1945гг.»

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации»

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи, 1. Задачи эстетического и нравственного воспитания . Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляете в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни,

2. Задачи физического воспитания . Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием )

3. Задачи трудового воспитания . Поощрение трудовой деятельности детей , в основе которой лежит желание сделать что-то дом других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен , однако он необходим для формирования его личности . Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному доброму, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения ж хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых,

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение. суботники, уборка улиц) .

Целевые прогулки" и экскурсии.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.)

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей ,

Беседы о родном городе, посёлке и т. п.

Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение) .

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. п.)

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Привлечение детей к посильному общественно - полезному труду.

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнить поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов ; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человек, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека,

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

Обращайте внимание ребёнка на красоту родного. города,

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений : понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, oтметьте ценность их груда,

Вместе с ребёнком принимайте участие в -труде по благоустройству и озеленению своего двора, Расширяйте собственный кругозор,

Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других,

Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа и т. д. Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература :

«Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской. Издательство : Москва : сфера, 2006г.

«Моя страна» В. И. Натарова. Издательство :Воронеж,2005г.

«Наследие» М. Ю. Новицкая. Изд.:Москва :Линка-Пресс,2003г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Защитники Отечества»

ФИО (полностью)

Ященко Светлана Петровна

Место работы

МБОУ НОШ-ДС «Надежда»

Должность

Воспитатель

Предмет

НОД «Познание: формирование целостной картины мира» с интеграцией в образовательные области «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическое развитие», «Музыка».

Класс

Подготовительная группа

Тема и номер урока в теме

«Защитники Отечества»

Базовый учебник

    Цель урока: Расширять кругозор о героическом прошлом России и воинов - защитников русской земли.

    Задачи:

    обучающие : подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев слагают песни и стихи, устанавливают памятники.

    развивающие: развивать интерес к истории своей страны.

    воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым.

    Тип урока – интегрированное занятие

    Формы работы учащихся – беседа, д/игра, выполнение игровых физических упражнений, чтение стихов.

    Необходимое техническое оборудование – личный компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

    Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

Вводная

Беседа с детьми,

д/игра «Назови»,

Показ слайдов (3,4,5,6,7,8)

Беседа с воспитателем,

10 мин

Основная

Рассказ воспитателя, игровые задания детям.

Показ слайдов (9 -24)

Игровые упражнения,

Физкультминутка.

Рассматривание наглядного материала

15 мин

Заключительная

Беседа с детьми,

руководство инсценировкой.

Показ слайдов(25-30)

Участие в инсценировке.

Беседа

10 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

презентация

презентация

Презентация «Защитники Отечества»

Предварительная работа:

    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    Рассматривание картины «Бородинское сражение».

    Чтение произведений о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

    Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне

    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Солтане».

    Посещение музея боевой славы.

    Экскурсия к памятникам героям войны 1812 года.

    Разучивание песен, танцев с военной тематикой.

    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», тематическое рисование к «Дню Защитника Отечества», «Поздравительные открытки к Дню Победы»

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации богатырей Древней Руси.

Активизация словаря :

Богатырь, русичи, былины, гусар, полководец, главнокомандующий, сражение, ветераны, Рейхстаг.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, 23 февраля наша страна отмечает праздник - День Защитника Отечества. Вы знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападение врагов. Ведь Россия - богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею, (слайд 3)

Еще в древние времена большой опасностью для русских земель были набеги врагов. Они разоряли на Руси села и города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства

И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – русичи, так в далекие времена звали наших предков – славян, (слайд 4) Славились русичи богатырской силой, храбростью и мужеством. Об их подвигах и силе слагались песни, сказки и былины.

А знаете – ли вы, ребята, русских богатырей? Назовите их (слайд 5)

Ответы детей:

В каких сказках (мультфильмах) мы встречаемся с богатырями? (слайд 6, 7, 8)

Ответы детей:

Много славных подвигов совершили русские люди, оберегая свою землю от врагов. В далеком 1812году на Россию напала армия французского императора Наполеона. Наполеон решил покорить Россию. Армия Наполеона была очень сильна и завоевала много стран. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы, (слайд 9)

Наполеон говорил, что если он возьмет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Но когда его армия вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. (слайд 9)

Кутузов умело вел бои. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве.

26 августа 1812 года Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Это сражение вошло в историю как Бородинское сражение, (слайд 10)

Только темная ночь остановила бой! Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

Но потери русских солдат были огромны, и тогда Кутузов приказал отступать, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу.

Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать, когда явятся русские, но никто не пришел на поклон. Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир, но никто ему мира не предлагал, (слайд 11)

Ничего не оставалось Наполеону, как только покинуть Москву. Под селом Тарутино Кутузов разбил французскую армию. Последний бой был дан на Смоленской дороге. Так закончилось нашествие Наполеона, (слайд 12)

Воспитатель: д\и «Отгадай»

Ребята, отгадайте, какой из этих солдат принимал участие в Бородинском сражении? (слайд 13)

Ответы детей : картинка №4

Воспитатель: Чтобы защищать Родину, воин должен многое уметь, а главное быть сильным. Как стать сильным?

Ответы детей : Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку по утрам и т. д.

Физкультминутка (слайд14)

Богатырь он вот каков: (показывают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал (имитация действий)

На границе стоял

Зорко, зорко наблюдал

Подрастаем мы, смотри

Станем, как богатыри

Воспитатель: Спустя много лет началась еще одна война – Великая Отечественная 1941-1945 годов. Война с фашисткой Германией. Гитлер, как и Наполеон, хотел завоевать весь мир, покорить нашу Россию, Москву, (слайд 15) звук

Но не суждено было сбыться мечтам врагов. Наш народ одержал победу.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатства нашей страны, а мирных людей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика. (слайд 16-19) звук

В те дни появилась такая песня – призыв «Вставай, страна огромная /Вставай, на смертный бой, / С фашисткой силой темною, / С проклятою ордой».

(Звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Это была жестокая, принесшая нашей стране много горя и большие разрушения война. Кто из вас, ребята, знает об этой войне, слышал от взрослых, видел в кино? (высказывания детей)

Воспитатель: (д\и «Назови и покажи»)

какие вы знаете виды военной техники времён Великой Отечественной войны (слайд20)

Я, предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

    Какими наградами за заслуги перед Родиной награждают защитников Отечества? (орденами и медалями)

    Какое оружие называется женским именем? (катюша) (слайд 21)

    Какое звание было присвоено столице нашей Родины Москве, и городу Смоленску за героизм и мужество в Великой Отечественной войне? (город-герой)

    Какое звание было присвоено нашему городу? (знак воинской славы) (слайд22)

    Где было водружено Знамя Победы? (в Берлине, над рейхстагом) (слайд 23)

    Где проходил парад Победы? (в Москве, на Красной Площади)

    Отгадайте загадку:

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них – то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

(салют) (слайд 24)

Долгие 4 года воевали наши и другие народы с фашистами. И, наконец, 9 мая 1945 года одержали сокрушительную Победу над врагом. (слайд 25) звук

Если вы думаете, что это происходило давным-давно, то ошибаетесь. Еще живы те люди, которые участвовали в этих событиях. Конечно, сейчас они совсем старенькие, но если 9 мая вы выйдете на улицу, то обязательно увидите их с орденами и медалями. (слайд 26)

Те же, кто был детьми во время войны, будут без боевых наград, но и их вы узнаете по радостной улыбке - это тоже их праздник, они точно знают цену мирному небу над головой.

Но это и наш праздник, потому что он – история страны.

А чтобы помнить об этой истории люди устанавливают памятники и отмечают праздники. Герои живут среди нас, и не всегда различишь героя в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания.

На площадь приходим с цветами,

Бессменно солдат там стоит,

И Вечный огонь – наша память –

Всегда озаряет гранит. (В. Губарев) (слайд 27)

В нашей стране этот день – выходной, в Москве на Красной площади и в других больших городах в День Победы проводятся военные парады, вечером над всей страной раздаются самые мирные на свете взрывы – салют Победы. (слайд 28-29)

И, сегодня, в наши дни, защитники Отечества защищают нашу Родину – Россию. Многие наши мальчики, когда, вырастут, станут военными и будут служить в армии, чтобы защищать Родину. (слайд 30)

Мы играем, мы играем,

Мы – пехота, моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что, когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдем.

На границу и в саперы,

В летчики, в подводный флот.

Подрастем мы очень скоро,

А пока игра идет.

(песня «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, сл. В.Малкова)

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

(Опыт работы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» г. о. Химкки м/р Сходня)

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, гражданственности, уважение к своей истории, к людям, защищавшим отчий край в лихолетье, воспитание готовности к подвигу.

«Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», - говорится в «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России .

Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.

Почему же так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме?

Утрачиваются понимания долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу государственность.

В связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Работа по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях является опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, достижениям, традициям. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.

На протяжении многих лет в нашем саду одним из приоритетных направлений является: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Мы поставили перед собой нелегкую задачу – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине.

Мы определили содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников, разбили ее на блоки. Выделили блок «Гражданское воспитание», включили в него культурно-исторические, духовно-нравственные и других компоненты, знание истории и богатейших традиций Отечества.

Сам блок разбили на подразделы:

История Древней Руси Государства Российского;

Защитники земли русской;

Малая Родина.

Прежде чем начать работу по этой теме, мы познакомились с нормативными документами:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы».

Постановление № 000 Правительства России от 01.01.01г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 годы».

Федеральный закон от 01.01.2001 3 «О днях воинской славы и памятных датах России» (Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года).

Поставили перед собой такие задачи:

Воспитание уважения к защитникам Отечества, интереса к русской военной истории;

Эмоциональное развитие через формирования чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам – защитникам Родины.

В преамбуле Федерального закона от 01.01.2001 3 говорится:

«История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Настоящий Федеральный закон устанавливает Дни русского оружия – Дни воинской славы (победные дни) России (далее воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее – памятные даты России)».

В блоке «Гражданское воспитание», к подразделу «История Древней Руси Государства Российского» подобрали материал о подвигах Защитников Отечества, об истории Древней Руси и Государства Российского, старались выбирать яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды, которые привлекли бы их внимание.

Для ознакомления детей с Защитниками Отечества мы выбрали более ярких представителей, опираясь на Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

В разделе малая Родина мы знакомим детей с историей возникновения нашего микрорайона, героями – земляками, памятными местами.

Мы учитывали недостаточную сформированность у ребенка-дошкольника понимания социальных явлений, «чувство истории», выбирали более доходчивые формулировки объяснений, применяли целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Богатыри земли Русской.

Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатырь – пахарь Микула Селянинович, купец – гусляр Садко, Великан – Святогор.

Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу.

В становлении Российского государства большую роль сыграли великие русские князья: Олег, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

К 882 году князь Олег под своей властью объединил Северную и Южную Русь. Образовалось единое государство - Киевская Русь – с первым общерусским правителем. Перед Олегом отступили хазары и византийцы. Он прославился военными победами, а своим благоразумием и мудростью снискал к себе любовь подданных.

В дружину князя подбирали сильных и умелых воинов. Служба считалась почетной. С ранних лет детей учили владеть мячом, копьем, луком, обучали искусству верховой езды.

При князе Владимире Красное Солнышко в годах государственные границы Руси еще больше расширились. Строились новые города, сторожевые укрепления для борьбы со степняками, для защиты своих земель Князь Владимир ввел единое правление на Руси. Важнейшим делом князя было крещение Руси в 988 году.

Окончательно разгромил печенежские орды. Киев стал крупнейшим центром всего христианского мира. При Ярославе выдающихся успехов достигло просвещение, началось русское летописание.

В эпоху князя Владимира Мономаха к Руси были присоединены половецкие земли и дунайские города. Наступила эпоха расцвета литературы и искусства.

Юрий Долгорукий.

Прозвище Долгорукий было дано князю его современниками потому, что он присоединил к Суздальской земле очень много городов. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

1240 году с севера-запада напали на Русь шведы. Шведский флот подошел к устью реки Невы. Новгородский князь Александр выступил навстречу и стремительно атаковал шведов. Славную победу одержали новгородцы в этой битве, а князя Александра с той поры стали называть Невским. Спустя два года вторглись на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года дружина Александра Невского встретилась с крестоносцами на льду чудского озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки Дон на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

События рубежа 16-17 в. в. получили название «смутное врем». Самозванцы, литовцы, поляки, разоряли страну. Устав от бесконечной смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок в стране навести было некому, в народе созрела идея ополчения.

Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную признательность как «выборный от всея земли человек», - не пожалеем животов наших! Дворцы свои заложим – освободим Русскую землю!

Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. Выгнали русские воины поляков из Кремля, освободили Москву.

В память о народных защитниках Русской земли в центре Москвы на Красной площади (у Собора Василия Блаженного) на народные деньги, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину от благородной России.

Петр 1.

Петр 1 стремился завоевать для России выходы к морям Черному и Балтийскому. С 1700 по 1721 год длилась Северная война. Россия воевала со Швецией. В знаменитой Полтавской битве тридцатитысячное войско шведов было наголову разгромлено русской армией. Вместе со своими солдатами сражался и Петр 1.

Полтавская битва прославила Россию на весь мир.

Непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Александр Васильевич Суворов прославил Россию блестящими победами на полях сражений. Под командованием Суворова была взята «неприступная» крепость Измаил. А в Швейцарии до наших дней помнят о переходе русских войск через Альпы. не проиграл ни одного сражения, а своим потомкам оставил книгу «Наука побеждать».

Русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

1812 году началась Отечественная война. Вся Европейская часть России была захвачена французами. Не только армия. Но и весь народ поднялся на защиту Родины. Около села Бородино главнокомандующий русской армии Кутузов решил дать генеральное сражение.

Бородинская битва развеяла миф о непобедимости французов. Бородинская битва показала стойкость русских, которые по словам Наполеона, «оказались достойными быть непобедимыми».

День Защитников Отечества.

В 1917 году произошла Октябрьская социалистическая революция. В России установилась власть людей труда – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Не нравилось все это мировой буржуазии , и она решила, что советская власть должна быть уничтожена. Свои войска в Россию на западе направила Германия, на севере – Великобритания, на юге – Франция и Турция. Дальний восток оккупировали Япония и США. Молодому Советскому государству нужна была своя армия. И она была создана. 23 февраля 1918 года началось массовое вступление добровольцев в Красную армию. Наступление немецких войск на Петроград – в то время столицу советского государства – было остановлено.

Этот день – 23 февраля – впоследствии стал государственным праздником: Днем Красной армии. В 1946 году праздник переименовали в День Советской армии. Сейчас он называется Днем защитника Отечества.

Герои Великой Отечественной Войны. Маршал.

В нашем государстве есть свой отличительный знак – герб.

Определив содержание работы мы отметили, что воспитание маленького гражданина – это взаимосвязь различных аспектов, средств, методов, форм.

Всю нашу работа по ознакомлению детей с Защитниками отечества построили на принципах интеграции. Интегрированные занятия помогают воспитателям дать детям знания из разных сфер деятельности и реализовать творческие возможности детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.

Интегративное содержание работы.

Задачи нравственного воспитания.

Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

Создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых дети впервые «прикасаются» к подвигу.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.

Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

Задачи умственного воспитания.

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

Познакомить с богатырями земли русской, князьями, героями освободителям, полководцами.

Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагом.

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в Великой Отечественной войне.

Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.

Доказать на конкретных примера, что покорить Россию невозможно, что не перевелись еще на нашей земле герои, имена которых навсегда остаются в благородной памяти потомков.

Закрепить знания о всех родах войск.

Формировать представления об особенностях воинской службы.

Дать знания о символике России.

Рассказать детям о героях своего родного города, об участии сходненцев в Великой Отечественной войне, о памятниках Славы и скорби.

Развитие словаря.

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:

Русь, Россия, Отечество, Отчизна, государство, страна, граница, богатыри, шлем, щит, латы, кольчуга, булава , меч, дружина, несметная рать, засада, полон, герб, дань, воин, герой, защитник, священная война, окружение, блокада, тыл, разведка, разведчик, обелиск, парад, героизм, мир, награда, долг, устав, присяга, боевые традиции, солдат, служба, ветеран, форма, пехотинец, моряк, подводник, летчик, связист, артиллерист, крейсер, подводная лодка, парашют, истребитель, орудие, ракета, дзот, таран, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военноначальники, штаб;

защищать, оборонять, гордиться, сражаться, любить, праздновать, служить, маршировать, охранять, беречь, воевать, побеждать;

справедливая, священная, народная, героическая война.

Задачи физического воспитания.

Развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Задачи художественно-эстетического воспитания.

Учить детей непосредственно проявлять нравственные чувства в реальных практических поступках. Воспитывать действенное отношение к окружающему миру.

Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

Помочь детям эмоционально воспринимать окружающее по средствам яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Задачи трудового воспитания.

Развивать у детей трудовую деятельность с общественной мотивацией.

Воспитание у детей желание сделать что-то для других.

Приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру и природе родного края.

Формировать ответственность за результаты своего труда.

Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дало нам богатейший материал для проведения организованной образовательной деятельности , праздничных досугов, которые ассоциируются у детей с идеями благородства, мужественности нашего народа. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Сила духа и созидания народа отражены как в образах богатырей-защитников, так и в произведениях народного фольклора, легендах, в солдатских песнях, памятниках архитектуры.

Мы выбрали такие формы работы:

Формы работы.

- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с защитниками Отечества.

Проводим интегрированные занятия по ознакомлению детей с защитниками Отечества (богатырями, князьями, полководцами и историческими событиями), беседуем с детьми о главных сражениях, сыгравших важнейшую роль в ходе военных операций («Разгром фашистских войск под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «»Битва на Курской дуге»), о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны.

Знакомим детей с символикой России.

Для работы подобрали специальную методическую литературу:

«Дни воинской славы», «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны», «Детям о Великой Победе», «Наследники Великой Победы» - практическое пособие, «День Победы», Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.), «Дошкольникам о защитниках Отечества».

- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, мемориальным доскам .

Целевые прогулки проводим, в сочетании с рассказами воспитателя о воинах-героях, соблюдением ритуальных моментов, возложением цветов, минута молчания.

- Работа с родителями.

Предлагаем родителям побывать у определенного памятника (на Поклонной горе, памятника Дмитрию Донскому, Минину и Пожарскому и др.), даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей выставляем советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы».

По всем историческим событиям мы подобрали и продолжаем подбирать наиболее характерный литературный и иллюстративный материал, как для воспитателей (энциклопедии – Ю. Лубченков «Русские полководцы» из серии «История России»), так и для детей («Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Бородино», О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о Суворове» и др.).

Также собраны книги (И. Мельников «Секретный отряд», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К, Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади» Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.), и такие литературные произведения как А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всегда родная», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Беслик «Наша армия» и др.

Сделали подборку поговорок, пословиц о доблести, смелости, героизме солдат.

К праздникам оформляем тематические выставки в книжных уголках.

- Использование технических средств обучения .

Слушаем с детьми музыкальные произведения о Родине, армии в грамзаписи, былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли» (из детской аудиокниге), просматриваем мультфильмы «Илья Муромец», «Князь Владимир», «Лебеди Непряды» и др., отрывки из диафильмов, слайдов.

Приобрели диски для частичного показа детям о Великих князьях русских («Иллюстрированная история государства Российского»).

Собираем фильмотеку о войне («Курская дуга»), диски с военными песнями (аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная»).

- Рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин.

Рассматривание картин сопровождаем объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ краткий, четкий, эмоциональный.

Приобрели репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации доспехов русского воина, солдат Великой Отечественной войны 1812 года;

портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» «День Победы» и др.), фотографии детей-героев Великой Отечественной войны, которые наравне с взрослыми боролись с врагом, фотографии памятных мест родного микрорайона.

У нас подобраны иллюстративный материал, фотографии, плакаты о современной армии и военной техники.

- Встреча детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников).

Организуются встречи воспитанников с участниками Великой Отечественной войны, также дети рассказывают сами о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в военных действиях, работавших в тылу, детей войны.

- Изготовление сувениров, самоделок, открыток, букетов в подарок Ветеранам.

К праздникам с детьми изготавливаем подарки папам, дедушкам, ветеранам.

- Продуктивная деятельность.

Во время образовательной деятельности рисуем, лепим, делаем аппликации и поделки на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др.

- Выставки творческих работ детей и родителей.

Организовывали выставки «День Победы», «От защитников богатырей – до защитников наших дней».

- Музыкально-художественная деятельность: пение песен, разучивание танцев, инсценировки, театральные представления.

На музыкальных занятиях слушаем музыкальные произведения такие как Н Римского-Корсакова «Садко», А. Бородина «Богатырская симфония», военные марши и др., разучиваем песни В. Витлина «Пограничники», В. Кравченко «Моряки», Ю. Чичкова «Мы пока что дошколята», З. Левиной «Наша армия родная», В. Волкова «Любим армию свою», танцы «Яблочко», «Богатырский танец», «Синий платочек», «Российский флаг» и др., инсценировки «Богатырская застава», «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава», разыгрываем театрализованные представления. Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат. Куплены костюмы богатырей, гусаров, элементы военной формы.

- Культурно-досуговая деятельность.

Проводим развлечения, театрализованные представления, праздники: «День Победы», литературно-музыкальные композиции «День памяти и скорби», рисование на асфальте «Нам нужен мир», «День защитников Отечества», спортивные развлечения, «Олимпиады», «Веселые старты», « Здоровый дошкольник на стадионе Родина».

- Спортивные, подвижные, дидактические, народные, сюжетно-ролевые игры.

Подобрали богатырские игры-соревнования («Битва булавами», «Взятие крепости», «Лихой наездник», «Петушиные бои», «Меткий стрелок», «Разминируй поле», «Переправа», «Донесение» и др.), которые используем в развлечениях и праздниках.

Для свободной деятельности детей используем настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море», «О чем речь?» (этнография).

- Предметно-развивающая среда в группах.

Оформили в группах уголки родного края.

Особенно много уделяем внимание знакомству детей с Великой Отечественной войной 1гг., которую вел наш народ с фашистской Германией.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Подводим ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

На тематической неделе «Никто не забыт, и ничто не забыто», дети рисуют, клеят, готовят подарки гостям, поделки для выставки детского творчества «Нам нужен мир», с детьми проводятся беседы «День Победы», «»Когда-то была война».

Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты воинских ритуалов, познакомиться с героями и мужеством солдат и офицеров, испытать гордость за своих близких, которые были на той страшной войне.

В нашем саду существует давняя традиция. Мы каждый год проводим праздник «День Победы», на который приглашаем участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны. Дети готовят приглашения, участвуют в выставке вместе с родителями. На празднике вместе с детьми принимают участие и сотрудники детского сада, исполняя стихи, военные песни, танцевальные композиции, показывая театрализованные представления.

После праздника дети совершают целевые прогулки к памятникам «Скорбящей матери», «Танк» по алее Славы, где возлагают цветы, читают стихи и чтят память героев минутой молчания.

Наши дети выступали в парке Величко на городском празднике, посвященном Дню Победы.

После общественного праздника с детьми проводятся беседы «Как ты провел праздничные дни?», «Где был, что видел?», «Смотрел ли ты по телевизору военный парад? Что тебе больше всего понравилось?».

В разделе «Малая Родина» мы знакомим детей не только с историей возникновения нашего микрорайона, но и с фронтовой жизнью людей и памятными местами.

Собрали фотографии памятных мест Сходни, проводим экскурсии к этим местам: к памятникам Славы, Скорби и мемориальным доскам, рассказываем о летчике Герое Великой Отечественной войны, жившем в нашем микрорайоне и погибшем на войне. Дети подготовительных групп посещают краеведческий музей в лицеи №21.

Большое место уделяем знакомству детей с современной армией. Дети должны знать о современных защитниках Отечества – летчиках, пехотинцах, моряках, пограничниках. Мы стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от врагов, важность службы в армии. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

Дети рассматривают военную форму современную и военных времен, собранную в мини-музее, головные уборы разных родов войск.

В группах проходят тематические недели «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы», где воспитатели рассказывают о военных профессиях, о разных родах войск, о современной армии.

Во время образовательной деятельности по физическому развитию детей и проведению подвижных игр способствуем проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений; создаем условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развиваем у детей терпение и выносливость. Ведь перед нами стоит задача: вырастить не только морально здорового, но и физически крепкого человека.

Физически крепким должен быть и педагог. Мы проводим Дни здоровья для взрослых, в которых весь персонал с удовольствием участвует.

Для развития патриотических чувств у детей используем игры в «военных», сюжетную организованную деятельность из серии «разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда придти на помощь товарищам.

Для свободной деятельности детей изготовлены настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море».

Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляют праздники, которые у нас по давней традиции проходят с участием пап, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за своих родителей. В спортивных праздниках папы соревнуются вместе с детьми или, как члены команды.

В праздниках много игр-соревнований, стихов, танцев, музыки, которые помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, а так же знакомить с военной службой в мирное время, формировать представления о воинском долге. Наш воспитатель по физической культуре всегда готовит с детьми военные танцы на современные мелодии, разучивает эстафеты. Дети испытывают большую гордость за своих пап, и всегда с призами уходят с праздника. В праздниках участвуют разные герои: Богатыри, Десантники, Баба Яга отправляет Лешего служить в армию.

В группах оформляют книжные уголки, готовят фотомонтаж с портретами своих пап и братьев, служивших в армии, участвуют в выставках детского творчества «Защитники Отечества», девочки готовят подарки мальчикам и поздравление на праздник.

Для родителей выставляются советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии».

Еще мы собираем иллюстрации, открытки по теме «Памятники и исторические места Москвы» (Кремль, Могила неизвестного солдата, Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому и другие.)

Режим занятий и/или досугов для дополнительной работы в детском саду:

1 занятие в неделю, в пределах 25-35 минут.

Организация и проведение таких мероприятий дает нам возможность воспитания гражданско-патриотических чувств у детей.