Центр чернения по серебру. Различные способы чернения серебра

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.

Черненое серебро – металл, который приковывает наибольшее внимание из всех представленных видов серебра на рынке ювелирных украшений. Изделия выполнены специальным нанесением на них резных темных узоров, которые получаются при помощи нагревания и применения химического раствора.

Гармоничное сочетание таких «завитков» со светлыми частями драгоценностей придают конечному изделию особый шарм. Таким образом ювелиры получают «эффект старины». В подобном стиле выполнены не только ювелирные украшения, но также столовые приборы, шкатулки, подсвечники и другие предметы.

Выбирая изделие, покупатели обычно задаются вопросом, каким образом из обычного украшения мастера делают редчайшие произведения искусства.

Черненое серебро – это серебро, на которое сверху наносится чернь. Она состоит из сплавов, включающих медь, свинец, сернистые окислы серебра.

Воссоздаваемые таким образом старинные нотки существенно увеличивают стоимость конечного изделия по сравнению с другими украшениями. Это связано с высокой уникальностью работ, долгим и кропотливым трудом.

Покупая изделия из черненого серебра, важно знать главные моменты, которые влияют на его цену:

  • проба металла;
  • отсутствие или наличие драгоценных камней;
  • какой мастер выполнял работу и как давно он занимается подобным ремеслом;
  • сложность узора, его индивидуальность.

Червонный серебряный металл не напрасно имеет очень много почитателей, потому что отделка им обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • изделие в течение длительного периода времени не меняет свой первоначальный облик;
  • не нуждается в слишком частой чистке и уходе;
  • покрытие имеет бактерицидные свойства;
  • таким изделиям приписывают магические способности.

Единственным минусом, пожалуй, стал тот факт, что изделия из черненого серебра не рекомендуется кипятить в содовом растворе. Он отрицательно сказывается на покрытии, приводя к его распаду.

Многие не сведущие в ювелирных вопросах обыватели нередко путают черненое серебро с обычным металлом. И не безосновательно. Любое серебряное украшение со временем приобретает потемнение, если не ухаживать за ним должным образом. Однако обычная чистка легко удалит подобный налет.

Промышленное чернение серебра

В своих мастерских ювелиры проводят чернение по серебру одним из нижеприведенных способов:

  • Механический. Предполагает смешивание окиси железа и графита, и последующим добавлением в данную смесь скипидара. Затем полученной субстанцией бережно покрывают изделие, дожидаются полного высыхания и тряпкой из замши, предварительно смоченной в спирте, протирают всю поверхность. Интересно! Гальваника – один из подвидов механического чернения серебра. В данном случае применяется метод электролиза. Но изделия, на которые чернь наносится подобным образом, быстрее теряют свой привлекательный вид, поскольку покрытие стирается через короткое время.
  • Химический. Проводится с помощью порошка, который включает серебро, цинк, свинец и серу. Его насыпают во все выемки изделия, которое вместе с веществом разогревают до необходимой температуры. Благодаря воздействию тепла порошок начинает плавиться, прочно въедаясь в украшение. Дальше ювелирам остается только произвести шлифовку и полировку изделия.

Конечно, дома заниматься гальваническими ваннами для своих украшений никто не станет. Но как быть, когда так хочется обладать красивым почерненным металлом, а в наличии лишь обычное серебряное кольцо? Для таких случаев предусмотрены свои способы, которые прошли проверку временем и являются весьма эффективными.

Метод №1

Для него понадобятся следующие компоненты:

  • Куриное яйцо.
  • Тонкая шелковая нить или леска.
  • Контейнер из пластика с плотно закрывающейся крышкой.

Порядок действий будет таким:

  • Серебряный предмет почистить от видимых загрязнений.
  • Сваренное вкрутую яйцо разрезать на две половинки и положить на дно контейнера.
  • Украшение подвесить на леску и поместить в контейнер таким образом, чтобы оно не прикасалось к яйцу.
  • Контейнер плотно накрыть крышкой.
  • Подождать минимум 30 минут.
  • Чтобы по серебру чернота распределилась равномерно, изделие следует переворачивать каждые 5-10 минут.

Яйцо в закрытом пространстве выделяет пары сероводорода, которые плотно обволакивают предмет, и получается темное серебро с красивым чернением.

Метод №2

Он проводится с использованием йода. Порядок действий будет следующим:

  • Ватной палочкой, смоченной в медицинском йоде, обработать изделие из серебра, уделяя внимание также труднодоступным местам.
  • Оставить предмет под яркими солнечными лучами до полного высыхания.
  • При помощи зубной пасты, нанесенной на мягкую фланелевую тряпочку, отполировать изделие

Для плоских предметов данный способ лучше не использовать, поскольку он не принесет видимого эффекта.

Украшения из черненого серебра: как и с чем носить?

Делая выбор того или иного украшения из черненого серебра, стоит отталкиваться от цвета кожи будущей обладательницы: смуглым женщинам предпочтительнее покупать светлые украшения с темными рисунками, белокожим блондинкам – узор серебряно-льдистого оттенка на темной поверхности.

Подобные украшения прекрасно дополнят изысканный вечерний наряд для торжественного случая. В то же время такие изделия хорошо сочетаются с офисной классикой в виде платьев или костюмов. Если предполагается повседневное ношение данных украшений, то стоит ограничиться одним предметом, чтобы не выглядеть нелепо.

Оксидированное и черненое серебро: отличия

Кроме черненого серебра на рынке также представлен оксидированный благородный металл. И довольно сложно найти отличия между двумя необычными техниками затемнения.

Принцип создания оксидированного серебра основан на покрытии металла пленкой из оксида. Она создает дополнительную защиту изделию от потускнения, но качества и долговечности это не добавляет. Спустя небольшой период времени после приобретения вещь начинает тускнеть. Чтобы покупка оставила о себе приятные впечатления, нужно внимательно присмотреться к изделию:

  • У оксидированного серебра поверхность ровная и только слегка темноватая. Черненое серебро – насыщенного черного цвета, гармонично сочетающегося со светлыми частями.
  • На черненом серебре узоры исполнены очень аккуратно.
  • Стоимость черненого серебра гораздо выше, чем остальных видов этого металла.
  • Если чистить оксидированное серебро, на нем под воздействием трения практически сразу появятся белые участки. Черненое серебро не боится полировки и чистки. Испортить внешний вид такого украшения может только кипячение или воздействие кислоты.

Особенность почерненных изделий заключается в том, что они не нуждаются в слишком частой чистке и полировке. Но удалять загрязнения и пыльный налет иногда с них все же потребуется.

Есть несколько щадящих способов, не наносящих вреда подобным предметам:

  • Раствор из мыльной воды и небольшого количества пищевой соды. Он должен быть теплым. В жидкость на 10-15 минут погружают украшение, после чего промывают теплой водой и протирают насухо.
  • Настой из картофеля. Одну картофелину очистить, нарезать ломтиками и залить прохладной водой. Опустить в емкость с картофелем изделие на 4 часа, промыть водой и просушить.
  • В стакане теплой воды растворить одну чайную ложку пищевой соды. Помыть этим раствором серебряные изделия.

К предметам из почерненного серебра стоит относиться бережно и аккуратно. Если это украшение, то хранить его нужно отдельно от других драгоценностей в плотно закрытой коробочке. Тогда оно на долгие годы сохранит свою изысканность и совершенство.

Технология

Общие принципы

Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма , в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

XX-XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года , художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский , сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов - в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки , братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев , 800-летию Москвы , юбилею воссоединения Украины с Россией , покорение космоса).

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Абрамцево-кудринская резьба
  • МюПа-47

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Великоустюжское чернение по серебру - Великоустюжское чернение по серебру. Пудреница. 1950 е гг. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ, русский народный художественный промысел. Сложился в 18 веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и другие предметы украшаются рисунками,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М.… … Художественная энциклопедия

    ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ - русский народный художественный промысел, сложился в 18 в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) Северная чернь (художественный руководитель Е … Большой Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысел, зародился в середине XVIII в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) «Северная чернь» (художественный… … Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки… … Большая советская энциклопедия

    Великоустюжское чернение - по серебру русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 году основана артель (с 1960 года фабрика) «Северная чернь»… … Википедия - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь

Великоустюжское чернение по серебру
Великоустюжское чернение по серебру — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении чернёнными рисунками различных серебряных изделий.


Чернение по серебру, как вид народного художественного промысла, известно со времен Киевской Руси.

Серебряные изделия, украшенные черневыми узорами, изготавливались уже в X веке. Особой же известностью пользовалась Северная Чернь по серебру.


Впервые Великоустюгское чернение по серебру было упомянуто в середине XVIII века, когда было решено отправить в Москву мастера Великого Устюга Климшина для обучения черневому искусству местных ремесленников. Наверно, немало дней провел в дороге мастер Михаил Климшин, добираясь из родного города в Москву. Дело было зимой, в самом начале 1745 года ехал он по вызову Главного магистрата со своими инструментами к московскому купцу Василию Кункину. Около года работал мастер в столице, обучая здешних ювелиров, - вот как ценилось искусство земляков Климшина! Судя по всему, московские серебряники многому научились: сохранилось немало их работ второй половины XVIII века.


Черневое искусство в Великом Устюге развивалось довольно быстро, т.к. там существовало множество лавок по торговле серебром, которое является основным сырьем для промысла. А также там были все условия для сбыта черневых изделий. Секрет Великоустюгской черни передавался «из рода в род» и постепенно совершенствовался мастерами.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов (меди, свинца, серы), создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Приготовленная чернь имеет вид темно-серого камня, который легко размалывается в порошок. Этот порошок смачивают и полученную темную кашеобразную массу накладывают ровным слоем 1-2 мм на серебряную поверхность с выгравированным рисунком. Участки изделия, где отсутствует рисунок, замазываются огнеупорной глиной. После наложения черни, изделие прокаливается на огне так, чтобы чернь расплавилась и заполнила все самые мелкие штрихи, сделанные резцом гравера. При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое темно-бурое покрытие, которое затем в несколько приемов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре.


В результате черный сплав остается только в углублениях. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и выполнен рисунок, получается либо черневое изображение на блестящей поверхности, либо, наоборот, черный фон, на котором светлый рисунок. Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла.

В Великом Устюге черневое дело процветало. В 1761 году братья Степан и Афанасий Поповы открыли фабрику, которая выпускала серебряные с чернью изделия, а также эмалевую посуду с серебряными накладками. Мастера, жившие в городе, пришли на фабрику. Их изделия прославили Устюг: модные тогда табакерки, ларцы, подносы, коробочки с интересными сюжетными рисунками пользовались большим успехом в Москве и Петербурге.

В то время и в других русских городах - Костроме, Вологде, Тобольске изготовляли черневые изделия тоже не без влияния великоустюжских мастеров. Но нигде вещи эти не были столь разнообразны и красивы по форме, как в Великом Устюге, нигде бы вы не встретили столько привлекательных сюжетов и такой прекрасной ювелирной отделки.


15 лет просуществовала фабрика Поповых. Потом один из пожаров, от которых часто страдал город, уничтожил здание. Владельцы были разорены и не смогли восстановить свое дело... Но северная чернь не умерла - мастера продолжали работать. Трудились семьями. Архивные материалы сохранили имена наиболее известных ювелиров. Славился, например, род Жилиных. Здесь из поколения в поколение передавалось мастерство серебряного дела, секрет приготовления черни, рисунки для наведения ее.


В 1786 году в Великом Устюге была открыта серебряная управа, которая вела учет выпускаемых Устюжскими мастерами серебряных изделий. Известными черневыми мастерами XVIII века считаются Климшин Михаил, Жилины Петр Петрович и Иван Петрович, Кошков Иван Алексеевич.

В начале XIX веке на северное черневое искусство огромное влияние оказал стиль классицизма. Черневые рисунки того времени отличаются строгостью и лаконичностью, они становятся графичными с четко прорисованными деталями. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга.


В начале же XX века черневое производство в Великом Устюге практически прекратило существовать, и единственным видным мастером оставался Михаил Иванович Кошков, который долгое время хранил секрет состава Северной Черни. Он передал секрет черни своему внуку Михаилу Павловичу Чиркову.

Возрождение «северной черни» в XX веке связывают с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1929 году под руководством М.П. Чиркова было организовано промышленное предприятие «Экспортная мастерская». С 1931 года в мастерскую начали набирать учеников, которых обучал сам Чирков, и мастерская начала постепенно расширять свою деятельность. Но уже в 1933 году мастерская была ликвидирована, а на ее базе была организована кустарно-промысловая артель «Северная Чернь», где был налажен выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского - выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание. Шильниковского Е.П. считают создателем орнаментального направления в черневом искусстве Великого Устюга. Мастеру принадлежит множество оригинальных произведений и рисунков для черневых изделий. В работах Шильниковского получили развитие сюжетные композиции с видами Москвы, обрели новую жизнь мотивы северной природы, образы русских сказок, произведений А. С. Пушкина и И. А. Крылова.

Сегодня артель развилась в крупное предприятие ЗАО «Великоустюгский Завод «Северная Чернь», которое является одним из крупнейших предприятий по производству серебряных изделий, украшенных черневыми узорами. Ассортимент предприятия насчитывает множество изделий, основную часть которых составляет посудная группа. Все изделия изготовлены вручную с соблюдением старинной технологии промысла. Предприятие реализует свою продукцию не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, успешно развиваясь и сохраняя древнее искусство Великоустюгского чернения по серебру.

Черненое серебро набирает популярность среди покупателей, поскольку украшения из этого вида драгметалла имеют необычный вид, который отличается изысканностью и похож на антиквариат.

Кольцо из черненого серебра

В ювелирном деле используют такие виды серебра:

  • Стерлинговое. Этот термин обозначает обычное серебро 925 пробы без дополнительных покрытий. Поэтому изделия из стерлингового серебра требуют ухода и чистки от потемнений. Популярна проба при изготовлении не только украшений, но и столовых приборов.
  • Черненое. Внешне выглядит похожим на потемневшее серебро, но эффект достигается искусственным способом. Не требует особой чистки.
  • Оксидированое. Похоже на черненый драгметалл, но эффект нанесения темного слоя более дешевый и недолговечный.
  • Родированое. Нанесение слоя родия на изделие, не меняющее его цвет. Делается для того, чтоб защитить украшение от царапин и потемнений.

Методика чернения

Но самым аристократичным считают черненое серебро. Расцвет этой методики пришелся на семнадцатый век. Тогда с помощью чернения придавали изделиям вычурные узоры. В доме считалось престижным иметь предметы из этого вида драгметалла, например, портсигары, столовые приборы и даже предметы мебели.

За счет разницы цветов обычного и черненого серебра рисовались карты, гравюры с изображением природы, животных. Иногда стоимость таких изделий доходила до нескольких тысяч долларов. Они ценятся и до сих пор, особенно старинная ручная работа, и продаются на аукционах за баснословные деньги.

Поэтому покупателей и сегодня интересует вопрос: что это такое черненое серебро и в чем заключается суть методики? Ответ очень простой: чернение - это методика, при которой добиваются осаждения сернистого серебра на изделии. Этого, конечно, можно добиться, если просто не чистить украшения, но такое чернение будет неоднородным и дешевым. А вот ювелиры проводят эту процедуру двумя способами:

  • Чернение серебра механическим способом включает в себя смешивание графита с окисью железа и с добавлением в эту смесь скипидара. Далее вещество аккуратно наносят на серебряное изделие или его части, ждут высыхания, а после протирают замшевой тряпкой, смоченной в спирте. Разновидностью механического способа является использование гальваники. На производствах в специальные ванны заливают растворы с реактивами и помещают туда два электрода. К одному из них присоединяют украшение, а через другой пропускают ток. Процесс называется электролизом и позволяет равномерно нанести слой чернения на изделие. Правда, этот слой будет более поверхностным и подверженным стиранию. А также его нельзя нанести на отдельные участки украшения, изделие получается черненным полностью.
  • Химическое проведение процедуры заключается в использовании порошка, состоящего из смеси металлов: серебра, цинка, свинца, серы. Этот порошок засыпается в части изделия и потом вместе с украшением подогревается до нужной температуры. Далее порошок расплавляется и въедается в изделие, окрашивая его в черный цвет. Поле процедуры проводится полировка и шлифовка изделия.

Браслет из черненого серебра

Главное - помните, выбирая украшение, что черненое серебро и оксидированное отличаются между собой. Оксидированное украшение - это изделие, на которое нанесли слой оксидной пленки. Этот метод более дешевый и придуман для дополнительной защиты украшений. Пленка оксида быстро стирается при носке и стоит дешевле, чем черненое изделие. Отличить их можно по внешнему виду: оттенок у оксидированного серебра темнее, чем у черненого и детали украшения имеют неоднородный цвет.

Самостоятельное чернение

Зачернить серебро в домашних условиях несложно. Более того, это легко сделать с помощью подручных средств, а ваше украшение приобретет новый вид.

1) Итак, для первого способа понадобятся:

  • контейнер, который герметично закрывается;
  • яйцо;
  • нитка.

Яйцо следует сварить вкрутую. Далее очистите его и разрежьте на две части. Поместите половинки в контейнер, а к крышке емкости подвесьте изделие из серебра. Чернь будет образовываться, благодаря действию на украшение сероводорода, но чернение серебра может быть неравномерным, поэтому советуют менять время от времени положение украшения. Если на украшении есть камни, протирайте их во время чернения. Сам способ безобидный, но инкрустация может незначительно потемнеть, если ее не протирать.

2) Для следующего способа нужно приобрести серную мазь. Потом нанести ее на изделие или те фрагменты, которые в дальнейшем должны почернеть. Поднесите к украшению фен с теплым воздухом, и вы увидите, как оно меняет цвет, становясь черным. После процедуры отполируйте изделие.

3) А еще нанести черноту можно с помощью йода. Эта методика подходит только для украшений с рельефом. Йод наносится ватной палочкой и высыхает на солнце. Отполировать готовое серебро с чернением лучше всего с использованием щетки и зубной пасты.

Для чистки черненого серебра подойдут только бережные способы. Не стоит использовать кислоты или кипятить изделие. Если вы хотите почистить украшение, просто приготовьте мыльный раствор и добавьте в него щепотку соды. Вода должна быть теплой, а украшение должно там полежать около 20 минут. Тереть черненое серебро содой или зубным порошком запрещено можно повредить чернение.

Изделия из черненого серебра более торжественны, чем обычные. Поэтому их уместно носить на приемах или праздниках. Для повседневной пользования лучше выбрать варианты из стерлингового серебра. А за чернеными изделиями бережно следить и ухаживать.