Аппликация мозаика из кусочков. Урок технологии «Мозаичные аппликации

Инна Рязанцева

Этот вид аппликации очень подходит для дошкольников. Она увлекательна,развивает воображение, творческую активность детей,чувство цвета, формы и при этом необходима достаточно развитая моторика рук. Ведь нужно оборвать (вырезать) очень мелкие детальки. Здесь потребуется усидчивость, настойчивость,выдержка.

Чем меньшего возраста ребёнок, тем проще должна быть фигура из бумаги, а детали должны быть крупнее.

Сделать мозаичную аппликацию довольно легко .

Берём однотонный картон для фона,фигуру,которую мы хотим изобразить.

Обводим наш макет карандашом,наносим рисунок в нужных местах.

Готовим цветную бумагу для выполнения самой аппликации . Можно нарезать тонкие полоски из предполагаемых оттенков цветов,а потом обрывать мелкие кусочки (это придаст объём)


Фон намазывается клеем, а на него наклеиваются кусочки цветной бумаги плотным слоем,соблюдая последовательность цветов и симметричность.



Получается очень красиво. Работу можно продолжить и в другой раз,главное-выполнить её.



Можно делать этот вид аппликации используя дырокол ,для набивания кружков. Вот что получилось у меня.


И вот такая новогодняя игрушка.


Простенько,но полезно деткам и красиво.

Буду рада,если вам понравилось.

Физиологами уже давно установлено, что пальцы человека имеют органическую связь с мозгом, а потому регулярная работа руками прекрасно стимулирует интеллектуальные способности и совершенствует речевые навыки. Чтобы малыш рос смышлёным, чтобы не испытывал сложностей с произношением звуков, занимайтесь с ним ручным трудом. И чем чаще, тем лучше.

Полезны любые занятия, задействующие мелкую моторику:

  • шнуровки;
  • сортировка мелких предметов (скрепки, бусины, пуговицы, макаронные изделия, фасоль);
  • игры, требующие зрительно-моторной координации (конструктор, пазлы, мозаика);
  • декоративно-прикладное творчество (рисование, лепка, поделки из папье-маше, аппликации).

Очень интересная техника для дошкольников - модульная аппликация (мозаика). Давайте разберёмся, что она собой представляет и в чём её польза для малышей.

Польза модульной аппликации

Аппликация - это разновидность декоративно-прикладного искусства, произведения которого получаются путём наложения деталей на фон. Если накладываемые детали представляют собой примерно одинаковые по форме и размеру модули, то аппликацию называют модульной. Такая техника, по своей сути, является мозаикой, а потому модульные аппликации часто называют мозаичными или используют понятие «аппликация-мозаика».

Итак, модульная, она же мозаичная, она же аппликация-мозаика представляет собой приклеивание на фоновое основание множества одинаковых или очень похожих модулей. Такое занятие, если уровень сложности подобран в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, вносит в общее развитие малыша огромнейший вклад:

  • тренирует мелкую моторику и глазомер;
  • развивает образное и пространственное мышление;
  • способствует формированию эстетического восприятия и вкусовых предпочтений;
  • знакомит ребёнка с основами конструирования;
  • помогает воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность;
  • благотворно воздействует на эмоциональное состояние;
  • стимулирует фантазию и воображение;
  • обогащает сенсорный опыт;
  • открывает новые возможности для организации увлекательного семейного досуга;
  • помогает изучать цвета и формы.
Как создать модульную аппликацию с ребёнком
  1. Приготовьте основание, на которое надо будет приклеивать элементы вашего будущего шедевра.
  2. Нанесите на фон контурный рисунок.
  3. Запаситесь достаточным количеством модулей (деталей).

Вот, собственно, и всё, что нужно, чтобы создать красивую мозаичную аппликацию с ребёнком. Доставайте клей - и можно приступать!

На заметку! Если вы - счастливые родители нескольких малышей, к мозаичной аппликации можно привлечь всю весёлую разновозрастную братско-сестринскую банду. Самые маленькие пусть рвут и комкают бумагу, самые старшие создают оригинальный шаблон для аппликации, ну а потом все вместе во главе со средними выкладывают свою мозаику и наслаждаются плодами совместных трудов.

А теперь рассмотрим обозначенные пункты чуть подробнее.

1. Основание

Самый традиционный вариант основания для аппликации - однотонный цветной картон. Но вы можете приспособить для этой цели и другие подручные материалы:

  • старые ненужные компакт-диски;
  • влаговпитывающие бытовые салфетки;
  • одноразовые бумажные или пластиковые тарелки;
  • крышки от различных пластиковых ёмкостей или картонных коробок.
2. Шаблон для аппликации

Выбирая тематику для мозаичной аппликации, не забывайте, что любая аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной.

  • Шаблон для предметной аппликации изображает один объект. Например, вазу, мяч или машину. Чем младше ваш карапуз, тем проще должен быть шаблон для предметной модульной аппликации.
  • Сюжетная аппликация подразумевает более сложную картинку: на основании надо отобразить некое событие, действие, несколько предметов, которые связаны общей темой. Занятие по созданию сюжетной аппликации удобно использовать для отработки лексической темы.
  • В декоративной мозаике дети играют с формами и цветами, свободные от тематических рамок. Фантазийные орнаменты, оригинальные узоры, интересные авторские сочетания - творите в своё удовольствие!



3. Материал для мозаики
  • Бумага . Геометрические фигуры или кусочки произвольной формы (нарезанные ножницами или просто нарванные руками). Если кусочки для обрывной мозаики предварительно помять, получится объёмная картинка.
  • Салфетки . Мягкий, податливый материал прекрасно подходит для работы с самыми маленькими творцами. Возможно, наклеивать модули придётся вам, но кроха с удовольствием обеспечит вас «кирпичиками», необходимыми для построения красочной работы.
  • Природный материал . Семена различных растений, крупы и предварительно окрашенные мелкие макаронные изделия открывают широкий простор для создания интересных работ в технике модульная аппликация (мозаика).
  • Пластилин . Отщипывайте от цветных брусков пластилина небольшие кусочки, скатывайте их в шарики, а затем заполняйте такими цветными колобками шаблон вашей модульной аппликации, слегка придавливая пластилин пальцами для придания конструкции прочности.
  • Бисер, пайетки, пуговицы, самоклеющаяся плёнка . Эти материалы менее популярны в детском творчестве, но со старшими дошкольниками и младшеклассниками из них можно создать очень интересные образчики декоративно-прикладного искусства.

Друзья! Надеемся, подготовленный нами обзор возможностей модульной аппликации вдохновил вас на проведение серии интересных творческих занятий с вашим карапузом. Мы будем рады, если плодами этой работы вы поделитесь с нами и нашими читателями в комментариях к статье или на наших страницах в социальных сетях.

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Орнамент или картина, составленные из множества кусочков цветной бумаги определённой формы и размеров, называется мозаикой. Создать интересные или тематические работы можно из журналов, газет или салфеток. Если есть желание сделать мозаику из бумаги с маленьким ребёнком, то вместо использования ножниц нужные фрагменты можно просто отрывать от листа. Такой способ безопасен, развивает мелкую моторику, усидчивость и цветовое восприятие.

Общие правила выполнения работ

Начинается работа с контура крупных деталей и их заполнения. Затем делаются более мелкие элементы рисунка. Оформление фона исполняет также от краёв к центру. От выбранного картона зависит цвет между стыками кусочков бумаги после наклеивания.

Бумажный клей для работ после высыхания не должен оставлять следов. Иметь не слишком жидкую консистенцию, чтобы его удобно было использовать и случайно не разлить на поверхность основы. Нанесение клея выполняется небольшими порциями, ровно столько, сколько надо на один фрагмент.

Излишки могут размочить картон, из-за чего он покоробится. Это серьёзно и безвозвратно испортит внешний вид изделия. Чтобы поделка была привлекательнее, после укладки и приглаживания элемента рабочая поверхность вытирается сухой ветошью.

«Рваная» мозаика для малышей

При оклеивании любых сюжетов или отдельных предметов получается мозаичная аппликация из бумаги. Шаблоны можно нарисовать самостоятельно или распечатать готовые. Доступность и невысокая стоимость материалов позволяет заняться творчеством в любое время. Для новичков и малышей лучше использовать эскизы с простыми крупными формами без мелких элементов. Для аппликации гриба понадобится:

  1. Один лист картона.
  2. 5 цветов бумаги.
  3. Клей ПВА.
  4. Простой карандаш и ластик.

Голубой цвет для неба, тёмно- и светло-коричневый для земли, для шляпки и под ней, жёлтая ножка и зелёная трава. Чтобы придать яркость картинке, на участке с почвой можно наклеить вразброс жёлтые кусочки, изображающие осенние листья.

Изготовление мозаики из бумаги своими руками по шаблону начинается с нанесения рисунка на картон. Его можно срисовать или перевести при помощи копировальной бумаги с печатного эскиза. Бумага нарывается мелкими элементами по цветам в отдельные ёмкости.

Создание картинки начинается с гриба. Сначала оклеивается его контур, а затем заполняется внутренняя часть. После этого делается небо и земля. Фрагменты следует подгонять с минимальными зазорами, но так, чтобы их края не заходили друг на друга.

Когда изделие готово, его кладут под пресс для просушки. Это предотвратит деформацию картонной основы.

Аппликация из геометрических форм

На обратной стороне листов расчерчиваются треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры, затем разрезаются. Каждый цвет складывается отдельно. Мелкими кусочками заполняется нарисованный шаблон. Стандартные и произвольные многоугольники обеспечат интересными деталями аппликацию. Такая мозаика из цветной бумаги привлекает внимание окружающих. Она может стать украшением интерьера или оригинальной открыткой. Эта техника подходит для детей с первого класса.

Для дошкольного возраста подходит составление аппликаций из больших фигур. Самая простая для них поделка - это домик. Формы хорошо просматриваются, и ребёнку будет несложно их подготовить и приклеить на основу. А также можно изготовить скворечник на дереве. Тут добавляется круг для кроны дерева и прямоугольник - ствол.

Более сложной задачей будет рисование форм для цветка. Для выполнения вырезаются кружочек и 7 овальных лепестков. Если взять жёлтый и белый цвета, то получится ромашка. Если использовать лепестки, выполненные из прямоугольников и надрезанные несколько раз в верхней части, то получится астра. Для стебля и листиков - прямоугольники и овалы.

Если лепестки приклеивать только возле сердцевины, то получится объёмная картинка.

Рыбки в аквариуме из цветной бумаги

Морские обитатели и подводные растения привлекают детей своими формами и цветовой гаммой. Эта аппликация поможет развить малышу точность в повторении линий при обведении контуров и их вырезания. Ножницы используются детские безопасные с пластиковыми накладками и закруглёнными кончиками. В зависимости от возраста ребёнка, клей ПВА можно заменить карандашом при создании мозаики из цветной бумаги и шаблона. Этапы выполнения:

Сначала картинка собирается всухую, выбирая желаемое расположение. Это избавит ребёнка от замешательства и нерешительности при приклеивании. По завершении на поделку укладывается плоский груз и оставляется до полного высыхания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

1 . Ф.И.О . Маринчева Татьяна Ивановна

2.Класс : 2

3.Дата

4.Предмет : технология

5. Тема урока:_ Мозаичные аппликации

6. Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока :

Образовательные:

    расширить знания о мозаичной технике; познако­мить с особенностями мозаики из бумаги; учить выполнять мо­заику из бумаги, совершенствовать навыки создания вырази­тельных композиций;

    Формировать знания учащихся о мозаике, о различных видах мозаичной аппликации, закрепить умения разметки по шаблону;

    научиться делать простейшие мозаичные;закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

    Развивающие: : развивать моторику пальцев;

    развивать навыки и умения ручного труда;

    развивать фантазию, мышление учащихся;

    развивать умения экономно пользоваться бумагой.

развивать воображение и речь;

    Воспитательные: воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать варианты использования бумаги в практической жизни; использовать в практической работе приемы работы с бумагой; соединять детали при помощи клея; экономно расходовать материал; учить использовать инструменты при рисовании заготовок (карандаш, резинка).

УУД:

Личностные: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; формирование позитивного отношения к труду.

Регулятивные : умение составлять композицию из симметричных фигур по образцу; планировать практическую деятельность по слайдам; действовать по плану;

Познавательные : исследовать свойства бумаги; осмысление алгоритма выполнения мозаичной аппликации; соблюдать в практической работе правила работы ножницами, правила разметки шаблоном, сгибанием; проводить анализ объекта.

Коммуникативные : развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.

Основные термины и понятия: мозаика, мозаичная аппликация,шаблон, правила безопасной работы.

Демонстрационное оборудование: образцы изделий (панно); цветная бумага, картон, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, кар­тон, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Словарь: мозаика.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности

Солнце яркое проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось,

Начинать урок пора .

2.Актуализация знаний.

1.Подготовительная работа

/Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:

    Не держи ножницы концами вверх.

    Не оставляй ножницы в открытом виде.

    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

    При работе следи за пальцами руки.

    При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

    Не допускать попадания клея в глаза.

    Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

    После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

3.Постановка проблемы

Какие поделки мы любим с вами собирать?/мозаику/

Что мы о ней знаем? /ответы дете мозаика мо­жет быть выполнена из стекла, камешков, керамики й:/

Проблема урока: Чему сегодня будем учиться?/новым видам мозаики/

На прошлом уроке вы узнали, что мозаика мо­жет быть выполнена из стекла, камешков, керамики. Но есть еще один материал, из которого легко заготовить детали для создания мозаичного изображения. Это бумага. Она имеет мно­жество цветов и оттенков, поэтому и картины из нес получаются яркими, красивыми. Сегодня вы убедитесь в этом, создав свое мозаичное панно.

4.Открытие новых знаний

1. Знакомство с особенностями мозаики из бумаги.

У меня в руках пестрый веер цветной бумаги (показывает образцы Бумаж­ной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изо­бражения (показывает образцы изделий).

Мозаичная композиция может быть самостоятельным про­изведением. Но можно такую технику использовать и для укра­шения коробочек, шкатулок, подобрав соответствующие рисун­ки. Если вы покроете изделие лаком, то сможете долгие годы пользоваться оригинальным изделием. Познакомимся с техни­кой бумажной мозаики поближе.

2. Последовательность работы над бумажной мозаикой.

Для работы над бумажной мозаикой вам пона­добятся: листы цветной бумаги, куски картона, ножницы, клей, образцы рисунков. Работа над панно начинается с заготовки бу­мажных деталей. Есть два способа заготовки: первый - нареза­ние бумажных квадратов или других фигурок разных цветов и оттенков, второй - получение деталей способом обрывания. Во втором случае края деталей получаются неровными (показы­вает детали). Они создают впечатление пушистости, шерохова-тости. В остальном последовательность операций по изготовле­нию мозаики одинакова.

Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Линии должны быть тонкими, еле заметны­ми. Очень важно при этом соблюсти правила композиции. Да­вайте вспомним их. (Правильно расположить лист картона -основу, найти композиционный центр картины, соотнести все детали рисунка по величине.)

Заготовленные детали лучше разложить в коробочки, рас­сортировав их по цвету. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем и, наколов на ножку циркуля или другой острый предмет бумагу нужного цвета, на­кладывают ее на основу. Выкладывать рисунок начинают с кон­турных линий. Между частями оставляют небольшие просветы. Вот основные принципы создания картин в мозаичной технике.

Но иногда бывает, что вроде бы и масштаб деталей рисунка соблюден, и композиция составлена верно, но мозаика все равно получилась невыразительной. Почему так происходит? Рас­смотрим картины, представленные на рисунках в учебнике (с. 122-124), и выясним, все ли они удались авторам, какие ошибки были допущены ими, в каком случае мозаичная техника для изготовления панно была уместна, а в каком - можно было выполнить простую аппликацию.

3. Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы работы над мозаичным панно.

Физкультминутка

5.Первичное закрепление

Практическая работа.

Задание: выполнить мозаику из бумаги.

Во время практической работы учитель контролирует пра­вильность организации рабочего места, приемов работы, ока­зывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Физкультминутка

6. Итог урока.

1. Уборка рабочих мест

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери,

В портфель все вещи положи.

2.Выставка работ учащихся. Обсуждение работ. Вопросы:

В какой технике выполнены ваши работы?

Каким способом вы заготовили детали для бумажной мо­заики?

Какая из работ, по вашему мнению, является лучшей? Объясните почему.

7. Рефлексия

«Лесенка»

«Настроение» /смайлики- «Солнышко»/

Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

У всех поделки получились аккуратные(5, 4)

Урок окончен. Всем спасибо.